Повышение минимальной зарплаты в. Размер минимальной зарплаты

В качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.

Согласно правилам части 3 статьи 133.1 Трудового кодекса РФ:

    размер минимальной заработной платы для конкретного субъекта определяется с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения на его территории. Частью 4 статьи 133.1. ТК установлено, что размер МЗП не может быть ниже федерального МРОТ;

    минимальную заработную плату устанавливают региональным соглашением трех сторон:

      правительства города Москвы;

      объединения работодателей (союза промышленников и предпринимателей).

    после того как соглашение заключено, всем работодателям, осуществляющим деятельность на территории Москвы, предлагается к нему присоединиться. Это происходит путем официального опубликования текста соглашения в СМИ;

    если работодатель, осуществляющий деятельность на территории Москвы, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению о региональном МРОТ не представил в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, считается, что работодатель присоединился к соглашению, а значит, обязан его применять;

Исходя из статьи 133.1 ТК региональный МРОТ обязателен для применения в рамках оплаты труда работников государственных учреждений, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, а также муниципальных учреждений. Федеральные казенные, бюджетные и автономные учреждения не обязаны применять региональный МРОТ.

Размер минимальной заработной платы в г. Москве

Срок, с которого установлен размер минимальной заработной платы Размер минимальной
заработной платы
(руб., в месяц)
Нормативный акт, установивший размер минимальной заработной платы
с 1 ноября 2018 г. 18 781 Постановление Правительства Москвы от 19.09.2018 N 1114-ПП
с 1 мая 2018 г. 18 742
с 1 января 2018 г. 18 742 " между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 15.12.2015, постановление Правительства Москвы от 12.09.2017 N 663-ПП
с 01.10.2017 18 742 " между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 15.12.2015, постановление Правительства Москвы от 12.09.2017 N 663-ПП
с 1 июля 2017 г. 17 642 " между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 15.12.2015, постановление Правительства Москвы от 13.06.2017 N 355-ПП
с 1 октября 2016 г. 17 561 "Московское трехстороннее соглашение на 2016-2018 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 15.12.2015, постановление Правительства Москвы от 06.09.2016 N 551-ПП
с 1 января 2016 г. 17 300 "Московское трехстороннее соглашение на 2016-2018 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 15.12.2015
с 1 ноября 2015 г. 17 300 "Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2015 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 18.12.2014 (ред. от 30.10.2015)
с 1 июня 2015 г. 16 500 "Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2015 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 18.12.2014 (ред. от 26.05.2015)
с 1 апреля 2015 г. 15 000
с 1 января 2015 г. 14 500 "Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2015 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 18.12.2014
с 1 июня 2014 г. 14 000 "Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2014 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 11.12.2013 (ред. от 24.04.2014)
с 1 января 2014 г. 12 600 "Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2014 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 11.12.2013
с 1 июля 2013 г. 12 200
с 1 января 2013 г. 11 700 "Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2013 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 12.12.2012
с 1 июля 2012 г. 11 700
с 1 января 2012 г. 11 300 "Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2012 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 30.11.2011
с 1 июля 2011 г. 11 100 "Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2011 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 02.12.2010 (ред. от 01.07.2011)
с 1 января 2011 г. 10 400 "Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2011 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 02.12.2010
с 1 мая 2010 г. 10 100
с 1 января 2010 г. 9 500 "Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2010 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 22.12.2009
с 1 сентября 2009 г. 8 700
с 1 мая 2009 г. 8 500 "Соглашение на 2009 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)" от 24.12.2008
с 1 января 2009 г. 8 300 "Соглашение на 2009 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)" от 24.12.2008
с 1 сентября 2008 г. 7 650 "Московское трехстороннее соглашение на 2008 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)" от 11.12.2007 (ред. от 02.09.2008)
с 1 мая 2008 г. 6 800 "Московское трехстороннее соглашение на 2008 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)" от 11.12.2007
с 1 сентября 2007 г. 6 100
с 1 мая 2007 г. 5 400 "Московское трехстороннее соглашение на 2007 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)" от 12.12.2006
с 1 сентября 2006 г. 4 900
с 1 мая 2006 г. 4 100 "Московское трехстороннее соглашение на 2006 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)" от 28.11.2005
с 1 октября 2005 г. 3 600
с 1 мая 2005 г. 3 000 "Московское трехстороннее соглашение на 2005 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)" от 29.12.2004
с 1 октября 2004 г. 2 500
с 1 мая 2004 г. 2 000 "Московское трехстороннее соглашение на 2004 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)" от 22.12.2003
со 2 полугодия
2003 г.
1 800
с 1 января 2003 г. 1 500 "Московское трехстороннее соглашение на 2003 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)" от 15.12.2002
с 1 сентября 2002 г. 1 270
с 1 января 2002 г. 1 100 "Московское трехстороннее соглашение на 2002 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)" от 04.12.2001

