Конституционно-правовые основы организации экономической деятельности. Свобода экономической деятельности Свобода экономической деятельности в конституции рф

УДК 34 ББК 67

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СМЫСЛ СВОБОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЯНА ВИТАЛЬЕВНА ЛОБАНОВА,

адъюнкт кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя E-mail: [email protected]

Научная специальность 12.00.02 - конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор В.И. Червонюк Рецензент: доктор юридических наук, профессор Е.Н. Хазов

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. В статье исследуется понятие свободы в философском значении, конституционном смысле. Анализируется содержание свободы экономической деятельности через ее основные экономические права.

Ключевые слова: свобода в философском понимании, конституционный смысл экономической свободы, содержание свободы экономической деятельности.

Abstract. The article examines the concept of freedom in philosophical value, the constitutional meaning. Analyze the contents of the freedom of economic activity through its basic economic rights.

Keywords: freedom in the philosophical understanding of the constitutional meaning of economic freedom, the content of the freedom of economic activity.

В современном мире вопрос о понимании свободы является одним из ключевых и остается актуальным и по сей день, так как свобода тесно связана с стремлением человека к отстаиванию его прав и является неотъемлемым условием становления демократического государства, поэтому объектом анализа в статье является свобода как таковая в философском и экономическом ее понимании, а также определение границ такой свободы.

Вопрос о свободе рассматривался многими философами. Рассмотрим взгляды некоторых философов по этой проблеме. Первые воззрения о свободе зарождаются в древнегреческой философии. Употребление такого понятия встречается у софистов. Под свободой они понимают «внутреннюю свободу» отдельного индивидуума1. Так, например один из выдающихся представителей древнегреческой философии Аристотель, определял свободу исключительно как свободу человеческих действий или свободу спонтанности. Человеческое действие является свободным в том смысле, что оно исходит из

«собственного воздействия» или же является «sua sponte»2. Еще один древнегреческий философ - Эпиктет, определял свободу как желание собственных стремлений «свободным является тот, у которого все происходит по собственным свободным решениям»3. Свое внимание он акцентировал на внутренней свободе, призывая как можно меньше зависеть от внешнего мира.

Последующие философы трактуют о свободе уже в эпоху Средневековья. На данном этапе у мыслителей ключевым предметом внимания является свобода человеческой воли. Одним из таких был Аврелий Августин4. Следующий представитель данной эпохи - Фома Аквинский. Как и для Аврелия Августина, так и для Фомы Аквинского свобода рассматривается как уникальный феномен, обладающий самоценностью - это возможность выбора, основанного на разуме5.

Значительные перемены в соотношении личности и общества присуще эпохе Возрождения. В отличие от предыдущих мыслителей, феномен

свободы понимается на данном этапе уже несколько иначе. Такие перемены связаны с преобразованием в различных областях человеческой жизни: политико - экономической, социо - культурной, естественно - научной и религиозной, что привело к увеличению автономности индивида. На данном этапе свободная личность следует скорее не религиозным догмам, а разуму, который способен сообразно познавать мир. Соответственно встает вопрос и о свободном государстве, одной из функцией которого должно быть предоставление гражданам объективной возможности реализации свободы6. Из этого рождается новый подход к пониманию свободы через понимание общественного прогресса. Такой идеи придерживались Б. Спиноза7,

Ф. Бэкон., Т. Гоббс8. Основные идеи, созданные мыслителями эпохи Возрождения были реализованы в Декларации прав человека и гражданина Франции 1789 г., а затем в первой Конституции Французской республики 1793 г.9.

В России, идеи о необходимости гарантий свободы обществом, государством и правом находят свое отражение в произведениях таких философов, как П.И. Новгородцев, В.С. Соловьев, И.А. и др. Так, П.И. Новгородцев считает, что основной задачей государства является обеспечение личной свободы и создание материальных условий ее существования10. В.С. Соловьев утверждает безусловную ценность свободы, определяет право как «исторически - подвижное определение необходимого принудительного равновесия двух нравственных интересов - личной свободы и общего блага»11.

Таким образом, проблема свободы решалась на протяжении всех культурно-исторических эпох, а именно вопросы соотношения индивидуального и общего, свободы воли личности и интересы общества. Представители каждой эпохи определяли свободу по-новому, в соответствии с той действительностью, в которой они жили. Именно общефилософский подход предполагает взаимосвязь двух аспектов свободы - внешней и внутренней. Философское понимание категории свободы очень важно и на сегодняшний момент, так как без знаний философии, которые являются базовыми, невозможно раскрыть понятие, признаки и структуру свободы в конституционном праве.

Специальную группу основных прав и свобод в конституционном праве составляют экономические права и свободы. Конституция РФ 1993 года, по сравнению с законами советского времени, исходит из принципиально иной позиции при их закреплении. В прежнем аспекте проявлялась тенденция на главенствующую роль государства в предоставлении экономических благ человеку. Подобного рода интерпретация, нашедшая отражение в конституционных нормах, закономерно следовала из того, что государство, являлось фактическим и единственным собственником всех общественных богатств,

которые формально были объявлены общенародны-

В Конституции 1993 г. произошел отказ от глобального огосударствления экономики и теперь в соответствии с ч. 1 ст. 34 Конституции РФ: каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для не запрещенной законом экономической деятельности. Статья 8 Конституции РФ закрепляет свободу экономической деятельности и содержится в главе 1 Конституции РФ, закрепляющей основы конституционного строя, соответственно данное положение приобретает статус одной из основ конституционного строя. Экономическая свобода, по смыслу Конституции, предполагает, прежде всего свободу предпринимательства. Конституционный Суд РФ отметил, что «принципом экономической свободы предопределяются конституционно гарантируемые правомочия, составляющие основное содержание конституционного права на свободное использование способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности»13. В нормативное содержание свободы экономической деятельности как конституционного принципа входит, как свидетельствует практика Конституционного Суда РФ, прежде всего свободное от какого-либо воздействия принятие хозяйственных решений14. На конституционный принцип свободы экономической деятельности, основываются нормы гл. 2 Конституции, закрепляющие права, неотъемлемо присущие обществу, в котором действует экономика рыночного типа. Их можно обозначит как основные экономические права, которые, по сути и отражают конституционный смысл ст. 8, 34 Конституции РФ. К ним относятся15:

