Расчет страховых взносов во внебюджетные фонды. Начислены взносы во внебюджетные фонды

Государственные социальные внебюджетные фонды предназначены для удовлетворения потребностей граждан Российской Федерации в области пенсионного и социального обеспечения, медицинской помощи. Они представляют собой инструмент, предназначенный для сбора и аккумулирования средств в Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования и Фонде обязательного медицинского страхования. До 1 января 2010 года таким инструментом был единый социальный налог (ЕСН).

В 2009 году был принят Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования". Этим законом единый социальный налог с 1 января 2010 года заменялся прямыми страховыми взносами в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Третьего декабря 2011 года был принят Федеральный закон № 379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды», который меняет ставки и правила отчисления страховых взносов с 2012 года в Пенсионный фонд, Фонд Социального Страхования и ФФОМС.

Плательщиками страховых взносов являются:

1. Лица, производящие выплаты физическим лицам :

Организации;

Индивидуальные предприниматели;

Физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2. Индивидуальные предприниматели, адвокаты.

Таким образом, страховые взносы обязаны уплачивать все работодатели - юридические лица без исключения, а также индивидуальные предприниматели и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, - адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Если страхователь - плательщик страховых взносов относится одновременно к двум категориям плательщиков страховых взносов (является работодателем и ведет индивидуальную предпринимательскую деятельность), он регистрируется и уплачивает страховой взнос по каждому основанию.

Объектом обложения взносами являются выплаты и вознаграждения, начисленные в пользу физических лиц.

Объект обложения страховыми взносами должен характеризоваться следующими основными признаками:

1. Блага, выплачиваемые физическим лицам, имеют форму денежных выплат и иных вознаграждений. Это могут быть выплаты работнику или членам его семьи, т.е. оплата коммунальных услуг, отдыха, лечения, питания, обучения в их интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования. Также это могут быть выплаты в натуральной форме. Выплаты, произведенные в натуральной форме, для целей исчисления единого социального налога учитываются исходя из рыночных цен, действовавших на момент выплаты.


2. Выплаты должны быть произведены не в производственных целях, а в пользу работников (членов их семей), т.е. потребление блага в личных целях должно происходить вне процесса производства.

3. Выплаты должны производиться по трудовым договорам и договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.

Не относятся к объекту налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных имущественных прав, а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав).

Выплаты по договорам аренды не признаются объектом обложения страховыми взносами, за исключением договора аренды автотранспорта с экипажем. При этом суммы оплаты заработной платы экипажу автотранспортного средства, предусмотренные в договоре аренды, подлежат обложению страховыми взносами.

Законодательством предусмотрен перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами: государственные пенсии, пособия, компенсационные выплаты и другие.

Выплаты, не подлежащие обложению страховыми взносами в государственные социальные внебюджетные фонды

Не подлежат налогообложению Освобождаются от уплаты налога

1. Государственные пособия (в соответствии с законодательством), в том числе пособия по временной нетрудоспособности, уходу за больным ребенком, безработице, беременности и родам.

2. Все виды установленных законодательством РФ компенсационных выплат (в пределах норм), связанных с: - возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья; - бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг; - оплатой стоимости и (или) выдачей натурального довольствия; - оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск; -расходы на командировки и др.

3. Суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщиком физическим лицам в связи с чрезвычайными обстоятельствами 4. Доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства от производства и реализации сельскохозяйственной продукции в течение пяти лет начиная с года регистрации

1. Организации любых организационно-правовых форм — с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100000 руб. на каждое физическое лицо, являющееся инвалидом I-III групп

2. Организации с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 000 руб. в течение налогового периода на каждое физическое лицо: - общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, их региональные и местные отделения; - организации, уставный капитал которых полостью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда — не менее 25%;

5. Доходы (за исключением оплаты труда наемных работников), получаемые членами семейных общин малочисленных народов Севера от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла - учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно- спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации (эти льготы не распространяются на налогоплательщиков, занимающихся производством, реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов)
6. Суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому налогоплательщиком в порядке, установленном законодательством РФ
7. Суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не
менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц; суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица или утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей - налогоплательщики — индивидуальные предприниматели и адвокаты являющиеся инвалидами I-III групп, — в части доходов от их предпринимательской деятельности и иной профессиональной деятельности в размере, не превышающем 100 000 руб. в течение налогового периода
8. Стоимость проезда работников членов их семей к месту проведения отпуска и обратно
9. Стоимость форменной одежды и обмундирования, стоимость льгот по проезду, предоставляемых законодательством РФ отдельным категориям работников, обучающихся, воспитанников
9. Суммы материальной помощи, выплачиваемые физическим лицам за счет бюджетных источников организациями, финансируемыми за счет средств бюджетов, не превышающие 3000 руб. на одно физическое лицо за налоговый период

Суммы начисленных взносов зависят от категории налогоплательщика (работодатель, производящий выплаты в пользу физических лиц, индивидуальный предприниматель, адвокат), величины базы обложения и ставки взноса. Кроме того, законодательством предусмотрена возможность для отдельных категорий плательщиков исчисление страховых взносов по пониженным ставкам.

Тариф страховых взносов на 2012-2013 годы составляет 30%, в т.ч.:

- ПФР (Пенсионный фонд Российской Федерации) - 22%;

- ФСС (Фонд социального страхования) - 2,9%;

- ФФОМС (Федеральный фонд обязательного медицинского страхования) - 5,1%.

В зависимости от года рождения физического лица, в пользу которого производятся выплаты, страховой взнос в ПФР начисляется полностью на страховую часть будущей трудовой пенсии (для лиц 1966 года рождения и старше), либо разделяется на страховую часть - 16% и накопительную часть - 6% (для лиц 1967 года рождения и моложе).

