Проверка правильности постановки на налоговый учет. Налоговый контроль: формы проведения, учёт налогоплательщиков, порядок постановки на учёт, переучёт и снятие с налогового учёта, ИНН

Рис. 10.1. Субъекты налогового контроля Рис. 10.3. Способы проведения налогового учета Рис. 10.4. Основания для постановки на налоговый учет в налоговом органе организаций и их обособленных подразделений, физических лиц, в том числе и индивидуальных предпринимателей Рис. 10.5. Органы, учреждения, организации и должностные лица, которые обязаны сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом налогоплательщиков, юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством РФ Рис. 10.6. Виды налоговых проверок

Общие положения о налоговом контроле

Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции.

Налоговый контроль использует три основных метода (рис. 10.2
).

При осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции Российской Федерации, НК РФ, федеральных законов, а также в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.

В целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах.

Основания для постановки на налоговый учет в налоговом органе организаций и их обособленных подразделений, физических лиц, в том числе и индивидуальных предпринимателей.

Постановка на учет в налоговом органе организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия е обязанности по уплате того или иного налога или сбора. Постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством РФ.

При осуществлении организацией деятельности в РФ, через обособленное подразделение, заявление о постановке на учет такой организации подается в течение одного месяца дня создания обособленного подразделения в налоговый орган, по месту нахождения этого обособленного подразделения.

Постановка на учет, снятие с учета организации или физического лица в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и (или) транспортных средств осуществляются на основании сведений, сообщаемых органами, осуществляющими регистрацию или выдачу лицензий(разрешений). Организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Местом нахождения имущества признается:

1) для морских, речных и воздушных транспортных средств - место (порт) приписки, при отсутствии такового место государственной регистрации, а при отсутствии таковых - место нахождения (жительства) собственника имущества;

2) для транспортных средств, не указанных в подпункте 1 настоящего пункта, - место государственной регистрации, а при отсутствии такового - место нахождения (жительства) собственника имущества;

3) для иного недвижимого имущества - место фактического нахождения имущества.

МинФин РФ вправе определять особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков, учета иностранных организаций и иностранных граждан.

Постановке на учет подлежат иностранные юридические лица, компании, фирмы, иные корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, а также любые другие организации (включая полные товарищества и личные компании), образованные в соответствии с законодательством иностранных государств (далее - иностранные организации), выступающие в качестве инвестора по соглашению о разделе продукции или оператора соглашения и осуществляется в налоговом органе по месту нахождения участка недр, предоставленного в пользование на основании соглашения о разделе продукции. В случае, если участок недр расположен на континентальном шельфе РФ и (или) в пределах исключительной экономической зоны РФ, то постановка на учет производится в налоговом органе субъекта РФ, примыкающего соответственно к району континентального шельфа и (или) исключительной экономической зоны РФ.

Налоговые органы на основе имеющихся данных и сведений о налогоплательщиках обязаны обеспечить постановку их на учет.

Порядок постановки на учет и снятия с учета организаций и физических лиц. Идентификационный номер налогоплательщика

Постановка на учет организации по месту нахождения организации и ее обособленного подразделения осуществляется на основании заявления. При подаче заявления о постановке на учет организации по месту нахождения ее обособленного подразделения организация одновременно с заявлением о постановке на учет представляет в одном экземпляре копии заверенных в установленном порядке свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации по месту ее нахождения, документов, подтверждающих создание обособленного подразделения.

При постановке на учет физических лиц в состав сведений об указанных лицах включаются также их персональные данные:

фамилия, имя, отчество;

дата и место рождения;

место жительства;

данные паспорта или иного удостоверяющего личность налогоплательщика документа;

данные о гражданстве.

Постановка на учет, снятие с учета организаций и физических лиц осуществляется в порядке, установленном МинФин РФ.

Особенности порядка постановки на учет и снятия с учета иностранных организаций и иностранных граждан устанавливаются МинФин РФ.

Форма заявления о постановке на учет (снятии с учета) в налоговом органе устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет физического лица на основании заявления этого физического лица в течение пяти дней со дня получения указанного заявления налоговым органом и в тот же срок выдать ему свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.

Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения, а также постановку на учет (снятие с учета) организаций и физических лиц по основаниям, в течение пяти дней со дня представления ими всех необходимых документов и в тот же срок выдать им уведомления о постановке на учет (уведомления о снятии с учета) в налоговом органе. Формы таких уведомлений устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Налоговый орган, осуществивший постановку на учет вновь созданной организации или индивидуального предпринимателя, обязан выдать им свидетельство о постановке на учет в налоговом органе. Форма такого свидетельства устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет (снятие с учета) организации или физического лица по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, а также нотариусов, занимающихся частной практикой, и адвокатов по месту их жительства в течение пяти дней со дня поступления сведений от органов, учреждений, организаций и должностных лиц, которые обязаны сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом налогоплательщиков. Налоговый орган в тот же срок обязан выдать или направить по почте свидетельство о постановке на учет в налоговом органе и (или) уведомление о постановке на учет (уведомление о снятии с учета) в налоговом органе.

Изменения в сведениях об организациях или индивидуальных предпринимателях подлежат учету налоговым органом по месту нахождения организации или по месту жительства индивидуального предпринимателя на основании сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Изменения в сведениях о физических лицах, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, а также о нотариусах, занимающихся частной практикой, и об адвокатах подлежат учету налоговым органом по месту их жительства на основании сведений, сообщаемых органами, осуществляющие:

  • расчетные операции (банки);
  • регистрацию;
  • выдачу лицензий и т.д.

Снятие с учета физического лица может осуществляться налоговым органом, при получении им соответствующих сведений о постановке на учет этого физического лица в другом налоговом органе по месту его жительства.

В случае ликвидации или реорганизации организации, прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя снятие их с учета осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре.

В случае принятия организацией решения о прекращении деятельности (закрытии) своего обособленного подразделения снятие с учета организации по месту нахождения этого обособленного подразделения осуществляется налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение 10 дней со дня подачи такого заявления, но не ранее окончания выездной налоговой проверки в случае ее проведения.

Постановка на учет, снятие с учета осуществляются бесплатно.

Идентификационный номер налогоплательщика

Каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, и на всей территории РФ идентификационный номер налогоплательщика.

Налоговый орган указывает идентификационный номер налогоплательщика во всех направляемых ему уведомлениях.

Каждый налогоплательщик указывает свой идентификационный номер в подаваемых в налоговый орган декларации, отчете, заявлении или ином документе, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика определяются МинФином РФ.

Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) имеет следующую структуру:

  • для организации:

XXXX MMMMM K - ИНН организации (10 знаков).

