Требования к временным дорогам. Строительство временных дорог, площадок из щебня, отсева, асфальтной крошки

Временные дороги возводятся на начальных этапах строительства, они необходимы для организации бесперебойной работы, избавляют от многих проблем. Они предназначены для организации проезда тяжелой строительной техники к месту назначения, по ним вывозится строительный мусор и грунт из котлованов, предназначенных для строительства объектов. Также такие дороги используются для подъезда к местам разведки или добычи полезных ископаемых в труднодоступных районах. Иногдавременные дорогииспользуются в небольших населенных пунктах. Их строительство выполняют разными методами: это может быть простая отсыпка дорог или настил дорожных плит на многослойную дренажную подушку.

Одним из самых быстрых способов является укладка дорожных плит. Часто для этого используются плиты, бывшие в употреблении. Для этого метода не требуется серьезная подготовительная работа. Сначала срезается верхний слой грунта, затем изготавливается «подушка» из песка для того, чтобы сгладить неровную поверхность, на нее укладываютсядорожные плиты. При таком способе затраты на организацию временного дорожного покрытия значительно снижаются. При соблюдении правил эксплуатации технические характеристики плит позволяют использовать их повторно. Для строительства дорог можно использовать и специальные дорожные плиты, которые не имеют монтажных скоб.

Возводят временные дороги таким образом, чтобы по ним был возможен проезд в любое время года, независимо от погоды, к каждому зданию и сооружению. Чаще возводятся однополосные временные дороги, в этом случае должны быть предусмотрены разъезды. По существующим стандартам ширина временной дороги при движении транспорта в одном направлении должна составлять 3,5 м, при двустороннем движении — 6 м. Радиус закругления должен составлять не меньше 10 м, для движения панелевозов и других крупногабаритных автомашин не меньше 12 м.

Дороги на строительных площадках подразделяются на два вида: тупиковые и кольцевые. Тупиковые должны заканчиваться разворотными площадками. Дороги на стройплощадках необходимо прокладывать так, чтобы расстояние от ее края до строящегося здания составляло не меньше 0,8 м, а до бровки траншеи или котлована, не меньше 1,5 м.

Выбор типа временной автомобильной лесовозной дороги зависит от размеров автопоездов, категории местности по степени увлажнения, наличия строительных материалов, периода года.

При строительстве временных дорог необходимо соблюдать следующие требования:

  • строительство производить с опережением сроков начала СМР;
  • временные дороги прокладывать с учетом характера планируемых работ и местных условий (климатических, геологических и топографических);
  • их размер, уклон и конструкция должны быть в соответствии с эксплуатационно-техническими характеристиками транспортных средств и типом планируемых перевозок.

Иногда временные дороги возводят и внутри строительных площадок, но это не приветствуется, т.к. строители должны использовать заложенные в проекте постоянные дороги, просто при интенсивном движении строительного транспорта предусматривается усиление покрытий. На такие дороги верхний асфальтовый слой укладывают после завершения основных работ по строительству при благоустройстве территории вокруг здания.

Для всех объектов, расположенных на строительной площадке, проектируют подъезды и внутренние дороги. Временные дороги вместе с постоянными составляют единую транспортную сеть, которая должна обеспечить сквозную или кольцевую схему движения. Желательно, чтобы запроектированные временные автодороги впоследствии могли использоваться в качестве постоянных.

При проектировании построечных автомобильных дорог исходят из задач безопасного движения транспорта; подвоза материалов, изделий и конструкций к месту их складирования или монтажа и возможности их разгрузки. Временные дороги и подъездные пути закладывают после окончания вертикальной планировки территории, устройства дренажей, водотоков и других инженерных коммуникаций.

На территорию строительства площадью 50 тыс. м 2 (5 га) и более предусматривают не менее двух въездов с противоположных сторон площадки. Ширина ворот В мин принимается 4 м. Временные построечные дороги проектируют, как правило, кольцевыми. При тупиковых подъездах устраивают разъездные и разворотные площадки. Такие же площадки проектируют на незакольцованных участках существующих дорог.

При трассировке дороги выдерживают минимальное расстояние от края ее проезжей части до объектов строительной площадки (табл. 5.1).

Таблица 5.1- Расстояние между дорогой и объектами стройплощадки

построечные дороги могут быть следующих конструкций:

· естественные грунтовые профилированные;

· грунтовые улучшенные;

· с твердым покрытием;

· из сборных железобетонных инвентарных плит.

Покрытие дороги проектируют пригодным для проезда пожарных автомобилей в любое время года. Временные естественные грунтовые профилированные дороги (рис. 5.1) устраивают при небольшой интенсивности движения (до 3 машин в час в одном направлении).