Следует отметить, что с 2012 года страховые взносы уплачиваться работодателями по единой ставке с суммы выплат и иных вознаграждений, не превышающей 512 000 рублей в год в пользу одного работника. Свыше этой суммы выплаты и иные вознаграждения облагаются по ставке 10% и производятся они только в Пенсионный фонд. Таким образом, можно сказать, что по страховым взносам установлена регрессивная шкала ставок (как до 1 января 2010 года по единому социальному налогу).

В течение календарного года (квартала) работодатель исчисляет обязательные платежи по страховым взносам по итогам каждого календарного месяца исходя из величины выплат и других вознаграждений в пользу работников.

Ежемесячные обязательные платежи подлежат уплате в срок не позднее 15-го числа следующего календарного месяца.

Ежеквартально, не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, страхователь должен представить в территориальный орган Пенсионного фонда отчетность в виде Расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.

Законодательством предусмотрено, что компании и предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения и занятые видом деятельности, поименованным в пункте 8 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ исчисляют и уплачивают страховые взносы по пониженному тарифу 20%. Причем, взносы по пониженному нарифу перечисляются только в ПФР.

Пониженная ставка действует, если доля поступлений от реализации льготируемых товаров (работ, услуг) составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. При этом сумма дохода определяется по нормам статьи 346.15 НК РФ. Если указанное условие нарушается, страхователь теряет право на льготу по уплате страховых взносов с начала отчетного (расчетного) периода, в котором допущено несоответствие. В этом случае он должен будет доплатить сумму страховых взносов и заплатить пени.

Выплаты, произведенные в пользу иностранных граждан или лиц без гражданства, временно проживающих или временно пребывающих на территории РФ и заключивших трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее 6 месяцев, облагаются взносами в ПФР (п.6, ст. 3, 379-ФЗ).

Тариф Пенсионных взносов для временно проживающих и временно пребывающих с трудовым договором на срок более 6 месяцев и бессрочным одинаковый - составляет 22%.

Предприниматели и нотариусы уплачивают за себя соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года. Стоимость страхового года определяется как произведение МРОТ, установленного на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, увеличенное в 12 раз. В 2012 году МРОТ составляет 4611 рублей.

В зависимости от года рождения предпринимателя страховой взнос в ПФР начисляется полностью на страховую часть (для лиц 1966 года рождения и старше) либо разделяется на:

16% на страховую часть;

6% на накопительный часть (для лиц 1967 год рождения и моложе).

Плательщики страховых взносов, не производящие выплат физическим лицам, вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивать за себя страховые взносы в размере 2,9 % от стоимости страхового года. Уплата страховых взносов лицами, производится не позднее 31 декабря текущего года, начиная с года подачи заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному социальному страхованию.

Контрольные вопросы

1. Определение страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, их сущность, назначение.

2. Состав социальных внебюджетных фондов.

3. Кто является плательщиком страховых взносов в государственные внебюджетные фонды?

4. Что является объектом обложения страховыми взносами?

5. Какие выплаты исключаются из объекта обложения страховыми взносами в социальные фонды?

6. Каков порядок включения в базу обложения страховыми социальными взносами выплат физическим лицам, произведенных в натуральной форме?

7. Шкала ставок страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды и особенности ее применения.

8. Каковы особенности исчисления и уплаты страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды предпринимателями без образования юридического лица?

9. Льготы и освобождения от уплаты страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды.

Обязательные страховые взносы начисляются в три внебюджетных фонда: Пенсионный (ПФР), Медицинский (ФФОМС) и Фонд социального страхования (ФСС).

Суть обязательного страхования в следующем. Плательщик делает регулярные платежи, а фонд при наступлении страхового случая производит установленные законом выплаты. Например, при достижении человеком пенсионного возраста ПФР начисляет ему пенсию, в случае болезни ФСС выплачивает пособие по больничному листу и проч.

Виды обязательных страховых взносов

Существует четыре вида страховых взносов.

Первый вид - пенсионные взносы (взносы в ПФР). Они делятся на взносы на страховую пенсию и взносы на накопительную пенсию.

Второй вид - медицинские взносы (взносы в ФФОМС).

Третий вид - взносы в ФСС на обязательное соцстрахование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. За счет этих взносов Фонд соцстраха выплачивает пособия по больничным листам и декретные пособия.

Четвертый вид - взносы в ФСС по страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Неофициальное их название - взносы «на травматизм».

В 2009 году и раньше первый, второй и третий вид страховых взносов входили в единый социальный налог. Начиная с 2010 года, они регулируются Федеральным закономот 24.07.09 № 212 (далее - Закон № 212-ФЗ).

Начисление и уплата взносов «на травматизм» регулируется Федеральным законом от 24.07.98 № 125-ФЗ (далее - Закон № 125-ФЗ).

Кто платит взносы

  • организации, которые начисляют зарплату сотрудникам и (или) выплачивают вознаграждение подрядчикам - физическим лицам;
  • индивидуальные предприниматели, которые начисляют зарплату наемным работникам и (или) выплачивают вознаграждение подрядчикам - физическим лицам;
  • физические лица без статуса ИП, которые начисляют зарплату наемным работникам и (или) выплачивают вознаграждение подрядчикам - физическим лицам;
  • индивидуальные предприниматели и лица, занимающиеся частной практикой (адвокаты, нотариусы и проч.); то есть те, кто трудится «на себя», а не на работодателя.

Нередко бывает так, что один и тот же человек подходит сразу под несколько приведенных выше определений. В этом случае страховые взносы нужно платить по каждому основанию. Самый распространенный пример - индивидуальный предприниматель, который трудится «на себя» и при этом имеет штат наемных работников. Такой ИП должен отдельно начислить взносы на собственные доходы и отдельно - на зарплату работников.

На что начисляются взносы

Выплаты сотрудникам

Работодатели-организации и работодатели-ИП начисляют взносы на выплаты, сделанные в адрес работников в рамках трудовых договоров. К таким выплатам относится, прежде всего, заработная плата, премии по итогам работы за месяц, квартал или год, а также отпускные и компенсация за неиспользованный отпуск.