MMMMM - порядковый номер записи в ЕГРН (5 знаков);

K - контрольное число, рассчитываемое по специальному алгоритму (1 знак);

  • для физического лица:

XXXX DDDDDD RR - ИНН физического лица (12 знаков).

XXXX - код налогового органа, присвоившего ИНН (4 знака);

DDDDDD - порядковый номер записи в ЕГРН (6 знаков);

RR - контрольное число, рассчитываемое по специальному алгоритму (2 знак);

Помимо ИНН организациям присваивается Код причины постановки на учет (КПП), состоящий из 9 знаков (XXXX FF HHH ).

КПП имеет следующую структуру:

XXXX - код налогового органа, осуществившего постановку на учет (4 знака);

FF - код причины подстановки на учет (2 знака);

01-50 - для российских организаций.

51-99- для иностранных организаций.

HHH - порядковый номер постановки на учет в налоговом органе по соответствующей причине.

Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, вправе не указывать идентификационные номера налогоплательщиков в представляемых в налоговые органы налоговых декларациях, заявлениях или иных документах, указывая при этом свои персональные данные.

На основе данных учета федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, ведет Единый государственный реестр налогоплательщиков в порядке.

Организации - налоговые агенты, не учтенные в качестве налогоплательщиков, встают на учет в налоговых органах по месту своего нахождения в порядке, предусмотренном для организаций-налогоплательщиков.

В процессе проведения мероприятий по осуществлению последующего налогового контроля налоговые органы проводят налоговые проверки. НК РФ установлены два вида налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов:

1) камеральные налоговые проверки;

2) выездные налоговые проверки.

Камеральная налоговая проверка

Данный вид проверки осуществляется уполномоченным должностным лицом налогового органа на основании своих служебных обязанностей, по месту нахождения налогового органа. Для проведения камеральной проверки не требуются специальные решения и/или постановления руководителя налогового органа, т.е. она не является процессуальным действием. Камеральная налоговая проверка проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Правила проведения камеральной налоговой проверки распространяются на:

  • налогоплательщиков;
  • плательщиков сборов;
  • налоговых агентов.

Налоговый орган может осуществлять сбор информации в процессе проведения проверки, рассылая запросы в налоговые органы контрагентов налогоплательщика, регистрирующие и лицензирующие органы, в кредитные учреждения и т.д. Камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

При выявлении ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия, налоговый орган сообщается об этом налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. Налогоплательщик либо представляет в налоговый орган дополнительные пояснения относительно данных внесенных в налоговую декларацию (расчет), либо вносит исправления в налоговую декларацию (расчет).

Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки.

У налогоплательщиков использующих льготы по налогам и сборам налоговые органы вправе истребовать в установленном порядке, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы.

При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика иных дополнительные сведения и документы, если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК РФ.

Исключением являются данные истребуемые налоговым органом в случаях:

  • при подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов;
  • при проведении камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, истребовать у налогоплательщика иные документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов.

Если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет), камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.

В случае выявления в ходе проведения камеральной налоговой проверки нарушений законодательства о налогах и сборах должностными лицами налогового органа, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

Выездная налоговая проверка

В отличии от камеральной выездная налоговая проверка проводится на основании особого (специального) решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, который расположен по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица и является процессуальным действием.

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика. В исключительных случаях, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.

Решение о проведении выездной налоговой проверки организации, отнесенной к категории крупнейших налогоплательщиков, выносит налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения обособленного подразделения.

Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения:

  • полное и сокращенное наименования либо фамилию, имя, отчество налогоплательщика;
  • предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;
  • периоды, за которые проводится проверка;
  • должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

Форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В отношении одного налогоплательщика проверка правильность исчисления и своевременность уплаты налогов может проводиться по одному (тематическая) или нескольким налогам.

Период, который может охватывать выездная налоговая проверка, не превышает трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика:

  • две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период;
  • более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.

При этом выездные налоговые проверки филиалов и представительств налогоплательщика не учитывается.

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев.

Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В рамках выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика.

Налоговый орган вправе проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов.

При проведении самостоятельной выездной налоговой проверки филиалов и представительств налогоплательщика срок проверки не может превышать один месяц.

Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:

1) истребования документов (информации);

2) получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;

3) проведения экспертиз;

4) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Приостановление проведения выездной налоговой проверки, допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы.

Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку.

Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев. В случае, если проверка была приостановлена, и в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ, срок приостановления указанной проверки может быть увеличен на три месяца.

На период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.

Повторной выездной налоговой проверкой налогоплательщика признается выездная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период.

При назначении повторной выездной налоговой проверки ограничения, не действуют.

При проведении повторной выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной налоговой проверки.

Повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться:

  • вышестоящим налоговым органом - в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;
  • налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) - в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. В рамках этой повторной выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

Если при проведении повторной выездной налоговой проверки выявлен факт совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной налоговой проверки, к налогоплательщику не применяются налоговые санкции, за исключением случаев, когда невыявление факта налогового правонарушения при проведении первоначальной налоговой проверки явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа.

Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Должностные лица налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, могут:

  • знакомиться с подлинниками документов, связанными с исчислением и уплатой налогов только на территории налогоплательщика;
  • проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения;
  • проводить опрос свидетелей. (В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Показания свидетеля заносятся в протокол);
  • при наличии достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производить выемку этих документов;
  • осуществлять иные действия в рамках действующего законодательства.

В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю.

В случае, если налогоплательщик (его представитель) уклоняется от получения справки о проведенной проверке, указанная справка направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.

При проведении мероприятий налогового контроля, действия представителя налогового органа имеют процессуальный характер и оформляются протоколами. Протоколы составляются на русском языке.

В протоколе указываются:

1) его наименование;

2) место и дата производства конкретного действия;

3) время начала и окончания действия;

4) должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол;

5) фамилия, имя, отчество каждого лица, участвовавшего в действии или присутствовавшего при его проведении, а в необходимых случаях - его адрес, гражданство, сведения о том, владеет ли он русским языком;

7) выявленные при производстве действия существенные для дела факты и обстоятельства.

Протокол, после прочтения, подписывается составившим его должностным лицом налогового органа, а также всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведении. Указанные лица вправе делать замечания, подлежащие внесению в протокол или приобщению к делу. К протоколу прилагаются фотографические снимки и негативы, киноленты, видеозаписи и другие материалы, выполненные при производстве действия.

Оформление результатов выездной налоговой проверки

По результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.

Акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем).

