Специализация венгрии. Экономика Венгрии: краткое описание, история развития, статистические данные

Венгрия – новая постсоциалистическая страна Центральной Европы с экономикой, в которой уже утвердились основные рыночные принципы. Современный уровень экономического и социального развития Венгрии эксперты считают одним из самых высоких среди стран Центральной и Юго-Восточной Европы. Венгерская экономика в значительной мере ориентирована на Европейский Союз. Благоприятная в начале 2000 г. конъюнктура в странах ЕС способствовала ускоренному экономическому росту и в Венгрии: в I квартале ВВП возрос на 6,6% по сравнению с аналогичным периодом 1999 г. Наметившееся к концу 2000 г. замедление темпов экономического роста в Евросоюзе сыграло определяющую роль в снижении темпов роста и в Венгрии.

Тем не менее, в целом за 2000 г. Венгрии удалось сохранить за собой одно из лидирующих мест среди стран региона по темпам экономического роста (5,3% при среднем темпе прироста по странам Центральной Европы порядка 4,2%).

Форсированный приток иностранного капитала привел к коренной перестройке структуры венгерской экономики. В Венгрии за последние годы сформировалась индустриально-аграрная структура экономики западноевропейского типа: промышленность и строительство обеспечивают более 30% произведенного ВВП, сельское хозяйство – около 5%, а сфера услуг – 65%.

Довольно прочным и устойчивым представляется нынешнее валютно-финансовое положение Венгрии. Несмотря на значительное ухудшение для страны условий внешней торговли, в допустимых пределах удается удерживать дефицит внешнеторгового и платежного балансов страны.

Степень либерализации внешнеторгового режима, осуществленной в Венгрии, оценивается секретариатом ВТО в основном положительно, хотя отмечается сравнительно высокий средний уровень таможенных пошлин, применяемых Венгрией в рамках режима наибольшего благоприятствования.

Промышленность Венгрии

Страна небогата природными ресурсами, но располагает благоприятными агроклиматическими и рекреационными условиями, выгодно расположена географически.

Единственным полезным ископаемым, обнаруженным в значительных количествах, являются бокситы, добываемые близ озера Балатон В 1983 г. Венгрия являлась седьмым в мире производителем бокситов – его было добыто 2,9 млн. т. Однако к концу 1990-х многие шахты были закрыты, и производство бокситов сократилось примерно до 1 млн. т – по сравнению с 1,7 млн. т в 1992 г.

Главный минерал Венгрии – уголь. Распространен главным образом бурый уголь и лигниты. Добыча ведется в районе городов Татабанья, Дорог, Шалгатарьян, Дьендьёш, Озд, Мишкольц. Также в горах Мечек добывают каменный уголь. В районе Мишкольца (на северо-востоке) находятся месторождения железной руды. Венгрия также имеет запасы металлов, таких как железо, галлий, молибден, медь, цинк, золото, марганец. Венгрия добывает небольшое количество нефти и природного газа со скважины в бассейне Сегеда и районе Зала на юго-западе страны. В 1998 г. здесь было добыто 3,5 млн. т нефти и 4,7 млрд. куб. м природного газа. Разрабатываются месторождения марганца и железной руды. В Венгрии имеется урановая руда, но все сведения о ее добыче засекречены.

В промышленности наиболее развиты обрабатывающие отрасли (90,6% ВВП) Ведущая отрасль обрабатывающей промышленности – машиностроение, в том числе:

  • автомобилестроение (завод «Икарус» в Будапеште и Секешфехерваре - крупнейший в Европе производитель автобусов).
  • Производство локомотивов, судов, кранов.
  • Электротехническая и радиоэлектронная промышленность (в т.ч. производство средств связи, вычислительной техники, медицин-ского оборудования и приборов (Будапешт, Секешфехервар)).
  • Станкостроение (Будапешт, Мишкольц, Эстергом).
  • Производство сельскохозяйственных машин и оборудования для легкой и пищевой промышленности.

Производятся электротехнические изделия, электроника, двигатели, дизельные локомотивы, мотоциклы, автобусы, речные суда, промышленное оборудование, телевизоры и радиоприемники, бытовую технику и др. Есть предприятия черной и цветной металлургии.

В химической промышленности важное место занимает производство минеральных удобрений, средств защиты растений, продуктов органического синтеза, развивается резиновая промышленность, различные виды пластмассы, синтетические материалы. Относительно высокого уровня достигло фармацевтическое производство (15% стоимости промышленной продукции). Имеющая давние традиции, эта отрасль опирается на мощную научно-исследовательскую базу, с помощью которой постоянно разрабатываются все более эффективные средства борьбы с различными заболеваниями.

Значительна пищевкусовая промышленность: крупные мясомолочные и консервные предприятия. Из отраслей легкой промышленности наиболее развиты швейная, кожевенно-обувная, трикотажная. Венгерские ткани, готовая одежда, обувь, мебель, а также продукты мясообрабатывающей и консервной промышленности пользуются заслуженной известностью во многих странах мира.

Пищевая промышленность опирается практически полностью на отечественную сырьевую базу, отдельные же отрасли легкой промышленности нуждаются в значительном импорте сырья и полуфабрикатов. Венгрия ввозит хлопок, шерсть, лен, сырую кожу, древесину, целлюлозу.

После спада конца 1990-х гг. стабилизируется производство в металлургии и работающей почти исключительно на давальческом сырье лёгкой промышленности. Доля энергетики и водоснабжения – 8,9%. В добывающих отраслях производство постепенно сворачивается.

Венгерская промышленность довольно сильно зависит от состояния мирового рынка: на экспорт идёт более половины (52%) всего промышленного производства. Крупные предприятия вывозят – в зависимости от отрасли – 60–80% своей продукции. Потребности внутреннего рынка удовлетворяют в основном мелкие и средние предприятия (число занятых соответственно до 50 и до 300 чел.).

Кроме того, широкое распространение в Венгрии получили кустарные промыслы:: вышивка, керамика, портьеры, деревянные игрушки, куклы, плетеные корзины, фарфор, изделия из гусиного пуха.

В промышленности наиболее развиты обрабатывающие отрасли (90,6% ВВП) Ведущая отрасль обрабатывающей промышленности - машиностроение, в том числе:

· автомобилестроение (завод «Икарус» в Будапеште и Секешфехерваре - крупнейший в Европе производитель автобусов);

· производство локомотивов, судов, кранов;

· электротехническая и радиоэлектронная промышленность (в т.ч. производство средств связи, вычислительной техники, медицин-ского оборудования и приборов (Будапешт, Секешфехервар));

· станкостроение (Будапешт, Мишкольц, Эстергом);

· производство сельскохозяйственных машин и оборудования для легкой и пищевой промышленности.

Рисунок 4. Структура промышленного комплекса на 2007г

Производятся электротехнические изделия, электроника, двигатели, дизельные локомотивы, мотоциклы, автобусы, речные суда, промышленное оборудование, телевизоры и радиоприемники, бытовую технику и др. Есть предприятия черной и цветной металлургии.

В химической промышленности важное место занимает производство минеральных удобрений, средств защиты растений, продуктов органического синтеза, развивается резиновая промышленность, различные виды пластмассы, синтетические материалы. Относительно высокого уровня достигло фармацевтическое производство (15% стоимости промышленной продукции). Имеющая давние традиции, эта отрасль опирается на мощную научно-исследовательскую базу, с помощью которой постоянно разрабатываются все более эффективные средства борьбы с различными заболеваниями .

Значительна пищевая промышленность: крупные мясомолочные и консервные предприятия. Из отраслей легкой промышленности наиболее развиты швейная, кожевенно-обувная, трикотажная. Венгерские ткани, готовая одежда, обувь, мебель, а также продукты мясообрабатывающей и консервной промышленности пользуются заслуженной известностью во многих странах мира.

Пищевая промышленность опирается практически полностью на отечественную сырьевую базу, отдельные же отрасли легкой промышленности нуждаются в значительном импорте сырья и полуфабрикатов. Венгрия ввозит хлопок, шерсть, лен, сырую кожу, древесину, целлюлозу.