Московское трехстороннее соглашение на 2016-2018 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей
(в ред. Постановления Правительства Москвы от 13.06.2017 № 355-ПП)

(извлечение)

Договаривающиеся стороны: Правительство Москвы от лица органов исполнительной власти города Москвы (далее - Правительство), Московская Федерация профсоюзов (далее также - МФП) от лица московских объединений профсоюзов (далее - Профсоюзы), Московская Конфедерация промышленников и предпринимателей (работодателей) (далее - МКПП(р) от лица московских объединений работодателей (далее - Работодатели) (далее - Стороны) в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Законом города Москвы от 11 ноября 2009 г. N 4 "О социальном партнерстве в городе Москве" заключили Московское трехстороннее соглашение на 2016-2018 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей (далее - Соглашение).

Основными целями настоящего Соглашения являются обеспечение согласования интересов работников, работодателей и органов исполнительной власти города Москвы по регулированию социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, направленных на повышение уровня и качества жизни населения, устойчивое функционирование и дальнейшее развитие отраслей экономики города Москвы, обеспечение и расширение государственных гарантий в вопросах занятости и социальной защиты населения, оплаты и охраны труда работников на основе принципов социального партнерства.

Работодатели:

2.20. Считать критериями массового увольнения показатели численности увольняемых работников организаций, зарегистрированных в городе Москве, с численностью работающих от 15 и более человек за определенный период времени:

2.20.1. Увольнение в течение 30 календарных дней более 25% работников организации от общей численности работающих в организации.

2.20.2. Увольнение работников в связи с ликвидацией организации любой организационно-правовой формы.

2.20.3. Сокращение численности или штата работников организации в количестве:

50 и более человек в течение 30 календарных дней;
- 200 и более человек в течение 60 календарных дней;
- 500 и более человек в течение 90 календарных дней.

2.21. Информировать в случае угрозы массового увольнения работников Профсоюзы, Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы не менее чем за 3 месяца до даты начала проведения соответствующих мероприятий. Совместно разработать меры, направленные на уменьшение численности работников, подлежащих увольнению (приостановка приема работников на работу, перевод на режим неполного рабочего времени и иные меры, снижающие количество увольняемых работников).

2.22. Предоставлять ежемесячно в Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы информацию о потребности в работниках.

2.23. Оказывать содействие в предоставлении работы в режиме гибкого рабочего времени или на условиях неполного рабочего времени одному из родителей, имеющих 3 и более детей, одному из родителей (законному представителю) ребенка-инвалида.

2.24. МКПП(р) проводить консультирование работодателей по вопросу заполнения заявки о потребности в привлечении иностранных работников.

2.25. Предоставлять работникам, увольняемым в связи с ликвидацией организации или сокращением численности или штата работников организации, возможность переобучения новым профессиям, а также время для поиска новой работы до наступления срока расторжения трудового договора.

2.26. Не допускать в течение года одновременного увольнения работников, которые являются членами одной семьи, в случае сокращения численности или штата работников организации.

2.27. Привлекать высококвалифицированных рабочих и специалистов в качестве наставников при трудоустройстве выпускников образовательных организаций профессионального образования.

2.28. МКПП(р) совместно с отраслевыми советами по профессиональным квалификациям проводить работу по профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ, реализуемых профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, которые осуществляют подготовку специалистов для экономики города Москвы.

Профсоюзы:

2.29. Предоставлять бесплатную консультационную и правовую помощь профсоюзным организациям, членам профсоюзов, а также малообеспеченным и безработным гражданам по вопросам применения трудового законодательства.