В акте налоговой проверки указываются:

1) дата акта налоговой проверки. Под указанной датой понимается дата подписания акта лицами, проводившими эту проверку;

2) полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество проверяемого лица. В случае проведения проверки организации по месту нахождения ее обособленного подразделения помимо наименования организации указываются полное и сокращенное наименования проверяемого обособленного подразделения и место его нахождения;

3) фамилии, имена, отчества лиц, проводивших проверку, их должности с указанием наименования налогового органа, который они представляют;

4) дата и номер решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки (для выездной налоговой проверки);

5) дата представления в налоговый орган налоговой декларации и иных документов (для камеральной налоговой проверки);

6) перечень документов, представленных проверяемым лицом в ходе налоговой проверки;

7) период, за который проведена проверка;

8) наименование налога, в отношении которого проводилась налоговая проверка;

9) даты начала и окончания налоговой проверки;

10) адрес места нахождения организации или места жительства физического лица;

11) сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении налоговой проверки;

12) документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых;

13) выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ в случае, если за данные нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотрена ответственность.

Форма и требования к составлению акта налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка под расписку, направлен по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица, или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом.

В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, с даты отправки заказного письма.

В случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель) вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Учет налогоплательщиков - регистрация налогоплательщиков в налоговых органах с целью сбора сведений, необходимых для осуществления налогового контроля. Все налогоплательщики подлежат включению в Единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН) . В ст. ст. 83-86 НК РФ приведены основные положения, связанные с учетом плательщиков, ряд этих положений детализирован в постановлениях Правительства РФ, приказах ФНС России и других нормативных актах.

Согласно ст. 83 НК РФ, постановке на учет подлежат:

1) организации, имеющие статус юридического лица, и индивидуальные предприниматели - в связи с их государственной регистрацией ;

2) организации , имеющие обособленные подразделения;

3) физические лица , не являющиеся индивидуальными предпринимателями, - при наличии обстоятельств, с которыми НК РФ связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога;

4) налогоплательщики , имеющие в собственности (хозяйственном ведении, оперативном управлении) недвижимое имущество и (или) транспортные средства.

При наличии нескольких оснований для учета налогоплательщик должен быть поставлен на учет и по месту своего нахождения (жительства), и по месту нахождения обособленного подразделения, и по месту нахождения имущества. Если налогоплательщик уже стоит на учете в налоговом органе по одному из оснований, то повторно становиться на учет в том же налоговом органе по другому основанию он не обязан.

Порядок и место постановки налогоплательщиков на учет по каждому из перечисленных оснований, а также снятия с налогового учета подробно урегулированы ст. 83 и ст. 84 НК РФ.

Налоговый орган по местонахождению организации ставит ее на учет не позднее 5 рабочих дней со дня представления документов для государственной регистрации и выдает (направляет по почте) свидетельство о постановке на налоговый учет. Такой же порядок постановки на учет и индивидуального предпринимателя.

Постановка на учет организации по местонахождению ее обособленного подразделения осуществляется на основании заявления с представлением в одном экземпляре копий заверенных в установленном порядке свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации по месту ее нахождения, документов, подтверждающих создание обособленного подразделения (при их наличии).

При постановке на учет физ. лиц в состав сведений об указанных лицах включаются также их персональные данные:

· дата и место рождения;

· место жительства;

· данные паспорта или иного удостоверяющего личность документа;

· данные о гражданстве.

Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет организации по местонахождению обособленного подразделения, а также организаций и физических лиц на основе сведений, представленных органами, указанными в ст. 85 НК РФ, также в течение 5 дней со дня представления ими всех необходимых документов, и в тот же срок выдать им уведомления о постановке на учет в налоговом органе.

Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет организации или физического лица по местонахождению принадлежащего им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, а также частных нотариусов и адвокатов по месту их жительства в течение пяти дней со дня поступления сведений от органов, указанных в ст. 85 НК РФ. Налоговый орган в тот же срок обязан выдать или направить по почте свидетельство о постановке на учет в налоговом органе и (или) уведомление о постановке на учет.

Каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, и на всей территории Российской Федерации идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) . ИНН носит строго персональный характер, и не может быть повторно присвоен другому лицу.

Порядок и условия присвоения , применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика определяются Министерством финансов Российской Федерации. В настоящее время порядок присвоения ИНН физическим лицам утвержден Приказом МНС России от 3 марта 2004 г. № БГ-3-09/178, с учетом Приказа ФНС РФ от 16.07.2008 г. № ММ-3-6/314@ «О внесении изменений в Приказ ФНС России от 01.12.2006 г. № САЭ-3-09/826@ ""Об утверждении форм документов, используемых при постановке на учет и снятии с учета российских организаций и физических лиц""», утвердившим новые формы документов, используемых при постановке на учет и снятии с учета российских организаций и физических лиц.

Структура ИНН представляет собой:

· для организации - десятизначный цифровой код;

· для физического лица - двенадцатизначный цифровой код.

ИНН формируется как цифровой код, состоящий из последовательности цифр, характеризующих следующее :

1) код налогового органа , который присвоил ИНН (NNNN);

собственно порядковый номер записи о лице в территориальном разделе единого государственного реестра налогоплательщиков налогового органа, осуществившего постановку на учет: для организаций - 5 знаков (ХХХХХ);
для физических лиц - 6 знаков (ХХХХХХ);

2) контрольное число , рассчитанное по специальному алгоритму, установленному Министерством Российской Федерации по налогам и сборам: для организаций - 1 знак (С); для физических лиц - 2 знака (СС).

Постановка налогоплательщиков на учет и присвоение налогоплательщикам ИНН носит заявительный характер . При подаче заявления налогоплательщик указывает свои данные, а также прилагает документы согласно перечню, установленному ст. 84 НК РФ.

Налогоплательщик указывает свой ИНН в подаваемых в налоговый орган декларациях, отчетах, заявлениях или иных документах, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством. Важно помнить, что физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, вправе не указывать ИНН в представляемых налоговых декларациях, заявлениях или иных документах, указывая при этом свои персональные данные.


45. Налоговые проверки: понятие и виды.

Налоговая проверка - основная форма налогового контроля, представляющая собой совокупность контрольных действий налогового органа по документальной и фактической проверке законности исчисления, удержания и перечисления налогов и сборов налогоплательщиками и налоговыми агентами.

Налоговые органы вправе проверять любые организации .

Согласно п. 1 ст. 87 НК РФ, налоговые органы проводят два вида проверок , а все остальные проверки не могут называться налоговыми, хотя и проводятся налоговыми органами. Основное отличие налоговых проверок от остальных - это то, что порядок их проведения прописан НК РФ, а проведение других проверок частично регламентируется общими правилами административного производства, установленными КоАП, и частично ведомственными нормативными актами.