Во-первых, право выбирать род деятельности или занятий - означает свободу экономического выбора: быть либо предпринимателем-работодателем, либо работником (ст. 37 Конституции). Принцип свободы труда отражен в ст. 23 Всеобщей декларации прав человека16. Закрепленные в Конституции РФ нормы соотносятся с положениями Декларации МОТ «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда»17, которая акцентировала внимание на ликвидацию всех форм принудительного или обязательного труда, недопущению дискриминации в области труда и занятий. Запрет принудительного труда предусмотрен в ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах. Термин «принудительный или обязательный труд» в соответствии со ст. 2 Конвенции МОТ о принудительном, или обязательном труде18 (с учетом Протокола 2014 г. и Рекомендации 2014 г.), означает всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг. Данные нормы нашли свое закрепление и в иных международных правовых актах, таких как: Конвенция МОТ «Об упразднении принудительного труда»19; Конвенция МОТ «О дискриминации в области труда и занятий»20; Конвенция Совета Европы «О защите прав человека и основных свобод»21; Европейская социальная хартия22 и другие. Запрет принудительного труда впервые в России парирован на конституционном уровне, а конституционные положения получили свое закрепление в ст. 2 Трудового кодекса РФ23. Таким образом, свобода труда в Российской Федерации реализуется в следующих формах: заключение трудового договора (контракта), вступление в члены корпоративной организации, индивидуальная и частнопредпринимательская деятельность. Каждый может создать предприятие в установленном законом порядке или осуществлять предпринимательскую деятельность без образова-

ния юридического лица24;

Во-вторых, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства - означает свободу рынка труда. Свобода передвижения закреплена в ст. 13 Всеобщей декларации прав челове-ка25, в Протоколе № 4 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод26 и ст. 12 Международного пакта о гражданских и политиче-

ских правах27. Статья 27 Закона «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»28 предусматривает уведомительный регистрационный учет граждан по месту пребывания и жительства. Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и жительства в пределах РФ утверждены Постановлением Правительства РФ № 71329. Данное право может быть ограничено только с учетом положений ч. 3 ст. 55 и ст. 56 Конституции РФ.

В-третьих, право на объединение - предполагает право для совместной экономической деятельности, а следовательно, свободу выбора организационно-правовых форм предпринимательской деятельности (ч. 1 ст. 30). Наиважнейшие международные акты в области прав и свобод человека закрепляют право каждого человека на объединение и запрет принуждения к вступлению в какое-либо объединение, к таким относятся: Всеобщая декларация прав человека (ст. 20)30, Международный пакт о гражданских и политических правах (ст. 22)31, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (ст. 11)32.

Согласно существующему законодательству в России существует несколько видов общественных объединений в зависимости от целей их деятельности. В зависимости от того, ставится ли перед объединением цель извлечения прибыли в качестве основной или нет, организации делятся на коммерческие и некоммерческие. Коммерческие организации в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 50 ГК РФ33 могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятиях. Некоммерческие организации могут создаваться в таких организационно- правовых формах, как потребительский кооператив, казачьи общества, движения, фонды, некоммерческие партнерства, частные учреждения и т.д. Некоммерческие организации могу реализовывать предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы. Нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность

соответствующих организаций, помимо выше перечисленных являются: ФЗ «О некоммерческих организациях»34, ФЗ «О саморегулируемых организациях»35, ФЗ «Об общественных объединениях»36 и другие. Необходимо отметить, что конституционное право на свободу объединений не является абсолютным и может быть лимитировано в соответствии с ч. 3 ст. 13 Конституции.

В-четвертых, право иметь имущество в собственности. Триада

полномочий: владение, распоряжение и пользование им как единолично, так и совместно с другими лицами (ч. 2 ст. 35), те же самые полномочия в отношении земли и природных ресурсов (ч. 2 ст. 36), использование имущества для целей предпринимательской деятельности (ч. 1 ст. 34) - означает свободу формирования имущественного фундамента предпринимательства, оборот имущества, свободу реализации на рынке произведенного товара, включая права на свободу договора37. Особо акцентирует внимание на связь свободы договора со свободой экономической деятельности Конституционный Суд РФ в Постановлении от 23.02.1999 г. № 4-П38.

Специфическим объектом различных форм собственности является земля и другие природные ресурсы. Земля является конструктивной основой любой недвижимости и в этом качестве ее роль как объекта частной собственности в условиях рыночной экономики высочайшая. Конституция закрепляет данное право только за гражданами и объедине-ниями39. Право частной собственности находится под охраной федерального закона, и никакие другие нормативные акты, включая законы субъектов РФ, не могут менять его статус40.

Таким образом, свобода экономической деятельности состоит в правовой охране интересов производителей и потребителей. Экономическая свобода тех и других наиболее продуктивным образом гарантируется институтом частной собственности, закономерным обрамлением защиты права собственности между хозяйствующими субъектами41;

В-пятых, право на защиту от монополизма и недобросовестной конкуренции (ст. 34) - предполагает свободу конкуренции42. Часть 2 статьи 34 отчасти воспроизводит положения ст. 8 Конституции РФ. Она предусматривает исключение из принципа

свободы экономической деятельности, поскольку запрещает осуществлять такую деятельность, которая направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Недобросовестная конкуренция отличается от монополизации. Она характерна тем, что на рынке существует конкуренция и конкурентная борьба, однако, эта борьба ведется несоответствующими методами - с помощью популяризации астернальных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации; введения потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качеств и количества товара или в отношении его производителей и так далее.

