Понятие «открытая экономика». Факторы и показатели, определяющие степень открытости экономики страны

Что такое “открытая экономика”, “закрытая экономика”? Какими способами можно определить уровень открытости национальной и получил лучший ответ

Ответ от Ёнежн@я[гуру]
Тенденция ко всё большей открытости национальных хозяйств является характер¬ной чертой современного развития международного разделения труда. По степени вовлеченности в международной разделение труда (степени открытости) национальные хозяйства можно подразделить на два противоположных типа: 1) Полностью замкнутое (автократическое) Под замкнутой (автократической) понимается экономика, развитие которой определяется исключительно внутренними тенденциями и не зависит от тенденций, имеющих место в мировом хозяйстве. При этом экономические связи страны с другими национальными хозяйствами минимальны. 2) Полностью открытое. Под полностью открытой экономикой понимается также экономика, развитие которой определяется тенденциями, действующими в мировом хозяйстве. Внешние связи страны усиливаются, причем с переходом к более высокому уровню развития происходит как абсолютное, так и относительное их расширение. Сам факт наличия экономических связей между данной страной и другими странами ещё не означает, что она имеет открытую экономику. В настоящее время экономика отдельной страны не может развиваться в отрыве от мирового хозяйства, без каких-либо связей с другими странами. Даже когда в экономической политике страны преобладают автократические тенденции, внешние связи неизбежно ту или иную роль. Экономика одних стран открыта в большей степени, другие – в меньшей. Причем экономика крупных стран, как правило, бывает открыта в меньшей степени. Степень открытости экономики также зависит от обеспеченности природными ресурсами, численности населения, а также, от его платежеспособного спроса, который определяется уровнем развития производительных сил. Если производительные силы развиты в равной степени, то экономика более открыта, при меньшем экономическом потенциале, под которым понимается способность трудовых и материальных ресурсов обеспечивать максимальный уровень производства продукции и услуг производственного и непроизводственного назначения при условии эффективного использования всех ресурсов. Кроме того, степень открытости экономики зависит и от отраслевой структуры национального производства. Чем больше удельный вес базовых отраслей (металлургии, энергетики и т. п.) , тем меньше относительная вовлеченность страны в международное разделение труда, т. е. степень открытости её экономики. Напротив, обрабатывающая промышленность, особенно такие её отрасли, как машиностроение, электроника, химия, предполагают более глубокую подетальную специализацию, благодаря чему происходят рост технологической взаимозависимости стран и, соответственно, усиления открытого характера экономики. Таким образом, степень открытости национальной экономики тем выше, чем больше развиты её производительные силы, чем больше в её отраслевой струк¬туре отраслей с углубленным технологическим разделением труда, чем меньше её общий экономический потенциал и обеспеченность собственными природными ресурсами. В качестве показателей, используемых для измерения степени открытости эконо¬мики, чаще всего применяются экспортное и импортное квота. Экспортная квота представляет собой количественный показатель, характеризую¬щий значимость экспорта для экономики в целом и отдельных отраслей по тем или иным видам продукции. В рамках всего национального хозяйства она рассчитывается как отношение стоимости экспорта (Э) к стоимости валового внутреннего продукта (ВВП) за соответствующий период в процентах: Кэ=Э/ВВП*100%. Импортная квота представляет собой количественный показатель, характеризующий значимость импорта для народного хозяйства и отдельных отраслей по различным видам продукции. В рамках всего национального хозяйства импортная квота рассчитывается как отношение стоимости импорта (И) к стоимости ВВП: Ки=И/ВВП*100%. Внешнеторговая квота определяется как отношение совокупной стоимости экспорта и импорта, делённой пополам, к стоимости ВВП в процентах: Кв=Э+И/2ВВП*100%.

Слово "открытость" имеет два связанных, но отличающихся значения. Оно может означать, что нечто является неограниченным, доступным и, возможно, уязвимым. Или же оно может означать, что некий объект, например, человек или организация, является прозрачным, а не секретным.

В первом значении это слово часто применяется к международной торговле, инвестициям и технологиям (хотя в большинстве определений открывающиеся возможности не связываются с уязвимостью). Такая открытость всегда приводила к структурным изменениям в экономике, особенно в том, что касается занятости. Структурные изменения могут быть одновременно и позитивными, и разрушительными. Политикам уже давно надо было найти баланс между абстрактным принципом открытости и конкретными мерами по ограничению худших последствий подобных изменений.