1. Камеральная налоговая проверка - проверка, проводимая по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, с целью контроля за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Срок проведения камеральной налоговой проверки - 3 месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Продление срока камеральной налоговой проверки не допускается.

Составление акта по результатам проведения камеральной проверки возможно только в единственном случае - при выявлении нарушений . В случае выявления ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлении несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. Должностное лицо может составить акт проверки только после рассмотрения представленных пояснений либо при отсутствии пояснений налогоплательщика.

2. Выездная налоговая проверка - проверка, предметом которой являются правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам .

В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период , не превышающий трех календарных лет , предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем ФНС о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.

Проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа по месту нахождения организации или месту жительства физического лица, а в отношении крупнейших налогоплательщиков - по месту постановки на учет.

Срок проведения выездной налоговой проверки - не более 2 месяцев со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке. Срок проведения проверки может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев.

Приостановление срока проведения проверки возможно для истребования документов (информации) у контрагентов или у иных лиц, для получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации, а также для проведения экспертиз. Общий срок приостановления проверки не может превышать шесть месяцев, однако при необходимости он может быть увеличен еще на три.

В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке , в которой фиксируются предмет и сроки проведения проверки, и вручает ее налогоплательщику или его представителю. В случае уклонения налогоплательщика от получения справки о проведенной проверке, она направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.

По результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки составляется акт налоговой проверки , который подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка. Об отказе подписать акт делается соответствующая запись.

Акт вручается лицу, в отношении которого проводилась проверка, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа может вынести одно из следующих решений:

1) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Повторная выездная налоговая проверка - проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период, которая проводится в двух случаях :

1) в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку - вышестоящим налоговым органом;

2) в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного - налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя).

Следует учитывать, что если при проведении повторной выездной налоговой проверки выявлен факт совершения налогоплательщиком налогового правонарушения , которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной налоговой проверки, то к налогоплательщику не применяются налоговые санкции.

Нужно иметь в виду, что налоговые органы могут истребовать у контрагентов плательщика и других лиц ряд документов и иную информацию , касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика (ст. 93.1 НК РФ).

Одна из самых объемных глав первой части Налогового кодекса РФ посвящена налоговому контролю. И это неспроста. Не только юридические, но и физические лица в Российской Федерации являются плательщиками налогов, а значит, так или иначе, взаимодействуют с органами, осуществляющими налоговый контроль. А потому крайне важно понимать свои права и обязанности, и то, какими полномочиями обладают органы, осуществляющие контроль уплаты налогов.

Под налоговым контролем понимают деятельность уполномоченных органов, призванную обеспечить соблюдение всех требований кодекса в части корректности начисления и уплаты налогов, сборов, страховых взносов. Такая деятельность может осуществляться в форме выездных проверок, получения объяснений, контроля заполнения отчетности и в иных формах.

Органы, осуществляющие контроль и их функции

Налоговый контроль осуществляют уполномоченные лица – сотрудники налоговых инспекций. В помощь налоговым органам пунктом 3 статьи 82 кодекса предусмотрен обмен информацией между налоговыми, таможенными, следственными органами и внебюджетными фондами.

Статья 85.1 обязывает также федеральное казначейство уведомлять налоговую инспекцию об открытии организацией лицевого счета. А статьей 86 предусмотрена обязанность банков сообщать инспекции об открытии или любых изменениях реквизитов счетов, вкладов.

Кроме того, статья 85 подразумевает информирование налоговых органов о сведениях, связанных с учетом юридических и физических лиц, органами юстиции, адвокатскими палатами, органами, осуществляющими миграционный учет и иными учреждениями.

С целью контроля над полнотой уплаты земельного, транспортного налогов и налога на имущество в налоговый орган информацию передают ведомства, осуществляющие кадастровый учет, регистрацию прав на недвижимость и регистрацию транспорта.

Также в инспекцию от соответствующих ведомств поступает информация о пользователях природных ресурсов, если такое пользование также является объектом налогообложения.

В настоящее время вся информация между ведомствами передается в электронном виде.

Формы налогового контроля

Существует несколько форм налогового контроля. В зависимости от категории налогоплательщика, обстоятельств и фактов хозяйственной деятельности в отношении юридических или физических лиц могут проводиться разные мероприятия.

Постановка на учет

Именно для целей налогового контроля юридические и физические лица обязаны вставать на налоговый учет. Об этом говорится в статье 83 Налогового кодекса. В этой же статье разъяснен и порядок осуществления этой процедуры. Предпринимательская деятельность без постановки на учет карается административным штрафом.

Каждому лицу, вставшему на учет, присваивается индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН). Свидетельство о постановке на учет и присвоении ИНН выдается в течение 5 дней после подачи заявления.

Налоговый мониторинг

В 2015 году появилась новая форма контроля для организаций в виде налогового мониторинга. Эта мера носит добровольный характер, т.е. налогоплательщики могут сами обратиться в налоговый орган с просьбой провести мониторинг. Для этого предприятие должно соответствовать следующим требованиям:

  • сумма налогов за предыдущий год превышает 300 миллионов рублей (за исключением налогов, связанных с перемещением товаров через таможенную границу);
  • доходы за предшествующий год превысили 3 миллиарда рублей;
  • стоимость активов по состоянию на 31 декабря предшествующего года свыше 3 миллиардов рублей.

Отличие мониторинга от иных видов проверок заключается в том, что инспекция в режиме реального времени контролирует данные учета, а результатом обнаруженной ошибки будет не налоговая санкция, а мотивированное объяснение налогового органа и своевременное устранение недочетов налогоплательщиком. Мониторинг проводится в течение календарного года.

Налоговая проверка

Для контроля правильности исчисления и уплаты налогов юридическим лицом инспекции могут проверять как отдельные отчеты, так и деятельность за период продолжительностью до трёх лет.

Камеральная проверка

Почти каждый отчёт, который попадает в налоговую инспекцию, подлежит камеральной проверке. Её целью является контроль правильности заполнения формы и исчисления налога. Продолжительность этого мероприятия – 3 месяца с даты предоставления отчета налогоплательщиком, если только он не является иностранной организацией (для них срок проверки составит 6 месяцев).

При обнаружении ошибок или возникновении вопросов налоговая инспекция вправе обратиться к налогоплательщику за пояснениями. На то, чтобы дать ответ налоговому органу, у проверяемого лица есть 5 рабочих дней. Пояснения придётся дать и в случае, когда подаётся уточняющая декларация, сумма налога в которой будет меньше, чем в первичном отчете.

В случае если несмотря на пояснения налогоплательщика представитель инспекции сочтёт, что имеет место факт налогового правонарушения, он обязан составить акт.