2.29.1. Для создания дополнительных рабочих мест для инвалидов ежемесячно добровольно вносить в бюджет города Москвы взнос за каждое незанятое квотируемое рабочее место для приема на работу инвалидов в размере прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного Правительством Москвы, на день его уплаты.
(п. 2.29.1 введен решением МТК по регулированию социально-трудовых отношений от 12.12.2016 N 77-848-2)

2.30. Осуществлять общественный контроль за расходованием бюджетных средств и средств работодателей на модернизацию действующих и создание новых рабочих мест.

Раздел 3. В ОБЛАСТИ ПОЛИТИКИ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ И ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ

В целях повышения уровня жизни и заработной платы, снижения уровня бедности и социального неравенства в городе Москве Стороны обязуются:

3.1. Установить размер минимальной заработной платы в городе Москве с 1 января 2016 г. - 17300 рублей.

3.1.1. Размер минимальной заработной платы в городе Москве пересматривается ежеквартально и устанавливается в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения города Москвы , утвержденного постановлением Правительства Москвы . В случае снижения величины прожиточного минимума в городе Москве размер минимальной заработной платы сохраняется на прежнем уровне.

C 1 мая 2018 года МРОТ составит 11 163 рублей(+17,6%), т.е. будет приравнен к федеральному прожиточному минимуму для работающих. Владимир Путин заявил об этом на встрече с рабочими Тверского вагоностроительного завода.

Президент России Владимир Путин подписал закон о повышении минимального размера оплаты труда (МРОТ). Согласно ему МРОТ с 1 июля 2017 года будет повышен на 4%, с 7500 руб. до 7800 руб. в месяц.

Таблица регионального МРОТ 2017 года по субъектам России. Точнее это называется Минимальный размер зарплаты в регионах (МЗП). Не все регионы подняли планку МРОТ выше федеральной.

Фактически зарплата работника, выдаваемая на руки, может быть ниже МРОТ региона, так как МРОТ считают с начисленной зарплаты, т.е. до удержания налога НДФЛ. Соответственно, при начисленной зарплате в 1 МРОТ (7 800 рублей), сумма выплаты работнику на руки уменьшается на величину налога НДФЛ. Также расчет больничного листа может быть не ниже расчета исходя из местного МРОТ.

Дата МРОТ % изменения
с 01.07.2017 г. 7800 4%
с 01.07.2016 г. 7500 20,89%
с 01.01.2016 г. 6204 4%
с 01.01.2015 г. 5965 6,6%
с 01.01.2014 г. 5554 р. 6,71%
с 01.01.2013 г. 5205 р. 12,88%
с 01.06.2011 г. 4611 6,49%
с 01.01.2009 г. 4330 88,26%
с 01.09.2007 г. 2300 109,09%
с 01.05.2006 г. 1100 37,50%
с 01.09.2005 г. 800 11,11%
с 01.01.2005 г. 720 20%
с 01.10.2003 г. 600 33,33%
с 01.05.2002 г. 450 50%
с 01.07.2001 г. 300 50%
с 01.01.2001 г. 200 51,23%
с 01.07.2000 г. 132 -
Год Уровень инфляции
2016 11%(прогноз)
2015 12,9%
2014 11.4%
2013 6,7%
2012 7,0%
2011 6,1%
2010 8,8%
2009 8,8%
2008 13,3%
2007 11,9%
2006 9,0%
2005 10,9%
2004 11,7%
2003 12,0%
2002 15,1%
2001 18,6%
2000 20,2%

Рис. Динамика Инфляции в России 2000-2016 год

О размере МРОТ и о его изменениях в 2016 году Вы можете узнать в статье

В законодательном порядке устанавливаются не только пенсии и пособия. Существует еще одна важная характеристика, которую определяют власти - минимальная зарплата.

Величина ее в каждом регионе устанавливается самостоятельно. Естественно, самый большой размер минимальной зарплаты установлен для Москвы. Ниже IQReview разберется с тем, что вообще такое МРОТ, на что он влияет, и какая минимальная ставка у москвичей.

Минимальная зарплата (также широко используется аббревиатура «МРОТ»: минимальный размер оплаты труда) - порог оплаты, ниже которого работодатель не может платить своему сотруднику. Он устанавливается за час, месяц или год.

