Критерии обязательного аудита для ооо. Применение международных стандартов аудита Аудиторская проверка

Уважаемые коллеги!

В связи с многочисленными обращениями членов СРО ААС по вопросу выполнения аудиторских заданий, связанных в проведением аудиторских проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2016 год, в соответствии с международными стандартами аудита (далее -МСА) или в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, утвержденными Правительством Российской Федерации, и федеральными стандартами аудиторской деятельности, утвержденными Минфином России, Комитет СРО ААС по международным стандартам аудита дополнительно разъясняет следующее.

Приказом Минфина РФ от 24 октября 2016 г. № 192н (в редакции приказа от 30 ноября 2016 г. № 220н), приказом Минфина РФ от 09.11.2016 №207н введены в действие на территории РФ 48 документов, содержащих международные стандарты аудита.

Согласно Федеральному закону «Об аудиторской деятельности» МСА обязательны для аудиторских организаций и аудиторов (часть 1 статьи 7), а также аудируемых лиц и иных лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг (часть 2 статьи 14). Аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с МСА, начиная с года, следующего за годом, в котором МСА признаны для применения на территории Российской Федерации.

Поскольку документы, содержащие международные стандарты аудита, признаны для применения на территории Российской Федерации, то, следуя ст.23 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» (части 9.1, 9.2 статьи 23), аудиторская деятельность должна осуществляться на их основе, начиная с 01.01.2017, а федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, федеральные стандарты аудиторской деятельности, прекращают свое действие.

Вместе с тем, учитывая положения пунктов 3 указанных приказов Минфина РФ, в случае, если договор на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации был заключен ‎до 1 января 2017 года, аудиторская организация, индивидуальный аудитор вправе проводить аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе составлять аудиторское заключение, по такому договору в соответствии со стандартами аудиторской деятельности, действовавшими до вступления в силу международных стандартов аудита, указанных в пункте 1 приказов.

Минфин России в своем информационном сообщении 21.12.2016 № ИС-аудит-11 разъясняет «Вместе с тем аудиторские организации и индивидуальные аудиторы в 2017 г. вправе провести (закончить) аудит бухгалтерской отчетности за 2016 г. по заключенному до 1 января 2017 г. договору в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, утвержденными Правительством Российской Федерации, и федеральными стандартами аудиторской деятельности, утвержденными Минфином России».

Таким образом, на основании изложенного:

  1. если договор на проведение аудиторской проверки был заключен до 01.01.2017 года, то следуя положениям Федерального закона «Об аудиторской деятельности» (часть 1 статьи 7, часть 2 статьи 14, часть 9.1, 9.2 статьи 23), учитывая положения пунктов 3 приказов Минфина России от 24 октября 2016 г. N 192н, от 09.11.2016 №207н, аудиторская организация вправе провести аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе, составить аудиторское заключение, по такому договору в соответствии со стандартами аудиторской деятельности, действовавшими до вступления в силу международных стандартов аудита (то есть, в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, утвержденными Правительством Российской Федерации, и федеральными стандартами аудиторской деятельности, утвержденными Минфином России).
  2. если договор на проведение аудиторской проверки был заключен после 01.01.2017 года, то следуя положениям Федерального закона «Об аудиторской деятельности» (часть 1 статьи 7, часть 2 статьи 14, часть 9.1, 9.2 статьи 23), учитывая положения пунктов 3 приказов Минфина России от 24 октября 2016 г. N 192н, от 09.11.2016 №207н, аудиторская организация обязана провести аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе, составить аудиторское заключение, по такому договору в соответствии с международными стандартами аудита. При этом обращаем внимание на то обстоятельство, что договор на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности не может противоречить требованиям Федерального закона «Об аудиторской деятельности», применимым стандартам аудиторской деятельности, Правилам независимости аудиторов и аудиторских организаций, Кодексу профессиональной этики аудиторов. При осуществлении аудиторской деятельности помимо МСА необходимо применять ряд документов МФБ, связанных с МСА, но ими не являющихся, к ним относятся:
  • Концепция качества аудита: ключевые элементы, формирующие среду для обеспечения качества аудита;
  • Международная концепция заданий, обеспечивающих уверенность;
  • Словарь терминов;
  • Структура сборника стандартов, выпущенных Советом по международным стандартам аудита и заданий, обеспечивающих уверенность;
  • Предисловие к сборнику международных стандартов контроля качества, аудита и обзорных проверок, прочих заданий, обеспечивающих уверенность, и заданий по оказанию сопутствующих услуг.