Налоговый орган не вправе требовать дополнительные документы, если обязанность прикладывать их к отчету отсутствует в налоговом кодексе. Исключением являются:

  • декларация по НДС, в которой заявляется право на возмещение налога;
  • случаи, когда подаётся уточняющая декларация спустя 2 года после сдачи первичного отчета, и в этой декларации уменьшается налог к уплате или увеличивается налоговый убыток;
  • декларация по акцизам, в которой заявляется возмещение в связи с возвратом товаров;
  • расчёт по страховым взносам, в котором отражено применение пониженных ставок.

Прекращение камеральной проверки подразумевает, что в отношении проверяемого отчёта закончены какие-либо действия. Тем не менее, согласно Определению Конституционного суда РФ от 10.03.2016 571-О, если при проведении выездной проверки будут выявлены факты, указывающие на нарушения, которые не были обнаружены в ходе камеральной проверки, инспекция вправе эти факты учесть и применить санкции в отношении организации.

Выездная проверка

Такая проверка проводится на территории налогоплательщика и исключительно по решению руководителя налоговой инспекции или его заместителя. Обязательная информация, которая должна содержаться в документе:

  • наименование (или ФИО) налогоплательщика (полное и сокращённое);
  • налоги, которые являются предметом проверки;
  • срок, за который должны быть проверены документы и факты хозяйственной деятельности (этот период не может быть больше 3 лет, предшествовавших году, в котором было принято решение о проведении проверки);
  • сотрудники инспекции, которые фактически будут проверку проводить.

Основные правила выездной проверки:

  • может проводиться как в отношении одного, так и нескольких налогов;
  • один налог за один период может проверяться только один раз в рамках выездной проверки;
  • в течение одного года выездная проверка может проводиться не больше двух раз (за исключением особых решений органов исполнительной власти);
  • срок проверки – 2 месяца, но он может быть продлён до 4 или в отдельных случаях до 6 месяцев;
  • выездная проверка не может проводиться за период налогового мониторинга, если процедура мониторинга была выполнена без нарушений;
  • проверка может быть приостановлена на срок до шести месяцев (в крайних случаях до 9 месяцев) для истребования дополнительных документов, проведения экспертиз и т.п.

По итогам проверки составляется справка, а в течение двух месяцев должен быть оформлен акт, который подписывается представителями инспекции и налогоплательщика. В случае несогласия с актом, в течение 1 месяца налогоплательщик вправе представить в налоговый орган свои возражения в письменном виде.

Дополнительные меры

В случаях, когда налоговому органу для анализа недостает информации, или есть обоснованное подозрение в недобросовестности налогоплательщика, могут применяться дополнительные меры.

Осмотр

В рамках как выездной, так и камеральной (но только в отношении НДС) проверок налоговый орган вправе провести осмотр территории налогоплательщика. Эта мера применяется для получения более полной картины и выяснения обстоятельств, имеющих отношение к проверке.

Во время осмотра может проводиться фото и видеофиксация, а также сниматься копии с документов. Присутствие понятых при этой процедуре обязательно. По окончании составляется протокол.

В случае если осмотр проводится в рамках камеральной проверки, то обязательно должно быть мотивированное постановление, подписанное руководителем инспекции или его заместителем.

Выемка документов и предметов

Если есть подозрение в том, что документы в ходе выездной проверки могут быть уничтожены или подделаны, налоговый орган на основании мотивированного постановления может изъять документы и связанные с проверкой предметы.

Так же как и с осмотром, данная процедура проводится в присутствии понятых, а по итогам составляется протокол.

ВАЖНО: Ночью выемка не допускается. До начала процедуры изъятия представителю налогоплательщика должны дать возможность ознакомиться с постановлением и добровольно выдать документы. В случае отказа сделать это добровольно, представитель налоговой инспекции самостоятельно вскрывает помещения и производит процедуру изъятия.

Экспертиза

В некоторых случаях, когда требуются особые знания в области науки, искусстве или иных областях в рамках налоговой проверки может быть назначена экспертиза. В этом случае должно быть оформлено постановление.

Налогоплательщик может указать круг лиц, среди которых проверяющий может выбрать эксперта. Эксперт же может отказаться выдавать заключение, если его знаний недостаточно или ему была предоставлена не вся информация.

ВАЖНО: При неудовлетворенности результатами экспертизы может быть назначена дополнительная или повторная экспертиза.

Права налогоплательщика при осуществлении мероприятий налогового контроля

Мероприятия налогового контроля воспринимаются налогоплательщиками достаточно болезненно. Для того чтобы в ходе таких мероприятий чувствовать себя уверенно, необходимо знать о своих правах.

Участие переводчика

В случае необходимости к проверке может быть привлечен переводчик. Это должно быть незаинтересованное лицо, с которым оформляется договор. Причем переводчик может быть приглашен и к глухому или немому физическому лицу.

Право вносить замечание в акт о результатах проверки

Проверяемое лицо может отказаться подписывать акт. В этом случае в акте делается запись об отказе. А в течение месяца со дня получения акта с результатами проверки юридическое или физическое лицо вправе предоставить письменные возражения по полученному документу. При этом в этом письме могут быть также указаны и отклонения в оформлении акта, недостаточность сведений в акте (согласно НК РФ), а также нарушения в ходе процедуры проверки.

К письменным возражениям могут быть приложены документы, поясняющие позицию налогоплательщика.

Нужно иметь в виду, что в случае получения акта по почте, месяц будет исчисляться начиная с шестого дня после отправки письма налоговым органом.

Право предъявить к возмещению убытки, причиненные неправомерными действиями налоговых органов

Если по вине налогового органа проверяемое лицо понесло убытки, эти убытки должны быть возмещены в полном объеме. Это касается в том числе и недополученного дохода. Важно фиксировать все нарушения процедуры проверки для того, чтобы иметь возможность доказать, что убытки наступили именно по вине представителей налогового органа.

Налоговые санкции как возможное следствие налогового контроля

По итогам мероприятий налогового контроля могут быть предъявлены:

  • пени;
  • штрафы;
  • недоимка.

Должностные лица могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности.

ВАЖНО: Налоговый орган обязан предложить налогоплательщику оплатить все причитающиеся налоговые санкции самостоятельно. В случае отказа или нарушении сроков погашения задолженности, налоговый орган обращается в суд.