Обратите внимание: МРОТ - это не «голый» оклад. Это совокупная зарплата, которая включает базовую ставку, премии и прочие виды надбавок (согласно статье №133 Трудового Кодекса Российской Федерации). То есть чистый оклад сотрудника может быть и ниже, чем установленный по региону минимальный размер оплаты труда. Также МРОТ не является прожиточным минимумом.

Такая система регулирования была предложена и до сих пор применяется как «защита» низкооплачиваемого труда от занижения зарплат. Раньше многие предприятия устанавливали несправедливо низкие цены за тяжелую работу. В первую очередь это касалось физического труда.

Кроме того установка и регулярный перерасчет МРОТ - один из методов борьбы государства с бедностью. Конечно, на фактические минимальные зарплаты в Российской Федерации прожить очень тяжело, однако все-таки можно. Кстати, граждане должны выплачивать налоги с минимальной зарплаты в полном размере.

Собственный МРОТ (установленный законодательным путем) имеется в большинстве стран мира. На международном уровне его регламентирует конвенция Международной организации труда ООН №131 («О минимальной заработной плате»), принятая 3 июня 1970 года.

Ее исполняют не все государства: по состоянию на лето 2016 года, ратифицировали соглашение только 53 страны (из 251). Причем от «стандартного» способа регулирования отказываются вовсе не страны третьего мира, такую систему не принимают:

    Япония: здесь МРОТ устанавливается не для всей страны или региона, а отдельно для каждой отрасли;

    Швейцария, Италия, некоторые скандинавские страны: не устанавливают минимальную ставку вообще.

Основные положения

    Регулируют ли минимальную зарплату законы? Да, в России это закон №82-ФЗ.

    Кто корректирует размер МРОТ? В РФ этим занимаются на двух уровнях власти: на федеральном (устанавливается единая величина для всей страны) и региональном (устанавливается величина для отдельного региона, в зависимости от ряда факторов).

    Зависит ли МРОТ от количества фактически отработанных рабочих часов? При расчете размера используется стандартная рабочая неделя - 40 часов.

Администрация регионального уровня может изменять размер МРОТ, но только в сторону увеличения (то есть официальная зарплата в регионах не может быть ниже, чем установленная минимальная по стране).

Размер МРОТ изменяется регулярно и зависит от годовой инфляции. Фактически он не должен быть ниже, чем по региону (для трудоспособных граждан).

В качестве основного ресурса для выплат выступают средства работодателя. У государственных организаций - это бюджетные средства (местного или федерального бюджета).

З ачем нужен МРОТ?

Эта величина государством используется в следующих целях:

    Для финансовой защиты граждан, которые работают на низкооплачиваемых должностях (как говорилось выше).

    В качестве базы для начисления пособий (по безработице, временной нетрудоспособности).

МРОТ по РФ

Теперь о конкретных цифрах, для начала - по РФ (на федеральном уровне):

    С 1 января 2017 года: 7500 рублей. С наступлением нового года не изменялся, до этого в последний раз индексировался 1 июля 2016. Тогда его подняли с 6204 до 7500 рублей.

    С 1 июля 2017 года (уже известно) - с минимальной зарплатой произойдут небольшие изменения: она поднимется с 7500 до 7800 рублей.

График роста минимальной заработной платы

Предполагалось, что уже с начала 2017 года по России МРОТ поднимут до 8800 рублей. Однако из-за кризисной ситуации в стране от такого шага отказались, и новогодней индексации не было вообще. Скорее всего, после июльского повышения размер зарплат будет пересматриваться уже в следующем - 2018 году.

МРОТ в Москве

Т еперь самый интересный для большинства вопрос: какая минимальная зарплата полагается жителям российской столицы?

Минимальная зарплата в Москве в 2017 году (с 1 января) составляет 17561 рубль. Это значение распространяется на всех граждан, которые трудятся в московских компаниях, помимо сотрудников бюджетных структур.