К счастью, научные исследования и исторический опыт могут помочь властям найти разумный ответ на этот вызов. Взять, к примеру, опыт небольших развитых стран Северной Европы, которые, как правило, являются открытыми. Для этого есть причина: если бы они не были открытыми, им понадобилась бы слишком высокая степень диверсификации торгуемой части экономики для удовлетворения внутреннего спроса. Это привело бы к высоким издержкам, поскольку малый размер внутреннего рынка не позволяет им достичь экономики масштаба в сфере технологий, разработки продуктов и производства.

Однако открытость этих стран привела к росту экономической и политической значимости как инвестиций в человеческий капитал, так и сильной системы социальной защиты. Меры социальной защиты вдвойне важнее для стран с небольшой, узкоспециализированной экономикой, поскольку воздействие внешнего шока на какой-либо один торгуемый сектор в этой стране может оказать влияние на всю экономику.

Так было не всегда. Канада, Австралия и Новая Зеландия, то есть страны с небольшой и средней экономикой, проводили протекционистскую политику, которая вызвала избыточную диверсификацию в торгуемых секторах. Но, по мере расширения международной торговли и усиления специализации, себестоимость товаров, произведенных внутри страны (например, автомобилей), по сравнению с импортными аналогами стала слишком высока для потребителей. В 1980-х и 1990-х годах эти три страны начали открывать экономику и пережили трудный переходный период структурных изменений, который, тем не менее, помог повысить производительность и принес многочисленные выгоды гражданам и потребителям.

Власти слишком часто хотят полностью исключить наступление перемен

Впрочем, поиск правильного баланса всегда сложен. Канада, Австралия и Новая Зеландия являются странами, которые богаты ресурсами и подвержены "голландской болезни ": ситуация, когда один сильный, капиталоемкий сектор вредит другим секторам, укрепляя национальную валюту. Это вызывает озабоченность недостаточной диверсификацией, которая делает данные страны уязвимыми перед волатильностью на глобальных товарных рынках и создает угрозы для занятости.

Обычно мы связываем структурную адаптацию с международной торговлей и инвестициями. Однако внутри страны промышленная деятельность тоже постоянно меняется, что вызывает локальные и региональные проблемы. Например, текстильное производство в США, когда-то плотно сконцентрированное в штатах Новой Англии, по большей части мигрировало в южные штаты (а затем переместилось в Азию и другие страны с низкими издержками).

В 1954 году бывший тогда сенатором Джон Кеннеди написал большую и увлекательную в журнале The Atlantic , в которой объяснял это нежелательное перемещение производства из Новой Англии системой налоговых льгот в южных штатах. Кеннеди утверждал, что подобные меры могут привести к неэффективно высокому уровню промышленной мобильности, поскольку корпорации всеми силами стремятся повысить прибыль, игнорируя влияние своих действий на местные сообщества. Для прекращения этой гонки на выживание (race to the bottom) Кеннеди призывал не к свободной торговле, а к регулированию, которое сделало бы торговлю более справедливой и эффективной.

Структурные перемены действительно необходимы для улучшения динамической эффективности. Однако необходимы и меры, которые гарантировали бы, что инвестиции и экономическая деятельность опираются на реальные сравнительные преимущества, а не временное стимулирование по принципу "разори соседа". Это особенно важно в периоды быстрых структурных изменений. Адаптация на стороне рыночного предложения является медленной, болезненной и дорогой, поэтому не стоит проводить ее без необходимости.

Но, как страны с закрытой экономикой, вообще упускающие выгоды торговли, так и страны с открытой экономикой, но обладающие значительными институциональными и политическими барьерами на пути структурных изменений, будут демонстрировать низкие результаты. Этим и объясняется, почему многие страны с открытой экономикой оказались сегодня не способны адаптироваться к новым технологиям и моделям торговли. Власти слишком часто хотят полностью исключить наступление перемен. Однако, хотя блокирование перемен может на какое-то время защитить существующие отрасли и рабочие места, подобные действия ведут к резкому снижению потока инвестиций, что, в конечном итоге, вредно для роста экономики и занятости.