  • 9. Оформление результатов внешнего контроля.
  • 10. Основные задачи и направления внутреннего контроля.
  • 11. Содержание и основные задачи ревизии.
  • 12. Классификация видов ревизии.
  • 13. Отличие ревизии от аудита.
  • 14. Принципы организации ревизии и внутреннего аудита.
  • 15. Обязанности права и ответственность ревизоров.
  • 16. Обязанности, права и ответственность работников организации, деятельность которых проверяется.
  • 17. Выявление и определение размера материального ущерба в ходе ревизий и проверок, порядок его взысканий.
  • 18.Органы контроля и ревизий.
  • 19. Документация в ревизионной работе.
  • 20. Планирование т подготовка к проведению ревизии.
  • 21. Основные этапы и последовательность работы (ревизии).
  • 22.Требования к оформлению результатов ревизии.
  • 23. Выводы и предложения по результатам ревизии.
  • 24. Принятие решений по результатам ревизии и организации контроля за их исполнением.
  • 25. Основные методы контроля и ревизии, их элементы и особенности.
  • 26. Специальные методические приёмы документального и прямого (фактического) контроля при проведении проверок и ревизий.
  • 28. Обследование и расследование в процессе ревизии.
  • 29. Способы и технические приёмы фактического контроля, их характеристика и условия применения.
  • 30. Способы и технические приемы документального контроля, их характеристика и условия применения.
  • 31. Обобщение и систематизация материалов ревизий.
  • 32. Содержание акта ревизии и требования, предъявляемые к нему.
  • 33. Порядок изъятия документов в ходе ревизий и проверок.
  • 34. Порядок реализации материалов ревизии.
  • 35. Порядок передачи материалов ревизии и проверок судебно-следственным органам.
  • 36. Порядок осуществления контроля за выполнением материалов ревизий (проверок).
  • 37. Ревизия кассовой наличности.
  • 38. Методика осуществления контроля и ревизии кассовых операций.
  • 39. Порядок проверки и операции по расчетному счету.
  • 40. Проверка законности и целесообразности операций по прочим счетам в банках.
  • 41. Задачи и последовательность контроля и ревизии расчетных операций.
  • 42. Задачи и последовательность контроля и ревизии кредитных операций.
  • 43. Порядок проведения ревизии подотчетных сумм.
  • 44. Порядок поведения ревизии расчетов с поставщиками и подрядчиками.
  • 45. Контроль и ревизия расчетов по возмещению материального ущерба.
  • 46. Проверка состояния хранения и сохранности материальных ценностей.
  • 47. Методика проведения инвентаризации материальных ценностей в ходе ревизии. Оформление и выделение результатов инвентаризации.
  • 48. Ревизия состояния хранения и сохранности основных средств в организации и его структурных подразделениях.
  • 49. Порядок проверки целесообразности, полноты и своевременности оприходования, перемещения и выбытия основных средств.
  • 50.Сроки и порядок проведения инвентаризации основных средств.
  • 51. Задачи и порядок проверки правильности учета и эффективности использования основных средств.
  • 52. Задачи и методика ревизии затрат труда и его оплаты.
  • 53. Проверка обоснованности и реальности затрат на производство продукции
  • 54. Методика проверки выполнения плана производства продукции и полноты её оприходования.
  • 55. Особенности ревизии операций по выполнению работ и услуг на сторону.
  • 56. Методика проверки финансовых результатов от реализации продукции (работ и услуг).
  • 57. Особенности ревизии уставного капитала.
  • 58. Порядок проверки финансового состояния организации.
  • 59. Проверка состояния и организации первичного учета.
  • 60. Проверка состояния и организации бухгалтерского учета и достоверности отчетности.
  • 61. Проверка организации и состояния внутрихозяйственного контроля.
  • 62. Проверка наличия и соблюдения в организации плана документооборота, хранения документов и учетных регистров.
  • 63. Проверка правильности постановки бухгалтерского учета в организации.
  • 64. Порядок проверки состояния синтетического и аналитического учета полноты и правильности ведения первичного учета.
  • 65. Проверка достоверности бухгалтерской финансовой отчетности.
  • 66. Организационные формы и структура внутреннего аудита в организации.
  • 67. Разработка положения о структурном подразделении внутреннего аудита.
  • 68. Стратегический и технический планы внутреннего аудита в организации.
  • 69. Требования к работникам службы внутреннего аудита их права и обязанности.
  • 70. Оценка учетной политики организации в целом.
  • 71. Оценка степени влияния учетных решений на финансовые и иные результаты деятельности организации.
  • 72. Связь учетной политики с прочими аспектами хозяйственной политики организации.
  • 63. Проверка правильности постановки бухгалтерского учета в организации.

    К началу проведения проверки ревизор знакомится с нормативными документами, которые регулируют ведение бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

    Ревизор должен иметь справочный материал, который сжато характеризует

    Программа состоит из таких вопросов:

    – состояние учета и отчетности. Выясняется, по какой форме учета ведется бухгалтерский и налоговый учет на предприятии, обеспечивает ли

    применения такой формы учета проверку достоверности отчетных данных. Оценка состояния бухгалтерского учета может быть объективной только после проверки соблюдения Плана счетов, типичной корреспонденции и инструктивных указаний о порядке ведения учета отдельных операций;

    – правильность отображения в бухгалтерском и налоговом учете

    результатов предыдущей ревизии (по вопросам учета и отчетности);

    – соответствие показателей баланса данным Главной книги, регистрам

    синтетического и аналитического учета, отчетам и приложенным к ним документам;

    – правильность проведения инвентаризаций кассы, материальных

    ценностей и расчетов и правильность и обязательность проведения контрольных выборочных инвентаризаций; качество и своевременность проверки инвентаризационных материалов и составления сравнительных ведомостей бухгалтерией; своевременность и правильность рассмотрения и утверждения результатов инвентаризаций руководителем;

    – правильность ведения учета кассовых операций и их соответствие Порядка ведения кассовых сделок;

    – порядок ведения учета затрат, себестоимости продукции и финансовых результатов (доходов, прибылей, рентабельности);

    – состояние дебиторской и кредиторской задолженности;

    – установления фактов просроченной, безнадежной задолженности,

    сомнительных долгов и мероприятия по их ликвидации и оздоровлению

    финансового состояния;

    – реальность статей баланса, достоверность отчетов о финансовых результатах, движении денежных средств и собственный капитал;

    – состояние расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами и т.п.

    Ревизор проверяет, как обеспечивается методическое руководство вышестоящей организации относительно применения существующей формы учета, обобщается ли опыт передовых предприятий. Кроме того, ревизор должен выучить объем и особенности хозяйственной деятельности, структуру учетного аппарата, документооборот, распределение обязанностей между работниками бухгалтерии.

    Полнота и своевременность документального оформления и отображения в учете всех операций, связанных с движением товарно-материальных ценностей и денежных средств, являет критерием оценки постановки и состояния бухгалтерского учета.