Таким образом, включение положения о запрете монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции подчеркивает значимость этого принципа для сегодняшних экономических систем, поскольку монополизация до определенного времени не рассматривалась как явление, способное причинить вред экономики.

Основываясь на вышеизложенном, изучение категории свободы в философском ее понимании, конституционном аспекте, рассмотрение основных составляющих экономических прав такой свободы, позволяет на наш взгляд говорить о том, что свобода экономической деятельности важна для общего понимания в двух смыслах. Во-первых, экономическая свобода является частью свободы как таковой в целом. В этом значении, она представляет собой ценность саму по себе. Во-вторых, экономическая свобода является неотъемлемым условием свободы политической. Исторический опыт свидетельствует о том, что существует прямая связь между свободным рынком и политической свободой. Конечно же, основные философские постулаты учения о свободе легли в основу относительно новой российской конституции, и хотя Конституция РФ не раскрывает категорию свободы экономической деятельности, однако же, содержит и закрепляет этот принцип в статье 8 главы 1 Конституции РФ (Основы конституционного строя). В сущности, свобода экономической деятельности не исчерпывается формально-юридическим закреплением в статье 8 Конституции РФ. Взаимосвязанный анализ целого ряда поло-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

жений Основного закона позволяет обнаруживать конституционный смысл свободы экономической деятельности в статьях: 34, 35, 36, в ряде установлений главы 3 Конституции РФ, в том числе через содержание этой самой свободы.

1 См. Conze W. Freiheit // Brunner O. / Conze W. / Koselleck R. (Hgg.) Geschichtliche Grundbegriffe. Historisches Lexikon zur politisch-sozialen Sprache in Deutschland. Bd. 2 Stuttgart. 1998. S. 435 f. // Пархоменко Р.Н. Идея свободы в консервативной интеллектуальной традиции: Россия и Германия. М.: Ленанд, 2014. С. 30-31.

2 Cp.: Ibid. S. 16.

3 Epiktet, Diss I, 12, 9.

4 De corr. Et Gratia I, 2; Pl 44, 936.

5 Фома Аквинский. Сумма против язычников. М., 2000. С. 375-377.

6 Нудненко Л.А. Конституционные права и свободы личности в России // Учебное пособие / Отв. зед. заслуженный деятель науки, докт. юрид. наук, проф., судья Конституционного Суда Российской Федерации в отставке Н.В. Витрук, СПб.: Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2009. С. 30.

7 Спиноза Б. Богословско - политический трактат / Б. Спиноза // Избранные произведения: В 2 т. Т. 2. М.. 1957. С. 239.

8 Гоббс Т. Сочинения: в 2 т. М., 1991. С. 163. Т. 2.

9 Адо А.В. Документы истории Великой Французской Революции. В двух томах. Т. 1. М.: МГУ, 1990. С. 216-227.

10 Новгородцев П.И. Право на достойное человеческое существование / П.И. Новгородцев; под ред. М.А. Колерова и Н.С. Плотникова // Сочинения. М.: Раритет, 1995. С. 322.

11 Соловьев В.С. Оправдание лобра / В.С. Соловьев; под ред. А.Н. Ерыгина и С.П. Липова // Избранные произведения. Рост.н/Д: Феникс, 1998. С. 522.

12 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России // Учебное пособие. М.: Проспект, 2014. С. 233.

13 См.: постановление Конституционного Суда РФ от 24 февраля 2004 г. // Российская газета. 2004. 2 марта. (№ 3418). С. 7.

14 Зорькин В.Д., Лазарев Л.В. Комментарий к Конституции РФ. М.: Норма; Инфра-М, 2011. С. 18.

15 Зорькин В.Д. Комментарий к Конституции РФ. М.: Норма; Инфра-М, 2011. С. 106.

16 Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г. // Российская газета. Федеральный выпуск № 235. 1995 г.

17 Декларация МОТ «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» (принята в г. Женеве 18.06.1998 г. на 86 сессии Генеральной конференции МОТ) // Российская газета. Федеральный выпуск № 98-238. 1998 г.

18 Конвенция МОТ № 29 «О принудительном или обязательном труде» (принята в г. Женеве 28.06.1930 г. на 14 сессии Генеральной конференции МОТ. Ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23.06.1956) // Ведомости ВС СССР. 1956. № 12. Ст. 253.

19 Конвенция МОТ № 105 «Об упразднении принудительного труда» (принята в г. Женеве 25.06.1957 г. на 40 сессии Генеральной конференции МОТ. Ратифицирована ФЗ РФ № 35-ФЗ от 23.03.1998) // СЗ РФ. 2001. № 50. Ст. 4649.

20 Конвенция МОТ № 111 «О дискриминации в области труда и занятий (принята в г. Женеве 25.06.1958 г. на 42 сессии Генеральной конференции МОТ. Ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31.01.1961) // Ведомости ВС СССР. 1961. № 6. Ст. 58.

21 Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950) // СЗ РФ. 2001. № 2. Ст. 163.

22 Европейская социальная хартия (пересмотренная) (принята в г. Страсбурге 03.05.1996) // Бюллетень международных договоров, 2010 № 4. С. 17-67.

23 ТК РФ от 30. 12. 2001 № 197-ФЗ (в ред. от 05.10.2015 г.) // СЗ РФ. 2002. № 1. ч. 1. Ст. 3.