Если структурные реформы не сопровождаются реформой социальной защиты, они, скорее всего, провалятся

Еще одним барьером на пути перемен в стране является структура ее экономики и социальной защиты. Как отмечает бывший министр финансов Греции Янис Варуфакис, обещаний дивидендов, которые принесет рост экономики в долгосрочной перспективе, благодаря структурным реформам, оказывается недостаточно, чтобы успокоить тревоги людей по поводу их ближайшего, краткосрочного будущего, особенно если экономика находится в полустагнирующем состоянии. Если вы заменяете нечто ничем, вам следует ожидать значительного политического и социального сопротивления.

Если структурные реформы не сопровождаются реформой социальной защиты, они, скорее всего, провалятся. Реформаторская программа "План 2010", начатая бывшим канцлером Германии Герхардом Шредером в 2003 году, является хорошим примером такого многостороннего подхода; однако для Шредера он оказался политически рискованным: в 2005 году он не был переизбран.

Важен также график реформ. Например, люди, имеющую работу, будут намного больше обеспокоены реформой социальной защиты в стране с плохим состоянием экономики, чем в стране, переживающей экономический бум. Политическое сопротивление структурным реформам, особенно со стороны работников старшего возраста, будет сильнее в стране, где высок уровень безработицы и низки объемы производства, потом что в таких условиях намного хуже оказаться без работы.

Как правило, правительствам не следует проводить структурные реформы, пока экономика страны не начала двигаться вперед, благодаря мерам бюджетной и инвестиционной политики. Действуя в таком порядке, можно уменьшить политическое сопротивление переменам. Сейчас Европа переживает умеренный, но значимый всплеск темпов роста экономики. Смогут ли политики воспользоваться этим шансом для проведения необходимых реформ, можно только гадать.

Последний урок, о котором следует помнить: структурные перемены являются не просто неприятным побочным эффектом роста экономики и создания новых рабочих мест и новых отраслей экономики. Напротив, они являются неотъемлемой частью этих процессов.

Это можно четко увидеть на примере успешных развивающихся стран, где рецептом роста стали открытость, современные отрасли экономики, международная торговля, высокий уровень инвестиций, расширение базы человеческого капитала. Эти страны тоже подвергаются структурным сдвигам и сталкиваются с проблемами распределения. Однако их переходный период оказывается более быстрым и менее болезненным, поскольку инвестиции активно текут как в государственный, так и частный сектор, как в материальные, так и нематериальные активы.

Развитые страны в этом смысле мало чем отличаются. Значительный и широкий рост инвестиций не поможет решить все их проблемы с распределением и адаптацией. Но он, несомненно, способен подтолкнуть рост экономики и уменьшить экономическое и политическое трение, мешающее структурной адаптации.

Майкл Спенс - лауреат Нобелевской премии по экономике 2001 года, профессор экономики в Школе Стерна Нью-Йоркского университета

Copyright: Project Syndicate 2017

Для того чтобы определить степень открытости экономики необходимо рассмотреть основные признаки открытой экономики, их можно разделить на три группы.

Первая группа это признаки открытой экономики на макро-уровне:

Наиболее полное использование различных форм мирохозяйственных связей.

Устойчивая внешнеэкономическая специализация страны, при которой обмен с мировым хозяйством происходит не в силу дефицитов или излишков продукции внутри страны, а на основе сравнительных издержек производства и качества товара.

Стабильность валютно-финансового положения страны, когда обслуживание внешнего долга не закрывает возможностей экономического роста и не создает трудностей с привлечением новых кредитов.

Международная обратимость национальной валюты.

Развитие национальной экономики определяется тенденциями, действующими в мировом хозяйстве.

Вторая группа это признаки открытой экономики на микро-уровне:

Свободный выход предприятий всех форм собственности на внешние рынки товаров, капиталов и услуг.

Свобода выбора всеми экономическими субъектами отечественных и иностранных партнеров и рынков при осуществлении хозяйственных операции.

Превращение внешнеэкономической деятельности в органичную составную часть в хозяйственной деятельности многих предприятии.

И третья группа это признаки открытой экономики в деятельности государства:

Открытие внутреннего рынка для иностранной конкуренции в сочетании с гибкой защитой отечественного производителя.