Рис. 5.1 Конструкция грунтовой профилированной дороги

Построечные дороги грунтовые улучшенной конструкции укрепляют гравием, шлаком, добавкой вяжущих и цемента. Временные дороги под установленную нагрузку 12 т на ось сооружают из сборных железобетонных плит, укладываемых на песчаную постель (рис. 5.2). Толщина песчаного слоя принимается 10–25 см.

б
а

Рис. 5.2. Конструкция временных дорог с покрытием из плит: а – однополосных;
б – двухполосных; 1 – плиты размером 6000´1750; 2 – плиты размером 6000´3500

При использовании постоянных дорог для нужд строительства толщина бетонной подготовки должна быть увеличена до 18–21 см.

Ширина проезжей части дорог с учетом размеров плит однополосных принимается не менее 3,5 м (4,5 м), при движении в двух направлениях – 6 м. При использовании тяжелых машин грузоподъемностью 25–30 т и более ширина проезжей части дороги увеличивается до 8 м.

На участках дорог, где организовано одностороннее движение по кольцу, в пределах видимости, но не менее чем через 100 м (для двухстороннего – через 70 м) устраивают площадки шириной 6,0 м и длиной 12–18 м. Такие же площадки выполняют в зоне разгрузки материалов при любой схеме движения автотранспорта.

Радиусы закругления дорог определяют исходя из маневровых свойств автомашин и автопоездов, т. е. поворотоспособности при движении вперед без применения заднего хода. Недостаточный внешний радиус закругления (6–8 м) приводит к разрушению проездов на поворотах.

В настоящее время строительство обслуживают крупногабаритные транспортные средства: панеле- и трубовозы, специальные тягачи для перевозки кранов. Современные грузовые машины часто используют с прицепами. Так, автомобильные поезда имеют грузоподъемность 12–30 т и длину 9–15 м. Ряд машин имеет по две задние оси, вследствие чего их длина увеличивается до 9–10 м.

Минимальный радиус закругления для строительных поездов – 12 м, но при этом радиусе ширина проездов 3,5 м недостаточна для движения автомобильных проездов, и поэтому проезды в пределах кривых необходимо уширять до 5 м (рис. 5.3).

Рис. 5.3 Схема уширения дороги при повороте под углом 90°

Опасной зоной дороги считается та ее часть, которая попадает в пределы зон перемещения груза или монтажа. На стройгенплане эти участки дорог выделяют двойной штриховкой.

При разработке схемы движения автотранспорта максимально используются существующие и проектируемые дороги.

Построенные дороги должны быть кольцевыми, на тупиковых подъездах устраивают разъездные и разворотные площадки (12´12 м).

При трассировке дорог должны соблюдаться минимальные расстояния:

· между дорогой и складской площадью 0,5–1 м;

· дорогой и подкрановыми путями 6,5–12,5 м;

· дорогой и осью железнодорожных путей (нормальной колеи) 3,5 м;

· дорогой и забором, ограждающим стройплощадку, не менее 1,5 м.

Тротуары, устраиваемые на строительной площадке, следует размещать вдоль автомобильных дорог на удалении 2 м от их края. Ширину тротуара принимать не менее 1,5 м.

Условные обозначения элементов автодорог приведены в прил. 6.

Устройство временных дорог проводится с целью обеспечения подъезда на строительные площадки, либо в случаях, когда основная дорога закрыта для движения гражданского автотранспорта на ремонтно-строительные работы. Эти дороги могут быть как грунтовые, так и состоять из облегченной дорожной конструкции с применением таких материалов как песок, щебень, асфальтобетон, цементобетон, сборный железобетон.

Одним из обязательных условий строительства нового объекта в Москве и московской области, если на строительной площадке еще не создана собственная дорожная инфраструктура, необходимая для доставки строительной техники и материалов, являются временные дороги. Этот этап еще не подразумевает устройство полноценного дорожного полотна, поэтому выход из ситуации - временный подъездной путь. Такая дорога имеет короткий эксплуатационный срок в сравнении с капитальной дорогой, т.к. при ее строительстве, применяется низкокачественный материал и строительные отходы. К примеру асфальтовая крошка, бетонный или кирпичный бой. Однако, этого срока службы вполне хватает для завершения строительства и прокладки капитальной дороги.
Временная дорога также нужна для подъезда к строительным объектам в заболоченных или труднодоступных местах, к местам добычи или разведки полезных ископаемых, к лесозаготовкам. В этом случае могут применяться ленточные покрытия или разборно-сборные конструкции из дорожных плит.

Временные дороги строят на время строительства, но очень часто временная дорога используется продолжительное время после окончания работ, поэтому к строительству временной дороги нужно отнестись более серьезно. Также нужно рассматривать возможность устройства постоянной дороги на основании временной.