24 Садовникова Г.Д. Комментарий к Конституции РФ. М.: Юрайт, 2016. С. 56-57.

25 Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г. // Российская газета. Федеральный выпуск № 235. 1995 г.

26 Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950) // СЗ РФ. 2001. № 2. Ст. 163.

27 Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. Ратифицирован Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18.09.1973 г. № 4212^Ш // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12.

28 Закон РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» (в ред. от 28.11.2015) // Российская газета. Федеральный выпуск № 152. 1993 г

29 Постановление Правительства РФ от 17 июля 1995 г № 713 « Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 30. Ст. 2939, СЗ РФ. 2002. № 34. Ст. 3294, СЗ РФ. 2008. № 14. Ст. 1412, СЗ РФ. 2010. № 46. Ст. 6024, СЗ РФ. 2011. № 44.Ст. 6282, СЗ РФ. 2012. № 17. Ст. 1986, СЗ РФ. 2014. № 34. Ст. 4667, СЗ РФ. 2015. № 11. Ст. 1601.

30 Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г. // Российская газета. Федеральный выпуск № 235. 1995 г

31 Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. Ратифицирован Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18.09.1973 г. № 4212^Ш // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12.

32 Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950) // СЗ РФ. 2001. № 2. Ст. 163.

33 ГК РФ. Ч. 1 от 30 ноября 1994 г № 51-ФЗ (в ред. от 13.07.2015) // СЗ РФ. 1994. № 32. 3301; ГК РФ. Ч. 2 от 26 января 2006 г № 14-ФЗ (в ред. от 29.06.2015) // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.

34 ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ (в ред. от 28.11.2015) // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 145.

35 ФЗ «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2006 № 315-ФЗ (в ред. от 24.11.2014) // СЗ РФ. 2007. № 49. Ст. 6076.

36 ФЗ «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 № 82-ФЗ (в ред. от 08.03.2015) //СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930.

37 Гаджиев Г.А. Экономическая Конституция. Конституционные гарантии свободы предпринимательской (экономической деятельности) // Конституционный вестник № 1 (19), 2008. С. 251.

38 См.: Вестник Конституционного суда Российской Федерации. 1999. № 3.

39 Нудненко Л.А. Конституционное право. М.: Юрайт, 2016. С. 229.

40 Баглай М.В. Конституционное право РФ. М.: Норма, Инфра-М, 2015. С. 285.

41 Нудненко Л.А. Конституционное права. М.: Юрайт, 2016. С. 126.

42 Садовникова Г.Д. Комментарий к Конституции РФ. М.: Юрайт, 2016. С. 56-57.

Развитие экономической свободы

Экономическая свобода, как элемент экономики впервые упоминался в нашей стране в период Советского Союза. Экономическая свобода в СССР практически отсутствовала, что было обусловлено формой власти и экономическим режимом, действующим в те времена. Ограничения привели к тому, что внешняя экономическая политика была очень скудной, товарного ассортимента на рынке почти не было, однако, была стабильность, которую современный рынок и экономическая свобода обеспечить не могут.

Государство в те времена было монополистом, то есть принимало все решения в области торговли, развития внешних и внутренних экономических отношений самостоятельно.

Надо заметить, что внешние отношения в Советском Союзе были очень ограничены, внешняя торговля велась только по определенным направлениям, а импорт в страну был вообще на уровне минимума. Ввиду этого экономическая свобода населения была очень ограничена.

Однако, правительство советского времени обеспечивало граждан своей страны определенной стабильностью в плане экономики и торговли. Надо заметить, что в магазинах и торговых центрах был ограниченный ассортимент товара, зато в наличие товар был почти всегда.

Свобода ведения финансовой деятельности отдельно взятой семьи в СССР была слабо реализована. Если какая – то семья начинала богатеть, при условии, что сильных экономических изменений не происходило, данным фактом начинали интересоваться государственные органы, что в итоге могло обернуться политическими проблемами или возвратом нелегально нажитого имущества государству, если такой факт присутствовал.

Во времена России ситуация с экономической свободой в значительной степени изменилась. На сегодняшний день все граждане страны считаются полностью свободны от государственного вмешательства и регулирования, только если это не затрагивает законные интересы, прописанные, прежде всего, в Конституции РФ.

Условия экономической свободы

Экономическая свобода это важное условие развития рыночных и экономических отношений. Чем выше степень свободы экономического характера у субъекта рынка, тем выше его продуктивность, так считают ведущие аналитики и экономисты. То есть для развития экономических и рыночных отношений – это одно из приоритетных условий.

Определение 1

Условия экономической свободы – это те обстоятельства и правила, при которых предприниматели могут свободно реализовывать свои идеи и предпочтения на рынке товаров и услуг.

Такими условиями являются:

  • Абсолютное право на частную собственность. Любой предприниматель должен владеть этим правом и условием, иначе не будут правильно реализованы рыночные отношения, а, следовательно, и товарные и экономические отношения на рынке;
  • Абсолютное право на реализацию экономических идей и инициатив. То есть предпринимательская деятельность не ставится в конкретные определенные рамки, наоборот, если бизнесмен имеет ряд идей, то если они не противоречат закону, он имеет полное право на их реализацию, что даст вектор дальнейшего развития его бизнеса и рынка в целом;
  • Абсолютное право на то, чтобы создать или наоборот, разрушить коалиции внутри бизнеса. Такое право дает предпринимателю свободу выбора бизнес партнера, чтобы владелец сам определял, с кем он желает сотрудничать, а с кем нет, вне зависимости от мнения и совета, например, государственных органов. Это дает более продуктивный ход развития бизнеса и торговых отношений.