Тексты этих документов опубликованы на официальном Интернет-сайте Минфина России www.minfin.ru , а также размещены на сайте СРО ААС в разделе: .
Обращаем внимание, что настоящее разъяснение носит исключительно информационный характер и было подготовлено только для целей содействия членам СРО ААС в применении положений законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность в РФ.
Позиция Комитета по МСА не может рассматриваться, как официальное толкование требований нормативных правовых актов, заменяющее собственное профессиональное суждение аудитора по изложенных вопросам.

Председатель Комитета СРО ААС
по международным стандартам аудита
Михайлович Татьяна Николаевна

В данном материале дан краткий обзор изменений в российском аудите в 2017 году и последствий для бизнеса. Подробный анализ последствий с комментариями экспертов «Правовест Аудит» Вы найдете в статьях:


Что меняется в обязательном аудите в 2017 году?

С 1 января 2017 года на территории РФ введены в действие 30 международных стандартов аудита (МСА), согласно приказу Минфина от 24.10.2016 N 192н. Также Приказом Минфина от 09.11.2016 № 207н с 1 января 2017 года введены еще 18 новых стандартов аудита. В перечень международных стандартов аудита входит:

  • согласование условий аудиторских заданий;
  • контроль качества при проведении аудита финансовой отчетности;
  • аудиторская документация;
  • формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности;
  • информирование о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении;
  • модифицированное мнение в аудиторском заключении и др.

Все это увеличит трудоемкость проведения аудита на 30–40%, в связи с возрастающим по требованиям МСА количеством аудиторских процедур, необходимостью заполнения новых форм и таблиц и других рабочих документов.

Также в планах законодателей в 2017 году увеличить ответственность аудиторов. Минфин предлагает наказывать их не только штрафами, согласно КоАП, но и вводить уголовную ответственность за выдачу заведомо ложного аудиторского заключения. Соответствующий проект размещен для публичного обсуждения на сайте федеральном портале проектов НПА http://regulation.gov.ru/projects#npa=51024

Аудиторское заключение по МСА станет более информативным и публичным

Вместо привычной формы аудиторского заключения на нескольких листах со стандартным текстом, по всем новым договорам на проведение обязательного аудита, заключенным с 1 января 2017 года, составляется более информационно насыщенное аудиторское заключение в соответствии с международными стандартами обязательного аудита.

Новая форма аудиторского заключения по МСА будет содержать не только оценку финансовой отчетности компании, но и обращать внимание на наиболее важные моменты в деятельности аудируемого лица, в том числе к тому, что привлекло наибольшее внимание аудитора, тому, в чем аудитор видит наиболее существенные риски для бизнеса и т.п.

Тем самым новая форма АЗ предполагает расширенную информацию не только для бухгалтерии, но и для внешних и внутренних заинтересованных пользователей: акционеров, совета директоров и др., то есть более широкого круга лиц, принимающих решение о стратегии развития бизнеса.

Напомним, что с 1 октября 2016 года в Единый федеральный реестр вносятся юридически значимые сведения о фактах деятельности юридических лиц, в том числе сведения об обязательном аудите. При этом заказчик аудита обязан раскрыть обстоятельства, оказывающие существенное влияние на достоверность отчетности, перечисленные в аудиторском заключении.

Сведения в Реестр необходимо внести в течение трех рабочих дней, с даты возникновения соответствующего факта (абз. 2 п. 9 ст. 7.1 Закона № 129-ФЗ). При нарушении этого срока должностных лиц организации могут привлечь к административной ответственности, вплоть до дисквалификации.

Таким образом, с 1 января 2017 года новые требования МСА отразятся как на аудиторах, так и на проверяемых компаниях. Значительно увеличивается объем данных, необходимых для анализа деятельности аудируемых организаций, а также возрастает степень публичности результатов аудита.