Выплаты подрядчикам

Пенсионные и медицинские взносы начисляются на выплаты в пользу физических лиц, не состоящих в штате, если такие выплаты сделаны в рамках авторских или гражданско-правовых договоров. Тут есть исключение: заказчик работ или услуг освобождается от обязанности начислять взносы в случае, когда подрядчик имеет статус ИП и платит взносы «за себя». Также под взносы не попадают суммы, выданные гражданину за приобретенное или арендованное у него имущество или имущественные права (например, взносы не начисляются на суммы, выплаченные при аренде личного автомобиля сотрудника).

Взносы в ФСС по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не начисляются на выплаты по любым гражданско-правовым договорам (в том числе по авторским и договорам подряда).

Взносы в ФСС на «травматизм» с выплат по гражданско-правовым договорам начисляются только в случае, если уплата взносов предусмотрена самим договором.

В отношении иностранцев и лиц без гражданства, получающих доходы в рамках трудовых или гражданско-правовых договоров, установлены определенные особенности (см. табл.).

Особенности начисления взносов на выплаты в пользу иностранцев и лиц без гражданства

Пенсионные взносы

Медицинские взносы

Взносы в ФСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

Взносы «на травматизм»

Иностранец постоянно или временно проживает в РФ

в рамках трудового договора

начисляются

начисляются

начисляются

начисляются

начисляются

начисляются

начисляются

Иностранец временно пребывает в РФ

в рамках трудового договора

не начисляются

начисляются

начисляются

в рамках гражданско-правового договора

начисляются (если иностранец не является высококвалифицированным специалистом)

не начисляются

начисляются

начисляются, если это предусмотрено договором

Иностранец работает в зарубежном филиале российской компании или выполняет работы или оказывает услуги за рубежом по договору подряда

не начисляются

не начисляются

не начисляются

не начисляются

На что не начисляются взносы

Существует закрытый перечень выплат, которые не облагаются пенсионными и медицинскими взносами, а также взносами на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В этот список входит пособие по больничным листам, все виды установленных законом компенсаций, суточные, полученные во время командировки и проч. Полный перечень приведен в статье 9 Закона № 212-ФЗ.

Существует и перечень выплат, освобожденных от взносов «на травматизм» (ст. 20.2 Закона № 125-ФЗ). Он практически совпадает со списком, принятым для остальных взносов.

На практике много споров возникает из-за выплат, которые не упомянуты в приведенных выше перечнях и не связаны с трудовыми обязанностями. Это относится, в частности, к премиям по случаю юбилея, к стоимости путевок, оплаченных работодателем и др. По мнению страхователей, взносы на такие суммы начислять не нужно, однако сотрудники внебюджетных фондов считают иначе. Подобные споры нередко заканчиваются в суде, причем арбитражная практика по данному вопросу весьма противоречива.

Как рассчитать облагаемую базу

Организации и ИП отдельно рассчитывают базу для каждого сотрудника и для каждого подрядчика. Облагаемая база рассчитывается нарастающим итогом с начала расчетного периода, который соответствует одному календарному году. Другими словами, базу определяют в течение периода с 1 января по 31 декабря текущего года, затем расчет облагаемой базы начинается с нуля. Базу определяют по истечении каждого месяца после начисления зарплаты.

Облагаемая база по взносам на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не должна превышать предельную величину. Ее значение утверждено законом и ежегодно индексируется постановлением Правительства РФ. В 2015 году размер предельной базы составляет 670 000 руб. Это значит, что взносы начисляются до тех пор, пока облагаемая база работника не достигнет 670 000 руб. Выплаты сверх данной суммы от взносов освобождаются. Начиная с 2016 года, отсчет пойдет заново.

База по пенсионным взносам не лимитируется. Но для выплат, начисленных сверх предельной величины базы, предусмотрен пониженный тариф (см. ниже). Так, в 2015 году база по пенсионным взносами составляет 711 000 руб. После превышения этой суммы действует пониженный тариф.

База по взносам «на травматизм» также не лимитируется, причем пониженный тариф здесь не предусмотрен.

Итоговая величина взносов равна облагаемой базе, умноженной на соответствующий страховой тариф (ставку).

Страховые тарифы

Для большинства плательщиков в период с 2014 по 2016 год действуют тарифы взносов, указанные в таблице.

Тарифы страховых взносов в 2014-2016 году для плательщиков, не относящихся к льготной категории

Для некоторых категорий плательщиков установлены пониженные тарифы. Так, «упрощенщики», которые занимаются определенными видами деятельности (производство пищевых продуктов, текстильное производство и пр.), в 2014-2018 годах платят только взносы в ПФР по ставке 20 процентов. По взносам в ФФОМС и ФСС по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством установлены нулевые тарифы.

Для отдельных категорий работников введены повышенные тарифы по взносам в ПФР. Например, в 2015 году в отношении доходов сотрудников, занятых на подземных работах, в горячих цехах и на работах с вредными условиями труда применяется тариф, увеличенный на 9 процентов. Причем повышенная ставка применяется даже к доходам, превышающим предельную величину. Основанием, освобождающим страхователя от дополнительных тарифов, являются результаты специальной оценки условий труда.

Тарифы по взносам «на травматизм» зависят от класса профессионального риска, присвоенного организации или предприятию. Например, для оптовых торговцев пищевыми продуктами установлен первый класс риска и соответствующий ему страховой тариф 0,2%.

Взносы с доходов предпринимателей и других «индивидуалов»

Для тех, кто работает «на себя» установлены отдельные правила.

«Индивидуалы» в обязательном порядке платят пенсионные и медицинские взносы в фиксированном размере, который не зависит от доходов предпринимателя.