После спада конца 1990-х гг. стабилизируется производство в металлургии и работающей почти исключительно на давальческом сырье лёгкой промышленности. Доля энергетики и водоснабжения - 8,9%. В добывающих отраслях производство постепенно сворачивается.

Экспорт Венгрии составляет более половины (52%) всего промышленного производства. Крупные предприятия вывозят - в зависимости от отрасли - 60-80% своей продукции. Потребности внутреннего рынка удовлетворяют в основном мелкие и средние предприятия (число занятых соответственно до 50 и до 300 чел.).

Энергетические потребности страны меньше, чем на 50% обеспечены собственными ресурсами. Нефть и природный газ импортируют из России транзитом через Украину. Действует нефтепровод «Адриатика» от порта Риека в Хорватии. Природный газ в страну также поступает из румынской Трансильвании.

Автомобильная промышленность. Автомобильная промышленность является одним из основных секторов венгерской экономики и составляет 20% в общей сумме экспорта и 46,6% ВВП страны. В 2007 году стоимость проданных за границу автомобилей достигла 8,2 миллиарда евро, а двигателей - 5,3 миллиарда евро. В этой области ведут активную деятельность 600 предприятий, на которых занято 110 000 человек. Из них 240 компаний работает в соответствии со стандартами качества ISO и/или TS 16949. Удельный вес экспорта производимых в Венгрии машин составляет 94%, а в области автомобильных компонентов и двигателей это число достигает 88%.

Постоянно растет число производителей первого и второго уровней. В начале 90-х годов некоторые иностранные автопроизводители, такие, как Suzuki, Audi и General Motors, а также 14 из 20 ведущих производителей 1-го уровня создали свое производство в Венгрии. Многие мультинациональные компании перевели производство, обслуживание, а также свои европейские штаб-квартиры и центры по исследованиям и разработкам в Венгрию, и на сегодняшний день их прямые вложения составляют приблизительно 67 миллиардов евро.

Электрооборудование. В Венгрии, выпускающей электронное оборудование на сумму в 10 миллиардов долларов США в год, на сегодняшний день сосредоточено 40% общего объема производства стран Восточной Европы. Электроника является одним из ведущих секторов экономики страны: 17% занятых в промышленности рабочих и служащих работают в компаниях по производству электроники, доля которых в объеме промышленного производства составляет 25,5%, а в общей сумме экспорта - 42%. На протяжении последних 7 лет иностранные инвесторы проявляли особый интерес к четырем областям деятельности, а именно: информационные технологии, коммуникации, бытовая электронная техника и автомобильная электроника. Вычислительная техника представляет собой ведущий сектор электроники, составляющий 30% от общего объема производства. Венгрия является крупнейшим производителем периферийного оборудования.

В области телекоммуникаций иностранные производители мобильных телефонов и их компонентов создали Центры передовых технологий, которые способствуют развитию инноваций и новых областей применения.

Ряд компаний, поставляющих автомобильную электронику, считает своим приоритетом обслуживание активных на венгерском рынке производителей автомобилей и автобусов. Некоторые их крупнейших глобальных поставщиков EMS, такие, как GE, Philips, Siemens, IBM, HP, Ericsson, Nokia, Sony, Samsung также присутствуют в Венгрии. Среди наиболее крупных производителей в этом секторе - IBM (США), Flextronics, Samsung, Albacomp, GE (США), Nokia (Финляндия), Siemens (Германия), Solectron, Sanmina, Elcoteq, Videoton, Orion, Sanyo и другие. В 2006 году приток прямых иностранных инвестиций в секторе телекоммуникаций достиг 2,8 миллиарда евро. На сегодняшний день доля иностранных компаний достигает 95% в области производства коммуникационного оборудования и 30% - в общем объеме производства аппаратуры .

Венгерский рынок телекоммуникаций за последние 5 лет также продемонстрировал высокую динамику роста. В период между 2003 и 2006 годами средний годовой темп роста достиг 10%, что слегка превзошло показатели роста стран Центральной и Восточной Европы (9,6%) и значительно превзошло средний темп роста Европейского Союза (2,75%). На сегодняшний день венгерский рынок телекоммуникаций представляет 18,7% от общего объема телекоммуникаций стран Восточной и Центральной Европы.

Рынок программного обеспечения является наиболее динамично развивающимся сегментом информационных технологий, в 2007-2008 г.г. его темп роста может достигнуть 9%. Венгрия добилась значительных успехов в области безопасности информационных технологий, защите от вирусов и разработках программного обеспечения анализа изображений, а также в биоинформатике. Постоянно растет спрос на программное обеспечение систем безопасности, прикладных систем по сбору, обработке и анализу деловой информации и обработке данных, а также на интегрированные системы по управлению предприятием (ERP) для малых и средних предприятий.

Рынок привлечения сторонних ресурсов в прошлом году продемонстировал высокие темпы роста, достигнув 11%. На венгерском рынке имеется спрос на настольные ПК и услуги хостинга и операционных систем. Наиболее крупными фирмами на рынке телекоммуникационных услуг являются: IBM, HP, Nokia, Ericsson, ORACLE, SAP, CISCO, Siemens, Satyam, TATA Consultancy, Synergon, T-Systems, EDS, FreeSoft, Getronics, Dataplex, BT, Sun Microsystems и Microsoft.

Биотехнологии и фармацевтика. Биотехнологии, включая соотвествующие исследования, в частности, в области разведения растений и животных, являются относительно новой отраслью в Венгрии, но производство комплексных химических веществ и фармацевтических препаратов являются традиционными, получившими мировое признание областями деятельности.

Венгерская фармацевтическая промышленность основана на глубоких знаниях, накопленных в области химии и биологии. Венгрия является одним из крупнейших и наиболее развитых рынков по производству лекарств в Восточной Европе с объемом реализации фармацевтических препаратов и медицинской продукции в 3,6 миллиарда евро в 2007 году и мировым экспортом, превышающим 1,3 миллиарда евро в год.

Особое внимание в стране уделяется развитию биотехнологий. Это относится не только к генетически модифицируемым организмам, но и в более широких масштабах - к производству и применению энзимов и синтезу гормонов. Основными областями разработки и применения биотехнологий в Венгрии являются защита почвы и воды от загрязнений, производство и обработка биомассы, вторичное использование, материалов, генетический инжениринг, нанотехнологии, молекулярная химия, сельское хозяйство и технология производства и обработки пищевых продуктов.

Большого прогресса удалось достичь в применении биотехнологий в производственном процессе, особенно в медицинской и парамедицинской продукции, включая энзимы и промежуточные формы. В этой области наиболее важным является производство факторных вакцин. Производство антибиотиков также является традиционной и высокоразвитой областью в Венгрии. В данный момент особое внимание уделяется новым резистентным микроорганизмам, а также антибиотикам на основе производных бетагалактозидазы.

Венгерское правительство оказывает активную поддержку развитию биотехнологий, благодаря чему в этой области наблюдается значительный прогресс. Об этом свидетельствует тот факт, что Венгрия располагает наиболее развитым биотехнологическим сектором среди 12 новых стран-членов Европейского Союза. До настоящего времени в стране было открыто пятьдесят биотехнологических компаний, а около 170 фирм вовлечены в ту или иную деятельность, связанную с биотехнологиями. Венгрия поставила перед собой цель стать одной из десяти ведущих биотехнологических стран Европейского Союза .

Итак, общий уровень экономического развития Венгрии составляет около 35 - 40% по сравнению с США и приблизительно соответствует уровню таких европейских стран, как Португалия, Греция и Ирландия. В системе международного разделения труда Венгрия выступает как поставщик продукции машиностроения (главным образом автобусов, деталей и узлов к ним, портальных и плавучих кранов, средств связи, медицинской аппаратуры), химической промышленности (в т.ч. фармацевтических препаратов, средств защиты растений), сельскохозяйственных и пищевых продуктов.

Начнём с того, что основу богатства природных ресурсов Венгрии составляют плодородная земля и благоприятный климат. Эти природные преимущества реализуются в сельском хозяйстве.

В венгерском сельском хозяйстве с начала 1990-х гг. часто наблюдались признаки кризиса, который тогда объяснялся общим спадом экономики в целом и большой потерей количества рынков в связи с распадом СЭВ.