При строительстве временных дорог в городской черте или не сложных условиях подъезда к стройплощадке, с целью уменьшения цены на строительство временной подъездной дороги, без ущерба для качества могут применяться строительные отходы: кирпичный бой или асфальтная крошка. Крошку используют как материал для отсыпки и укрепления дороги, а кирпичный бой удобен для укрепления грунта заболоченных участков и имеет невысокую стоимость, зачастую можно найти даром.

Как правило, временную дорогу строят однополосной, с разъездами, а конструкция определяется в зависимости от условий местности и нагрузки на дорожное полотно. Место временного подъезда выбирается с расчетом того, чтобы к любой точке строительства в любые погодные условия и любое года по дороге могли проехать большегрузные транспортные средства.

Цены на строительство временных дорог

1. Строительство временных дорог из плит цена

1.1 Снятие верхнего слоя, устройство дорожного корыта

1.2. Устройство песчаного основания

1.3. Трамбовка виброкатком

1.4. Укладка дорожных плит ПДП 3х1,75

Примерная смета на устройство дороги из плит ПАГ:

Наименование работ Ед. изм Цена за единицу Количество Цена за кв.м
1. Разработка дорожного корыта куб.м 400 0,2 80
2. Устройство основания из песка куб.м 1200 0,2 220
4. Устройство покрытия из новых дорожных плит ПДП 3х1,75 (с доставкой) кв.м 1550 1 1550
Итого:

1850

2. Строительство временных дорог на стройплощадке

3. Строительство дорог из кирпичного боя фр. 40-100

Пример устройства временной дороги из кирпичного боя:

3.1. Снятие плодородного слоя, устройство корыта

3.2. Отсыпка крупным щебнем (можно заменить вторичным щебнем, боем кирпича)

3.3. Вибротрамбовка катком

Примерная смета:

4. Строительство временной дороги с покрытием из щебня и основанием из песка

4.1. Снятие плодородного слоя, устройство корыта

4.2. Устройство песчаного основания

4.3. Вибротрамбовка песка

4.4. Отсыпка нижнего слоя дороги из крупного щебня

4.5. Утрамбовка для прочности основания

4.6. Устройство верхнего слоя из мелкого щебня

4.7. Вибротрамбовка катком щебня

Примерная смета на устройство временной дороги из щебня:

Наименование работ Ед. изм Цена за единицу Количество Цена за кв.м
1. Разработка дорожного корыта куб.м 400 0,2 80
2. Устройство песчаного основания куб.м 1200 0,1 120
3. Устройство основания из щебня известнякового фр. 40-70 с клинцеванием куб.м 2200 0,12 264
4. Устройство покрытия из щебня известнякового фр. 20-40 с клинцеванием куб.м 2200 0,08 176
Итого:

640

5. Строительство дороги из асфальтовой крошки от 200 рублей за кв.м

Также при строительстве временных дорог широко используются дорожные железобетонные плиты, позволяющие почти в два раза сократить сроки на строительство подъездов и обеспечить их долговечность и надежность. Эти дороги выдерживают тяжолые нагрузки даже при нарушении условий эксплуатации. Кроме того дорожные плиты из железобетонаможно использовать повторно без ухудшения эксплуатационных качеств дорожного полотна. Применение дорожных плит из бетона можно неоднократно демонтировать и устанавливать на новом месте, делает их использование очень выгодным с экономической точки зрения. Для их монтажа и последующего демонтажа не требуются большие ресурсы и временные затраты: бригада в составе 4 человек, бульдозер и подъемный кран за короткий промежуток времени выполнят эти дорожные работы. После укладки, эксплуатационные свойства плиты сохраняются и строительство временных дорог можно начинать на новом месте сразу же после их демонтажа. Дорожные плиты армированы стальной арматурой и изготовлены из марок тяжелых бетонов. И поэтому после нескольких лет эксплуатации сохраняется сопротивляемость изгибу, твердость и прочность дорожной плиты. Устройство временных дорог решает множество строительных проблем.

Виды дорожных работ оказываемых нашей дорожно - строительной организацией:

Устройство временных дорог из всех возможных материалов
- Асфальтирование дорог, площадок, складов, тротуаров и др.
- Строительство дорог в садовых и гаражных кооперативах, на территориях предприятий.
- Устройство дорог, площадок из щебня, отсева, асфальтной крошки.
- Установка дорожных бортов и поребриков.
- Ямочный ремонт дорог.
- Укладка тротуарной плитки (ФЕМ). Гибкая система скидок!