Платеж в пенсионный фонд для предпринимателей и прочих «частников» (за исключением глав крестьянских хозяйств) рассчитывается следующим образом. Если доходы в расчетном периоде не превысили 300 000 руб., то платеж равен минимальному размеру оплаты труда на начало года, за который платятся взносы, умноженному на тариф взносов в ПФР и умноженному на 12 месяцев. Если доходы превысили 300 000 руб., то платеж равен МРОТ на начало года, умноженному на тариф и умноженному на 12 месяцев плюс 1% от суммы доходов, превышающих 300 000 руб. При этом сумма не должна превышать максимальную величину МРОТ на начало года, последовательно умноженную на 8, на 12 и на тариф.

Для глав крестьянских (фермерских) хозяйств размер платежа в ПФР не зависит от величины доходов. Платеж равен МРОТ, умноженному на тариф и умноженному на 12 месяцев. Данная величина умножается на количество всех членов хозяйства, включая его главу.

Значение платежа в ПФР, установленное на 2015 год, составляет: для ИП и прочих «индивидуалов» (за исключением глав крестьянских хозяйств), 18 610,80 руб. плюс 1% от доходов свыше 300 000 руб.. Для глав крестьянских (фермерских) хозяйств значение платежа в ПФР равно 18 610,80 руб. вне зависимости от величины доходов.

Фиксированные платежи в медицинский фонд для всех, включая глав крестьянских хозяйств, рассчитываются по следующей формуле: минимальный размер оплаты труда на начало года, за который платятся взносы, умноженный на тариф взносов в ФОМС и умноженный на 12 месяцев.

Значение фиксированного платежа в ФФОМС, установленное на 2015 год, составляет 3650, 58 руб.

Если календарный год отработан не полностью, размер фиксированных платежей пересчитывается исходя из фактически отработанного времени.

Взносы в ФСС по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством уплачиваются только на добровольной основе. Это значит, что «индивидуал» по собственному выбору может отказаться от данного вида страхования и не платить взносы. Но при желании он вправе застраховаться, и тогда ему придется перечислять фиксированные платежи в ФСС. В 2015 году их величина равна 2075,82 руб.

Взносы по страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний «за себя» не платятся.

Если деятельность временно приостановлена из-за отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет, за инвалидом или пожилым человеком, из-за военной службы по призыву или из-за пребывания за границей супругом военнослужащим или дипломатом, то фиксированные платежи за время приостановки не платятся.

Как работодатели определяют сумму, подлежащую перечислению

Работодатели обязаны делать ежемесячный обязательный платеж по взносам в ПФР, ФФОМС и ФСС по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Чтобы рассчитать сумму платежа, нужно сложить все облагаемые выплаты, начисленные с начала года и до окончания соответствующего календарного месяца, и умножить на страховой тариф. Из этой величины следует вычесть взносы, перечисленные с начала года и до предшествующего календарного месяца включительно. Полученная величина и есть текущий ежемесячный платеж.

Если работодатель выплачивал сотрудникам в течение месяца пособия по больничным или декретные, то он может уменьшить взносы в ФСС по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Как известно, первые три дня больничного оплачиваются за счет работодателя, а остальные - за счет ФСС. Так вот, из суммы ежемесячного платежа можно вычесть сумму пособий, которые подлежат уплате за счет ФСС. В ситуации, когда пособия превышают взносы, величину превышения можно зачесть в счет предстоящих платежей.

Взносы «на травматизм» также перечисляются ежемесячно. Для некоторых страхователей ФСС устанавливает надбавки или скидки. В этом случае сумма платежа увеличивается или уменьшается исходя из размера надбавки или скидки.

Когда и как перечислять взносы

Ежемесячные обязательные платежи по пенсионным, медицинским взносам, а также взносам по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством перечисляются не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начислен платеж. Так, ежемесячный платеж за август необходимо перечислить не позднее 15 сентября, платеж за сентябрь - не позднее 15 октября и т д.

Взносы «на травматизм» с зарплаты персонала перечисляются в срок, установленный для получения зарплаты за истекший месяц. Если уплата взносов «на травматизм» предусмотрена гражданско-правовым договором, то деньги в ФСС переводятся в сроки, указанные в договоре.

Платежи необходимо перечислять отдельно в каждый из фондов. При этом на два платежа в ФСС - «на травматизм» и по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - нужно оформить две самостоятельные платежки. До 2014 года пенсионные взносы также переводились двумя платежками: на страховую и накопительную части пенсии. Начиная с 2014 года работодатели должны перечислять всю сумму взносов одной платежкой с указанием КБК, предназначенного для учета взносов на страховую часть пенсии. Получив взносы, работники ПФР самостоятельно раcпределяют их на страховую и накопительную части.

«Индивидуалы» перечисляют пенсионные взносы в следующие сроки. Взносы в размере однократного МРОТ, умноженного на 12 и умноженного на соответствующий тариф, нужно заплатить до 31 декабря текущего года. Взносы, исчисленные с суммы, превышающей 300 000 руб., нужно перечислить не позднее 1 апреля следующего года.

Медицинские взносы «индивидуалы» перечисляют не позднее 31 декабря текущего года. А те из них, кто добровольно застраховался на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в срок не позднее 31 декабря текущего года делают перечисления в ФСС.

Если последняя дата уплаты взносов приходится на выходной или праздник, перечислить деньги можно в первый, следующий за ней рабочий день, и это не будет считаться просрочкой.

Когда отчитываться по взносам

Для работодателей допустимые сроки представления расчетов по начисленным и уплаченным взносам в ПФР и в ФФОМС с 2015 года зависят от того, в каком виде отчетность представляется: «на бумаге» или в электронном в виде. Так, отчитаться перед ПФР «на бумаге» следует не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом (кварталом, полугодием, девятью месяцами и годом). Иными словами, «бумажные «расчеты в общем случае нужно сдать не позднее 15 мая, 15 августа, 15 ноября и 15 февраля. Если же работодатель представляет расчеты в электронном виде, то отчитаться можно не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным.