Также пострадал и экспорт сельскохозяйственной продукции в страны ЕС.

Причиной этого были не отношения ЕС и Венгрии, а внутренние проблемы отрасли сельского хозяйства. Если быть точнее, то это были и недостаточное финансирование, и запоздалая модернизация отрасли и низкая конкурентоспособность.

Продукцией сельского хозяйства Венгрии являются: пшеница, кукуруза, семена подсолнечника, картофель, сахарная свекла; свиньи, крупный рогатый скот, домашняя птица, молочные продукты.

Правительство Венгрии направляет свою аграрную политику на укрепление роли сельского хозяйства в экономике, особенно в традиционных для этой страны секторах: производство кукурузы, пшеницы, мяса, овощей, фруктов, вина.

Сельскохозяйственные угодья Венгрии составляют 6,1 млн га, из них более 50% приходится на пахотные земли. Под колосовыми культурами занято 1,5 млн га, под кукурузой - 1,0 млн га.

Растениеводство представлено в основном зерновым хозяйством, а также овощеводством и садоводством (включая виноградарство).

Животноводство обеспечивает более 60% внутренних доходов сельского хозяйства. Наиболее развитыми считаются, как уже было сказано выше, свиноводство, разведение крупного рогатого скота мясного и молочного направления, птицеводство. Потребности внутреннего рынка удовлетворяют также овцеводство и разведение рыб в искусственных водоёмах.

Промышленность

Венгрия располагает благоприятными агроклиматическими и рекреационными условиями. Проанализировав её положение, можно сделать вывод, что эта страна очень выгодно расположена географически. Но единственным полезным ископаемым, обнаруженным в значительных количествах, являются бокситы, добываемые близ озера Балатон. В 1983 г. Венгрия являлась седьмым в мире производителем бокситов - его было добыто 2,9 млн. т. Главный минерал Венгрии - уголь. Распространен главным образом бурый уголь и лигниты. Добыча ведется в районе городов Татабанья, Дорог, Шалгатарьян, Дьендьёш, Озд, Мишкольц. О наличии в стране других полезных ископаемых было уже сказано в главе I.

В промышленности наиболее развиты обрабатывающие отрасли (90,6% ВВП) Ведущая отрасль обрабатывающей промышленности - машиностроение, в том числе:

*автомобилестроение (завод «Икарус» в Будапеште и Секешфехерваре - крупнейший в Европе производитель автобусов).

*Производство локомотивов, судов, кранов.

*Электротехническая и радиоэлектронная промышленность (в т.ч. производство средств связи, вычислительной техники, медицинского оборудования и приборов (Будапешт, Секешфехервар)).

*Станкостроение (Будапешт, Мишкольц, Эстергом).

*Производство сельскохозяйственных машин и оборудования для легкой и пищевой промышленности.

Производятся электротехнические изделия, электроника, двигатели, дизельные локомотивы, мотоциклы, автобусы, речные суда, промышленное оборудование, телевизоры и радиоприемники, бытовую технику и др. Есть предприятия черной и цветной металлургии.

В химической промышленности важное место занимает производство минеральных удобрений, средств защиты растений, продуктов органического синтеза, развивается резиновая промышленность, различные виды пластмассы, синтетические материалы. Относительно высокого уровня достигло фармацевтическое производство (15% стоимости промышленной продукции). Имеющая давние традиции, эта отрасль опирается на мощную научно-исследовательскую базу, с помощью которой постоянно разрабатываются все более эффективные средства борьбы с различными заболеваниями.

Значительна пищевкусовая промышленность: крупные мясомолочные и консервные предприятия. Из отраслей легкой промышленности наиболее развиты швейная, кожевенно-обувная, трикотажная. Венгерские ткани, готовая одежда, обувь, мебель, а также продукты мясообрабатывающей и консервной промышленности пользуются заслуженной известностью во многих странах мира.

Пищевая промышленность опирается практически полностью на отечественную сырьевую базу, отдельные же отрасли легкой промышленности нуждаются в значительном импорте сырья и полуфабрикатов. Венгрия ввозит хлопок, шерсть, лен, сырую кожу, древесину, целлюлозу.

В Венгрии, как и во многих других странах развито большое количество отраслей промышленности, но хотелось бы подробнее остановиться на такой, как нефтепереработка. (cм. приложение 3)

Промышленная добыча нефти в Венгрии началась в 1937г., а уже через год было создано венгеро-американское общество нефтяной промышленности, действовавшее до начала Второй Мировой войны.

Ведущую роль на топливно-энергетическом рынке Венгрии играет акционерное общество нефтегазовой промышленности Мол. АО Мол является, по существу, монопольным объединением по добыче, переработке и реализации на внутреннем и внешнем рынках природного газа, нефти и продуктов их переработки. Общий объем продаж компании за 2009г.составил 15 947 млн.долл.

АО Мол владеет четырьмя центрами по переработке нефти и производству нефтепродуктов. Это: «Дунайский НПЗ» в г. Сазхаломбатта, «Тисайский НПЗ» в г. Тисауйварош, «ЗАЛА НПЗ» в г. Залаэгерсег и НПЗ в г. Алмашфюзите. Перегонка нефти осуществляется только на «Дунайском НПЗ», введенным в эксплуатацию в 1965г.В результате экономических реформ и рационализации производств, на «Тисайском НПЗ» производятся только полуфабрикаты, а на «ЗАЛА НПЗ» специальные битумы. С июля 2002г.на заводе в г. Алмашфюзите производятся только различные виды масел и присадки к ним.

Сокращение объемов продаж бензина различных марок за последние два года вызвано мировым финансовым кризисом. Увеличение объемов продаж дизельного топлива вызвано увеличением парка различных видов транспорта, имеющих дизельные двигатели, а также меньшей стоимостью дизтоплива по сравнениюcбензиновым.

По информации руководства Венгерской нефтяной ассоциации, а также от экспертов присутствующей на венгерском розничном рынке нефтепродуктов компании Lukoil Hungary, динамика розничных цен на моторное топливо в Венгрии не зависит от колебаний затрат на производство нефтепродуктов.

Основным ценовым ориентиром для участников венгерского розничного рынка является еженедельно пересматриваемая индикативная средняя цена на бензин и дизельное топливо, устанавливаемая ценовым комитетом венгерской национальной нефтяной компании Мол. Определение индикативных цен осуществляется ценовым комитетом на основе анализа оптовых цен европейских рынков нефтепродуктов (Генуя, Италия и Роттердам, Голландия), ежедневно публикуемых на www.platts.com, с учетом следующих основных факторов: тенденции изменения оптовых цен на нефтепродукты на европейских рынках; динамика курса венгерского форинта по отношению к европейской валюте; акцизный налог на моторное топливо; сбор на содержание стратегических запасов нефти и нефтепродуктов; всеобщий налог с оборота (аналог НДС); прочие факторы.

Колебания курса венгерского форинта по отношению к европейской валюте также значительно влияют на формирование розничных цен на бензин и дизтопливо. Помимо регулирования акцизного налога государство может также оказывать на основании закона о формировании обязательных стратегических запасов импортируемой сырой нефти и нефтепродуктов была создана Ассоциация по запасам нефти и нефтепродуктов (KKKSz.), предусматривающая обязательное членство всех участников рынка. В соответствии с законом Ассоциация должна обеспечить накопление стратегических запасов, соответствующих 90-дневным объемам внутреннего потребления, рассчитанных по результатам предыдущего года.

Стратегические запасы состоят из моторного бензина, дизельного топлива, топлива для электростанций и сырой нефти. В ближайшей перспективе зависимость Венгрии от российских поставок энергоносителей и сырья сохранится.

Венгерская промышленность довольно сильно зависит от состояния мирового рынка: на экспорт идёт более половины (52%) всего промышленного производства. Крупные предприятия вывозят - в зависимости от отрасли - 60-80% своей продукции. Потребности внутреннего рынка удовлетворяют в основном мелкие и средние предприятия (число занятых соответственно до 50 и до 300 чел.).