    64. Порядок проверки состояния синтетического и аналитического учета полноты и правильности ведения первичного учета.

    Регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных учетных документах, отражения ее на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.

    На заключительном этапе проверки аудитор должен устано­вить соответствие данных аналитического учета по реализации продукции (работ, услуг) с данными синтетического учета (жур­нала-ордера, Главной книги). Взаимной сверкой записей опера­ций по реализации в разных регистрах можно установить точ­ность отражения сумм и правильность корреспонденции счетов по этим операциям.

    По данным регистров синтетического и аналитического учета аудитор устанавливает:

    Участников сделок и их число;

    Применяемые формы платежей (в безналичном порядке, с использованием наличных денежных средств, векселями, взаимозачетами, путем прямого обмена продукцией и товарами);

    Порядок ведения аналитического учета (виды продаж (опт, розница и т.д.) виды расчетов, участники, сроки возникновения и т.п.);

    Нестандартные (нетипичные) бухгалтерские записи.

    Регистры синтетического и аналитического учета включают:

    1. Главную книгу;

    2. Журнал-ордер №11;

    3. Ведомость выпуска готовой продукции;

    4. Ведомость отгрузки и реализации готовой продукции;

    5. Количественно суммовые карточки, оборотные ведомости.

    Хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета.

    При проведении проверки правильности, полноты и своевременности записей в регистры синтетического и аналитического учета отгрузки и реализации готовой продукции необходимо установить:

    1. правильность и своевременность оформления документа на сдачу продукции из производства на склад;

    2. правильность отражения в бухгалтерском учете операций связанных с выпуском готовой продукции;

    3. правильность определения производственной себестоимости готовой продукции по видам заказов;

    4. достоверность отражения фактической себестоимости отгруженной продукции (дебет счета 45 «Товары отгруженные» кредит счета 43 «Готовая продукция»);

    5. правильность расчета суммы отклонений фактической себестоимости от плановой и их списания;

    6. правильность составления бухгалтерских проводок по учету выпуска готовой продукции (работ, услуг);

    7. в случае, когда продукция отпускается покупателям непосредственно со складов, следует обращать внимание на наличие надлежащим образом оформленных доверенностей на ее получение.

    8. правильность ведения журнала-ордера №10/1 и ведомости №16/1 «Учет реализации продукции (работ, услуг) по отгрузке» (при журнально-ордерной форме учета);

    9. соответствие записей аналитического и синтетического учета по балансовым записям счета 43 «Готовая продукция» и счета 40 «Выпуск продукции» записям в главной книге и балансе.

    Методика проверки соблюдения правильности ведения бухгалтерского и налогового учета на проверяемых предприятиях

    Объекты проверки. Методика проверки. Учётная политика для целœей налогообложения. проверка кассовых операций. Методика проверки правильности применения контрольно-кассовой техники.

    В ходе налоговой проверки проверяющие исследуют документы и информацию на машинных носителях, имеющие значение для формирования выводов о правильности расчёта, полноте и своевременности уплаты налогоплательщиком в соответствующие бюджеты налогов и сборов, а также принятия правильного решения по результатам проверки.

    Объектами проверки, в частности, являются устав организации, ее учредительные документы, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, налоговые декларации, документы бухгалтерской отчетности, учетные регистры, журналы-ордера, ведомости и другие, первичные учетные документы, а также иные документы, необходимые для расчёта и уплаты налогов и сборов. В состав подлежащих проверке первичных учетных документов входят:

    Приказ об учетной политике предприятия;

    Расчетно-платежные документы;

    Банковские выписки по движению денежных средств в российской и иностранной валютах по расчетным, текущим, валютным и иным счетам;

    Приходные кассовые ордера на приход денежной наличности в кассу предприятия в счёт оплаты за отгруженную продукцию;

    Договора на поставку продукции, договора-поручения на реализацию товаров, договора с транспортными организациями на поставку и перевозку грузов, договора о совместной деятельности без образования юридического лица, договора, предусматривающие осуществление бартерного обмена товарно-материальными ценностями, приказы об оплате труда в натуральной форме;

    Первичные документы на отпуск товаров со склада, а именно товарно-транспортные накладные на перевозку грузов автомобильным транспортом, путевые листы, накладные по перевозке груза желœезнодорожным транспортом, водным и воздушным транспортом, доверенности на получение продукции;

    Акты выполненных работ;

    Счета-фактуры и другие первичные учетные документы, подтверждающие факты проведения налогоплательщиком хозяйственных операций.

    В процессе проверки устанавливается соблюдение налогоплательщиком действующего порядка оформления первичных учетных документов и отражение соответствующих хозяйственных операций в бухгалтерском учете, наличие первичных учетных документов, являющихся основанием для документирования данных операций.

    Проверка каждого учетного документа включает:

    Формальную проверку, состоящую в визуальном изучении документа с точки зрения наличия в нем всœех необходимых реквизитов, а также соблюдения иных правил его оформления, установленных действующим законодательством для такого рода документов;

    Арифметическую проверку, в ходе которой контролируется правильность подсчета количественных показателœей в первичных документах, учетных регистрах и отчетных формах;

    Правовую проверку, в процессе которой устанавливается соответствие содержания документа действующему на момент совершения операции законодательству.

    В ходе проверки учетной документации налогоплательщика контролируется:

    а) полнота устранения выявленных предыдущей проверкой нарушений правил учета доходов и расходов и иных объектов налогообложения, а также иных нарушений законодательства о налогах и сборах;

    б) соответствие показателœей налоговой, а также бухгалтерской отчетности организации, имеющих значение для правильного расчёта налогооблагаемой базы, данным синтетического и аналитического учета. В этих целях указанные показатели сверяются с остатками и оборотами по счетам бухгалтерского учета главной книги, с аналогичными показателями регистров синтетического учета;

    в) полнота и правильность отраженияв бухучёте финансово-хозяйственных операций, влияющих на формирование налогооблагаемой базы; соответствие данных налоговой и бухгалтерской отчетности, синтетического и аналитического учета первичным учетным документам. Проверка первичных учетных документов проводится в хронологическом порядке, в разрезе проверяемых счетов синтетического учета͵ операции по которым оказывают или могут оказать влияние на формирование налогооблагаемой базы. При этом особое внимание должно быть уделœено проверке достоверности и полноты отражения операций по счетам бухгалтерского учета͵ предназначенным для обобщения информации;

    г) правильность ведения налоговых регистров и отражения итогов в налоговых декларациях.

    Особо тщательно анализируется приказ об учетной политике для целœей налогообложения. В нем должны быть отражены: система налогообложения, применяемая налогоплательщиком, основные положения по ведению налогового учета и аналитических регистров, метод признания доходов и расходов, метод оценки материальных ценностей, начисления амортизации и т.п. Учётная политика в течении года меняться не может.