Данные условия экономической свободы деятельности обязательны, так как при их невыполнении или частичном исполнении свобода, как факт, теряется и ослабевает, что может негативным образом сказаться на предпринимательской деятельности и экономических отношениях.

Замечание 1

За счет экономической свободы общество может достичь высоких и продуктивных результатов в области социальных и экономических действий.

Экономическая свобода характерна в основном только в условиях рыночных отношений, в других формах рынка она мало себя проявляет и является не столь важным атрибутом экономики. Надо заметить, что только рынок вправе давать столько свободы своим субъектам, так как без нее невозможно построение правильной структуры взаимоотношений.

Проявление экономической свободы дает множество преимуществ, как предпринимателю, так и самому рынку, так как свобода – это новые возможности, креативные идеи, движение вперед и развитие. Высвобождаемая экономическая энергия плодотворно и позитивно влияет на развития общества и бизнеса.

Принципы экономической свободы

Экономическая свобода не может быть никак не ограничена:

  • ни законодательством;
  • не рынком;
  • ни экономикой.

Экономическая свобода не зарождается сама по себе, ею наделяет власть страны, она способна расширять границы и возможности рынка и предпринимательской деятельности, формировать новые взгляды и идеи ведения бизнеса.

Принципов, как таковых, экономической свободы не сформировано по причине разных подходов к формированию свободы в экономике, даже в условиях рыночных отношений, в разных странах.

Экономическая свобода придерживается главного основного принципа деятельности, основанного на Конституционном праве человека в обществе и экономике страны.

В основу данного принципа положено грамотное распределение и сочетание прав экономической свободы предпринимателей в условиях рыночных отношений и их реализации.

Здесь важно отметить то, что принцип экономической свободы предпринимателя все же ограничивает в определенной степени его права и обязанности. Главное состоит в том, чтобы в рамках экономической свободы субъект рынка не нарушал правила касающиеся:

  • Здоровья граждан страны и экономической зоны;
  • Нравственности граждан и общества страны, а также отдельных субъектов рынка;
  • Законных прав граждан и отдельных субъектов рынка;
  • Интересов граждан и отдельных субъектов рынка и т.д.

Таким образом, данный принцип экономической свободы ограничивает свободу только в рамках действующей Конституции, которая налагает на предпринимателей и их деятельность определенные запреты.

Экономическую основу конституционного строя России составляет находящееся в стадии завершения создания рыночное хозяйство, в рамках которого производство и распределение товаров и благ осуществляется посредством рыночных отношений.

Статьи 8 и 9 Конституции РФ посвящены экономическим основам конституционного строя России.

1. Они устанавливают и гарантируют единство экономического пространства России. Это понятие охватывает единство рынка, т.е. свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности, а также свободное перемещение рабочей силы.

Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, а также государственными внебюджетными фондами, ЦБ РФ.

Конкуренция - эго соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Монополистическая деятельность - злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

и развитию новых самостоятельных предприятии, в частности в уже монополизированных секторах рынка.

Сказанному способствует принятие и введение в действие первых двух частей ГК РФ, других законодательных актов, например, Федеральных законов от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и др.

  • 8. Экономическая роль демократического социального государства в условиях рыночной экономики сводится к осуществлению трех функций:
    • а) законодательное определение круга субъектов хозяйственной деятельности, а также ее объектов и взаимоотношений между ними;
    • б) поощрение, защита и охрана социально и экономически целесообразных форм этой деятельности, осуществляемые с помощью регулятивных мер экономического характера (повышение или понижение ставок налогов, банковского процента при кредите, предоставляемом государственными или полугосударственными банками, повышение или понижение цен на продукцию и услуги, производимые по государственному заказу, и т.п.), но в определенных пределах и мерами властными, внеэкономическими, особенно при решении трудовых, экологических, здравоохранительных и некоторых других социальных проблем народного хозяйства;
    • в) недопущение соединения в руках органов государственной власти или местного самоуправления двух направлений деятельности - осуществления властных полномочий и хозяйственной деятельности, направленной на получение прибыли, за исключением случаев, когда это прямо и обоснованно допускается законом.
  • 9. Конституция провозглашает признание и защиту различных форм собственности, приводя их не исчерпывающий, а примерный перечень; речь идет о частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности; он повторен в ч. 2 ст. 9 Конституции РФ применительно к собственности на землю и другие природные ресурсы. К иным формам собственности можно отнести церковную собственность.

Возможно и выделение форм собственности не по субъектам, а но объектам этого нрава. Так, ст. 9 и 36 Конституции РФ говорят о собственности на природные ресурсы, выделяя из нее собственность на землю и иные виды таких ресурсов. Упомянутые в ст. 72 жилищная, земельная, водная, лесная, горная (о недрах) отрасли законодательства органически связаны с соответствующими формами права собственности.

Важной, не всегда принимаемой во внимание особенностью этого перечня является вынесение частной собственности на первое место в ст. 8 и 9. Это тесно связано и с провозглашением человека, его прав и свобод высшей ценностью.

В Конституции РФ также устанавливается (ст. 9), что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Они используются и охраняются в России как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В Конституции РФ указывается (ст. 36), что иметь землю в частной собственности вправе граждане и их объединения. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Конституция РФ устанавливает (ст. 35), что в России каждый вправе иметь имущество в собственности, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Отношения собственности, не предусмотренные Конституцией РФ, регулируются ГК РФ и иными законами.

10. Государство при управлении материальными отраслями производства для обеспечения социально-экономических потребностей населения, национальной безопасности, охраны правопорядка, реализации иных социально-значимых целей устанавливает различные экономические регуляторы: финансы, налоги, деньги, кредит и т.д.