Российские дипломаты всегда тщательно подходили к анализу дел в венгерской половине Дунайской империи. Кроме традиционного сбора сведений о стране местопребывания дипломатической миссии, здесь проявлялось и несколько специфических факторов. Первое -- это отношение к Австро-Венгрии, как вполне вероятному противнику, с которым рано или поздно Россия может вступить в боевые действия, что требовало наличие всесторонней информации об экономическом потенциале империи, без чего не возможно было проводить стратегическое планирование сценария возможного вооруженного конфликта с Австро-Венгрией. Отсюда военное ведомство России являлось одним из основных потребителей информации, поступающей из Генерального консульства России в Будапеште. Отметим, что военное ведомство стремилось и самостоятельно собирать сведения об Австро-Венгрии, используя контакты военно-морского и военного атташе, состоявших в посольстве России в Вене.

Территория Венгрии практически вплотную примыкала к границам Российской империи, что лишний раз актуализировало для российского политического и военного истэблишмента значимость изучения Венгрии и ее экономики. В России внимательно следили за экономическими успехами Венгрии. Венгрия являлась основным производителем продовольствия в Австро-Венгрии. В Венгрии развивались новые высокотехнологичные отрасли промышленного производства и, прежде всего, электротехническая и оборонная . Венгрия добывала полезные ископаемые, имеющие исключительное военно-стратегическое значение для воюющей страны и в данной связи Россию интересовала горнодобывающая металлургическая промышленность Венгрии. Кроме этого, в России интересовались развитием транспортной инфраструктуры страны, включая возможности порта в Фиуме. Это на прямою было связано с оценкой мобилизационных способностей Австро-Венгрии и ее армии. Венгрия в силу своего географического положения находилась между российским и балканским театрами боевых действий и от ее транспортных систем во многом зависела скорость передвижения войск империи Габсбургов.

Однако венгерская экономика привлекала внимание не только российских дипломатов и военных, но и представителей российского бизнеса. В конце XIX в. экономические взаимоотношения России и Венгрии начинают постепенно выходить из состояния ступора. И хотя их объем был еще незначителен и не соответствовал экономическому потенциалу двух стран и в Венгрии, и в России среди значительной части представителей бизнеса проявлялся взаимный интерес. Поэтому экономические круги России требовали от дипломатов полной информации о развитии народного хозяйства Венгрии.

Особое внимание к Венгрии подогревалось еще одним обстоятельством. Развитие экономик двух стран совпадало по многим позициям. Россия и Венгрия сравнительно поздно вступили на путь индустриализации, в обеих странах аграрный сектор и аграрный экспорт имели исключительное значение. И в Венгрии, и в России остро стояла задача модернизации сельского хозяйства, обе страны сильно зависели от внешних инвестиций. Уже в начале ХХ в. в две страны начинают учитывать опыт друг друга при проведении экономической политики. Поэтому генеральный консул в Будапеште В. Львов стремился снабдить Санкт-Петербург полной информацией об успехах и провалах венгерской экономики. Итоги 1900 г. князь В. Львов для народного хозяйства Венгрии оценивал скептически: «Никогда еще Венгрия не находилась под давлением такого гнетущего экономического положения, никогда она так глубоко не осознавала свою слабость, никогда ее состояние не было более безотрадно, и перспективы ближайшего будущего не отмечались большей мрачностью, как в момент подведения итогов истекшего года (1900 г. -- И. К.)» . Генеральный консул выделял два среза причин такого положения дел в Венгрии. С одной стороны, это были просчеты венгерского правительства, с другой стороны, кризис в Венгрии усугублялся конъюнктурой на мировых рынках и на это обстоятельство Будапешт никак не мог влиять.

Экономический подъем в Венгрии конца XIX в., на взгляд консула, столкнулся с ограниченными способностями потребительского рынка страны. Значительная часть населения Венгрии имело низкий уровень дохода, поэтому они не выступали в качестве активных потребителей промышленной продукции. К тому же в условиях экономического кризиса, поразившего Венгрию на рубеже XIX--XX вв., наблюдается падение уровня жизни широких слоев населения, что не могло не усугубить положение на потребительском рынке страны. Отсюда венгерская промышленность не имела больше возможностей для дальнейшего расширения производства.

Ситуация в народном хозяйстве Венгрии, по мнению Львова, осложнялось не определенностью экономических взаимоотношений Австрии с Венгрией, а также нарастанием конкуренции со стороны австрийской промышленности . В начале ХХ в. в Австрии нарастают антивенгерские настроения, в том числе и среди представителей австрийского бизнеса. Они смотрели на Венгрию как на иждивенца в составе Дунайской империи, так и Австрия, будучи экономическим центром империи, несла более 60 % общеимперских расходов. К тому же Вену вполне устраивало положение, когда Венгрия являлась аграрным придатком Австрии.

Все это, на взгляд консула, способствовало распространению в Венгрии идеи о полной экономической независимости королевства Св. Иштвана от Австрии. Генеральный консул в таком положении дел усматривал большую опасность единству империи. «В Австрии не хотят понять, что открытая и тайная враждебность по отношению к Венгрии должна побудить ее к радикальному разрешению высшей экономической задачи (получение полной экономической независимости Венгрии от Австрии. -- И. К.)» . В случае разрыва Австрией и Венгрией экономического союза от этого проиграли бы обе стороны. Австрия в этом случае теряла емкий рынок для ее промышленных товаров, где конкуренция со стороны других государств была ограничена таможенными барьерами, а Венгрии лишалась выгодного рынка сбыта для своей сельскохозяйственной продукции, теряла столь необходимые ей австрийские технологии, инвестиции и кредиты. Таким образом, генеральный консул не принадлежал к числу тех политиков и дипломатов, которые полагали, что в случае получения Венгрией полной экономической независимости ее народное хозяйство получит одни выгоды, справедливо отмечая огромные негативные последствия для венгерской экономики в случае разрыва экономических связей с Австрией.

Развал единого экономического пространства ставил под сомнение существование самой дуалистической монархии. В. Львов с пониманием относился к экономическим амбициям Венгрии. Он полагал, что Венгрия больше не может являться аграрно-сырьевым придатком Австрии, так как в мире падала доходность сельского хозяйства, европейские аграрии не выдерживали конкуренцию с сельхозпроизводителями стран «Нового света» и прежде всего с США. По поводу активного проникновения аграрной продукции из США в Европу В. Львов отмечал: «Нет никакой возможности эту обостренную конкуренцию обуздать реакционными законодательными мерами, с ней можно бороться только посредством развития производительных сил, посредством освобождения потребителей от чрезмерного податного бремени и, наконец, посредством объединения всех отраслей производства, с конечной целью экономического объединения Европы» . Отсюда индустриализация Венгрии становилась важнейшей стратегической задачей для Будапешта.

Данное высказывание генерального консула вполне можно отнести к революционным для своего времени, когда высокие таможенные пошлины и возведение других запретительных барьеров в Европе и США рассматривались как главная панацея от конкуренции с иностранными производителями. В. Львова можно по праву отнести к числу пионеров идеи европейской интеграции в российском МИДе, эти взгляды В. Львов высказывал еще не раз. В. Львов полагал, что запретительные таможенные пошлины неспособны, оздоровить экономику, только модернизация народного хозяйства и рост культурного уровня населения были способны вывести венгерскую и другие европейские экономики из кризиса. Рассуждая об индустриализации Венгрии В. Львов, постоянно отмечал жизненную необходимость для страны модернизации ее сельского хозяйства. По его мнению, кое-что в этом направлении венгерское правительство сделало. В частности, он положительно оценивал регулирование государством трудовых отношений в аграрном секторе, строительство оросительных систем, покровительство винокуренной промышленности, расширение кредитования сельхозпроизводителей, попытка создания системы, облегчавшей сбыт аграрной продукции в Венгрии и за ее пределами, расширение бюджетного финансирования сельского хозяйства. В то же время консул писал: «…но нельзя не отметить с прискорбием, что венгерские аграрии продолжали неутомимую агитацию против других отраслей экономической жизни государства, а именно промышленности и торговли» . На взгляд, В. Львова аграрии не должны были забывать, о том, что сельское хозяйство Венгрии потерпит крах, если успехи в аграрном секторе страны не будет сопровождаться подъемом в промышленности и торговли Венгрии. Сельское хозяйство страны не могло успешно развиваться локально вне связи с другими отраслями экономики.