Обеспечение правовых и экономических гарантий хозяйственного функционирования и защиты иностранного капитала.

Создание и поддержание благоприятного инвестиционного климата (под которым можно понимать комплекс факторов обеспечивающих разумную доступность внутреннего рынка для притока иностранных товаров, капиталов, технологии, информации и т.д.)

Ликвидация монополии внешней торговли по большинству товарных позиций.

Поддержка на внешних рынках отечественных экспортеров.

Ориентация технической, промышленной и социальной политики на мировые стандарты и тенденции их развития.

Сближение отечественного хозяйственного права с международным.

Приоритет международных договорных обязательств страны над нормами отечественного права.

Применение общепринятого в мировой практике арсенала средств и методов регулирования внешнеэкономических связей комбинируемых в зависимости от конкретной ситуации в национальной экономике.

Обеспечение участия государства в важнейших международных экономических организациях.

Следует различать понятия «открытость экономики» и «свобода торговли» фритредерство. Свобода торговли это есть не что иное, как политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю. Открытость экономики более широкое понятие, чем свобода торговли поскольку:

Подразумевает активное участие страны не только в международной торговле, но и в других внешнеэкономических или мирохозяйственных связях. Понятие свободной торговли касается только сферы внешней торговли.

Открытость экономики не исключает протекционизм, который является антиподом политики свободы торговли

Протекционизм это государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики. Цель политики протекционизма существенно отличается от цели политики автаркии, поскольку протекционизм не отрицает полезности международной торговли и не ставит задачу, чтобы страна сама себя всем обеспечивала.

Различают 4 основные формы протекционизма это:

Селективный направлен против конкретных отдельных стран, товаров или компании.

Отраслевой защищает определенные отрасли национального хозяйства, прежде всего сельское хозяйство.

Коллективный проводится в отношении какой-то страны или ряда стран совместно с одной или несколькими другими странами.

Скрытый (косвенный) осуществляется методами внутренней экономической политики.

Основные показатели открытости экономики страны

В качестве показателей, используемых для измерения степени открытости экономики, чаще всего применяются:

экспортная квота

импортная квота

внешнеторговая квота

Иногда используют также коэффициенты эластичности экспорта (для оценки динамики открытости экономики) или импорта по отношению к ВВП.

Экспортная квота представляет собой количественный показатель, характеризующий значимость экспорта для экономики в целом и отдельных отраслей по тем или иным видам продукции. В рамках всего национального хозяйства она рассчитывается как отношение стоимости экспорта (Э) к стоимости валового внутреннего продукта (ВВП) за соответствующий период в процентах:

Кэ = Э/ВВП*100%.

Импортная квота представляет собой количественный показатель, характеризующий значимость импорта для народного хозяйства и отдельных отраслей по различным видам продукции. В рамках всего национального хозяйства импортная квота рассчитывается как отношение стоимости импорта (И) к стоимости ВВП:

Ки = И/ВВП*100%.

Внешнеторговая квота определяется как отношение совокупной стоимости экспорта и импорта, делённой пополам, к стоимости ВВП в процентах:

Кв = Э+И/2ВВП*100%.

Другой вариант

Кв = (Э+И) / ВВП*100%*0,5

Показывает значимость внешнеторговых связей для страны, а не только экспорта и импорта. Все показатели не показывают долю страны в мировом экспорте.

Коэффициенты эластичности экспорта и импорта по отношению к ВВП показывают, на сколько возрастает экспорт или импорт при увеличении ВВП страны на 1 % и рассчитываются как отношение процентного изменения стоимости экспорта (или импорта) за рассматриваемый период к процентному изменению ВВП страны за тот же период.

Еэ = дельта Э(%) / дельту ВВП(%)

Еи = дельта И(%) / дельту ВВП(%)

Значение данных коэффициентов если они больше > 1 трактуют как усиление открытого характера экономики, если меньше < 1 то наоборот.

Необходимо отметить, что не один из этих показателей нельзя признать универсальным индикатором открытости национальной экономики, поскольку они не учитывают участие данной страны в международном движении факторов производства, не учитывают ее влияние на изменение на движении мировой ставки процента, уровень мировых цен и т.д. Поэтому все эти показатели могут служить мерилом открытости экономики лишь в первом приближении. макроэкономика российский государство капитал

Универсального показателя открытости экономики нет, можно говорить лишь о совокупности показателей.