Для статистики приведем величину МРОТ для Москвы по годам:

Период Размер, тысяч рублей
2010, с 1 января по 30 апреля 9.5
2010, с 1 мая по 31 декабря 10.1
2011, с 1 января по 31 июля 10.4
2011, с 1 августа по 31 декабря 11.1
2012, с 1 января по 30 июня 11.3
2012, с 1 июля по 31 декабря 11.7
2013, с 1 января по 30 июня 11.7 (не менялся)
2013, с 1 июля по 31 декабря 12.2
2014, с 1 января по 31 мая 12.6
2014, с 1 июня по 31 декабря 14
2015, с 1 января 14.5
2015, с 1 апреля 15
2015, с 1 июня 16.5
2015, с 1 ноября 17.3
2016, с 1 января 17.3 (не менялся)
2016, с 1 октября 17.561

И для сравнения приведем данные по минимальной зарплате москвичей в «нулевых»:

Период МРОТ, рублей
2002, с 1 января 1100
2002, с 1 сентября 1270
2003, с 1 января 1500
2003, с 1 июля 1800
2004, с 1 мая 2000
2004, с 1 октября 2500
2005, с 1 мая 3000
2005, с 1 октября 3600
2006, с 1 мая 4100
2006, с 1 сентября 4900
2007, с 1 мая 5400
2007, с 1 сентября 6100
2008, с 1 мая 6800
2008, с 1 сентября 7650
2009, с 1 января 8300
2009, с 1 мая 8500
2009, с 1 сентября 8700

Что в других странах?

По текущему (на первую половину мая) курсу «рубль-доллар» московский МРОТ равняется $ 300, а общероссийский - $ 130.


Сравнение минимальных размеров оплаты труда в России с другими странами

Для сравнения укажем, какие минимальные зарплаты установлены в других странах (в переводе на американские доллары):

    США. В 6 штатах минимальной ставки нет вообще. На государственном уровне за час труда нельзя платить меньше 7.25. Для некоторых крупных городов действуют индивидуальные (завышенные) ставки. Выше всего - в округе Колумбия (11.5 $ в час).

    Австралия. В этой стране компании не могут платить своим сотрудникам меньше $ 2190 в месяц. Однако и налоги в Австралии одни из самых высоких. С поправкой на все сборы, работник должен получать на руки не менее 9.5 $ в час.

    Люксембург. Минимум за час работы - 9.24 $.

    Бельгия - 8.57$ за час.

    Ирландия - не менее 8.46$ в час.

    Франция - минимум 8.24$ в час.

    Чехия - не менее 387$ в месяц.

    Эстония - не менее 440$ в месяц.

    Израиль - не менее 1200$ в месяц.

    Мексика - не менее 85$ в месяц.

    Нидерланды - не менее 1850$ ежемесячно.

    Великобритания - от 1615$ в месяц.

Актуальные новости о МРОТ (видео)

Правительство приняло решение повысить размер МРОТ в России с 1 июля 2017 года на 300 рублей (Федеральный закон от 19.12.2016 № 460-ФЗ). О том, как применять новую минималку в расчетах, читайте в этой статье.

В России на федеральном уровне установлены три вида минимального размера оплаты труда. Также предусмотрена своя минималка для регионов и отдельных отраслей. С 1 июля 2017 года МРОТ в России снова вырастет.

О размерах минималки на федеральном уровне и в регионах, как и для чего используется каждый из них, как увеличение минимального размера оплаты труда влияет на деятельность компании, и что необходимо сделать, чтобы избежать штрафов, расскажем далее.

Повышение МРОТ в России с 1 июля 2017 года

Минимальный размер оплаты труда определена Федеральным законом от 19.06.2000 № 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда". В зависимости от цели в этом законе установлены три вида МРОТ (см. таблицу ниже).

Для регулирования оплаты труда, расчета пособий по временной нетрудоспособности, пособий по беременности и родам, уплаты взносов, расчета налогов, сборов и штрафов применяется размер оплаты труда, установленный статьей 1 закона № 82-ФЗ (в ред. Федерального закона от 19.12.2016 № 460-ФЗ).

Сумма минималки с 1 июля 2017 г., руб. Применение Комментарий Норма
7 800

Нижняя граница оплаты труда;

База для расчета пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, иных выплат;

Объект налогообложения взносами для ИП, адвокатов, нотариусов, оценщиков и прочих самозанятых лиц, не имеющих наемных работников

В законе есть оговорка, что данный показатель можно использовать только для указанных целей. Статьи 1-3 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ
100 База для расчета стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат Статья фактически перестала действовать с принятием Федерального закона от 07.08.2000 № 122-ФЗ.