Последствия для бизнеса

Несомненно, раскрытие дополнительных данных в аудиторском заключении позволит инвесторам и контрагентам компаний принимать более взвешенные бизнес-решения. Однако, как следствие, следует ожидать повышения не только качества в оценке бизнес-рисков, но и увеличение стоимости аудита с 2017 года. Кроме того, возрастают финансовые риски, поскольку повышение уровня прозрачности деятельности компании и отражение в аудиторском заключении всех выявленных бизнес-рисков, автоматически приведет к удорожанию банковских кредитов для компаний.

Международные стандарты аудита (МСА) имеют и отдаленные последствия для бизнеса. В планах, что с 2018 года ИФНС сможет требовать от аудиторов раскрыть аудиторскую тайну. На федеральном портале проектов НПА regulation.gov.ru для публичного обсуждения размещен проект Федерального закона о внесении изменений в статьи 82 и 93.1 части первой НК РФ. При проведении налогового контроля будет допускаться сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, плательщике страховых взносов, налоговом агенте), полученной от аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Должностное лицо налогового органа будет вправе истребовать у аудиторов полученные ими при аудиторских проверках и оказании прочих аудиторских услуг документы (информацию), служащие основаниями исчисления и уплаты (удержания, перечисления) налога (сбора) организацией. Указанные документы могут быть истребованы налоговым органом, если они не представлены в установленном порядке самим налогоплательщиком.

Ныне действующая редакция НК пока не допускает при осуществлении налогового контроля осуществлять сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщиках, полученной в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности аудиторскую тайну.

Последствия для бухгалтерии

Обязанности бухгалтера все больше выходят за пределы бухгалтерского учета. Не секрет, что уже сейчас во многих компаниях обязанности главбуха не ограничены исключительно бухгалтерской отчетностью и сдачей налоговых деклараций. От бухгалтера требуется оценка налоговых рисков и последствий при проведении сделок, налоговое и финансовое планирование, что ведет к увеличению ответственности и повышению рисков для профессиональной репутации.

Почему аудит отчетности 2016 года лучше провести не по МСА?

Если договор на проведение аудита заключен до 1 января 2017 года, то аудиторская организация вправе проводить аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности и составлять аудиторское заключение в соответствии со стандартами аудиторской деятельности, действовавшими до вступления в силу международного аудита. По договорам, заключенным после 1 января 2017 года, новые международные стандарты аудита в России применяются при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной за любые отчетные периоды.

С введением МСА к определению сроков аудита отчетности компаниям важно отнестись серьезно, поскольку в ходе проведения обычно возникает достаточное количество вопросов, а подчас и необходимость внесения исправлений в учет. Целесообразно не назначать аудит на последние дни перед сдачей бухгалтерской или налоговой отчетности, когда бухгалтерия и так сильно загружена.

Предпочтительнее будет провести аудит отчетности 2016 года по российским стандартам, заключив договор до конца 2016 года. Аргументы в пользу этого - отсутствие четкого регламента действий сторон договора на оказание аудиторских услуг по новым правилам, ощутимый рост трудоемкости и стоимости услуг, которые неизбежны при столь глобальных изменениях в аудиторской отрасли.

Оптимальный вариант - провести аудит за 2016 год в два этапа (по итогам 9 месяцев и за год). В этом случае аудиторы выполнят практически весь объем работы до окончания отчетного года, что позволит организации избежать спешки, учесть их выводы и рекомендации, чтобы подойти к годовому отчету без искажений и ошибок в учете.

Как известно, при существенных искажениях учета, аудиторское заключение может быть и отрицательным, что потребует от организации дополнительных расходов, связанных с исправлением выявленных нарушений. Проведение же основного объема работы по итогам отчетности за 9 месяцев поможет и бухгалтерии, и аудиторам избежать этих неприятностей. И даже получив на руки отчет с перечнем существенных ошибок, допущенных при составлении отчетности за 9 месяцев, организация успеет внести необходимые исправления в учет и получить по итогам года положительное аудиторское заключение.