Мировой банк до сих пор классифицирует открытость экономики по критерию экспортной квоты страны. Он делит страны на три группы:

Относительно закрытые, с квотой < 10%

Страны с умеренно открытой экономикой, квота от 10 до 25%

Страны с открытой экономикой, квота > 25%

Но здесь можно тоже ошибиться если ВВП сокращается больше, чем экспорт, то мы получаем неправильную картину.

Иногда в теории международной экономики используют понятия как малая открытая экономика и большая открытая экономика.

Эти понятия ничего общего не имеют с экспортными и импортными квотами этих стран. Показатели открытости экономики не является критерием для отнесения страны к большой или малой открытой экономике страны.

И большую и малую рассматривают в узком и широком смысле. При этом акцент делается не столько на степень включенности национальной экономики в международные хозяйственные связи, сколько на процесс формирования мировой ставки процента и влияние соответствующей страны на данный процесс.

В узком смысле большая открытая экономика это экономика, в которой ставка процента формируется под значительным воздействием внутренних экономических процессов. Страны, где сформировалась большая открытая экономика: США, Япония, Германия оказывают значительное влияние на состояние международного рынка и на уровень мировой ставки %.

Малая открытая экономика в узком смысле это экономика, в которой ставка % задана условиями мирового финансового рынка. Государства с малой открытой экономикой не оказывают существенного влияния на движение мировой ставки % и на состояние международного рынка.

При более широком подходе содержание большой открытой экономики не ограничивается только критерием ставки % поэтому в широком смысле большая открытая экономика благодаря ее степени влияния на мировых рынков товаров, капиталов и услуг, а также имеющемуся национальному экономическому потенциалу оказывает реальное воздействие на формирование всех основных экономических параметров мирового хозяйства: уровень инфляции, мировых цен, влияние на динамику спроса и предложения на группу важнейших товаров, на состояние мировых финансовых рынков, включая движение ставки процента, а также на политику в области определения международных норм и правил регулирующих внешнеэкономические связи.

Малая открытая экономика это все в зеркальном смысле наоборот к большой экономике.

Открытая экономика - это экономика, где совершаются операции на международных рынках товаров, услуг, капиталов и прочих факторов производства. Данные операции совершаются чаще всего субъектами экономических отношений.

Регулирование открытой экономики происходит через валютные резервы и нормативы, так же существует свобода внешнеторговых сделок и валютный курс устанавливается свободно.

Открытая экономика означает, что все страны могут активно импортировать и экспортировать значительную долю товаров и услуг, они экспортируют факторы производства и свободы для их импорта, так же они участвуют в МРТ. Страны получают и предоставляют кредиты на мировых финансовых рынках, и они включены в систему международных финансово-экономических отношений.

Открытая экономика требует активного использования различных форм совместного предпринимательства, организацию зон свободного предпринимательства, а также подразумевает доступность внутреннего рынка для притока иностранного капитала, товаров, технологий, информации и рабочей силы.

К примеру, США является открытой страной и предпринимает разные меры по защите внутреннего рынка с помощью таможенных и не таможенных барьеров в отношении иностранных конкурентов, прежде всего Японии, а в последнее время и Китая.

Проведение принципов открытой экономики должно привести к созданию общемирового “Общего рынка”, как тот, который создан в рамках Европейского Союза.

Такие страны как Сингапур, Новая Зеландия, Швейцария они являются странами с высокой открытостью экономики, а с наименее открытой – Северная Корея, Куба.

Рассмотрение степени открытости экономики выдвигает на первый план проблему экономической безопасности страны, которая включает в себя совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики.

Национальная экономическая безопасность – это защита экономики страны от внутренних и внешних неблагоприятных факторов, которые нарушают нормальное функционирование экономики, подрывают достигнутый жизненный уровень населения, вследствие чего может возникнуть угроза политической дестабилизации страны.