    За неведение должного учета Налоговым кодексом предусмотрена налоговая ответственность.

    Статья 120. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения

    1. Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, в случае если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере десяти тысяч рублей.

    2. Те же деяния, в случае если они совершены в течение более одного налогового периода, влекут взыскание штрафа в размере тридцати тысяч рублей.

    3. Те же деяния, в случае если они повлекли занижение налоговой базы, влекут взыскание штрафа в размере двадцати процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее сорока тысяч рублей.

    Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целœей настоящей статьи принято понимать отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета или налогового учета͵ систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета͵ в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика .

    В план проведения выездной налоговой проверки включаются вопросы, не связанные с исчислением налогов, это: правильность ведения кассовых операций, правильность применения контрольно-кассовой техники (далее ККТ).

    Проверка кассовых операций проводится в целях выполнения Межведомственного плана мероприятий государственных контролирующих органов по пополнению доходной части бюджетов. Цель проведения проверки: выявление фактов нарушений организациями норм действующего законодательства, регулирующего порядок ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью, и применение установленных мер ответственности к нарушителям указанных норм.

    Проверка проводится в соответствии с Положением ʼʼО правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерацииʼʼ № 14-П от 05.01.98 ᴦ. (в ред. от 22.01.99 ᴦ. № 488-У) и Положением ʼʼО порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерацииʼʼ № 56 от 25.03.97 ᴦ.

    Порядок проведения кассовых операций регламентируется письмом ЦБ РФ от 04.10.93 ᴦ. №18 ʼʼПорядок ведения кассовых операций в РФʼʼ

    В ходе проверки кассовых операций проверяются следующие вопросы:

    1. Проверка полноты и своевременности оприходования выручки в кассу и сдача выручки на расчетный счет.

    2. Выявление операций не подтвержденных документально.

    3. Соблюдение лимита денежных средств в кассе.

    4. Проверка расчетов наличными денежными средствами между юридическими лицами.

    Проверка производится по следующим документам:

    Приходные кассовые ордера;

    Расходные кассовые ордера;

    Кассовая книга;

    Объявление о сдаче наличных денежных средств;

    Платежные поручения;

    Выписки банка из лицевого счета;

    Авансовые отчеты;

    Доверенности;

    Договора

    Другие документы.

    Результаты проверки сообщаются в обслуживающий налогоплательщика банк и фиксируются в акте выездной налоговой проверки.

    При выявлении нарушений к налогоплательщикам применяются штрафные санкции Кодексу РФ ʼʼОб административных правонарушенияхʼʼ.

    Статья 15.1. Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций

    Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, -

    влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4 тыс.руб. до 5 тыс.руб.; на юридических лиц - от 40 тыс.руб. до 50 тыс.руб.

    В ходе выездной налоговой проверки инспектора проверяют правильность применения контрольно-кассовой техники.

    Проверка ККТ осуществляется в соответствии с законом РФ от 22.05.2003ᴦ. № 54-ФЗ ʼʼО применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных картʼʼ.

    Данный вопрос не является налоговой проверкой, но его результаты отражаются в акте ВНП и влияют на результаты проверки.

    Методика проверки контрольно-кассовой техники:

    1. Проверяется наличие карточки регистрации ККТ в налоговом органе.

    2. Проверяется наличие договора на техническое обслуживание контрольно-кассовой техники.

    3. Проверяется соответствие применяемой модели ККТ Государственному реестру контрольно-кассовой техники.

    4. Проводится ревизия кассы: распечатывается промежуточный отчет ККТ без гашения о полученной выручке на момент проверки. Снимается остаток денежных средств в кассе. Наличные денежные средства сверяются с остатком на начало дня и полученной выручкой по отчету.

    5. Результаты ревизии кассы проверки отражаются в отдельном акте, который в последствии прилагается к акту выездной налоговой проверки. Наличие излишков в кассе косвенно свидетельствует о неприменении ККТ, однако, данный факт нужно доказать.

    6. При наличии недостатка в кассе делается предложение о взыскании недостачи с виновных лиц.

    7. Проверяется наличие Книги кассира - операциониста. Проверяется правильность ее оформления и ведения. Книга должна быть пронумерована, прошнурована, скреплена печатью. Книга заполняется ручкой, исправления должны быть оговорены. В книге записывается полученная за каждый день выручка с приложением ежедневного отчета ККТ.

    8. Полученная выручка по книге кассира - операциониста сверяется с выручкой отраженной в бухгалтерских или налоговых регистрах для целœей налогообложения.

    9. Проверяется исправность контрольно-кассовой техники: наличие пломбы, голограммы, качество отпечатка чека, наличие на чеке обязательных реквизитов и т.д.

    10. С помощью контрольной закупки проверяют применение ККТ и выдачу чека. Контрольную закупку должно делать постороннее лицо. При выявлении нарушений составляется свидетельские показания.

    11. При выявлении нарушений к налогоплательщикам применяются штрафные санкции Кодексу РФ ʼʼОб административных правонарушенияхʼʼ.

    Штрафные санкции предусмотрены ст.14.5 КоАП РФ в отношении налогоплательщиков, не применяющих контрольно-кассовую технику.

    К указанному виду нарушения относятся следующие нарушения:

    Фактическое неиспользование ККТ (в том числе по причинœе его отсутствия);

    Использование ККТ, не зарегистрированной в налоговых органах;

    Использование ККТ, не включенной в Государственный реестр;

    Использование ККТ без фискальной памяти, с фискальной памятью в не фискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти;

    Использование ККТ, у которой пломба отсутствует либо имеет повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной памяти (наличие на ККТ пломбы ЦТО - обязательное условие допуска ККТ к применению);

    Пробитие ККТ чека с указанием суммы, менее уплаченной покупателœем (клиентом).

    Статья 14.5. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин

    Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателœей, при отсутствии установленной информации об изготовителœе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин -

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1,5 тыс.руб. до 2 тыс.руб.; на должностных лиц - от 3 тыс.руб. до 4 тыс.руб.; на юридических лиц - от 30 тыс.руб. до 40 тыс.руб..

    Результаты проверки правильности применения ККТ влияют на сумму выручки. В случае если предприятие не пробивает чеки при розничной реализации, то это свидетельствует о занижении дохода для целœей налогообложения, что крайне важно учесть при составлении акта проверки.

    Методика проверки соблюдения правильности ведения бухгалтерского и налогового учета на проверяемых предприятиях - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Методика проверки соблюдения правильности ведения бухгалтерского и налогового учета на проверяемых предприятиях" 2017, 2018.