Государство диктует свои правила банковской деятельности, взимания налогов, на валютном рынке, рынке ценных бумаг, создает условия для инвестиционной деятельности, организует денежное обращение и расчеты. Федеральные законы, регулирующие перечисленные сферы отношений, безусловно, затрагивают и гражданские правоотношения, по по большей части сформулированы императивно, так как затрагивают интересы неопределенного круга граждан, организаций и, конечно же, государства.

  • Конституция РФ устанавливает основы разграничения предметовведения и полномочий между Российской Федерацией, ее субъектамии местным самоуправлением в экономической области (ст. 11, 12, 71-73,130-133), а отчасти и компетенцию некоторых органов государственнойвласти в сфере экономики (ст. 114, 127), определяет ограничение свободыэкономической деятельности, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 34).
  • Поскольку политика государства направлена на создание условий,обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7),свобода экономической деятельности не должна противоречить этому.
  • Экономическая деятельность, наносящая ущерб земле и другим природным ресурсам, недопустима (ч. 2 ст. 36).
  • Конституционные права и свободы человека в сфере экономическойдеятельности установлены в ст. 27 (свобода передвижения, выбора местапребывания и жительства), 34 (свободное использование каждым своихспособностей и имущества для такой деятельности), 35 (права частной собственности и наследования), 36 (право собственности на землю и свободувладения, пользования и распоряжения природными ресурсами), 37 (трудовые отношения), 42 (право на благоприятную окружающую среду) и др.Они могут быть ограничены в условиях чрезвычайного положения (ст. 56).
  • Определены некоторые виды экономической деятельности (выращивание растительного сырья для производства наркотиков, торговля содержащими наркотики медикаментами и др.) без разрешения и контроля состороны государства.
  • Единство экономического пространства России требует единствазаконодательства об экономической деятельности. Это законодательство должно предусматривать признание на всей территории РФ актов(документов) органов государственной власти и органов местного самоуправления всех уровней. Оно должно поддерживать конкуренцию, ограничивая монополизм, контролируя и регулируя его неизбежные тенденции(прежде всего в области естественных монополий), содействуя созданию

После изучения данной главы студент должен знать:

  • понятие социально-экономических прав и свобод;
  • понятие свободы экономической деятельности;
  • право частной собственности;
  • трудовые права и свободы;
  • семейные права;

уметь:

владеть:

  • навыками исполнения и соблюдения социально- экономических прав и свобод;
  • навыками использования социально-экономических прав и свобод.

Свобода экономической деятельности

Отдельную группу конституционных прав и свобод составляют социально-экономические и культурные права и свободы человека и гражданина. Они касаются таких важных сфер жизни человека, как предпринимательская и иная экономическая деятельность, собственность, труд, отдых, здоровье, образование. Их задача состоит в обеспечении материальных, духовных и других социально значимых потребностей личности. Эти права направлены на расширение возможностей для каждого члена общества обладать и пользоваться материальными благами, чтобы обеспечить достойное существование. При этом следует отметить, что особенностью социальных прав является то, что они не подлежат безусловной судебной защите.

В основе социально-экономических прав лежит признание необходимости осуществления государством социальных функций по социальной защите отдельных категорий населения путем перераспределения национального дохода, «выравнивания» социальных неравенств.

В перечне социально-экономических прав, принятых в мировой практике конституционного законодательства, право на работу, на оплачиваемый труд, на минимальную заработную плату, на равную оплату равного объема работы, на благосостояние, жилище, одежду, образование, здравоохранение, отдых, а также на особое попечение о детях. Принято считать, что это не просто как определенные требования к правительству, а это требование от властей чего-то нового, того, что еще не существует, чаще всего использовать определенные денежные суммы или иные ресурсы на социальные нужды, а также переставлять акценты в выборе приоритетов. При этом наблюдается некоторое расхождение в разграничении социальных, экономических и социально-экономических прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации.

К числу экономических прав Конституция РФ относит право на экономическую деятельность, право частной собственности (ст.35 Конституции РФ), в том числе право частной собственности на землю. Трудовые права - свобода труда, право на труд и защиту от безработицы, право на забастовку, право на отдых (ст.37 Конституции РФ). В числе социальных прав Конституция РФ провозглашает охрану семьи, материнства и детства, право на социальное обеспечение, право на жилище, право на охрану здоровья и медицинскую помощь. К культурным правам Конституция РФ относит право на свободу творчества, на участие в культурной жизни, право на образование. Социально- экономические и культурные права и свободы закреплены в ст.ст.34^4 Конституции РФ.

Свобода экономической деятельности выступает в качестве одной из основ конституционного строя (ст.8 Конституции РФ). Право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, которое вытекает из свободы личности и права на частную собственность, является важным элементом рыночной экономики. Согласно ч.1 ст.34 Конституции РФ, каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. В сочетании с правом частной собственности такая свобода предпринимательства выступает как правовая база рыночной экономики.

Государственные органы гарантируют и поощряют развитие бизнеса, предпринимательства, защищают имущество граждан наравне с государственной собственностью. В то же время государство вправе ограничивать некоторые виды деятельности (например, производство оружия) или обусловливать ее разрешениями (лицензиями), регулировать экспорт-импорт, требовать финансовой отчетности, уплаты налогов. Все это необходимо в интересах развития экономики страны и опирается на законодательную базу, прежде всего на ГК РФ.