Переход на МСА направлен на реформирование аудиторской деятельности в России, повышение качества отчетности и финансовой информации, представляемой внешнему рынку. Нововведения затронут не только аудиторов, но и компании, подлежащие обязательному аудиту. Решать поставленные перед аудиторами и бизнесом задачи мы будем совместно, положив в основу сотрудничества качество и профессионализм.

Посмотрите новые правила, по которым проводится обязательный аудит для ООО в 2017 году, новые критерии 2017 года, в каких случаях он проводится, а также новые штрафы для компаний. Проверьте, попадает ли под них ваша компания, и если да, то в какие сроки необходимо отчитаться в сделанной проверке.

Мы подготовили для вас простые и понятные ответы на эти вопросы, собрав все последние новости касательно обязательно аудита компаний, а также выявили, какие существуют возможности, помогающие фирмам сэкономить на аудите в 2017 году.

Что нового произойдет в 2017 году с аудитом, изменились ли критерии для обязательного аудита компаний

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в 2017 году ряд компаний подлежат обязательной аудиторской проверке. Критерии обязательного аудита в 2017 году не претерпели существенных изменений, однако существенно изменилась форма аудиторского заключения. Данные нововведения принесут дополнительные затраты как для бухгалтеров и генеральных директоров компаний, так и для самих аудиторов.

Основные изменения относятся и к форме аудиторского заключения, и к его содержанию. Обязательная аудиторская проверка с 1 января 2017 года стала более строгой, но вместе с тем и более открытой. Изменение формы аудиторского заключения привело к тому, что оно стало более прозрачным, но с другой стороны более трудоемким, что не может не сказаться на стоимости аудиторской проверки.

Аудиторская проверка должна основываться на достоверной бухгалтерской и налоговой отчетности, а так же подтверждать прозрачность ведения бухгалтерского и налогового учета, соответствовать критериям, задаваемым законодательством российской федерации, и выпускается в утвержденной законом форме.

Рассмотрим, какие компании попадают под обязательный аудит в 2017 году и критерии , по которым отбираются эти компании.

Как сделать работу проще? Мы разработали полезные сервисы для бухгалтера, чтобы ваша работа стала проще и быстрее: калькулятор НДС, справочник КБК и платежек, расчетчик матвыгоды и НДФЛ, банк проводок и т.д. Они доступны всем подписчикам. Оплатите и пользуйтесь.

Критерии для обязательного аудита в 2017 году

Существует ряд критериев для проведения обязательного аудита в 2017 году. Аудит необходимо проводить, если выполняется хоть один из данных критериев. Обязательный аудит проводится в случаях:

№ п/п

Критерий для проведения обязательного аудита в 2017 году

Объем выручки компании более 400 миллионов рублей или сумма активов баланса более 60 миллионов рублей

В случае если правовая форма организации АО (Акционерное общество), ЗАО (Закрытое акционерное общество), ПАО (Публичное акционерное общество)

Компания публикует консолидированную финансовую отчетность, является страховой или клиринговой компанией

Ценные бумаги, которые выпустила компания, допущены к организованным торгам на рынке

Компания является обществом взаимного страхования, негосударственным пенсионным фондом или является контрой кредитных историй (полный перечень содержится в законе № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», и закона №208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности»

Таким образом, критерии 2017 года для обязательного аудита не отличаются от критериев 2016 года.

Когда и куда сдавать заключение об обязательной аудиторской проверке в 2017 году

Если компания попадает под критерии об обязательной аудиторской проверке в 2017 году , то она обязана предоставить в Росстат заключение об этой проверке. Как правило заключение передается вместе с пакетом бухгалтерской отчетности, однако можно сделать это отдельно в течение десяти рабочих дней, начиная со следующего дня даты, указанной в заключение, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.

Особенности обязательного аудита в 2017 году

С 1 января 2017 года в России введены обязательные параметры 30 международных стандартов аудита (МСА), согласно приказу Минфина РФ от 24.10.2016 №192н. Дополнительно, Приказом Минфина от 09.11.2016 № 207н утверждены 18 новых стандартов аудита. В целом, аудит стал более прозрачным и стал соответствовать международным нормам, но более громоздким и, соответственно, более дорогим. Обязательный аудит для ООО в 2017 году в соответствии с требованиями МСА потребует увеличенного объема предоставляемых бухгалтерией компании данных, но, вместе с тем, возрастет прозрачность и публичность результатов аудита.