Мировая экономика в начале ХХ в. оказалась в сложной ситуации. Англо-бурская война, политическая нестабильность в Китае, волна забастовочного движения в ведущих странах Европы, угольный кризис, паника на биржах привели к дестабилизации экономической системы. В этих условиях инвесторы начинают паниковать и выводить свои активы из развивающихся экономик, в том числе Венгрии, России, стран Балканского полуострова. Венгрия принадлежала к тем странам, которые имели весьма ограниченные внутренние инвестиции, они во многом зависели в своем экономическом развитии от притока иностранного капитала, поэтому его отток в начале века больно ударил по их экономике. Отечественные инвесторы не могли восполнить потери, связанные с бегством из страны иностранных инвесторов, с чем столкнулась Венгрия в 1900--1901 гг. «Все вышеупомянутые явления совершенно уничтожили наблюдавшееся в Венгрии влияние чужого благосостояния и накопления иностранного капитала», -- писал по этому поводу В. Львов .

Генеральный консул выделял и внутривенгерские факторы, приведшие экономику к глубокому кризису. Прежде всего, сюда входили внутриполитическая нестабильность и раскол правящей элиты в вопросе о путях дальнейшего экономического развития Венгрии. Здесь пересекались интересы аграриев, промышленников и представителей торгового бизнеса. При всей своей симпатии к индустриализации Венгрии В. Львов полагал, что в стране возник опасный перекос в пользу промышленности и в ущерб интересам сельского хозяйства страны .

Генеральный консул уделял большое внимание антикризисной политике венгерского правительства. Только недоумение у дипломата вызывали призывы политиков и бизнесменов Венгрии к потребителю, о необходимости приобретения только отечественных товаров. Это было, на его взгляд, абсолютно бессмысленно. Во-первых, венгерская промышленность была слабой и она не могла полностью заполнить потребительский рынок страны. Во-вторых, потребитель в своих предпочтениях на рынке ориентируется не на патриотизм, а на такие категории, как качество и цена товара.

В. Львов с большим вниманием относился к другим проявлениям антикризисной политики венгерского правительства, строительство новых промышленных предприятий, поддержка мелкой промышленности, стимулирование технического и профессионального образования рабочих, развитие морского флота, всего того, что в будущем могло привести к экономическому подъему Венгрии. Тем более для этого была одна важная предпосылка, несмотря на кризис, венгры не теряли оптимизма и веры в великое будущее своей страны .

Высоко оценивая усилия правительства Венгрии по выводу страны из кризиса, В. Львов не мог не обратить внимание и на тревожные симптомы. Так, Будапешт проводил политику по объединению мелких торговцев в крупные ассоциации. Правительство полагало, что эти меры спасут мелких торговцев от разорения и приведут к дальнейшему развитию торговли. Но консул обратил внимание на два опасных момента, связанных с данным процессом. Во-первых, ассоциации торговцев создавались строго по конфессиональному принципу, а не исходя из экономической целесообразности, и, во-вторых, ассоциации сразу же потребовали субсидий от государства, чего никогда не делали мелкие торговцы. Тему чрезмерной зависимости венгерского бизнеса от государства В. Львов будет детально разрабатывать в 1902 г.

Значительное внимание В. Львов отводил анализу дел в отдельных секторах народного хозяйства Венгрии. В промышленности страны он отмечал противоречивые процессы на фоне общего спада промышленного производства. В условиях угольного кризиса в Европе и забастовок шахтеров в Богемии в Венгрии увеличивается добыча каменного угля, он даже использует термин «угольный бум». Кроме этого, рост производства был отмечен в сахарной, винокуренной промышленности и на тех предприятиях, которые находились под контролем синдикатов. В монополизации венгерской промышленности консул видел один из способов укрепления ее позиций внутри Венгрии и за ее пределами.

Экономический кризис, начавшийся в 1899 г., развивался в таких секторах промышленного производства, как строительство и производство строительных материалов, металлургия и машиностроение. В условиях экономического кризиса всегда снижается интерес потребителей к приобретению недвижимости, что затронуло и Венгрию на рубеже XIX--XX вв. Спад в строительном секторе достигал угрожающих масштабов. Сокращение строительства в Венгрии железных дорог, по мнению консула, привело к глубокому кризису металлургии и машиностроения Венгрии. Данная ситуация была обострена распадом австро-венгерского железного синдиката, что привело к обострению конкуренции в металлургии Австрии и Венгрии . Промышленный спад вел к увеличению числа безработных среди венгерских рабочих, что не могло обострить социальную напряженность в стране. Это сочеталось с падением уровня заработной платы в Венгрии и ростом стоимости жизни.

Данное обстоятельство заставило правительство Венгрии проводить активную социальную политику. Оценивая ее итоги консул писал: «Венгерское правительство в течение отчетного года (1900 г. -- И. К.) прекрасно регулировало положение сельскохозяйственных рабочих. Что же касается фабричных рабочих, то венгерская промышленность, к сожалению, слишком слаба, чтобы принять на себя такие же тяжелые обязательства, какие лежат на промышленности в Австрии и Германии» . В. Львов в целом оценивал положительно усилия правительства Венгрии по развитию социального законодательства, что подтверждают и последующие его донесения. Однако он прекрасно понимал, что развитие социального законодательства напрямую связано с уровнем производительности труда в промышленности, любые сокращения рабочего дня и повышения зарплаты невозможны без выхода промышленного производства на новый качественный уровень. Неподкрепленные технологическими инновациями социальные блага ведут к краху промышленное производство любой страны, тем более таких «молодых» индустриальных стран, как Венгрия. Генеральный консул показывал разрыв в индустриальном развитии Австрии и Венгрии, поэтому Австрия в отличие от Венгрии могла проводить более решительную социальную политику, в том числе и в «рабочем вопросе».

В сельском хозяйстве урожай 1900 г. оказался весьма посредственным, не оправдав те надежды, которые возлагали на него венгерские аграрии в начале года. Он был примерно на 3 % ниже средних показателей за последние 5 лет. Все это сопровождалось низкими ценами на зерно, сложившиеся на мировом рынке и падением цен на шерсть, несмотря на некоторый их рост в конце XIX в. Правда, успехи были отмечены в производстве винограда в страны, консул особо подчеркивал высокое качество винограда в 1900 г. Такие же успехи были отмечены в производстве фруктов и овощей.

Экономическая нестабильность отразилась на развитии финансово-банковской системы страны. Дефицит платежного баланса Венгрии постоянно покрывался за счет займов и временных статей бюджета. Сбережения населения практически не росли, объемы кредитных операций будапештских банков сокращались, если на 1 января 1899 г. они составили 515 млн крон., то на 1 января 1900 г. всего 480 млн крон . Все это привело к падению курса венгерских ценных бумаг и объема сделок на венгерских фондовых биржах. Правда, среди причин биржевого кризиса, консул выделял не только экономическую нестабильность. Правительство Венгрии ввело биржевой налог и ограничило самостоятельность бирж для борьбы с биржевыми спекуляциями, что не могло также не сказаться на объемах биржевых сделок. Кризис затронул и страховой сектор страны. Несмотря на все трудности, венгерским банкам удалось избежать существенных потерь, и это во многом было вызвано действиями Государственного банка Австро-Венгрии, который своей четкой и грамотной политикой смягчал последствия экономического кризиса и накапливал золотые резервы Дунайской империи.

В транспорте страны также происходили неоднозначные процессы. В 1900 г. выросли объемы перевозок на железных дорогах. В то же время речной флот переживал застой, а морской флот, наоборот, увеличивал объемы перевозок. Это было связано и с некоторым увеличением экспорта венгерских товаров за пределы Дунайской империи. Правда, сам торговый баланс Венгрии вызывал у консула серьезные опасения. Страна полностью зависела от экспорта сахара, угля и леса, что делало уязвимым ее позиции на мировом рынке, необходима была диверсификация венгерского экспорта, но для этого следовало развивать промышленное производство, ориентированное на производство экспортной продукции, а с этим были проблемы даже у Австрии .