Кроме того, работодатели обязаны отчитаться перед ФСС. И способо представления отчетности с 2015 года также влияет на сроки. Так, «на бумаге» следует отчитаться не позднее 20-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом (в общем случае это 20 апреля, 20 июля, 20 октября и 20 января). Если же отчетность представялется в электронном виде, то отчитываться можно не позднее 25 числа (то есть, на пять дней дольше). В Фонд соцстрахования необходимо представить расчет, где указана информация по взносам «на травматизм» и по взносам по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Также работодатели представляют в ПФР так называемую персонифицированную отчетность - сведения о страховых взносах и страховом стаже. Срок ее сдачи - не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом. При этом с 1 января 2014 года сведения индивидуального (персонифицированного) учета являются неотъемлемой частью расчета по начисленным и уплаченным взносам в ПФР и ФФОМС.

Если последняя дата предоставления отчетности приходится на выходной или праздник, отчитаться можно в первый, следующий за ней рабочий день, и это не будет просрочкой.

В конце 2011 года в ряд законодательных актов о страховых взносах были внесены значимые изменения. Новые положения должны применяться с 1 января 2012 года. В статье Л.П. Фомичева, аттестованный аудитор Минфина России, анализирует нововведения, относящиеся к пенсионному, социальному страхованию работников (в том числе от несчастных случаев на производстве). Приводится актуальная информация об индексации «детских» пособий, а также о порядке взимания и суммах возможных штрафов.

Предельная величина базы для начисления

Правительство РФ установило предельную величину базы для начисления страховых взносов во внебюджетные фонды на 2012 год. Согласно Постановлению Правительства РФ от 24.11.2011 № 974 сумма будет увеличена по сравнению с 2011 годом (463 тыс. руб.) в 1,1048 раза и составит 512 тыс. руб.

Тариф снизится с 34 % до 30 %, но будет регрессивным

Напомним, что в 2011 году страховые взносы уплачивались теми, кто не имел льгот по ставке 34 процента (в ПФР - 26 %, в ФСС - 2,9 % и в ФОМС - 5,1 %). Предельная величина облагаемых страховыми взносами выплат в пользу работника, исчисленная нарастающим итогом, - 463 тыс. руб. С выплат, превышающих эту сумму, взносы не взимались.

ст. 3 Закона № 167-ФЗ

Пониженный (льготный) тариф

ст. 58 Закона № 212-ФЗ

подпункты я.8 - я.10 в п. 8 , ):

  • от 12.04.2010 № 61-ФЗ );

ч. 1.3 и 1.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ).

ч. 1.1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ).

ч. 8 ст. 16 Закона № 212-ФЗ).

Увеличиваются штрафы

ст. 48 Закона № 212-ФЗ).

ст. 46.1 Закона № 212-ФЗст. 15.33 КоАП РФ).

С 2012 года страховая часть пенсии будет состоять из (ст. 3 Закона № 167-ФЗ): солидарной части страховых взносов; индивидуальной части взносов.

Размер будущей пенсии гражданина определяется суммой, формируемой из индивидуальной части страховых взносов (взносы на накопительную часть пенсии).

Из солидарной части формируется общий, страховой счет ПФР, средства которого идут на выплаты фиксированного базового размера трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров (тех, кто не попадал под обязательное соцстрахование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) и прочие солидарные выплаты.

По существу, солидарная часть - это бывшая часть «федеральный бюджет» в составе ЕСН. Раннее данную функцию по разделению взносов осуществлял ПФР, поскольку на лицевой счет застрахованного лица поступали не все взносы, а только в пределах 16 %. Что происходит с остальной 10-процентной частью страхового взноса, граждане не знают.

Эксперты указывают, что пенсионная система с такими изменениями все больше приобретает черты распределительной модели. Происходит подмена понятия страхового взноса, и по факту идет возврат к единому социальному налогу, где была нераспределяемая часть. Регрессия уже была при ЕСН. Теперь же принцип страхования пропадает окончательно. Максимум, что остается, - это накопительная часть пенсии.

Пониженный (льготный) тариф

Напомним, что в 2011 году льготные категории (ст. 58 Закона № 212-ФЗ) платили страховые взносы по ставке 26 %. Для плательщиков, применявших в 2011 году льготный тариф в размере 26 %, а также для социально ориентированных некоммерческих организаций тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды понизится до 20 %. Тарифы составят в ПФР - 20 %, в ФСС - 0 % и в ФОМС - 0 %. При этом не надо будет начислять взносы на выплаты, превышающие 512 тыс. руб. Как будут оплачиваться больничные при этом, пока не ясно, потому что никаких изменений в законодательство об оплате пособий по временной нетрудоспособности не внесено. Возможен возврат к старому порядку, когда больничные оплачивал работодатель на УСН, а не ФСС РФ.

В состав льготников, которые будут платить взносы по ставке 20 %, дополнительно вошли (новые подпункты я.8 - я.10 в п. 8 , 10 – 13 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ):

  • субъекты малого предпринимательства в производственной и социальной сферах;
  • некоммерческие организации, применяющие УСН и осуществляющие деятельность в области социального обслуживания населения;
  • благотворительные организации, зарегистрированные в установленном законодательством РФ порядке;
  • организации и индивидуальные предприниматели, основным видом экономической деятельности которых является транспорт и связь, либо розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, ортопедическими изделиями, либо производство гнутых стальных профилей, либо производство стальной проволоки;
  • организации, оказывающие инжиниринговые услуги, за исключением организаций, заключивших с органами управления особыми экономическими зонами соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности (п. 3 ч. 2.1 ст. 57 Закона № 212-ФЗ).

Пониженные тарифы страховых взносов будут применяться и в отношении выплат и вознаграждений, производимых физлицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности для следующих субъектов:

  • аптечных организаций, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» и уплачивающих ЕНВД для отдельных видов деятельности (новый п. 10 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ);
  • индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность и уплачивающих ЕНВД для отдельных видов деятельности.