Статья 4 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ

100 База для расчета налогов, сборов и штрафов Не применяется Статья 5 Федерального закон от 19.06.2000 № 82-ФЗ

Еще раз отметим, на текущий момент актуален только минимальный размер оплаты труда, определяемый статьями 1-3 закона № 82-ФЗ. Именно он имеется ввиду:

  • при упоминании в ТК РФ - как гарантированный уровень оплаты;
  • в НК РФ - как база для расчета взносов;
  • в Федеральном законе от 29.12.2006 № 255-ФЗ - как база для расчета пособий и ограничение суммы по больничным.

На повышение МРОТ с 1 июля 2017 года надо обратить внимание прежде всего организациям, у которых размер заработка сотрудников близок к минимально допустимому уровню. Существует риск нарушения ТК РФ, которое может выявить трудовая инспекция при проверке. При этом ответственность предусмотрена как административная, так и уголовная. Необходимо также внимательно работать с дополнительными параметрами, такими как районный коэффициент и "северный" стаж.

Но контроль за федеральной минималкой и коэффициентами не может гарантировать отсутствие претензий по размеру выплат, в большей части субъектов РФ уровень зарплат регулируется региональной минималкой. Поэтому организациям, у которых сотрудники работают в разных концах страны, да и всем остальным, необходимо пристальное внимание к этому.

Федеральный МРОТ влияет на правильность исчисления сумм пособий по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам. Сами пособия не так сильно влияют на финансовое положение организаций, так как большая доля выплачивается за счет ФСС. Но некорректные расчеты опять же могут привести к штрафам.

Для лиц, занимающихся частной практикой, повышение МРОТ с 1 июля 2017 года не влияет на расчет взносов. Но из-за предыдущего повышения база для расчетов увеличилась на 21 %.

Стремясь снизить себестоимость продукции и быть конкурентоспособными на рынке, недобросовестные предприниматели снижают оклады сотрудникам. Государство встает на защиту интересов работников: в законодательных актах регионального и федерального уровня прописана минимальная зарплата, опуститься ниже которой не вправе ни одна компания, независимо от сферы деятельности и места расположения. Нарушение этого правила влечет наложение штрафных санкций и проблемы с контролирующими органами.

Согласно положениям действующего законодательства, МРОТ – это минимально возможный размер зарплаты сотрудников, который может установить работодатель. Величина определяется на федеральном уровне ежегодно.

Каким будет МРОТ на следующий период, зависит от таких макроэкономических факторов:

  • уровня цен в стране;
  • уровня безработицы;
  • темпа инфляции;
  • производственных показателей;
  • потребностей рабочих из России и иностранных государств.

В с 01.01.2019 года минимальный размер оплаты труда в России составил 11 280 рублей.

МРОТ выполняет следующие функции:

  • Используется для регулирования доходов трудящихся.
  • Служит базой для определения размера пособий по больничным листам, беременности и родам.
  • Используется для исчисления страховых взносов.

Важно! Трудовое законодательство не допускает использование МРОТ в прочих целях, помимо перечисленных.

Ст. 133 ТК РФ гласит, что «минималка» не может устанавливаться ниже прожиточного минимума, также определяемого ежегодно на законодательном уровне. На практике это положение не выполняется: в 2019 году разброс между показателями составляет более 10 000 рублей. Однако ожидается, что в перспективе величины сравняются благодаря усилиям экономической политики государства.

Из чего складывается МРОТ?

Ст. 129 ТК РФ гласит, что в минимальный размер оплаты труда включаются следующие перечисления работнику:

  • оклад, определенный исходя из квалификации специалиста, сложности и характеристик труда;
  • компенсационные выплаты (например, положенные за вредные или опасные условия работы);
  • выплаты стимулирующего характера (годовые, квартальные, месячные премии и т.д.);
  • иные доплаты, получаемые от фирмы-нанимателя.

Если работник трудится внутренним совместителем, т.е. помимо основных обязанностей выполняет дополнительные, последние оплачиваются отдельно. Доход внешнего совместителя зависит от достигнутых договоренностей между ним и компанией.