Возможность сократить затраты на обязательный аудит в 2017 году

Введение новой формы аудиторского заключения и новых стандартов аудита серьезно скажется на затратах компании на обязательный аудит, т.к. потребует существенной увеличения нагрузки как на бухгалтера и финансовое руководство компании, так и на аудиторов, что непременно приведет к увеличению издержек на аудиторскую проверку. Однако для ряда компаний правительство оставило законный способ не применять вступившие в силу стандарты для аудита. Так, если договор об аудиторской проверке был заключен до 1 января 2017 года, то аудиторская проверка может быть проведена по стандартам 2016 года, позволяя тем самым компаниям отсрочить увеличение издержек на обязательный аудит в 2017 году как минимум на один год.

Штрафы за непредставление вовремя аудиторского заключения или не проведение обязательного аудита в 2017 году

Если компания вовремя не позаботилась о проведении обязательной аудиторской проверки в 2017 году, или же не представила вовремя заключение этой проверки, она может быть оштрафована. Штрафы, действующие в 2017 году очень существенные. Так руководитель (должностное лицо) будет наказан на сумму от 10000 до 20000 рублей, а сама организация - от 20000 до 700000 рублей.

Обзор последних изменений по налогам, взносам и зарплате

Вам предстоит перестроить свою работу из-за многочисленных поправок в Налоговый кодекс. Они коснулись всех основных налогов, включая налог на прибыль, НДС и НДФЛ.

Приближается конец года и у меня, главного бухгалтера фирмы средних размеров просто голова пухнет от текучки и необходимости закрывать год. А тут еще, оказывается, вводят новые правила аудита, которые в Новом году сделают этот самый аудит строже и дороже. Как поступить - заказать аудит до 31 декабря 2016 года, чтобы получить заключение по старым правилам или уже расслабится и отложить все на 2017 год?

За ответами мы обратились к специалистам компании .

Как вообще изменения в аудите с 2017 года затронут бизнес?

Со следующего года власти России решили сделать бухгалтерскую отчетность публичной и еще более прозрачной. Экспериментировать не стали, а решили ввести в действие международные стандарты аудита. С 1 января 2017 года на территории РФ введут в действие 30 международных стандартов аудита (МСА), согласно приказу Минфина от 24.10.2016 N 192н. Также Приказом Минфина от 09.11.2016 № 207н с 1 января 2017 года будут применяться еще 18 новых стандартов аудита.

Ой, ведь тогда наверняка увеличится и трудоемкость аудита, в том числе и для бухгалтера?

Да, и это невеселая новость. Уже есть мнения, что все эти нововведения увеличат трудоемкость проведения аудита на 30-40%. Ведь согласно требованиям этих 48 международных стандартов аудита вырастет количество аудиторских процедур, нужно будет заполнять новые формы и таблицы и другие рабочие документы.

Основными стандартами можно назвать несколько: согласование условий аудиторских заданий; контроль качества при проведении аудита финансовой отчетности; аудиторская документация; формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности; информирование о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении; модифицированное мнение в аудиторском заключении.

Чтобы делать такие сложные проверки, нужна ведь и соответствующая компетенция аудиторов? Или крайними останутся бухгалтеры и директора компаний?

К счастью российские законодатели это понимают и, не дожидаясь шквала протестов профессионального сообщества, планируют уже в 2017 году увеличить ответственность аудиторов. Минфин предлагает наказывать их не только штрафами, согласно КоАП, но и вводить уголовную ответственность за выдачу заведомо ложного аудиторского заключения. Соответствующий проект размещен для публичного обсуждения на сайте федеральном портале проектов НПА.

Новые правила должны предполагать и какие-то новшества в форме аудиторского заключения?

Действительно, идея новых стандартов в том, чтобы аудиторское заключение стало более информативным и публичным. Задумано, что вместо привычной формы аудиторского заключения на нескольких листах со стандартным текстом, по всем новым договорам на , заключенным с 1 января 2017 года, составляется более информационно насыщенное заключение в соответствии с МСА.