В случае потери права на применение льготных тарифов в течение расчетного периода «упрощенцам» не надо будет платить пени по доначисленным взносам. То же касается и льгот для средств массовой информации (ч. 1.3 и 1.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ).

Уточнены критерии для права применения льготного тарифа для СМИ. Если ранее порядок подтверждения основного вида деятельности должен был прописываться Правительством РФ, то теперь этот порядок прописан в самом Законе № 212-ФЗ (ч. 1.1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ).

Взносы в ПФ РФ для самозанятых

«Самозанятыми» являются индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокаты и др., которые самостоятельно уплачивают страховые взносы в ПФР и ФОМС.

Тарифы, по которым рассчитываются взносы предпринимателей «за себя», остались прежними, т. е. ПФР - 26 %, ФОМС - 5,1 %. Все изменения по уменьшению тарифов, принятые для работодателей, «самозанятых» лиц не касаются. О применяемых ставках для расчета этих взносов даже внесли пункт в , т. к. этот вопрос возникал при расчете взносов, исчисляемых исходя из стоимости страхового года.

Изменен срок уплаты взносов при прекращении предпринимательства физлица, приостановления статуса адвоката, прекращения полномочия нотариуса. Теперь окончательный расчет по взносам в ПФР и ФОМС надо производить в срок 15 календарных дней включительно со дня госрегистрации прекращения (приостановления) деятельности (ч. 8 ст. 16 Закона № 212-ФЗ).

Следует внимательно ознакомиться с нововведениями, в том числе лицам, выполнявшим в соответствующем календарном году работу по договорам авторского заказа, а также авторам произведений, получавшим выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства (). С его помощью фонды смогут присылать акты и решения по проверкам, требования об уплате недоимки, о представлении документов на ревизию, решения о взыскании. Компании также смогут подавать документы на проверку по каналам связи. Для этого фонды должны утвердить порядки представления документов.

Увеличиваются штрафы

Рядом поправок вводятся штрафы за нарушение порядка уплаты страховых взносов.

Вводится штраф за нарушение электронной формы расчета (РСВ-1) - 200 руб. (ст. 48 Закона № 212-ФЗ).

За несообщение фондам о счетах в банках штраф составит 5 000 руб. (новая ст. 46.1 Закона № 212-ФЗ). До сих пор за это могли оштрафовать лишь должностных лиц на 1 000-2 000 руб. (ст. 15.33 КоАП РФ).

Также в пункте 2 статьи 48 увеличен штраф за отказ или непредставление в установленный срок документов (с 50 руб. до 200 руб. за каждый документ).

С 2012 года отменяется штраф за опоздание с расчетом на 180 дней: будет общий штраф за просрочку независимо от ее продолжительности.

Теперь в статье 46 Закона № 212-ФЗ установлено, что непредставление в срок РСВ-1 влечет взыскание штрафа в размере 5 % суммы взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, но не более 30 % указанной суммы и не менее 1 000 руб. Иными словами, минимальный штраф за несдачу отчета составит 1 000 руб. (сейчас 100 руб.). А максимальный штраф составит 30 % (сейчас процент не ограничен), сам штраф будет считаться от суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода.

Выплата пенсионных накоплений

Федеральным законом от 30.11.2011 № 360-ФЗ установлено, что накопительная часть трудовой пенсии будет носить пожизненный характер.

В некоторых случаях накопления можно будет получить единовременно. Сделать это смогут все застрахованные, получающие трудовую пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца либо получающие пенсию по государственному пенсионному обеспечению, которые не приобрели права на установление трудовой пенсии по старости, а также лица, размер накопительной части трудовой пенсии по старости которых в случае ее назначения составил бы 5 % и менее по отношению к размеру трудовой пенсии по старости. Порядок единовременной выплаты определяется Правительством.

Накопления, которые сформированы за счет взносов по госпрограмме софинансирования, а также материнского капитала, разрешено выплачивать в срочном порядке - не менее 10 лет. Этот порядок будет единым для ПФР и Негосударственных пенсионных фондов (НПФ).

Кроме того, эти два вида накоплений, хотя и сформированных во многом за счет государственных средств, разрешено наследовать. Правопреемниками накоплений, полученных за счет добровольных взносов по программе софинансирования, остается тот же круг «первой очереди» (переживший супруг, дети, родители), что и по «личным» накоплениям. Что касается накопленных материнских денег - тут круг правопреемников сужен до ближайших членов семьи, которым и предназначался семейный капитал, - то есть супругу и детям.

Рассчитываться накопительная пенсия будет с учетом так называемого «ожидаемого периода выплаты». На этот показатель, выраженный в месяцах, делится вся сумма накоплений, и в итоге получается размер ежемесячной выплаты. Сначала предполагалось, что НПФ этот показатель будут рассчитывать самостоятельно, а для ПФР он будет равен 19 лет. В итоге решено, что этот показатель будет единым и для ПФР, и для НПФ: в 2012 году - 18 лет. Начиная с 2013 года, его будет определять отдельный федеральный закон на основании официальных статданных по продолжительности жизни пенсионеров.

Кроме того, создается выплатной резерв для накопительной части пенсии. И решено, что ежегодно эти выплаты будут корректировать.

Взносы на страхование от НС и ПЗ

Тарифы сохраняются

Тарифы на обязательное соцстрахование от несчастных случаев на производстве сохраняются на прежнем уровне. Напомним, что всего установлено 32 страховых тарифа (от 0,2 процента до 8,5 процента к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных и включаются в базу для начисления страховых взносов на данный вид страхования) в соответствии с видами экономической деятельности по классам профессионального риска. Закон также сохраняет льготы по уплате страховых взносов в размере 60 % от существующих тарифов для организаций любых организационно-правовых форм, использующих труд инвалидов.