Главный инженер 8-903-707-22-40 Виктор Егорович

- устройство земляного полотна
- устройство подстилающего слоя из песка
- укладка плит
- сварка скоб и плит
- заделка стыков и швов

Стоимость работ с учётом трудовых затрат, материала (песок, плиты дорожные), средств механизации (кран, экскаватор-планировщик) составляет от 1600 руб/м2

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА НА УСТРОЙСТВО ВРЕМЕННЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ИЗ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ПЛИТ

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1 Технологическая карта составлена на производство работ по устройству временных внутриплощадочных, подъездных и внутриквартальных автомобильных дорог из сборных железобетонных плит.
1.2 В состав работ, рассматриваемых картой, входит:
- устройство земляного полотна;
- устройство подстилающего слоя из песка;
- укладка плит;
- сварка скоб и плит;
- заделка стыков и швов.
1.3 При привязке технологической карты к конкретному объекту и условиямстроительства уточняются: направление монтажа плит и движение крана в зависимости от общего направления работ на трассе, разбивка на участки и захватки в соответствии с проектом производства работ. При привязке уточняются также объемы работ, калькуляция трудовых затрат, средства механизации с учетоммаксимального использования наличного парка монтажных механизмов.
1.4 Форма использования технологической карты предусматривает обращение ее в сфере информационных технологий с включением в базу данных по технологии и организации строительного производства автоматизированного рабочего места технолога строительного производства (АРМ ТСП), подрядчика и заказчика.

2 ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ
2.1 До начала работ по устройству временной автодороги должны бытьвыполнены следующие работы:
- освещена и разбита трасса дороги;
- установлены временные здания и сооружения в объеме, необходимом дляпроизводства работ;
- доставлены на площадку механизмы и инструменты;
- устроено освещение мест производства работ и бытовых помещений;
- завезены необходимые материалы.
2.2 При производстве работ по строительству дорог, а также при приемке их вэксплуатацию должны соблюдаться требования СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные
дороги», СНиП 3.02.01-87 «Земляные сооружения, основания и фундаменты»,СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции».
2.3 Работы по строительству временных автодорог осуществляют поточным методом, обеспечивающим равномерное и непрерывное производство работ механизмов и рабочих. Технологическая схема устройства дороги из сборных железобетонных плит приведена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Технологическая схема устройства дороги из сборных железобетонных
плит
2.4 При небольших объемах работ и на участках малой протяженности, где применение поточного метода нецелесообразно, работы производят цикличным методом поочередно на всем протяжении дороги.
2.5 К началу дорожных работ должны быть устроены, ограждения мест производства работ и расставлены знаки и информационные щиты с указанием видов работ и сроков их выполнения.

УСТРОЙСТВО ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА
2.6 К устройству земляного полотна (корыта) приступают после срезкирастительного слоя и выполнения разбивочных геодезических работ.
2.7 Срезка растительного слоя производится продольными проходами бульдозера марки ДЗ-101. Срезаемый грунт вывозится за пределы участка, если он не может быть использован.
2.8 Ширина корыта в выемке должна быть больше ширины покрытия на 0,5 м.
2.9 Технология устройства врезного корыта включает следующие операции: зарезание грунта и перемещение в конус, погрузка грунта в автосамосвалы и вывоз на автомобилях-самосвалах, планировка поверхности дна.
2.10 Бульдозер зарезает и перемещает грунт вдоль корыта, образуя конуссоответствующей высоты. Затем погрузчиком ПУМ-500 погружают грунт наавтомобили-самосвалы с его транспортировкой в установленные места.
2.11 Для обеспечения фронта работ по устройству песчаного подстилающего слоя работы по устройству корыта должны вестись с опережением не менее однойсмены.

УСТРОЙСТВО ПЕСЧАНОГО ПОДСТИЛАЮЩЕГО СЛОЯ.
2.12 К устройству подстилающего слоя приступают после приемки земляного полотна. Песок для подстилающего слоя должен иметь коэффициент фильтрации в уплотненном состоянии не менее 3 м/сутки.
2.13 Технологический процесс устройства песчаного слоя включает: разгрузку,распределение и уплотнение песка.
2.14 Песок для устройства подстилающего- слоя доставляют в автомобилях-самосвалах и разравнивают бульдозером ДЗ-101 (ДЗ-101А). Окончательную планировку поверхности подстилающего слоя под уплотнение при необходимости производят вручную. Толщина слоя в рыхлом состоянии должна превышатьпроектную с учетом коэффициента разрыхления 1,1.
2.15 Одновременно определяют влажность песка. В случае необходимости песок
увлажняют до оптимального значения, рассчитывая необходимое количество воды
по формуле (т/м3),
Q = h(Wо - We)d´10, (1)
где h - толщина отсыпаемого слоя песка, м;
Wо и We - соответственно оптимальная и естественная влажность в %;
d - объемная масса песка.
2.16 Уплотнение производится прицепным пневмокатком ДСК-1 в сцепе страктором С-100 или площадочными вибраторами.
2.17 Уплотнение начинают от обочины к оси дороги, при этом каждый след от предыдущего прохода катка должен перекрываться при последующем проходе не
менее чем на 1/3.
2.18 Для эффективного уплотнения пневмокатком необходимо 8-кратное количество проходов по одному следу. Окончательное число проходов устанавливается пробной укаткой. Результаты пробного уплотнения необходимозаносить в общий журнал работ.
2.19 По выполненным подстилающим слоям не допускается движениеавтотранспорта во избежание нарушения профиля слоев и загрязнения материала.
2.20 Все последующие работы по строительству дороги выполняют послеустройства подстилающего слоя без значительного разрыва во времени.