Большое беспокойство у венгерской элиты и у В. Львова вызвало повышение Германией таможенных пошлин на импорт венгерской аграрной продукции. В Будапеште и Санкт-Петербурге прекрасно понимали, что это приведет к обострению конкуренции российских и венгерских товаропроизводителей на рынках других европейских стран и что в этой борьбе пострадают интересы российских и венгерских аграриев. Опасался этого и Львов, доводя свои предостережения до МИДа Российской империи .

Об интересе российской стороны к делам в венгерской экономике говорит тот факт, что Генеральное консульство в Будапеште переправило в Санкт-Петербург ежегодные отчеты министров торговли и сельского хозяйства Венгрии в парламенте страны, материалы парламентских прений по этому поводу и ряд аналитических материалов Будапештской торговой палаты за 1901 г. Причем все это шло без купюр и собственных комментариев, что повышает значимость данных документов как исторических источников.

Начавшийся 1902 год отодвинул на второй план новости экономики. Генеральное консульство в Будапеште больше интересовали межнациональные отношения в Венгрии, которые начинают обостряться. В 1902 г. в очередной раз провалилась работа сербского национально-церковного собора. Это актуализировало проблему положения южных славян в Венгрии. Венские власти активизировали свое проникновение в Боснию и Герцеговину, что также усиливало трения администрации с частью местного славянского населения. В самой Венгрии обострилась дискуссия о характере и стратегии национальной политики. Эти и другие политические события доминировали в депешах и посланиях Генерального консульства в Санкт-Петербург.

В целом в экономике Венгрии в 1902 г. В. Львов констатировал продолжение застоя, причины которого заключались в наличии трех отрицательных факторов. Первый -- это чрезмерная опека государством деятельности большинства акционерных обществ и отдельных предприятий с помощью широкой системы льгот и государственных заказов, что порождало среди них иждивенческие настроения, подавляло частную инициативу и снижало конкурентоспособность. Эту точку зрения разделяли многие экономисты и политики внутри империи Габсбургов и за ее пределами. Однако правительство Венгрии боялось полностью отпустить свою промышленность в «свободное плавание», опасаясь, что она не сможет на равных конкурировать с австрийской промышленностью, не говоря уже о таких лидерах, как Германия, Великобритания и США. Кстати, в самой России ситуация в этом плане мало чем отличалась от Венгрии.

Второй фактор, столь повторяемый в отчетах такого плана -- это продолжающаяся неопределенность экономических отношений с Австрией. И третий фактор, пожалуй прозвучавший впервые -- провал мадьярских предпринимателей на фоне успехов их еврейских коллег. В. Львов пришел к неутешительному выводу для мадьяр: они по всем показателям уступали евреям (предпринимательская инициатива, стремление к инновациям, отсутствие страха перед свободной конкуренцией и т. д.) . Мадьярский бизнес был мало эффективен и явно проигрывал еврейскому бизнесу. Эти рассуждения консула имели под собой веские основания. Действительно, еврейская община Венгрии в силу своих способностей, энергии, знаний заняла значительное место в экономике, культуре, социальной сфере страны, сыграв большую роль в успехах Венгрии в конце XIX -- начале XX в.

В сельском хозяйстве итоги года были противоречивы. С одной стороны, в Венгрии 1902 г. выдался урожайным, и цены на продукцию сельского хозяйства при этом не упали, так как в Австрии вырос спрос на венгерский аграрный экспорт в условиях неурожая в США. Но, с другой стороны, на европейском рынке Венгрия не укрепила свои позиции, так как его заполонила дешевая продукция из России и Румынии . Итоги внешнеторговой деятельности Венгрии консул оценивал положительно, как и работу государственных железных дорог.

В одном из донесений Генерального консульства России в Будапеште встречаются весьма примечательные оценки перспектив развития экономических взаимоотношений между Венгрией и Россией. В своем донесении от 27 января 1902 г. князь В. Львов делал заключение, что в Австрии растет среди политиков и представителей бизнеса интерес к развитию экономических связей с Россией, но эти устремления не находили поддержки среди венгров. С одной стороны, политическая элита в Будапеште опасалась того, что развитие экономических связей с Россией может привести к охлаждению отношений с Берлином. С другой стороны, Венгрия боялась, что в условиях расширения экономических контактов двух соседних империй, она может столкнуться с жесткой конкуренцией с российской сельскохозяйственной продукцией на рынке Австрии . Следовательно, главную угрозу развитию добрососедских отношений между Австро-Венгрией и Россией князь В. Львов видел именно в позиции венгерского руководства и бизнеса. Кстати, эта позиция была довольно распространена не только в МИДе России, но и в общественно-политических и деловых кругах страны в целом.

Россия внимательно следила за дискуссией в Венгрии и за ее пределами о целесообразности строительства канала, соединявшего Одер с Дунаем. Кроме развития экономических связей Австро-Венгрии с Германией этот канал имел важное стратегическое значение в случае войны. Не прошел мимо внимания российского дипломата и утвержденный парламентом Венгрии план строительства железных дорог в Боснии и Герцеговине . Тем самым в консульстве очень тщательно отслеживали любую информацию о развитии транспортных артерий Венгрии и сопредельных территорий. Эту же информацию скрупулезно собирали российские дипломаты в Вене .

Консульство уделяло в 1902 г. значительное внимание перспективам развития экономических отношений Венгрии с Боснией и Герцеговиной. Кроме отмеченного плана строительства железных дорог, что, кстати, по мнению консула, свидетельствовало о набирающих силу экономических связях Венгрии с Боснией и Герцеговиной, В. Львов констатировал факт расширения венгерского проникновения в оккупированные провинции. В частности, об этом ярко говорило увеличение венгерского экспорта в Боснии и Герцеговине с 19,8 млн крон в 1898 г. до 24 млн крон в 1900 г. . Консул в будущем прогнозировал дальнейшее развитие отношений Венгрии с Боснией и Герцеговиной.

Таким образом, Генеральное консульство России в Будапеште в 1900--1902 гг. констатировало в экономике Венгрии застой после продолжительного экономического подъема в последней трети XIX в. Причины данного явления имели под собой как долговременные основания: неблагоприятная конъюнктура на мировом аграрном рынке, острая конкуренция со стороны австрийской промышленности, недостаток инвестиций, чрезмерное вмешательство государства в народное хозяйство, узость внутреннего рынка, так и кратковременные основания в лице неопределенности экономических отношений с Австрией, тактических просчетов венгерского правительства. В это время завершился срок действия предыдущего экономического соглашения с Австрией, а по новому соглашению стороны не могли прийти к компромиссу. За исключением некоторых оценок В. Львов в целом давал объективную информацию об экономическом развитии Венгрии.

Однако он зачастую не мог разрозненные факты собрать в некую целостную систему. Утонув в деталях, консул не видел многих очевидных фактов, в том числе в принципе высокие темпы экономического развития Венгрии на рубеже XIX--XX вв., несмотря на некоторый «перегрев» экономики. В 1897 г. валовой внутренний продукт Венгрии составлял 340,41 млн крон, в 1900 г. -- 371,84 млн крон, в 1901 г. -- 375, 83 млн крон, в 1902 г. -- 396,07 млн крон . И тем не менее данное обстоятельство ни в коей мере не умоляет достоинств информационных материалов российских дипломатов, работавших в Будапеште. До сих пор они являются важным историческим источником при изучении основных тенденций и противоречий развития венгерской экономики в эпоху дуализма.

Общая характеристика хозяйственного комплекса страны

На размещение и специализацию отраслей сельского хозяйства главным образом оказывает влияние природный фактор, который в Венгрии представлен плодородной землей и благоприятным климатом. Эти природные преимущества реализуются в сельском хозяйстве.

В венгерском сельском хозяйстве с начала 1990-х гг. часто наблюдались признаки кризиса, который тогда объяснялся общим спадом экономики в целом и большой потерей количества рынков в связи с распадом СЭВ.

Также пострадал и экспорт сельскохозяйственной продукции в страны ЕС.

Причиной этого были не отношения ЕС и Венгрии, а внутренние проблемы отрасли сельского хозяйства. Если быть точнее, то это были и недостаточное финансирование, и запоздалая модернизация отрасли и низкая конкурентоспособность.