Национальная экономика открывается для внешнего мира, значительно усиливается зависимость от внешних рынков: товарного, рынка капиталов, рынка труда, валютных рынков. К основным проблемам относятся: занятость населения, состояние курса национальной валюты и положение отечественных товаропроизводителей. В результате глобализации усиливаются взаимосвязи между национальными экономиками. Рост ВВП в одной стране способствует росту ее импорта, что, в свою очередь, стимулирует экономический рост в другой стране. И наоборот, снижение производства в одной стране может неблагоприятно повлиять на динамику экономического роста в других странах, связанных производственными, торговыми, валютно-расчетными и др. отношениями. Внешнеэкономические факторы оказывают влияние, в первую очередь, на динамику развития национальной экономики; темпы роста ВВП; уровень занятости; состояние наиболее прибыльных отраслей; состояние национальной валюты.

Открытая экономика предполагает усиленный контроль государства и межгосударственных институтов за внешнеэкономическими связями.

Что касается России, то за последние 10 лет она в значительной степени открыла свою экономику.

По показателю экспортной квоты она практически вышла на уровень промышленно-развитых стран. По ряду экспортных товаров экспортная квота еще выше – сырая нефть – 45%, нефтепродукты – 36%, газ – 37%, минеральные удобрения – 72%, черные металлы – 72%, целлюлоза – 85%, алюминий – 90%. Практически, ряд отраслей работает просто на экспорт. Наличие у нашей страны столь высокой экспортной квоты, не соответствующей той группе стран, к которым мы относимся, говорит в большей степени не о вовлеченности России в международное разделение труда, а об односторонней экспортной направленности.

Степень открытости экономики России повлекла за собой радикальные изменения как положительные, так и отрицательные. К числу положительных можно отнести:

  • Повышение уровня рыночной конкуренции
  • Появление новых продуктов и внедрения новых технологий
  • Расширение потребительского выбора
  • Расширение экспортных возможностей

К числу проблем можно отнести следующие:

  • Ухудшение отраслевой структуры
  • Подавление импульсов развития в отстающих отраслях
  • Ослабление экономических связей и анклавизация национальной экономики.
  • Утечка капитала

На сегодняшний день насчитывается около 213 стран, которые находятся в разной экономической ситуации. Изучение классификаций характерных для оценки экономического развития дает возможность делать выводы об уровне этого развития каждой страны, как в отдельности, так и по соотношению к другим. В изучении этого вопроса важную роль играет отдельный статистический учет экономического развития, причем, это затрагивает даже некоторые зависимые территории других стран, которые в практике международной экономики рассматриваются как отдельные страны.

Существуют так же показатели по степени открытости экономики и к ним относятся: Экспортная квота, импортная квота, внешнеторговая квота и объем зарубежных инвестиц. В целях выявления групп стран схожих по уровню открытости экономики был проведен анализ по следующии показателям:

Основой для проведения кластерного анализа были выбраны следующие показатели:

Х1: Доля импорта в ВВП страны (2011-2012 гг.)- позволяет определить соотношение объемов ввозимых в страну сырья и готовой конечной продукции. Этот показатель наиболее ясно характеризует зависимость экономики страны от внешнего рынка и уровень развития отраслей национальной экономики.

Х2: Доля экспорта в ВВП страны (2011- 2012гг.)- соотношение или удельные веса экспортируемых товаров по видам и степени их переработки. Так, высокий удельный вес продукции обрабатывающих отраслей в экспорте страны, как правило, свидетельствует о высоком научно-техническом и производственном уровне отраслей, продукция которых идет на экспорт.

Х3: ИРЧП (2013 год) – Индекс Развития Человеческого Потенциала- это индекс для сравнительной оценки бедности, грамотности, образования, средней продолжительности жизни и других показателей страны.

Х4: Доля объема Иностранных инвестиций (ВВП)(2011-2012гг.)- инвестиции выступают важнейшим фактором экономического процветания любой страны независимо от характера экономической системы.

Кластерный анализ проводится с помощью программы Statistic 6.1 RUS.

Количество кластеров, которое использовалось для дальнейшего анализа кластерных центров, было взято равным 3.

1 –й кластер подразделяется еще на три подкластера.

Таблица 1. Кластеризация стран по данным показателям (2011-2012гг.)