УСТРОЙСТВО ПОКРЫТИЙ ИЗ СБОРНЫХ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ
ПРЯМОУГОЛЬНЫХ ПЛИТ
2.21 До устройства сборного покрытия должны быть выполнены все работы, связанные с устройством земляного полотна и песчаного подстилающего слоя.
2.22 Сборные железобетонные плиты транспортируются с заводов специальнооборудованными бортовыми автомобилями или плитовозами. Для устройства временных дорог могут применяться плиты, выпускаемые промышленностью и соответствующие ГОСТ 21924.0-84* «Плиты железобетонныедля покрытий городских дорог. Технические условия».
2.23 Картой предусмотрена укладка плит «с колес», без перегрузки плит вштабеля.
2.24 Монтаж плит покрытий надлежит начать с маячного ряда, располагаемого по оси покрытия при двускатном поперечном профиле покрытия и по краю - приодноскатном поперечном профиле.
Укладку плит предусмотрено выполнять самоходными кранами в направлениипродольной оси покрытия. Монтаж плит выполняется в следующей последовательности: плита краном снимается с автомашины и наводится на место укладки с таким расчетом, чтобы подошва плиты оказалась на 3-5 см ниже поверхности уже уложенных смежных плит. Движением стрелы уменьшается до минимума зазор в поперечном шве между укладываемой и уложенной плитами. Наконец, плита опускается на песчаный слой с таким расчетом, чтобы она коснулась его одновременно всей подошвой. Продольные и поперечные швы должны совпадать, ширина швов между смежными плитами не должна превышать 20 мм, а уступ между плитами не более 5 мм. С целью обеспечения требуемой ровности покрытия плиты следует укладыватьна выровненный песчаный слой.
2.25 Окончательная посадка плит на основании должна производиться путем прикатки покрытия гружеными автомобилями или катками на пневматических шинах до исчезновения видимых осадок плит.
2.26 После прикатки плита с гладкой опорной поверхностью должна иметь контакт с основанием (подстилающим слоем) по всей поверхности опирания. Площадь контакта проверяют визуально по отпечатку на песчаном основании после поднятия плиты. При положительном контакте основания с плитой последняя укладывается окончательно.
2.27 Завершающими процессами устройства сборного покрытия являются сварка
стыковых скоб и герметизация швов. Для сварки применяется сварочный агрегат
типа САК-2Г-IC, электроды типа Э-42А диаметром 4-5 мм. Сварка ведется непрерывным- швом длиной 8-9 см с катетом не менее 7 мм (шириной 0,5 диаметра скобы, высотой 0,25 диаметра с глубиной проварки не менее 5 мм). При зазорах между скобами более 4 мм на них накладывается стальной стержень диаметром на 2-3 мм больше зазора и приваривается с обеих сторон. Для образования швов расширения через каждые четыре плиты (24 м) скобы не должны свариваться. Герметизация швов выполняется следующими способами. За исключением швов расширения, поперечные швы на 2/3 глубины паза заполняются цементно-песчаным раствором, на 1/3 - битумно-полимерной мастикой. Швы расширения на всю глубину заполняются мастикой.
Продольные швы при сварке монтажных скоб заполняются цементно-песчаным
раствором на всю глубину шва. Заливка швов выполняется мастикой в два этапа:
после оседания мастики при первой заливке швов доливается снова и излишек
срезается заостренным резаком заподлицо с поверхностью покрытия.