Продукцией сельского хозяйства Венгрии являются: пшеница, кукуруза, семена подсолнечника, картофель, сахарная свекла; свиньи, крупный рогатый скот, домашняя птица, молочные продукты.

Правительство Венгрии направляет свою аграрную политику на укрепление роли сельского хозяйства в экономике, особенно в традиционных для этой страны секторах: производство кукурузы, пшеницы, мяса, овощей, фруктов, вина.

Сельскохозяйственные угодья Венгрии составляют 6,1 млн га, из них более 50% приходится на пахотные земли. Под колосовыми культурами занято 1,5 млн га, под кукурузой – 1,0 млн га.

Растениеводство представлено в основном зерновым хозяйством, а также овощеводством и садоводством (включая виноградарство).

Животноводство обеспечивает более 60% внутренних доходов сельского хозяйства. Наиболее развитыми считаются свиноводство, разведение крупного рогатого скота мясного и молочного направления, птицеводство. Потребности внутреннего рынка удовлетворяют также овцеводство и разведение рыб в искусственных водоёмах.

Венгрия - индустриально-аграрная страна со средним уровнем развития экономики

ВВП: 100,3 млрд. долл.

ВВП на душу населения: 9910 долл.

ВВП на душу населения по ППС: 14 900 долл.

Занятость трудоспособного населения: сельское хозяйство - 6,7 %; промышленность - 34,5 %; сфера услуг - 58,8 %

Состав ВВП: сельское хозяйство - 4,4 %; промышленность -34,2 %; сфера услуг - 61,4 %

Отраслевая структура хозяйства, соотношение главных ее отраслей

Первичная сфера хозяйственной деятельности человека

Топливно-энергетические ресурсы представлены в Венгрии месторождениями угля, природного газа и нефти. Общие геологические запасы угля оцениваются на сегодняшний день почти в 9 млрд. т. Качество и теплотворная способность угля невысоки. Из всех запасов более 60% приходится на лигнит, примерно 25% - на бурый и лишь 15% - на каменный уголь.

Месторождения нефти есть в предгорьях массива Бюкк, а более крупные месторождения нефти были открыты позднее к юго-западу от Балатона, в области Зана.

Более значительны месторождения природного газа расположены они примерно в тех же районах, где и нефтяные. Наиболее крупные запасы обнаружены в Альфёльдской провинции.

На северо-востоке, в районе поселка Рудобаня расположены единственные в стране залежи железной руды. Среднее содержание железа в руде здесь составляет менее 30 %.

Запасы марганцевой руды по величине занимают третье место в Европе, расположены залежи руд в горах Баконь, в районе Уркута, где их добывается 90-95 %.

Венгрия располагает одним из самых значительных в Европе месторождений бокситов. Основные залежи бокситов находятся в Дунантуле, севернее Балатона - в горах Баконь и Вертеш. Венгрия занимает шестое место в мире по добыче бокситов. Также в горах Бёржёнь, Матра и Земплен есть небольшие залежи полиметаллических руд, содержащих олово, свинец, молибден.

Важное значение имеют обнаруженные в Венгрии урановые руды. Их месторождения открыты на юге страны, недалеко от города Печ. Урановая руда здесь залегает на глубине до 1 тыс. метров.

70% территории Венгрии занимают сельскохозяйственные угодья. Леса покрывают 17% территории. Главные аграрные районы страны находятся на равнинах центральной и восточной частей Венгрии.

Венгрия традиционно является экспортером зерна (как продовольственного, так и фуражного), а также муки и мукомольных изделий. Валовой сбор зерновых составляет около 16 млн. тонн. В среднем урожай пшеницы 5 млн. тонн, в то время как внутреннее потребление - около 2 млн. тонн. Таким образом, производство пшеницы в стране превышает собственные потребности в 1,5 - 2 раза.

Венгрия перерабатывает около 700 тыс. т винограда, в основном на изготовление вина. Примерно четвертая часть вина экспортируется.

Вторичная сфера хозяйственной деятельности человека

В промышленности (Приложение 1.) наиболее развиты обрабатывающие отрасли (90,6% ВВП) Ведущая отрасль обрабатывающей промышленности – машиностроение, в том числе:

Автомобилестроение (завод «Икарус» в Будапеште и Секешфехерваре - крупнейший в Европе производитель автобусов).

Производство локомотивов, судов, кранов.

Электротехническая и радиоэлектронная промышленность (в т.ч. производство средств связи, вычислительной техники, медицинского оборудования и приборов (Будапешт, Секешфехервар)).

Станкостроение (Будапешт, Мишкольц, Эстергом).

Производство сельскохозяйственных машин и оборудования для легкой и пищевой промышленности.

Производятся электротехнические изделия, электроника, двигатели, дизельные локомотивы, мотоциклы, автобусы, речные суда, промышленное оборудование, телевизоры и радиоприемники, бытовую технику и др. Есть предприятия черной и цветной металлургии.

В химической промышленности важное место занимает производство минеральных удобрений, средств защиты растений, продуктов органического синтеза, развивается резиновая промышленность, различные виды пластмассы, синтетические материалы. Относительно высокого уровня достигло фармацевтическое производство (15% стоимости промышленной продукции). Имеющая давние традиции, эта отрасль опирается на мощную научно-исследовательскую базу, с помощью которой постоянно разрабатываются все более эффективные средства борьбы с различными заболеваниями.

Значительна пищевкусовая промышленность: крупные мясомолочные и консервные предприятия. Из отраслей легкой промышленности наиболее развиты швейная, кожевенно-обувная, трикотажная. Венгерские ткани, готовая одежда, обувь, мебель, а также продукты мясообрабатывающей и консервной промышленности пользуются заслуженной известностью во многих странах мира.

Пищевая промышленность опирается практически полностью на отечественную сырьевую базу, отдельные же отрасли легкой промышленности нуждаются в значительном импорте сырья и полуфабрикатов. Венгрия ввозит хлопок, шерсть, лен, сырую кожу, древесину, целлюлозу.

После спада конца 1990-х гг. стабилизируется производство в металлургии и работающей почти исключительно на давальческом сырье лёгкой промышленности. Доля энергетики и водоснабжения – 8,9%. В добывающих отраслях производство постепенно сворачивается.

Венгерская промышленность довольно сильно зависит от состояния мирового рынка: на экспорт идёт более половины (52%) всего промышленного производства. Крупные предприятия вывозят – в зависимости от отрасли – 60–80% своей продукции. Потребности внутреннего рынка удовлетворяют в основном мелкие и средние предприятия (число занятых соответственно до 50 и до 300 чел.).

Кроме того, широкое распространение в Венгрии получили кустарные промыслы: вышивка, керамика, портьеры, деревянные игрушки, куклы, плетеные корзины, фарфор, изделия из гусиного пуха.

Таким образом, стоит отметить заметное преобладание автомобилестроения в промышленности страны, где производится широкий спектр товаров, идущих также на экспорт, хотя не следует упускать из виду достаточно развитую химическую промышленность и металлургию, не говоря уже о пищевой промышленности. Вместе с тем Венгрия слабо обеспечена энергией, что приводит ее к большой зависимости от поставок.

Нематериальная (непроизводственная) сфера. Важнейшие виды производственных и потребительских услуг и их размещение

К основным видам услуг в венгерской экономике можно отнести туристические, торговые, финансовые услуги, услуги связи, которые принадлежат частным лицам.

Последние годы повышается роль туризма в экономике страны. B Венгрию приезжают более 15 млн. человек в год. Одним из наиболее привлекательных для туристов мест является Будапешт – один из самых красивых городов мира. К числу наиболее посещаемых городов принадлежит Эгер. Неизменным успехом пользуются курортный регион озера Балатон, музеи страны и памятники архитектуры различных эпох.

Розничный товарооборот на внутреннем рынке после спада 1987–1997 гг. постоянно расширяется (в 2002 г. – 24,8 млн. долл.). Этому способствуют рост денежных доходов населения, появление новых видов торговли (гипермаркетов, торговых центров) и повышение качества обслуживания. Структура товарооборота приблизительно такова: 33,4% – продовольствие, 28,4% – транспортные средства, запчасти и топливо к ним, 16,4% – мебель и бытовая техника, 9,5% – товары культурно-познавательного назначения.