Конкретные вопросы, связанные с реализацией права на экономическую деятельность, регулируются большим числом законодательных актов: Гражданский кодекс РФ, ФЗ «О производственных кооперативах», ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», ФЗ «О специальных защитных антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», ФЗ «О защите конкуренции» и др. Согласно ст.2 Гражданского кодекса РФ, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Следует обратить внимание на то, что не все способности одобряются законодателем в отношении предпринимательства и иной экономической деятельности. Поощряются только такие способности, которые приносят общественную пользу и не запрещены законом. Конституция РФ выделяет форму экономической деятельности, подлежащей запрету. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч.2 ст.34 Конституции РФ). Согласно ст.4 ФЗ «О защите конкуренции», монополистическая деятельность - злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью. Недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам- конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации. Такого рода конкуренция бьет по интересам как граждан, так и экономики, в результате ущемляются интересы потребителей.

Здравствуйте. что вы имеете в виду под эконом. функцией?

есть права и обязанности граждан… есть принципы… как таковых экономических именно функций- конституция не содержит..

она устанавливает основные принципы и права -

Статья 35
1. Право частной собственности охраняется законом.

2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

4. Право наследования гарантируется.

Статья 37
1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Статья 57
Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Добрый день. Тут все зависит от доктринального подхода к определению экономической функции государства

Например:

САРАТОВСКИЙ ФИЛИАЛ ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Н.И. МАТУЗОВ, А.В. МАЛЬКО

Допущено Министерством образования
Российской Федерации в качестве учебника
для студентов высших учебных заведений,
обучающихся по направлению и специальности
«Юриспруденция»


Экономическая функция государства заключается в выработке и государственной координации основных направлений экономической политики в устойчивом режиме. На разных этапах развития общества эта функция может проявляться по-разному. Здесь весьма важна постановка вопроса о пределах вмешательства государства в экономическую сферу, о методах государственного управления экономическими отношениями. Если в условиях административной системы управления экономика регулируется преимущественно директивами, то в условиях рыночных отношений - прежде всего экономическими методами, т.е. посредством налогов, кредитов, льгот и т.д. Сейчас данная функция в современной России в основном сводится к формированию и исполнению бюджета, определению стратегии экономического развития общества, обеспечению равных условий для существования различных форм собственности, стимулированию производства, предпринимательской деятельности и т.д.

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

2-е издание, переработанное и дополненное

А.В. МЕЛЕХИН

Экономическая функция -обеспечение нормального функционирования и развития экономики , в том числе посредством охраны существующих форм собственности. В демократическом правовом обществе экономическая функция государства исключает политико-административные формы и методы воздействия на экономику страны, на поведение субъектов экономических отношений. Они регулируются государством именно экономическими методами , прежде всего, посредством выработки долгосрочной государственной программы по развитию экономики. Главными в этой программе являются финансовая, инвестиционная, налоговая, валютно-денежная политика.
Для ее проведения государство создает соответствующую правовую базу, поощряя те области экономики и отечественного производителя (государственный кредит, финансовое субсидирование, освобождение от налогов и т.д.), которые играют особую роль в развитии экономики страны, создании новых рабочих мест и занятости населения.
В отношении некоторых особо важных отраслей экономики, таких как энергетика, атомная, оборонная промышленность, космонавтика, машиностроение, связь и т.д., государство, как правило, осуществляет непосредственное управление, выступая в качестве собственника или держателя акций.
Государственная программа по развитию экономики предусматривает также финансирование программ научно-технических и промышленных исследований, особенно в области перспективных и приоритетных направлений.
Таким образом, можно сказать, что вмешательство государства в экономику сводится, как правило , к:
- выработке экономической политики;
- управлению предприятиями и организациями, составляющими государственную собственность;
- установлению правовых основ рынка и ценовой политики;
- регулированию внешнеэкономических отношений государства. Эта функция государства сильно изменилась в ходе исторического существования государства от полного невмешательства в экономику до полного контроля всей хозяйственной деятельности и регулирования всех вопросов экономической жизни. В современных условиях экономика развивается на основе саморегулирования. Вмешательство государства имеет определенные пределы.

ИНСТИТУТ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРАВОВЕДЕНИЯ
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

УЧЕБНИК ДЛЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Под общей редакцией
доктора юридических наук, профессора,
заслуженного деятеля науки РФ
А.С. ПИГОЛКИНА

2. Экономическая. Отражает степень участия государства в экономических процессах, уровень его влияния на экономику.
Государство в той или иной степени неизбежно вмешивается в экономическую жизнь общества. Оно защищает различные формы собственности (включая частную), проводит определенную фискальную политику (организует и обеспечивает сбор налогов и иных обязательных платежей в бюджет), охраняет свободу всех, не запрещенных законом форм экономической деятельности, осуществляет внешнеэкономические связи.
Характеризуя экономическую функцию государства, необходимо учитывать, осуществляется ли она в условиях распределительной экономики или в условиях рыночных отношений. В первом случае, опираясь на централизованную систему управления экономикой, преобладающую в экономике долю государственной собственности, государство непосредственно участвует в хозяйственной деятельности: проводит жесткую плановую политику, определяет объемы производства, распределяет материальные и финансовые ресурсы, другими словами, монопольно регулирует экономические отношения. Во втором случае непосредственное вмешательство в хозяйственную деятельность общества заметно сокращается. При рыночных отношениях, свободе предпринимательской деятельности, многообразии и равенстве всех форм собственности, добросовестной конкуренции экономика развивается преимущественно на основе саморегулирования, дополненного целенаправленным регулированием со стороны государства <*>. Государство в основном определяет экономическую стратегию развития общества, устанавливает правовые основы (регуляторы) рыночных отношений и ценовой политики, охраняет и защищает собственность, обеспечивая равные возможности для функционирования ее различных форм (государственной, муниципальной, частной и др.), осуществляет внешнеэкономическую деятельность, а также борется с ущербными, вредными для общества формами ведения хозяйства.
В современных условиях государство с помощью разных способов и рычагов поддерживает либеральную экономику, регулируя отношения между производителями и потребителями, устанавливая по возможности одинаковые правила хозяйствования в условиях рынка, принимая меры для нормального и эффективного функционирования экономики, обеспечения ее конкурентоспособности.
Одним из эффективных рычагов влияния государства на экономику всегда была и остается налоговая система. Обязательные платежи - налоги, сборы, пошлины - составляют основную доходную часть государственного бюджета. Для контроля за правильностью исчисления налогов и своевременностью их уплаты создаются специальные государственные органы. В России, например, в этих целях создана Государственная налоговая служба, действует налоговая полиция, органы финансовой разведки.