3 ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ И ПРИЕМКЕ РАБОТ
3.1 При строительстве дорог производится контроль качества работ на всех
этапах строительства.
3.2 При входном контроле материалы и изделия для строительства временных
дорог следует принимать по паспортам (сертификатам) и проверять их качество в соответствии с требованиями стандартов или технических условий на эти
материалы и изделия, а также указаниями, данными в чертежах дорожных одежд.
3.3 Технические характеристики песка подстилающих слоев дорожных одежд
должны соответствовать требованиям ГОСТ 8736-93*.
3.4 Технические характеристики плит должны соответствовать требованиям
ГОСТ 21924.0-84*.
Дорожные плиты должны иметь шероховатую лицевую поверхность,
обеспечивающую коэффициент сцепления не менее 0,5.
3.6 При устройстве земляного полотна и песчаного подстилающего слоя
контролируется степень уплотнения грунта, соответствие отметок профилей
проектным, ровность оснований.
3.7 Размер твердых включений, в т.ч. мерзлых комьев, в насыпях и обратных
засыпках не должен превышать 2/3 толщины уплотненного слоя, но не более 15 см
для грунтовых подушек и 30 см для прочих насыпей и обратных засыпок.
3.8 Отклонения геометрических размеров насыпей:
- положения оси насыпей автомобильных дорог - не более ±20 см;
- ширины насыпей по верху и по низу - не более ±15 см;
- отметок поверхностей насыпей - ±5 см;
- крутизны откосов насыпей - увеличение не допускается.
3.9 Плотность грунта естественного основания должна контролироваться путем
отбора проб по оси дороги и в 1,5-2 м от оси бровки земляного полотна, а также по
одной пробе в промежутках между ними по ширине отсыпаемого слоя более 20 м.
Контроль плотности грунта следует производить на глубине 8-10 см от
поверхности уплотняемого слоя. Отклонения от требуемого значения показателя
плотности в сторону уменьшения допускается не более чем у 10 % образцов и не
должны превышать 4 %. Число точек с максимальным отклонением не должно
превышать 10 % от общего числа измерений.
3.10 Контроль ширины участка с поперечным и продольным уклоном, крутизны
откосов земляного полотна, размещения и размеров водоотводных и дренажных
устройств следует производить с помощью геодезических инструментов и
шаблонов в процессе производства работ.
3.11 Плотность песчаного подстилающего слоя контролируют стандартными
пробобрателями. Для измерения коэффициентов фильтрации и оптимального
уплотнения отбирают через каждые 50 м не менее трех образцов (по оси и на
расстоянии 1,5-2 м от кромок проезжей части). Отклонения от коэффициента
оптимального уплотнения не должны превышать по абсолютной величине ±0,02 с
количеством образцов до 10 %.
3.12 После определения коэффициента оптимального уплотнения песок из
каждых шести пробобрателей испытывают на фильтрацию.
3.13 Контроль качества покрытий дорог из сборных железобетонных плит
заключается в проверке полного опирания плит на песчаный подстилающий слой,
ровности покрытия, прямолинейности продольных и поперечных рядов плит,
ширины швов между плитами, правильности заполнения швов и применяемого
состава резинобитумной мастики.
3.14 При операционном контроле качества работ по устройству дорог следует
контролировать не реже чем через каждые 100 м:
- высотные отметки по оси дороги;
- ширину;
- толщину слоя неуплотненного материала по его оси;
- поперечный уклон;
- ровность (просвет под рейкой длиной 3 м на расстоянии 0,75-1 м от каждой
кромки покрытия (основания) в пяти контрольных точках, расположенных на
расстоянии 0,5 м от концов рейки и друг от друга);
- постоянно визуально - цельность плит и стыковых элементов, качество сварки
стыков и заполнения швов, соблюдение технологии строительства;
- не реже одного раза в смену - контакт плит с основанием (подстилающим
слоем) поднятием одной из 100 уложенных плит;
- превышение граней смежных плит в продольных швах на трех поперечниках
на 1 км, а в поперечных швах в 10 стыках на 1 км.
3.15 Контрольную проверку контактирования плит сборного покрытия с
основанием следует осуществлять перед сваркой стыковых скоб поднятием одной из ста уложенных плит, но не реже 1 раза в смену. Превышение краев смежных плит сборного покрытия следует проверять в трех поперечниках на 1 км. В случае если высота уступов между плитами более 3 мм, производится подъем плит и удаление (или подсыпка) песчаной смеси.

