Техника экономической и социальной информации. Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации (ок тэси)

Классификатор технико-экономической и социальной инфор­мации - документ, содержащий систематизиро­ванный перечень кодов и наименований объектов классификации и классификационных группировок, разработанный и утвер­жденный в установленном порядке, обязательный для примене­ния на различных уровнях управления.

Понятие “Классификатор технико-экономической информации” существовало и в Советском Союзе как элемент Единой системы классификации и кодирования (ЕСКК) . В рамках данной системы были созданы взаимоувязанные общесоюзные, межотраслевые, отраслевые и республиканские классификаторы, а также классификаторы предприятий. При этом только общесоюзных классификаторов насчитывалось не менее 24. Среди них можно упомянуть:

· общесоюзный классификатор промышленной и сельскохозяйственной продукции (ОКП);

· классификатор Единой системы конструкторской документации (ЕСКД);

· общесоюзный классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР).

В настоящее время в Российской Федерации, в зависимости от уровня утверждения и сферы применения, разрабатываются классификаторы следующих категорий:

· общероссийские (ОК);

· отраслевые;

· предприятий (объединений, организаций, ассоциаций и т.д.)

По статусу утверждения и области применения классификаторы приравниваются соответственно к государственным и отраслевым стандартам, а также к стандартам предприятий.

Общероссийские классификаторы утверждает Госстандарт России. Их применение является обязательным при обмене информацией между системами управления государственного уровня и при заполнении унифицированных форм документов, установленных государственными органами и имеющими меж­отраслевое применение.

Отраслевые классификаторы, как и отраслевые стандарты, действуют в рамках утвердившей их отрасли (министерства, ведомства) при заполнении отраслевых документов, а классификаторы предприятий - в рамках утвердивших их предприятий (объединений, ассоциаций и др.). В качестве классификаторов предприятий могут служить выборки из общероссийских и отрасле­вых классификаторов.

В России действует более 30 общероссийских классификаторов технико-экономической информации (ОКТЭИ). Некоторые из них указаны в Приложении 4.

ОКТЭИ используются в качестве единых машино-ориентированных языков общения субъектов хозяйственной деятельности и органов управления, в том числе для классификационного научно обоснованного описания и регулирования национальной экономики Российской Федерации. Например, ОКП, ОКДП, ТН ВЭД предназначены для государственного регулирования состава видов и структуры производимой и потребляемой в России конкретной продукции.

Шесть общероссийских классификаторов (ОКДП, ОКЗ, ОКС, ОКВ, ОКЕИ, ОК ТН ВЭД) полностью соответствуют международным классификациям или стандартам.

Так, общероссийский классификатор стандартов (ОКС) является результатом прямого применения Международного классификатора стандартов, утвержденного ИСО в 1996 г., и полностью соответствует Межгосударственному классификатору стандартов МК (ИСО/ИНФКО МКС) 001-96. Объектами классификации являются стандарты и другие нормативные документы по стандартизации.

ОКС предназначен для использования при построении каталогов, а также указателей стандартов и других нормативных документов по стандартизации, для классификации стандартов и нормативных документов по стандартизации, содержащихся в базах данных, библиотеках и т. д.

В ОКС принят иерархический метод классификации. Длина кодового обозначения - семь знаков, алфавит кода - цифровой. Структура кода ОКС приведена на рис. 4.1.

В общероссийском классификаторе единиц измерения (ОКЕИ) объектами классификации являются единицы измерения, ис­пользуемые в различных сферах деятельности. В ОКЕИ семь групп единиц: длины, площади, объема, массы, технические, времени, экономические.

ОКЕИ содержит два раздела и два справочных приложения.

Раздел 1 -- «Международные единицы измерения, включенные в ЕСКК» - сформирован на базе международной классификации единиц измерения, содержащейся в рекомендации «Коды для единиц измерения, используемых в международной торговле» Европейской экономической комиссии ООН (Рекомендация №20 РГ 4 ЕЭК ООН). Он включает наиболее употребительные в Российской Федерации единицы измерения. Оставшиеся вне его единицы измерения из указанной международной классификации вынесены в справочное приложение А.

Раздел 2 - «Национальные единицы измерения, включенные в ЕСКК» - включает дополнительные национальные единицы измерения, отсутствующие в международных классифи­кациях.

Длина кодового обозначения - три знака, алфавит кода - цифровой. В классификаторе использована серийно-порядковая система кодирования.


Пример записи одной позиции из раздела 1 классифи­катора ОКЕИ приведен на рис. 4.2.