При этом новая форма аудиторского заключения (АЗ) будет содержать не только оценку финансовой отчетности компании, но и обращать внимание на наиболее важные моменты в деятельности аудируемого лица. Например, что привлекло наибольшее внимание аудитора, тому, в чем аудитор видит наиболее существенные риски для бизнеса и т.п.

А зачем так все усложнять? Многие считают, что все это аудирование не более чем пустая формальность?

Наверное, в том то и замысел, чтобы хорошо и правильно сделанный аудит по новым стандартам помог предпринимателям развивать свой бизнес и принимать взвешенные решения. То есть, новая форма АЗ предполагает расширенную информацию не только для бухгалтерии, но и для внешних и внутренних заинтересованных пользователей: акционеров, совета директоров и др., то есть более широкого круга лиц, принимающих решение о стратегии развития бизнеса.

Но ведь все эти сведения чрезвычайно важны, и могут иметь интерес для конкурентов компании, прошедшей аудит?

Естественно, аудиторы несут ответственность за неразглашение сведений. Но, напомним, что с 1 октября 2016 года в Единый федеральный реестр вносятся юридически значимые сведения о фактах деятельности юридических лиц, в том числе сведения об обязательном аудите. При этом заказчик аудита обязан раскрыть обстоятельства, оказывающие существенное влияние на достоверность отчетности, перечисленные в аудиторском заключении. Сведения в Реестр необходимо внести в течение трех рабочих дней, с даты возникновения соответствующего факта (абз. 2 п. 9 ст. 7.1 Закона № 129-ФЗ). При нарушении этого срока должностных лиц организации могут привлечь к административной ответственности, вплоть до дисквалификации.

Наверняка все это сильно усложнит работу бухгалтера, финансовых специалистов, руководства компании?

Да, с 1 января 2017 года новые требования МСА отразятся как на аудиторах, так и на проверяемых компаниях. Значительно увеличивается объем данных, необходимых для анализа деятельности аудируемых организаций, а также возрастает степень публичности результатов аудита.

Как следствие, следует ожидать повышения не только качества в оценке бизнес-рисков, но и увеличение стоимости аудита с 2017 года.

Какие еще неприятные последствия могут произойти?

Возрастают финансовые риски, поскольку повышение уровня прозрачности деятельности компании и отражение в аудиторском заключении всех выявленных бизнес-рисков, автоматически приведет к удорожанию банковских кредитов для компаний.

Новые правила МСА и формирования АЗ имеют и более отдаленные последствия для бизнеса. В планах, что с 2018 года ИФНС сможет требовать от аудиторов раскрыть аудиторскую тайну. На федеральном портале проектов НПА (regulation.gov.ru) для публичного обсуждения размещен проект ФЗ о внесении изменений в статьи 82 и 93.1 части первой НК РФ.

Задумано, что при проведении налогового контроля будет допускаться сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, плательщике страховых взносов, налоговом агенте), полученной от аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

То есть чиновники из налоговой могут узнать про бизнес действительно все?

Да, согласно законопроекту, налоговики смогут истребовать у аудиторов полученные ими при аудиторских проверках и оказании прочих аудиторских услуг документы (информацию), служащие основаниями исчисления и уплаты (удержания, перечисления) налога (сбора) организацией. Указанные документы могут быть истребованы налоговым органом, если они не представлены в установленном порядке самим налогоплательщиком.

Ныне действующая редакция НК пока не допускает при осуществлении налогового контроля осуществлять сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщиках, полученной в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности аудиторскую тайну.

Из всего сказанного, напрашивается вывод: аудит отчетности 2016 года лучше провести не по МСА?

Да, и пока такая возможность есть! Если договор на аудит заключен ‎до 1 января 2017 года, то аудиторская организация вправе проводить аудит и составлять аудиторское заключение в соответствии со стандартами аудиторской деятельности по старым правилам, действовавшим до вступления в силу МСА, утвержденных приказом Минфина от 09.11.2016 № 207н).

По договорам, заключенным после 1 января 2017 года, будут применяться новые стандарты МСА при аудите за любые отчетные периоды.