4 ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНЫ ТРУДА, ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ И ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
4.1 Устройство дорожных покрытий из сборного железобетона должно
осуществляться при строгом соблюдении требований СНиП 12-03-2001
«Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования», СНиП
12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное
производство», ПБ-10-382-00 «Правила устройства и безопасной эксплуатации
грузоподъемных кранов», правил пожарной безопасности, предусмотренных в
ГОСТ 12.1.004-91* и ППБ 01-03. Ответственность за состояние безопасности труда и промышленной санитарии возлагается на начальников и главных инженеров
специализированных строительных организаций.
4.2 К управлению дорожными машинами допускаются рабочие не моложе 18
лет, прошедшие медицинское освидетельствование и имеющие удостоверение на
право управления машинами и водительские права.
4.3 При выгрузке и распределении дорожных материалов находиться в кузове
автомобиля-самосвала запрещается.
4.4 Водителям автомобилей-самосвалов, доставляющих песчаную смесь к
местам укладки, движение задним ходом допускается производить только по
сигналу дорожного рабочего.
4.5 Становиться на кузов автомобиля-самосвала во время очистки кузова
запрещается.
4.6 Находиться рядом с движущимся катком, а также зажигать и регулировать
форсунки автогудронатора на ходу запрещается.
4.7 При совместной работе ряда машин расстояние между ними должно быть не
менее 10 м, а между моторными катками - не менее 5 м.
4.8 Для предотвращения пожара на машинах с бензиновыми двигателями и
форсунками должны быть установлены огнетушители, а на битумовозах и
автогудронаторах - дополнительно и ящики с песком.
4.9 Запрещается заправка машин привозными горюче-смазочными материалами
в местах производства дорожно-строительных работ.
4.10 Рабочую зону необходимо оградить. С наступлением темноты в зоне работ
должны быть установлены сигнальные лампы красного цвета. Осветительные
лампы мощностью до 200 Вт подвешивают на высоте 2,5-3 м, а более 200 Вт - на
высоте 3,5-10 м. Проект электроосвещения выполняет заказчик или по его заказу -
специализированная проектная организация.
4.11 Рабочие должны быть обеспечены специальной одеждой и исправным
инструментом в соответствии с действующими нормами (ГОСТ 12.4.011-89).
4.12 Производство земляных работ в зоне расположения подземных
коммуникаций (электрокабели, газопроводы и др.) допускается только с
письменного разрешения организации, ответственной за эксплуатацию этих
коммуникаций. К разрешению должен быть приложен план (схема) с указанием
расположения и глубины заложения коммуникаций, составленный на основании
исполнительных чертежей. До начала работ необходимо установить знаки,
указывающие места расположения подземных коммуникаций.
4.13 При завозе материалов на объекты строительства автомобилями должны
соблюдаться следующие правила:
- лица, руководящие разгрузкой, не должны подходить к самосвалам,
становиться на крылья и колеса, подниматься в кузов до полной остановки
самосвалов;
- при разгрузке бортовых машин можно открывать борта после принятия
соответствующих мер предосторожности от ушибов при возможном падении
грузов и самих открываемых бортов.
4.14 При устройстве сборных покрытий доставленные на место работ
железобетонные плиты разгружают автомобильными кранами непосредственно на
покрытие дороги.
4.15 К монтажу плит допускаются лица, имеющие удостоверения на право
выполнения монтажных работ.
4.16 При установке строительных машин и применении транспортных средств с
поднимаемым кузовом в охранной зоне воздушной линии электропередачи
необходимо снять напряжение с воздушной линии электропередачи.
При обоснованной невозможности снятия напряжения с воздушной линии
электропередачи работу строительных машин в охранной зоне линии
электропередачи разрешается производить по наряд-допуску при условии
выполнения следующих требований:
а) расстояние от подъемной или выдвижной части строительной машины в
любом ее положении до находящейся под напряжением воздушной линии
электропередачи должно быть не менее указанного в таблице 2 СНиП 12-03-2001;
б) корпуса машин, за исключением машин на гусеничном ходу, при их
установке непосредственно на грунте должны быть заземлены при помощи
инвентарного переносного заземления.
4.17 При производстве работ по монтажу и демонтажу сборных покрытий
рабочие должны находиться вне пределов опасной зоны. Перемещение стрелы
крана с плитой над кабиной автомашины запрещается.
4.18 При установке плиты на место подходить к ней можно только в том случае,
когда плита будет находиться на высоте не более 50 см от поверхности основания.
4.19 Выравнивать песчаное основание под приподнятой плитой разрешается
только с помощью гладилки, насаженной на длинную рукоятку.
4.20 Рабочим запрещается становиться на плиту во время ее укладки на
основание.
4.21 Запрещается осматривать основание под висящей плитой во время ее
монтажа.
4.22 Все лица, находящиеся на строительной площадке, обязаны носить
защитные каски. Работники без защитных касок и других необходимых средств
защиты к выполнению работ не допускаются.

5 ПОТРЕБНОСТЬ В МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХРЕСУРСАХ
5.1 Потребность в машинах, оборудовании, механизмах и инструментах
определяется
с учетом выполняемых работ и технических характеристик согласно таблице 6.
5.2 Потребность в материалах на 100 м2 площади дороги представлена в таблице 7.

6 ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
6.1 В качестве единицы измерения для составления калькуляции затрат труда и
машинного времени и построения календарного плана производства работ принято
100 м2 площади дороги.
6.2 Затраты труда и машинного времени на устройство дорожных покрытий из
сборных железобетонных плит подсчитаны по «Единым нормам и расценкам на
строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы», введенным в
действие в 1987 г., и представлены в таблице 8.
6.3 Продолжительность работ на устройство дорожных покрытий определяется
календарным планом работ, представленным в таблице 7.
Технико-экономические показатели составляют:
- затраты труда, чел.-час....................................................20,58
- затраты машинного времени, маш.-ч.............................6,54
- продолжительность работ, час........................................10,8

Для доставки на строительную площадку строительных грузов необходимо сооружение временных внутрипостроечных дорог. Временные дороги сооружаются после окончания вертикальной планировки территории, устройства дренажей, водостоков и инженерных коммуникаций, кроме временных. Строительство временных дорог должно быть закончено до начала работ по сооружению подземной части зданий.