Существенной переработке из-за перехода страны к рыночной экономике подверглись ОКУД, ОКП, ОКОФ (основных фондов), ОКИСЗН.

Из-за прекращения централизованного планирования и управления экономикой в общероссийском классификаторе продукции сохранена лишь классификационная часть с шестиразрядным кодовым обозначением каждой позиции, а при необходимости отражения конкретных типов, марок, моделей и других характеристик отдельных видов продукции министерства (ведомства) могут создавать отраслевые классификаторы продукции, в которых в качестве первых шести знаков должны использоваться коды ОКП.

Классификаторы ОКПО, ОКОГУ, ОКЭР, ОКСО, ОКУН, ОКПДТР (см. Приложение 4) сохранили свое функциональное назначение с учетом доработки применительно к территории России, структуре ее системы управления.

Классификатор ЕСКД - единственный, который принят в качестве общероссийского без переработки.

Состав классификаторов будет расширяться по мере дальнейшего совершенствования процесса экономического развития страны и ее последовательной интеграции в мировую экономику.

Существенное отличие от ранее действующего порядка по ведению общесоюзных классификаторов - основным средством ведения общероссийских классификаторов и обеспечения взаимодействия с абонентами является информационно-вычислительная сеть статистики. Поэтому значительно повышается роль территориальных органов статистики, которые осуществляют информационное обслуживание абонентов своего региона.

Состав и содержание работ по созданию классификаторов технико-экономической информации, поддержанию их в актуальном состоянии (ведению) путем внесения изменений, а также порядок разработки классификаторов и их практического применения регламентированы комплексом государственных стандартов под общим названием -Единая система классификации и кодирования технико-экономической и социаль­ной информации (ЕСКК ТЭИ).

Основными задачами ЕСКК ТЭИ являются:

· упорядочение, унификация, классификация и кодирование информации, используемой в системе управления;

· создание комплекса классификаторов, необходимых для решения задач органами управления различного уровня;

· максимальное использование международных классификаций для решения задач, связанных с международным обменом информацией;

· обеспечение условий для автоматизации процессов обработки информации, включая создание автоматизированных банков данных;

· обеспечение информационной совместимости взаимодействующих информационных систем.

Объектами классификации и кодирования в ЕСКК ТЭИ являются экономические и социальные объекты и их свойства, информация о которых необходима для решения управленческих задач.

Примерный состав основных работ, предусмотренных ЕСКК ТЭИ, представлен на рис. 4.3.

Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации (ОКТЭСИ)

Работы по классификации и кодированию технико-экономической и социальной информации (ТЭСИ) являются необходимой и самостоятельной частью работ в рамках национальной системы стандартизации. Указанные работы осуществляются с целью унификации и стандартизации информационного обеспечения процессов хозяйственной деятельности. Например, с целью автоматизированного учета движения товаров во внутренней и внешней торговле должны быть стандартизированы требования к их штриховому кодированию как условия информационного обеспечения деятельности торговых организаций. Для статистического учета выпуска специалистов с высшим образованием, учета выпуска специалистов в целом должны быть стандартизированы классификация и кодирование специальностей по образованию.

Главный результат работ по ТЭСИ - создание общероссийских классификаторов - официальных документов, представляющих собой систематизированный свод наименований и кодов классификационных группировок и (или) объектов классификации в области ТЭСИ (см. фрагмент классификатора в Приложении 6). В зависимости от уровня утверждения и сферы применения различают классификаторы общероссийские и классификаторы предприятия.

Правовой основой деятельности по разработке и применению общероссийских ОК являются: 1) Федеральные законы (1.1,1.3); 2) Положение об ОК ТЭСИ, утвержденное постановлением Правительства РФ от 10.11.2003 № 677; 3) Правила по стандартизации (ИР), посвященные разработке, введению и применению ОКТЭСИ (3.6).

Принятие и введение в действие ОК осуществляет Росстандарт. Принятые ОК закрепляются за федеральными органами исполнительной власти, обеспечивающими их разработку, ведение и применение (см. Приложение 7).

Применение ОК является обязательным при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов а также при межведомственном обмене информацией. ОК используется в правовых актах в социально-экономической области для однозначной идентификации объектов правоотношений.