Услуги связи: в 2008 году число интернет – пользователей составило 5 500 000 человек, число абонентов сотовой связи на 100 человек населения составило 122,24 человека.

Финансовые услуги занимают одну из важнейших позиций в экономике Венгрии. В 2007 году Венгрия тратила 19% ВВП на внутренние инвестиции.

Нематериальная сфера Венгрии весьма высокоразвита, а также является многопрофильной, что позволяет говорить о больших перспективах сферы услуг страны. В то же время эта часть экономики сильно зависит от капиталовложений, что в условиях кризиса достаточно неблагоприятно для ее развития.

География путей сообщения и транспорта

Венгрия располагает хорошо развитой сетью транспортных коммуникаций. Протяженность дорог общего пользования более 30 тыс. км, 90% из них имеют твердое покрытие.

Протяженность железных дорог - 7,8 тыс. км (электрифицировано - 31 %). Ведущая железнодорожная компания Magyar Államvasútak.

В Будапеште тремя главными железнодорожными станциями являются Восточная, Западная и Южная (Déli), с другими отдаленными станциями, такими как Kelenföld. Из этих трех Южная станция является самой современной, но Восточная и Западная более декоративны и имеют интересную архитектуру. В другие важные железнодорожные станции, расположенные по всей стране, включают Сольнок (самое важное железнодорожное пересечение вне Будапешта), железнодорожная станция Tiszai в Мишкольце и станции Печ, Дьёр, Сегед и Секешфехервар.

Единственный город с подземной железнодорожной системой - Будапешт со своим метро.

В Будапеште есть также пригородное железнодорожное сообщение под названием HÉV.

В Венгрии функционирует около 43-45 аэропортов, включая также небольшие. Из них - пять международных - Будапешт - Ферихедь, аэропорт в Дебрецене, аэропорт в Шармелэк (также названный FlyBalaton из-за его близости к озеру Балатон), Дьёр-Пер и Печ-Погань. Венгерская авиакомпания «Малев» осуществляет рейсы в более чем 60 городов (главным образом Европы).

Важна также транзитная роль страны. Через территорию Венгрии проходят нефтепроводы «Дружба-I» (из Украины), «Дружба-II» (из Словакии) и «Адрия» (из Хорватии), газопроводы «Братство» (из Украины) и «Баумгартнер-Дьёр» (из Австрии); общая протяженность трубопроводов 7,2 тыс.км. Активно ведется строительство скоростных автомагистралей в рамках проходящих по территории страны так названных хельсинкских транспортных коридоров.

Структура по видам транспорта: автомобильный – 51%, железнодорожный – 30%, трубопроводный – 15%, водный – 3%. Структура по направлениям перевозок: международные – 60%, внутренние – 40%. Водный и воздушный транспорт во внутренних грузоперевозках практически не используются.

Заметно, что Венгрия является важным транзитным регионом в Европе, по ней протекают важные судоходные реки, инфраструктура достаточно развита и продолжает развиваться. Все это является важным составляющим элементом в экономическом развитии страны. Также стоит отметить все возрастающую роль автомобильных перевозок внутри страны и авиаперевозок за ее пределы.

Внешнеэкономические связи страны. Характеристика важнейших форм МЭО

Внешняя торговля

Характерной чертой экономики Венгрии является высокая степень открытости и участия в международном разделении труда. Внешняя торговля имеет положительную динамику, но хронически пассивна. Так объём экспорта в 2008 г. – 109,3 млрд. долларов, импорта – 107,5 млрд. долларов.

В товарной структуре экспорта в 2002–2008 гг. преобладали изделия с высокой степенью добавленной стоимости: группы «машины и оборудование» (59 – 61.1%; преимущественно средства связи, оборудование для обработки звука, системы автоматизированной обработки данных, электроприборы бытового и промышленного назначения) и «обработанные изделия» (29–31%). Продукция аграрного сектора занимала 7–8% экспорта.

Рисунок 2.1. - Структура экспорта Венгрии в 2007 году.

Основной контингент импорта составили также «машины и оборудование» (50–52%) и «обработанные изделия» (35–38%). Доля энергоносителей в импорте – 6–8%, причём на российские энергоносители приходится 70% всех энергопоставок в Венгрию.

Рисунок 2.2. - Структура импорта Венгрии в 2007 году.

Рисунок 2.3. - Основные страны-импортеры (2007г)

Таким образом, в европейские государства направлялось более 90% венгерского экспорта в 2007 г. Оттуда поступало 75% импорта. Крупнейшими торговыми партнерами являются Германия, Австрия, Италия, а доля ЕС достигает 72%. Россия занимает 8 место среди торговых партнеров.

Зарубежные инвестиции

В последние годы в связи с финансово-экономическим кризисом в Венгрии произошло снижение объема капитальных вложений, что связано с проводимой в стране социально-экономической реформой, политической нестабильностью и понижением привлекательности страны для иностранных инвесторов. В качестве члена ЕС Венгрия с мая 2004г. пользуется финансовыми источниками из структурных фондов ЕС. Эти фонды позволяют странам-членам Европейского Союза на конкурсной основе получать значительные субсидии на структурную перестройку и повышение конкурентоспособности национальной экономики, создание новых рабочих мест. Например, Венгрия в рамках «Национального плана развития» получила право в период 2004-2006гг. использовать на эти цели из субсидий ЕС 510 млрд. форинтов (2,6 млрд. долл.). Основной целью Национального плана развития является качественное улучшение условий жизни в ВР. Необходимыми условиями для этого должны стать: более конкурентоспособная экономика страны; более эффективное использование научного и гуманитарного потенциала страны; экологически чистая окружающая среда обитания; более последовательное, равномерное развитие регионов.

Рынок финансово-кредитных услуг Венгрии является достаточно открытым и, в целом, по отношению к иностранным участникам предъявляемые требования менее строгие, чем в большинстве промышленно развитых стран. Главное отличие состоит в том, что действующие в ВР правовые нормы содержат только формальные требования к иностранным финансово-кредитным операторам, которые являются вполне выполнимыми. Это подтверждается реальным положением в структуре собственности финансово-кредитных организаций, зарегистрированных на венгерском рынке, большинство из которых находятся в иностранной собственности.

Стимулирование притока инвестиций в развитие инновационных и ориентированных на развитие обществ (компаний), правительство Венгрии осуществляет также в рамках среднесрочной стратегии по развитию НИОКР – «программы Сечени по развитию предпринимательства».

Международный туризм

Одна из наиболее динамично растущих отраслей венгерской экономики – сфера туризма. Туристическая инфраструктура (гостиницы, точки общественного питания, пляжные, оздоровительные, развлекательные комплексы, бассейны, охотничьи домики, рыболовные места и т.д.) ориентирована на посетителей с различным достатком. В последние годы государство выделило на развитие курортного туризма 29,3 млрд. фор. (120 млн. евро). Кроме того, государство объявило тендеры на строительство термальных водолечебниц и оздоровительных центров. Кроме разрешения на строительство частные фирмы получили субсидии и прибавив к субсидиям свои собственные средства в количестве 39,7 млрд. фор., вложили всего 89 млрд.фор. в строительство 11 новых отелей и модернизацию 13 гостиниц.

Одним из наиболее привлекательных для туристов мест является Будапешт, один из самых красивых городов мира. Гордость Будапешта – прекрасные архитектурные памятники средневековья, 18-19 вв. Символом Будапешта стало построенное в начале нынешнего века великолепное здание парламента. Всемирной известность пользуется коллекции будапештских музеев.

Одна из самых больших достопримечательностей Венгрии – озеро Балатон. На Балатоне множество санаториев, домов отдыха, гостиниц, ресторанов.

К северу от Балатон расположена «столица» горного района Баконь – город Веспрем, известный архитектурными ансамблями в стиле барокко.

В 2008г. Венгрию посетили 39,6 млн. иностранных гостей. Количество венгерских туристов, выезжавших в 2008г.за пределы Венгрии (17,4 млн.чел.), осталось практически на уровне 2007г. Ими в совокупности было потрачено 2,9 млрд.долл.