Работодатели, допустившие несчастные случаи, будут расплачиваться за это три года

Страховой взнос «от несчастных случаев» платят в ФСС РФ все страхователи. Размер тарифа зависит от отрасли, к которой относится предприятие (чем опаснее направление деятельности, тем выше тариф), и от индивидуальных показателей работы.

Федеральный закон от 06.11.2011 № 300-ФЗ внес изменения в статьи 17 и 22 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее - Закон № 125-ФЗ).

С 1 января 2012 года работодатель обязан предоставлять в ФСС РФ информацию об аттестации рабочих мест по условиям труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медосмотрах работников (пп. 18 п. 2 ст. 17 Закона № 125-ФЗ в новой редакции). Порядок предоставления сведений будет прописан в правилах установления скидок и надбавок к страховым взносам. Эти сведения будут использоваться для расчета скидок и надбавок к страховому тарифу (ст. 22 Закона № 125-ФЗ). При этом расчет будут производить по итогам работы организации за три года с учетом состояния охраны труда (включая результаты аттестации рабочих мест). В настоящее время при расчете принимаются сведения за предшествующий год.

Как и ранее, размер надбавки или скидки не может быть более 40 %.

Но если произошел страховой случай со смертельным исходом, скидка страхователю устанавливаться не будет на протяжении трех лет. Смысл нововведений в том, чтобы создать условия, когда работодателю будет выгоднее обеспечить безопасные условия труда, чем потом платить штрафы и повышенные тарифы.

Кроме того, пункт 3 статьи 17 Закона № 125-ФЗ дополнен положениями, согласно которым в порядке, определяемом Правительством РФ, будет утверждаться и порядок предоставления сведений о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медосмотрах, а также правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.

Ранее порядок утверждения указанных правил ежегодно устанавливался федеральными законами о бюджете ФСС РФ на соответствующий год и плановый период.

"Детские" пособия

Пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет

Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ установлено, что пособия, которые выплачивает работодатель, подлежат индексации в размере и в сроки, которые предусмотрены федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, исходя из прогнозного уровня инфляции (ст. 4.2).

В частности, индексации подлежат:

  • единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медучреждениях в ранние сроки беременности;
  • единовременное пособие при рождении ребенка;
  • минимальный и максимальный размеры ежемесячных пособий по уходу за ребенком.

Федеральный Закон от 30.11.2011 № 371-ФЗ (ст. 10) установил, что с 1 января 2012 года будут проиндексированы на коэффициент 1,06 госпособия гражданам, имеющим детей. В частности, с 1 января 2012 года детские пособия, выплачиваемые работодателем, равны:

  • 465,20 руб. - единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (в 2011 году - 438,87 руб.);
  • 12 405,32 руб. - единовременное пособие при рождении ребенка (в 2011 году - 11 703,13 руб.);
  • 2 326,00 руб. и 4 651,99 руб. - минимальные размеры ежемесячного пособия по уходу за первым и вторым и последующими детьми соответственно (в 2011 году - 2 194,34 руб. и 4 388,67 руб.).

Материнский капитал

Размер материнского (семейного) капитала пересмотрен с учетом темпов роста инфляции и также установлен Федеральным законом от 30.11.2011 № 371-ФЗ . В 2012 году он составит 387 640,30 руб.

Все предприятия и предприниматели обязаны начислять страховые взносы в государственные внебюджетные фонды. Тарифы таких платежей регулирует государство в зависимости от вида деятельности субъекта, его правовой формы, территориального расположения и других условий. Разберемся, как необходимо отчислять взносы в государственные внебюджетные фонды в 2018 году.

Что такое – страховые взносы в государственные внебюджетные фонды?

Общее понятие страховых взносов (СВ) включает в себя три вида отчислений. Это суммы по обязательному пенсионному, медицинскому, социальному страхованию. Отдельно начисляются взносы по травматизму и профзаболеваниям (о них вы можете узнать в отдельной статье). Обязанность по исчислению и уплате таких платежей лежит на работодателях, включая предпринимателей с наемными сотрудниками. При ведении деятельности ИП самостоятельно, бизнесмен платит только фиксированные суммы «за себя» (подробнее в этом материале).

Тарифы страховых взносов в государственные внебюджетные фонды

С 01.01.17 г. законодательное регулирование страховых взносов осуществляется согласно главе 34 НК. Здесь определены в том числе и тарифы – основные (отдельно для 2017-2020 гг.), пониженные, дополнительные , а также для отдельных категорий налогоплательщиков (ст. 429 НК РФ). Поскольку теперь страховые взносы в государственные внебюджетные фонды курируются налоговыми инспекциями, уплата всех сумм, кроме травматизма, производится в ИФНС.

Общие тарифы СВ на 2018 г.:

  • Пенсионные платежи – в пределах лимита облагаемой базы – 22 %, сверх лимита – 10 %.
  • Медицинские платежи – лимиты не установлены: тариф единый – 5,1 %.
  • Социальные платежи – в пределах лимита облагаемой базы – 2,9 %, сверх лимита – не платятся.

Обратите внимание! Размер предельного лимита базы для пенсионных отчислений на 2018 г. равен 1 021 000 руб., для социальных – 815 000 руб. (постановление № 1378 от 15.11.17 г.). Определение величины базы производится по каждому сотруднику отдельно.

Как выполняются отчисления в государственные внебюджетные фонды

Чтобы бухгалтер правильно рассчитал и начислил в учете СВ, необходимо делать вычисления по каждому работнику отдельно. Такие расчеты выполняются ежемесячно, а для контроля предельных величин лимитов налогооблагаемая база рассчитывается нарастающим способом. Если у работодателя возникает право по применению уменьшенных (не льготных) процентных ставок, с суммы, превышающей лимит, необходимо отчислить на ОПС/ОСС не 22 %/2,9 %, а 10 %/0 % соответственно.