Объектами OK являются: продукция (OK промышленной и сельскохозяйственной продукции, ОК строительной продукции); процессы (ОК работ и услуг в промышленности, торговле, материально-техническом снабжении, в сфере бытовых услуг населению и пр.); трудовые и природные ресурсы (ОК профессий рабочих, должностей служащих, ОК специальностей по образованию, ОК полезных ископаемых и подземных вод); структура народного хозяйства (ОК предприятий и организаций, О К отраслей народного хозяйства); экономическая информация (ОК технико-экономических показателей, ОК валют, ОК информации по денежному обращению) и пр.

Основные потоки информации, используемой в управлении хозяйством, связаны с промышленной и сельскохозяйственной продукцией, являющейся объектом производства и потребления, планирования и учета, материально-технического снабжения и торговли и т.д. Для обработки данных о продукции в автоматизированных системах должен использоваться единый общегосударственный информационный язык. Носителем этого языка является Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКНД)

До 1 января 2016 г. функционировал Общероссийский классификатор промышленной и сельскохозяйственной продукции (ОКП).

Важность ОКПД определяется такими статистическими данными: предприятия и организации нашей страны выпускают более 200 млн наименований различной продукции; ее производство и распределение осуществляют более 500 тыс. субъектов хозяйственной деятельности. В этих условиях практически невозможно осуществить планирование, учет и распределение продукции без использования автоматизированной системы управления, которая зависит от совершенства ОКПД как основы информационного обеспечения.

В настоящее время ОКПД как национальный классификатор сосуществует с внешнеторговым классификатором, введенным в нашей стране в качестве основы таможенного тарифа - Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности стран Таможенного союза (ТН ВЭД ТС).

  • Информационная система - организационно упорядоченная совокупностьдокументов и информационных технологий. Информационные ресурсы: 1) данныеи документированная информация о жизнедеятельности общества, организованнаяв базы и банки данных; 2) отдельные документы и отдельные массивы документовв информационных системах (библиотеках, архивах, банках данных и пр.).

В соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2002 г. № 184 - ФЗ «О техническом регулировании» общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации (далее - общероссийские классификаторы) являются нормативными документами, распределяющими технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и другим) и являющимися обязательными для применения при создании государственных информационных систем, информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией.

Порядок разработки, принятия, введения в действие, ведения и применения общероссийских классификаторов в социально-экономической области (в том числе в области прогнозирования, статистического учета, банковской деятельности, налогообложения, при межведомственном информационном обмене, создании информационных систем и информационных ресурсов) устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 г. № 677 «Об общероссийских классификаторах технико-экономической социальной информации в социально-экономической области», Минэкономразвития России (Департамент развития секторов экономики – п. 2.1.10 Положения о Департаменте развития секторов экономики Министерства экономического развития России, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25 мая 2009 г. № 182) - является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающий разработку, ведение и применение Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП), Общероссийского классификатора экономических регионов (ОКЭР), Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД).

Основные положения, порядок, последовательность и содержание работ по разработке, принятию, введению в действие, ведению и применение общероссийских классификаторов определены приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 декабря 2005 г. № 311-ст Правила стандартизации «Основные положения и порядок проведения работ, ведению и применению общероссийских классификаторов» ПР 50.1.024-2005.

Согласно пункту 4.5.2. указанных Правил обоснованиями для разработки изменений к общероссийским классификаторам являются законодательные акты Российской Федерации и изменения к ним, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации и изменения к ним, технические регламенты и изменения к ним, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, относящиеся к их компетенции, и изменения к ним, имеющие межведомственный характер и зарегистрированные в Минюсте России, созданные органами государственной власти субъектов Российской Федерации правовые акты и изменения к ним в случаях принятия этих актов в соответствии с нормами, установленными вышеуказанными в данном пункте правовыми актами, международные (региональные) классификации, межгосударственные классификаторы, международные (региональные) стандарты по классификации и изменения к ним, общероссийские классификаторы и внесенные в них изменения, национальные стандарты Российской Федерации, которые могут на добровольной основе применяться для соблюдения требований технических регламентов, и изменения к ним.

1) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 (ОКДП) разработан с учетом рекомендаций Статистической комиссии ООН. В основу построения ОКДП положены Международная стандартная отраслевая классификация (МСОК) - International Standard Idustrial Classification of all Economic Activities (ISIC) и международный Классификатор основных продуктов (КОП) - Central Products Classification (CPC). В настоящее время применяется часть II и часть III для классификации продукции и услуг. Части I и IV отменены приказом Росстандарта от 6 ноября 2001 г. № 454 «О принятии и введении в действие ОКВЭД».