То есть экономическая функция заключается в пределах и способах воздействия государства на экономические отношения.

Теперь по Конституции

Наиболее полно эта функция описана в ст. 8

Статья 8
1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Здравствуйте Василий!

Действие конституционных принципов единства экономического пространства и
свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ) направлены на создание конституционного режима
стабильности экономического оборота, в частности на обеспечение
справедливого распределения предпринимательских рисков. Конституционный
принцип свободы экономической деятельности (ч. 1 ст. 8) диктует
необходимость поиска оптимального соотношения, сочетания публичных и
частных интересов. Провозглашен конституционный принцип признания и
защиты равным образом частной, государственной, муниципальной и иных
форм собственности (ч. 2 ст. 8).

К экономическим правам относятся и иные названные в
Конституции права, например, право свободно передвигаться, выбирать
место пребывания и жительства (статья 27 Конституции РФ).
«Конституционные права и свободы гарантируются гражданину независимо от
места жительства, включая наличие или отсутствие у него жилого помещения
для постоянного или временного проживания»8.
На реализацию экономических прав существенное влияние оказывает право
собственности, включая собственность на недвижимость и землю (статьи 35,
36).

В соответствии со статьей 35 (часть 3) Конституции РФ
никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Термин «лишен» означает принудительный характер прекращения права
частной собственности и предполагает наличие спора, что в обязательном
порядке требует судебного контроля. Принудительное отчуждение имущества,
по общему правилу, может быть произведено только при условии
предварительного и равноценного возмещения».

Единое экономическое пространство обеспечивается
свободным движением товаров, денежных средств, рабочей силы и
информации. Для этого на территории России не допускается установление конституционное правосудие // Журнал российского права. 2005. N 12. С. 30 – 36).

Россия приступила к утверждению себя в мире с новым политическим лицом, с новой экономикой, новой системой государственного управления и, полагаем, новой исторической ролью.
В то же время до сих пор не принято большинство актов, призванных развить положения Конституции Российской Федерации, в том числе и прежде всего в сфере государственного воздействия на общество и экономику, в сфере обеспечения свобод, в том числе и прежде всего экономических. "Не будет большим преувеличением утверждать, что вся Конституция, все ее разделы в их органическом единстве имеют отношение к экономическому развитию страны , задавая базовую логику ее функционирования" (Барциц И.Н. Конституционное право на хорошее (эффективное) управление: критерии, показатели, оценки //Конституционное и муниципальное право. 2013. N 11. С. 64 – 71).
В части 1 статьи 7 Конституции РФ закреплен важнейший принцип - принцип
социального государства. Как отмечает Г.А. Гаджиев, принцип свободы
экономической деятельности связан с равноценным конституционным принципом социального государства, но генетически они различны
(Гаджиев Г.А. Экономическая эффективность, правовая этика и доверие к государству // Журнал российского права. 2012. N 1. С. 10 – 21).

Часть 1 статья 8 Конституции РФ - свобода экономической деятельности,
единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции.
Часть 2 статья 8 Конституции РФ - признание многообразия форм собственности и равной их защиты.
Статьей 10 Конституции РФ закрепляется фундаментальный принцип организации власти в правовом государстве - принцип разделения властей между законодательными, исполнительными и судебными органами
государства. Конституционное утверждение принципа разделения властей и переход к рыночным отношениям в хозяйственной и иных сферах жизнедеятельности, закрепление различных форм собственности обусловили
изменение рода деятельности исполнительной власти. Произошло ограничение сферы использования методов непосредственного директивного управления его объектами (предприятиями, учреждениями, организациями и т.п.). Наряду с этим получили широкое применение методы регистрации объектов управления, лицензирования, контроля и надзора, кредитования, налогообложения и др. (Хусаинов З.Ф. Экономическая функция российской государственности: вопросы теории, истории и политико-правовой практики
: Дис.… д-ра юрид. наук. Академия экономической безопасности. Казань, 2008. С. 210).
Часть 1 статья 34 Конституции РФ право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Часть 2 статья 34 Конституции РФ недопущение экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Статья 57 Конституции РФ закрепляет конституционную обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы. Определение «каждый» распространяет данную обязанность как на граждан РФ, так и на иностранных граждан и лиц без гражданства, являющихся налогоплательщиками. Как отмечали Г.А. Гаджиев и С.Г. Пепеляев, подчеркивая «надзаконное» значение основных принципов налогообложения, служащих воплощению и защите основ конституционного строя,«общие принципы налогообложения и сборов направляют и связывают… законодательную власть, имея для нее „эталонное значение“ (Гаджиев Г.А., Пепеляев С.Г. Предприниматель - налогоплательщик - государство. М., 1998. С. 186, 191).
Статьей 71 Конституции РФ установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического развития России отнесены к вопросам ведения Российской Федерации. Экономическая политика определяет долговременные и текущие цели хозяйственного развития страны (Хусаинов З.Ф. Экономическая функция российской государственности: вопросы теории, истории и политико-правовой практики: Дис.… д-ра юрид. наук. Академия экономической безопасности. Казань, 2008. С. 218).
Часть 1 статья 74 Конституции РФ недопущение установления таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.