1 кластер(страны со средними показателями импорта и экспорта и высоким уровнем ИРЧП)
1 подкластер: Албания, Антигуа и Барбуда, Австрия, Багамские острова, Барбадос, Белиз, Ботсвана, Босния и Герцеговина, Болгария, Камбоджа, Кабо-Верде, Дания, Фиджи, Грузия, Германия, Гана, Гондурас, Исландия, Ямайка, Иордания, Латвия, Македония. Маврикий, Монголия, Молдова, Намибия, Черногория, Марокко,Никарагуа, Парагвай, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Тонга, Тунис, Польша, Самоа,Сербия, Вануату

2 подкластер: Аргентина, Армения, Австралия, Боливия, Канада, Чили, Китай, Хорватия, Доминиканская Республика, Эквадор, Сальвадор, Финляндия, Франция, Греция, Гренада, Израиль Италия, Япония, Казахстан, Ливан, Мексика, Новая Зеландия, Норвегия, Румыния, Великобритания, США, Турция, Узбекистан, Швеция, Швейцария, Испания, Шриланка Сенкт-Китс и Невис, Филипины, Перу, Португалия, РФ, Венесуэла

3 подкластер: Ангола, Азербайджан, Бахрейн, Бруней- Даруссалам, Конго Республика, Кувейт, Оман, Туркменистан, Катар, Саудовская Аравия

2 кластер (страны с высокими показателями тмпорта, экспорта, ИРЧП и долей иностранных инвестиций)
Беларусь, Бельгия, Конго дем.Конгессемен, Эстония, Китай, Венгрия, Ирландия, Лесотто, Литва, Люксембург, Малаизия, Мальдивы, Мальта, Мавритания, Нидерланды, Палау, Сейшельские острова, Сингапур, Словения, Свазиленд, Тайланд, ОАЭ, Вьетнам
3 кластер (страны с наименьшими показателями открытости эклономики)
Афганистан, Бангладеш, Бенин, Бутан, Бразилия, Бурунди, Камерун, Центарально Африканская Республика, Чад, Колумбия, Коморские острова, Египет, Эретрия, Эфиопия, Гамбия, Гватемала, Гвинея, Гаити, Индия, Индонезия, Кения, Либерия, Мадагаскар, Малави, Мали, Непал, Нигер, Нигерия, Пакистан, Руанда, Сан-Томе- и Принсипи, Сенегал, ЮАР, Судан, Таджикистан, Танзания, Того, Уганда, Замбия, Зимбабве

В результате в 1-й кластер вошли 86 стран. Из 1-ого кластера вытекают еще 3 подкалстера.

В 1-й подкластер 1-ого кластера вошли 38 стран, во 2-й подкластер 38 стран, 3-й подкластер остальные 10 стран, во 2-ой кластер – 24 страны, а в 3-й 40 стран. Из анализа 189 стран были пропущены 39 стран в виду нехватки данных.

Ниже представлены средние значения по кластерам.

Таблица 2. Средние значения по кластерам

Кластер

Показатель

1 кластер 2 кластер 3 кластер Выборка по всем странам в целом
1 2 3
Х1 0,42 0,24 0,25 0,74 0,33 0,54
Х2 0,27 0,23 0,51 0,95 0,28 0,46
Х3 0,634 0,811 0,698 0,688 0,418 0,534
Х4 0,05 0,02 0,06 0,08 0,05 0,03

Таблица 2 иллюстрирует средние значения показателей по каждому кластеру. В 1-й кластере всех 3-х подкластеров были включены страны с со средними данными по показателям Импорта и Экспорта. Самым высоким значением в одном из трех подкластеров обладает ИРЧП. .Ко 2-му подкластеру были отнесены страны, чьи значения показателей оказались чуть меньше, чем в 1-оми 3-ем подкластерах.

2-ой кластер включает в себя показатели с самыми высокими значениями в большей степени по импорту и экспорту, нк и так же ИРЧП и иностранным инвестициям. Что же касается 3-го кластера, то здесь собраны самые наименьшие показатели, и он находится чуть позади первого кластера, но отстает не на много. Самым наименьшим показателем является показатель Х2 в 3 кластере. Очевидно, то, что значимое смещение произошло между 1 и 3 и 2 и 3 кластерами.

Кластеры были разбиты по следующим критериям:

  • 1 кластер

1 подкластер – страны со средними показателями импорта и экспорта.