Выполненные отчисления в государственные внебюджетные фонды относятся на себестоимость производимой продукции. Проводки имеют запись по кредиту сч. 69 (с разбивкой по субсчетам видов страхования) и дебету затратных счетов – 20, 44, 25, 26, 23 и т.д. Группировка сч. 69 на субсчета второго и третьего порядка помогает отследить, по какому виду начислены СВ – социальному (69.1), медицинскому (69.3) или пенсионному (69.2) страхованию. Нормативный срок уплаты сумм установлен, как 15-ое число последующего за расчетным месяца (п. 3 стат. 431 НК РФ).

Во внебюджетные фонды исчисляются работодателем и выплачиваются из его бюджета. С 2017 года принимается к действию гл.34 НК РФ, в которой конкретно прописаны виды страх. взносов, базы и для их исчисления. Юридические лица обязаны производить расчет страх. взносов и перечислять их в бюджет государства, а также составлять соответствующую отчетность.

Общие сведения про страховые взносы во внебюджетные фонды

Понятие и суть

Страх. платежи во внебюджетные фонды представляют собой перечисления работодателя по сотрудникам, числящимся у него в штате либо работающим по гражданско-правовым соглашениям. Такие отчисления направляются в ПФР, ФОМС и ФСС для реализации задач, ради которых эти фонды созданы. Иными словами, денежные средства, представляющие собой страховые взносы, могут быть потрачены получателем только по строго оговоренному направлению, к примеру, Пенсионный фонд — на выплаты пенсий гражданам или Фонд соц. страхования — на выплату пособий социального характера.

Страховые взносы перечисляются только во внебюджетные фонды, а платежи в бюджет — это, как правило, налоги, которые не имеют строгой направленности использования. Иными словами, налоги перечисляются в бюджет, а государственные органы используют их по назначению. Это одно из главных отличий платежей в бюджетные и внебюджетные фонды.

До 2017 года расчет и перечисление страх. взносов регламентировались Федеральным законом «О страх. взносах» от 24 июля 2009 года №212-ФЗ. Этот нормативно-правовой акт был отменен, когда полномочия по были переданы от внебюджетных фондов в налоговую инспекцию. Начиная с 2017 года работает гл.34 НК РФ «Страх. взносы», введенная Законом от 03.07.2016 №243-ФЗ. На данный момент все операции, связанные со страховыми взносами, в том числе по операциям их начисления, перечисления и сдачи отчетности, контролируются налоговыми органами. Единственный момент — ФСС продолжает контролировать страх. , и отчеты передаются именно туда.

Страховые взносы во внебюджетные фонды и их суть — тема видео ниже:

Типы платежей и их плательщики

На сегодняшний момент страх. взносы делятся на:

  1. пенс. страхование;
  2. мед. страхование;
  3. соц. страхование на время болезни и в период материнства;
  4. соц. страхование от несчастных случаев на производствах и проф. заболеваний.

Являются , которые выплачивают заработную плату своим сотрудникам. Налогооблагаемой базой по расчетным показателям являются выплаты или иные суммы физ. лицам, выполняющим определенные операции для работодателя по трудовым или гражданско-правовым соглашениям.

В базу для расчета взносов не входят выплаты социального характера, к примеру, пособие по болезни, пособие по уходу до 1,5 лет, выходные пособия при сокращении штата.

Отдельно отметим, что выплаты по гражданско-правовым соглашениям не облагаются взносами по обязательному соц. страхованию.

Отчисления во внебюджетные фонды и их расчет рассмотрены видео ниже:

Правила вычисления страховых взносов

Рассмотрим более детально, как рассчитываются страх. взносы по каждому типу обязательного страхования.

  1. взносы на обязательное пенс. страхование рассчитываются как 22% от базы для вычисления взносов в пределах установленного законом лимита на одного сотрудника (876 тыс. руб.), 10% от базы сверх установленного лимита на одного сотрудника.
  2. взносы на обязательное мед. страхование рассчитываются как 5,1% от базы для исчисления взносов на одного сотрудника.
  3. взносы на обязательное соц. страхование на период болезни или в связи с материнством рассчитываются как 2,9% от базы для вычисления в пределах определенной законом границы на каждого сотрудника (755 тыс. руб.), 0% от базы свыше установленной границы на каждого сотрудника;
  4. взносы по соц. страхованию от несч. случаев на производстве и проф. заболеваний рассчитываются как %-ная ставка от базы для расчета взносов. Процент колеблется в зависимости от класса проф. риска (с I по XXXII) и может иметь значения от 0,2 до 8,5.

Пример исчисления страховых взносов по одному сотруднику с учетом установленного законом лимита представим в таблице:

Месяц База для расчета ПФР 22% (в пределах лимита) ПФР 10%

(сверх лимита)

ИтогоОМС 5,1% ФСС 2,9% ФСС 0,2% (несч. случ.)
Январь 73 000 16 060 0 16 060 3 723 2 117 146
Февраль 64 000 14 080 0 14 080 3 264 1 856 128
Март 99 000 21 780 0 21 780 5 049 2 871 198
Апрель 55 000 12 100 0 12 100 2 805 1 595 110
Май 78 000 17 160 0 17 160 3 978 2 262 156
Июнь 79 000 17 380 0 17 380 4 029 2 291 158
Июль 83 000 18 260 0 18 260 4 233 2 407 166
Август 86 000 18 920 0 18 920 4 386 2 494 172
Сентябрь 67 000 14 740 0 14 740 3 417 1 943 134
Октябрь 94 000 20 680 0 20 680 4 794 2 059 188
Ноябрь 59 000 12 980 0 12 980 3 009 0 118
Декабрь 61 000 8 580 2 200 10 780 3 111 0 122
ИТОГО 898 000 192 720 2 200 194 920 45 798 21 895 1 796

Все расчеты представлены на одного сотрудника с учетом, что в его базу для расчета не входят различные виды пособий. Если они имеются, их нужно в обязательном порядке исключать из расчета. Аналогичный расчет проводится по всем сотрудникам, и полученные результаты суммируются по каждому виду взносов для получения конечного результата по предприятию.