С введением МСА к определению сроков аудита отчетности компаниям важно отнестись серьезно, поскольку в ходе проведения обычно возникает достаточное количество вопросов, а подчас и необходимость внесения исправлений в учет. Лучше не назначать аудит на последние дни перед сдачей бухгалтерской или налоговой отчетности, когда бухгалтерия и так сильно загружена.

Но ведь уже и так конец года? Что делать? Неужели уже поздно?

Оптимальный вариант - провести аудит за 2016 год в два этапа (по итогам 9 месяцев и за год). В этом случае аудиторы выполнят практически весь объем работы до окончания отчетного года, что позволит организации избежать спешки, учесть их выводы и рекомендации, чтобы подойти к годовому отчету без искажений и ошибок в учете.

Как известно, аудиторское заключение может быть и отрицательным, что потребует от организации дополнительных расходов, связанных с исправлением выявленных нарушений. Проведение же основного объема работы по итогам отчетности за 9 месяцев поможет и бухгалтерии, и аудиторам избежать этих неприятностей. И даже получив на руки отчет с перечнем существенных ошибок, допущенных при составлении отчетности за 9 месяцев, организация успеет внести необходимые исправления в учет и получить по итогам года положительное аудиторское заключение.

P.S.: Итак, если вы еще не успели заключить договор на аудит отчетности в 2016 году, то стоит поторопиться и сделать это до конца текущего года, чтобы пройти аудит и получить аудиторское заключение по старым правилам.

Современные тенденции ведения бизнеса предусматривают все более тесное международного сотрудничество. Финансовая и бухгалтерская отчетность должна быть понятна контрагентам, прежде всего, по своему содержанию.

В 2017 году в Российской Федерации произошли масштабные изменения в отечественном аудите в сторону увеличения прозрачности, объективности и сближения с международными нормами и стандартами.

Рассмотрим особенности применения международных стандартов аудита (МСА) на отечественных предприятиях.

Что собой представляют МСА

Международные стандарты аудита (МСА), или в международной транскрипции (англ.) International Standards on Auditing (ISA) – свод документации, содержащей профессиональные требования и условия проведения аудиторской деятельности. Их издает Международная бухгалтерская ассоциация, проводя через Комитет по международным стандартам аудита и подтверждения достоверности информации.

В Российской Федерации используется только часть этих стандартов, но постепенно свод их для применения в отечественном аудите расширяется, особенно масштабная динамика произошла в 2017 году.

ВАЖНО! Главное отличие МСА в приоритете содержания над формой: они основаны не на жестком регламенте, а на гибких принципах уместности, достоверности, полноты и нейтральности.

Классификация МСА

Свод международных аудиторских стандартов состоит из документов, освещающих такие аспекты аудита:

  • вводная часть – основы подхода к аудиту и другим мероприятиям по подтверждению качества услуг и достоверности информации, обзор терминологии;
  • общие принципы проведения контроля качества, обязанности аудитора, основная документация, информационный обмен с владельцем бизнеса;
  • стандарты, направленные на оценку рисков и противодействие обнаруженным рискам;
  • стандарты, направленные на доказательства и подтверждение аудиторских сведений;
  • стандарты, регламентирующие услуги привлеченных аудиторов;
  • стандарты, согласно которым формулируются итоги аудита;
  • особые аспекты аудита: анализ финансовой отчетности по принципам спецназначения.

Если сравнивать МСА с российскими аудиторскими стандартами, то можно их классифицировать следующим образом:

  1. Международные стандарты, применяемые в РФ или близкие к таковым.
  2. Международные стандарты, чьи аналоги в РФ значительно отличаются.
  3. МСА, совершенно не употребляемые в РФ.
  4. Отечественные стандарты, аналогов которым в МСА нет.

Основные цели Международных стандартов аудита

Следование международным стандартам в финансовой отчетности и ее проверке призвано унифицировать бухгалтерские процедуры, но вместе с тем позволяет сохранить национальные традиции ведения бизнеса, присущие отечественной экономике. С помощью результатов проведения аудита по МСА можно объективно сравнивать деятельность предприятий в разных государствах, что очень удобно для международного инвестирования.

Отдельные государства строго придерживаются МСА и даже принимают их как национальные, некоторые другие (Англия, США, Канада и Швеция) предпочитают пользоваться собственными стандартами, не отвергая и международных требований. Третья группа стран, в числе которых и Россия, разрабатывают собственные аудиторские стандарты, беря за основу принятые международным Комитетом.