2 подкластер – страны на равне с 1 подкластером, но некоторые показатели являются выше.

3 подкластер – страны с высокими показателями ИРЧП.

  • 2 кластер – Страны с самыми наибольшими показателями импорта, экспорта, ИРЧП и доли иностаннных инвестиций.
  • 3 кластер – Страны с низкими показателями открытости экономики.

Исходя, из Таблицы 2 были получены достоверные данные по всем показателям. Это свидетельствует о том, что все 4 показателя были справедливо использованы в процессе осуществления данного кластерного анализа. Можно сделать вывод, что все показатели оказали значительное влияние на открытость экономики.

Судя по центральным значениям кластеров, можно отметить то, что динамика всех показателей является положительной.

В 2011-2012 гг. лидирующие места занимали такие страны как: Китай.,Гонгонг, Ирландия, Эстония, Чешская Республика, Беларусь, Бельгия, Мальта, Нидерланды, Палау, Сейшельские острова, Сингапур, Словения, Свазиленд, Таиланд, ОАЭ, Вьетнам.

По проведенному анализу Российская Федерация вошла в первый кластер второго подкластера. Она имеет средние показатели по импорту равным 0,22 , экспорт составляет 0,29 , самый высокий показатель ИРЧП равный 0,788, а доля инвестиций составила 0,02.

Открытая экономика – экономика интегрированная в мировую хозяйственную систему, участвующая в МРТ, в которой не существуют ограничения на перемещение товаров и услуг или эти ограничения минимальны.

Факторы, которые повлияли на открытие экономики:

· государство взяло на себя функции стимулирования экспортных производств, поощряя вывоз товаров, капиталов и услуг, содействовало кооперации с ТНК и создало стабильную правовую основу как гарантию инвестиций;

· укрепление ТНК, что позволило обходить барьеры национальных границ и укреплять международный обмен;

· прогресс транспортных и информационных технологий;

· увеличение мобильности населения.

Открытая экономика предполагает целостность экономики, доступность внутреннего рынка (т.е. эта страна сама участвует активно в МРТ и даёт участвовать другим странам в своей экономике). Антиподом открытой экономики является автаркия, которая предполагает опору на собственные силы и изоляцию от внешнего мира.

Преимущества:

1) происходит углубление специализаций и коопераций производства;

2) происходит распространение мирового опыта;

3) происходит рациональное распространение ресурсов в зависимости от их эффективности;

4) рост конкуренции между отечественными производителями, т.е. обостряется конкуренция между импортными и отечественными товарами, и между отечественными товарами.

Недостатки:

1) увеличивается угроза экономической безопасности;

2) опасность массового разорения собственных производителей, чья продукция не конкурентоспособна;

3) интенсивное использование природных ресурсов.

Показатели открытости экономики:

a) экспортная квота – доля экспорта в ВВП

Эк=ЭК/ВВП

если более 10%, то страна активно участвует в мирохозяйственных связях

если свыше 35%, то считается, что страна с открытой экономикой

b) импортная квота показывает как импортные товары участвуют в воспроизводственном процессе страны

Ик=ИМ/ВВП

c) внешнеторговая квота

ВТк=(ИМ+ЭК)/ВВП

d) коэффициенты эластичности экспорта и импорта показывают на сколько возрастает экспорт или импорт при возрастании ВВП на 1%, рассчитывается как отношение процентного изменения стоимости экспорта/импорта за определённый период времени к процентному изменению ВВП за данный период.

если коэффициент больше 1 – речь идёт об увеличении открытости.

Различают:

Малую открытую экономику - экономика небольшой страны; её модель включает счет движения капитала и счет текущих операций. Она представлена на мировом рынке небольшой долей и практически не оказывает влияния на мировую ставку процента, принимая последнюю как данную, поскольку её сбережения и инвестиции – лишь незначительная часть мировых сбережений и инвестиций.

Большая открытая экономика – это экономика большой страны (США, Японии, Китая, Германии и т.д.), оказывающие существенное влияние, как на международную торговлю, так и на мировые финансовые рынки. Большие станы обладают значительной долей мировых сбережений и инвестиций, поэтому оказывают взаимодействие на мировую ставку процента.