Виды дорог. На строительных площадках используются в основном автомобильные дороги. Железнодорожные дороги используется в основном при сооружении крупных промышленных блоков.

Проектирование дорог. При проектировании внутрипостроечных дорог решаются следующие задачи:

1) разрабатывается схема движения транспорта и расположение дорог в плане;

2) устанавливаются параметры дорог и опасных зон;

3) назначаются конструкции дорог, рассчитываются объемы работ и необходимые ресурсы.

Схема движения и расположение дорог в плане должны обеспечивать подъезд в зону действия монтажных кранов, к площадкам укрупнительной сборки, к складам, мастерским, к бытовым помещения и т.д. Трассу временных дорог необходимо проектировать максимально по трасам будущих постоянных дорог. Как правило, построечные дороги должны быть кольцевыми, а на тупиковых дорогах устраиваются разъездные и разворотные площадки.

При трассировке дорог должны соблюдатьсяследующие минимальные расстояния:

– между дорогой и складской площадкой – ≥ 0,5 …1,0 м;

– между дорогой и подкрановыми путями – ≥ 6,5 … 12,5 м;

– между дорогой и осью железнодорожных путей – ≥ 3,75 м;

– между дорогой и забором строительной площадки – более 1,5 м;

– между дорогой и бровкой траншеи – более 1,5 м.

На СГП должны быть отмечены въезды и выезды, направления движения, развороты, разъезды, стоянки при разгрузке, а также указаны расположение знаков безопасности движения.

Параметрами временных дорог являются:

– число полос движения;

– радиус закругления дорог;

– величина расчетной видимости.

На временных дорогах движение бывает в одну и две полосы.

Ширина проезжей части принимается при:

– однополосном движении – 3.5 м;

– двухполосном движении – 6 м.

Если для доставки грузов используются автомашины 25 и более тонн (Маз, Белаз и др.), то ширина проезжей части увеличивается до 8 метров.

На дорогах с однополосным движением в пределах видимости, но не менее чем через 100 м, необходимо устраивать площадки уширения шириной 6 метров и длиной 12 или 18 метров. Такие же площадки устраиваются в местах разгрузки материалов при любой схеме движения автотранспорта

В местах пересечения железных дорог устраивается сплошной настил, ограждения и освещение. Ширина проезжей части на пересечениях железной дороги должна быть не менее 4,5 м. Переезды организовываются под углом 60 – 90 градусов, оборудуются звуковой и световой сигнализацией. Если интенсивное движение, устраиваются шлагбаумы.

Радиусы закругления дорог определяются исходя из маневровых свойств автомашин и автопоездов. Минимальный радиус закругления для строительных поездов – 12 м. В местах закруглений ширина однополосной дороги должна быть увеличена до 5 м.

Расчётная видимость по направлению движения для однополосных дорог должна быть не менее 50 м, а боковая (на перекрестке) – не менее 35 м.

Временные дороги, которые проходят в зоне монтажа, на СГП обозначаются штриховкой.

Сквозной проезд через опасные зоны запрещен.

Конструкции временных дорог необходимо проектировать согласно нагрузкам, возникающим при движении большегрузного автотранспорта.

Постоянные дороги для использования в период строительства нужно выполнять в две очереди. Вначале делают дороги и укладывают один слой асфальтобетонного покрытия. К концу строительства производят ремонт нижнего слоя и устраивают новый верхний слой.

Конструкции временных дорог зависят от конкретных условий эксплуатации и могут быть следующих типов:

– естественные грунтовые профилированные;

– грунтовые улучшенной конструкции;

– с твердым покрытием;

– из сборных железобетонных инвентарных плит.

Грунтовые дороги устраиваются при небольшой интенсивности движения транспорта (до 3-4 автомашины в час) в одном направлении. Если дороги испытывают большие нагрузки, то они укрепляются гравием, шлаком, песчано-гравийно-глинистой смесью и др. Отсыпку гравия производят с устройством корыта и без устройства корыта 1-2 слоями с уплотнением.

Построечные дороги под нагрузку 12 т лучше всего осуществлять из сборных железобетонных плит. Плиты укладываются на песчаную постель 10-20 см. Хорошо зарекомендовали себя дорожные плиты с предварительным напряжением.

Организация приобъектных складов

Приобъектные склады организуются для временного хранения материалов, конструкций, изделий и оборудования в процессе строительства. Объемы складирования должны быть сведены к минимуму.

При проектировании приобъектных складов решаются следующие задачи:

1) определение объёмов запасов материалов, конструкций и изделий, подлежащих хранению;

2) расчет площади складов для основных видов материальных ресурсов;

3) выбор рациональных типов складов и размещение их на строительной площадке.