Главная цель разработки международных стандартов:

объединение бизнес-деятельности государств со схожими экономическими принципами в рамках мировой экономики.

Она реализуется в двух основных направлениях:

  • гармонизация принятых в отдельных странах правил и требований для возможности лучшей интеграции в мировую экономику;
  • повышение уровня аудиторской деятельности до общеэкономического (если в том или ином государстве он снижен).

Изменения

В 2017 году вступили в силу приказы Министерства финансов РФ от 24 октября 2016 года № 192н и от 9 ноября 2016 года № 207н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации». Первый ввел в действие 30 международных аудиторских стандартов, а второй – еще 18.

Их необходимо применять, если договор на проведение аудиторской проверки заключался не раньше 1 января 2017 года (в таком случае можно проводить аудит еще по старым стандартам).

Применение аудита по МСА на предприятиях

Предприятия ведут финансовую отчетность, и если это происходит по требованиям МСФО (международной системы финансовой отчетности), то и проверка ее должна осуществляться по международным требованиям. Как правило, такую отчетность ведут, а значит, и будут являться объектами международного аудита, следующие организации:

  • компании, у которых есть активные зарубежные партнеры;
  • юрлица, планирующие свой выход на международную экономическую арену;
  • предприниматели, ищущие зарубежных инвесторов;
  • организации, кредитующиеся у иностранных банков;
  • предприятия, исповедующие корпоративные ценности международных финансовых объединений.

К СВЕДЕНИЮ! В рамках отечественного законодательства в этот перечень обязательно входят кредитные и страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, федеральные унитарные предприятия (по перечню, утвержденному Правительством), акционерные общества, чьи акции принадлежат государству, и любые предприятия, торгующие на международных фондовых биржах.

Зачем проводить аудит по МСА

Для обеспечения принципа достоверности финансовой отчетности законодательство требует проведение проверки не менее чем 1 раз в год. Если компания ведет и публикует отчетность по международным финансовым стандартам, то аудит также должен проводиться в соответствии с международным регламентом.

Этапы проведения аудита по МСА

Поскольку аудит является стандартизированной процедурой, он должен проводиться по определенному регламенту:

  1. Подготовительный этап аудита включает в себя:
    • оценку поля деятельности аудитора – количества и состава исследуемой отчетности;
    • согласование условий аудита (сроков, стоимости и др.);
    • заключение договора на проведение аудита;
    • оформление предварительного плана проверки;
    • подготовку ответов и документации в соответствии с аудиторскими запросами.
  2. Аудиторское исследование (сбор и оценка доказательств). Собственно проверка, включающая исследование отчетности за предыдущий год (для объективного сравнения показателей) и за отчетный. Изучению подлежат:
    • бухгалтерские отчеты;
    • финансовая документация;
    • управленческая информация.
  3. Процедура аудита предусматривает не только анализ документов, но и интервью с сотрудниками и руководством, наблюдение, обследование производственных помещений и складов и т.п.

    ВНИМАНИЕ! Обязательно фиксировать всю информацию, могущую повлиять на доказательность аудиторского мнения при формулировке выводов.

  4. Формулировка заключения . Корректируются данные, составляется отчет и формируется окончательное аудиторское заключение. Оно предоставляется заинтересованным в результате получателям: контрагентам, потенциальным инвесторам, высшему руководству, кредитным организациям и др.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Отчет о результатах аудита, проведенного по отечественным стандартам, может значительно отличаться от итогов аудита по МСА. Это объясняется несовпадением принципов и подходов к оценке.

Кто вправе провести аудит по МСА

На российских предприятиях аудит в соответствии с международными стандартами могут проводить только аудиторские компании. Требования к ним определены законодательно (Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»):

  • организация не должна иметь иной сферы деятельности, кроме аудиторской и сопутствующих услуг;
  • компания должна значиться в реестрах СРО (саморегулируемых организаций);
  • проводить аудит должны исключительно сертифицированные специалисты.

Важно выбирать для проведения аудита по МСА специалистов с учетом отраслевой специфики предприятия.