Если человек трудился на 1,5 ставки вместо одной, он не может получить зарплату в размере одной «минималки». Его доход будет исчислен пропорционально переработанному времени.

Трудовое законодательство запрещает включать в расчет МРОТ оплату за работу сверхурочно, в выходные и праздничные дни. За это положены отдельные перечисления, которые определяются по полуторной ставке в первые два часа и по двойной – в последующее время. По договоренности со специалистом денежная компенсация может быть заменена на дополнительные дни отдыха.

Если заработная плата сотрудника меньше «минималки», фирма-работодатель обязана сделать доплату. Например, если за специалистом закреплен оклад в 5 000, а компенсационные и стимулирующие выплаты отсутствуют, компания-наниматель обязана перечислить ему дополнительно (9 489 – 5 500) = 3 989 рублей. Если она этого не сделает, контролирующие органы применят штрафные санкции против организации.

Может ли зарплата быть ниже МРОТ?

Статьей 133 ТК РФ предписано, что доход сотрудника, получаемый от работодателя, не может быть ниже, чем минимальный порог, если соблюдаются два условия:

  • человек отработал полный месяц;
  • исполнил подразумеваемые должностью обязанности.

В понятие дохода включается оклад, премии, компенсации и иные выплаты, получаемые от компании-нанимателя. Если сумма перечислений составляет больше МРОТ, нарушения нормативных актов отсутствуют.

Предприятие выполняет функции налогового агента, т.е. удерживает НДФЛ 13% из доходов, получаемых сотрудниками. Сумма, получившаяся после бюджетных перечислений, может оказаться меньше «минималки»: это не противоречит российскому праву.

Возможны случаи, когда на законных основаниях работник организации будет получать доход меньше МРОТ. Например, если человек трудится на условиях неполного рабочего дня или неполной рабочей недели, этот факт прописан в контракте или допсоглашении к нему, нарушений законодательства нет. Это же правило относится к внешнему совместительству, когда специалист уделяет выполнению служебных обязанностей 2-3 часа в день, а остальное время проводит по основному месту трудоустройства.

Что такое региональный МРОТ?

Согласно положениям ст. 133 ТК РФ, власти субъекта федерации по согласованию с профсоюзами и организациями вправе вводить на его территории собственный МРОТ. Он обязательно должен превышать федеральное значение. В 2019 году такой возможностью пользуются 32 региона страны. К их числу относится Московская, Брянская, Курская области, республики Татарстан, Хакассия, Бурятия, Забайкальский край и другие.

Компании, расположенные на территории субъекта, где повышена «минималка», считаются по молчанию присоединившимися к соглашению, даже если не принимали участия в его обсуждении. Информация о принятом решении публикуется на официальном сайте исполнительной власти для всеобщего ознакомления.

Если организация не хочет присоединяться к инициативе, у нее есть 30 дней с момента публикации решения на то, чтобы направить в органы власти письменный отказ с обоснованием причин. «Молчание» обязывает коммерческую структуру подчиниться нововведению и поднять заработные платы работникам до уровня регионального МРОТ. Несоблюдение этого правила влечет те же санкции, что игнорирование федеральной «минималки».

Ответственность за выплату зарплаты ниже МРОТ

Законодательный минимум обязателен к соблюдению фирмами разных сфер деятельности и масштабов. Уклонение от требований, предписанных правовыми актами РФ, влечет административную ответственность.

В 2019 году размеры штрафных санкций к нарушителям установлены на уровне:

  • до 50 тыс. руб. – для организации;
  • до 5 тыс. руб. – для руководства компании;
  • до 5 тыс. руб. – для частного предпринимателя.

Если первое наказание не возымеет должного действия, и нарушитель продолжит выплачивать зп персоналу ниже положенной, штрафы увеличиваются. На сколько – решат проверяющие инспекторы. Например, юридическое лицо вместо 50 тыс. будет обязано уплатить в бюджет 70 тыс. руб.

Если организация не соблюдает минимальный порог, она становится объектом повышенного интереса со стороны налоговиков. Ее подозревают в выплате «серых» окладов и уклонении от перечисления НДФЛ и страховых взносов. Для «перевоспитания» недобросовестных нанимателей создаются специальные комиссии из представителей контролирующих органов.