2) Общероссийский классификатор экономических регионов ОК 024 - 95 (ОКЭР) представляет собой систематизированный перечень региональных экономических группировок объектов административно-территориального деления России. Объектами классификации в ОКЭР являются различные виды экономических регионов. При этом под экономическим регионом понимается совокупность объектов административно-территориального деления страны, обладающих рядом общих природно-экономических признаков.

3) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред.1) (ОКВЭД) построен на основе гармонизации с официальной версией на русском языке Статистической классификации видов экономической деятельности в Европейском экономическом сообществе (далее - КДЕС Ред. 1) - Statistical classification of economic activities in the European Community (NACE Rev. 1) путем сохранения в ОКВЭД из КДЕС Ред. 1 кодов (до четырех знаков включительно) и наименований соответствующих позиций без изменения объемов понятий. Особенности, отражающие потребности российской экономики по детализации видов деятельности, учитываются в группировках ОКВЭД с пяти- и шестизначными кодами.

ОКВЭД используется для классификации и кодирования видов экономической деятельности, заявляемых хозяйствующими субъектами при регистрации, определения основного и других фактически осуществляемых видов экономической деятельности хозяйствующих субъектов, разработки нормативных правовых актов, касающихся государственного регулирования отдельных видов экономической деятельности, осуществления государственного статистического наблюдения по видам деятельности за развитием экономических процессов, подготовки статистической информации для сопоставлений на международном уровне, кодирования информации о видах экономической деятельности в информационных системах и ресурсах, едином государственном регистре предприятий и организаций, других информационных регистрах, а также для обеспечения потребностей органов государственной власти и управления в информации о видах экономической деятельности при решении аналитических задач.

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС Ред 1.1) (ОКВЭД) построен на основе гармонизации с официальной версией на русском языке Статистической классификации видов экономической деятельности в Европейском экономическом сообществе (далее - КДЕС Ред. 1.1) - Statistical classification of economic activities in the European Community (NACE Rev. 1.1) путем сохранения в ОКВЭД из КДЕС Ред. 1.1 кодов (до четырех знаков включительно) и наименований соответствующих позиций без изменения объемов понятий. Особенности, отражающие потребности российской экономики по детализации видов деятельности, учитываются в группировках ОКВЭД с пяти- и шестизначными кодами.

Объектами классификации в ОКВЭД являются виды экономической деятельности.

Используется для осуществления государственного статистического наблюдения по видам деятельности за развитием экономических процессов, и для подготовки статистической информации для сопоставления на международном уровне.

4) Общероссийский классификатор продукции по видам экономической детальности ОК 034-2007 (КПЕС 2002) (ОКПД) построен на основе гармонизации со Статистической классификацией продукции по видам деятельности в Европейском экономическом сообществе (КПЕС 2002) - Statistical Classification of Products by Activity in the European Economic Community, 2002 version (CPA 2002) путем сохранения без изменения в ОКПД из КПЕС 2002 кодов (до шести знаков включительно) и объемов понятий соответствующих позиций. Особенности, отражающие потребности российской экономики по детализации продукции, учитываются в группировках ОКПД с 7 - 9-разрядными кодами.

Объектами классификации в ОКПД являются продукция (услуги, работы).

ОКПД может использоваться для классификации и кодирования продукции (услуг, работ) для целей государственной статистики, а также для подготовки статистической информации для сопоставлений на международном уровне.

В целях реализации Плана мероприятий по формированию методологии систематизации и кодирования информации, а также совершенствованию и актуализации общероссийских классификаторов, реестров и информационных ресурсов, утвержденного заместителем Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Дворковичем 31 июля 2014 г. № 4970п-П10, приказом Росстандарта от 31 января 2014 г. №14-ст «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) 034-2014 (КПЕС 2008)» утверждены и введены в действие ОКВЭД 2 и ОКПД 2, срок действия ОКДП, ОКВЭД 029-2001, ОКВЭД 029-2007 и ОКПД определен до 1 января 2016 года. Также, установлен срок действия Общероссийского классификатора услуг населения 002-93 (ОКУН) и Общероссийского классификатора продукции 005-93 (ОКП) разработку, ведение, и применение которых, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 г. № 677 «Об общероссийских классификаторах технико-экономической социальной информации в социально-экономической области», осуществляет Росстандарт, до 1 января 2016 года.

1) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2) (ОКВЭД 2) построен на основе гармонизации с официальной версией на русском языке Статистической классификации видов экономической деятельности в Европейском экономическом сообществе (редакция 2) - Statistical classification of economic activities in the European Community (NACE Rev.2) путем сохранения в ОКВЭД 2 (из NACE Rev.2) кодов (до четырех знаков включительно) и наименований соответствующих группировок без изменения объемов понятий. Особенности, отражающие потребности российской экономики по детализации видов экономической деятельности, учитываются в группировках ОКВЭД 2 на уровне группировок с пяти- и шестизначными кодами. Объектами классификации в ОКВЭД являются виды экономической деятельности.

ОКВЭД 2 используется для классификации и кодирования видов экономической деятельности, заявляемых хозяйствующими субъектами при регистрации, определения основного и дополнительных видов экономической деятельности, осуществляемых хозяйствующими субъектами, разработки нормативных правовых актов, касающихся государственного регулирования отдельных видов экономической деятельности, осуществления государственного статистического наблюдения по видам деятельности за субъектами национальной экономики и социальной сферы, подготовки статистической информации для сопоставлений на международном уровне, кодирования информации по видам экономической деятельности в информационных системах и ресурсах, обеспечения потребностей органов государственной власти и управления в информации о видах экономической деятельности при решении аналитических задач.

2) Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности 034-2014 (КПЕС 2008) (ОКПД 2) построен на основе гармонизации со Статистической классификацией продукции по видам деятельности в Европейском экономическом сообществе (КПЕС 2008) - Statistical Classification of Products by Activity in the European Economic Community, 2008 version (CPA 2008) путем сохранения без изменения в ОКПД 2 из КПЕС 2008 кодов (до шести знаков включительно) и объемов понятий соответствующих позиций. При этом имеются случаи, для которых национальные особенности отражаются путем изменения группировок CPA 2008 с 2 - 6-разрядными кодами. Особенности, отражающие потребности российской экономики по детализации продукции, учитываются в группировках ОКПД 2 с 7 - 9-разрядными кодами.

Объектами классификации в ОКПД 2 является продукция (услуги, работы). ОКПД 2 предназначен для обеспечения информационной поддержки классификации и кодирования продукции (услуг, работ) для целей государственной статистики, разработки нормативных правовых актов, касающихся государственного регулирования отдельных видов экономической деятельности, реализации комплекса учетных функций в рамках работ по государственной статистике, связанных с обеспечением потребностей органов государственной власти и управления в информации о продукции по видам экономической деятельности при решении аналитических задач, обеспечения системы государственной контрактации и оптовой торговли на внутреннем рынке, подготовки статистической информации для сопоставлений на международном уровне, размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ (оказание услуг) для государственных и муниципальных нужд, налогообложения, обеспечения классификации основных фондов, используемой в Общероссийском классификаторе основных фондов, стандартизации и обязательного подтверждения соответствия продукции, классификации и кодирования услуг, оказываемых населению хозяйствующими субъектами.

Для систематизации экономической информации применяются различные классификаторы, которые разрабатываются на основе систем классификации и кодирования. Классификатор- это систематизированный свод однородных наименований (классификационных признаков) и их кодовых обозначений.

Основное назначение классификаторов:

Однозначное обозначение объектов;

Группировка информации по ряду признаков;

Минимизация объемов хранимых данных в информационном фонде системы;

Ускорение процедур поиска и обмена данными в компьютерной среде.

Классификатор является стандартным кодовым языком документов, финансовых отчётов и автоматизированных систем.

Классификаторы разрабатываются как на уровне отдельных предприятий (организаций), так и на уровне государств. Существуют следующие уровни классификаторов:

- международные - стандартные классификаторы, используемые по всему миру;

- межгосударственные - классификаторы, используемые в рамках экономических союзов и других межгосударственных объединений: например, классификаторы используемые в ЕС, СНГ и т. д.

- национальные (общегосударственные ) или межотраслевые - классификаторы, используемые в пределах государства и не должны противоречить международным классификаторам;

- отраслевые - классификаторы, используемые в рамках одной отрасли;

- локальные или системные - классификаторы, принятые отдельным предприятием (организацией) для применения в рамках своей автоматизированной информационной системы. Они содержат информацию, необходимую для решения задач в конкретной АИС и отсутствующую в общегосударственном (национальном) или отраслевом классификаторе.

Международные классификаторы входят в состав Системы международных экономических стандартов (СМЭС ) и используются для обмена информацией между предприятиями разных стран мирового сообщества.

В состав СМЭС входят классификации Организации объединенных Наций (ООН) и ее специализированных образований, в том числе:

Международная стандартная отраслевая классификация всех видов экономической деятельности (МСОК);

Международная стандартная торговая классификация (МСТК);

Классификация основных продуктов (КОП);

Классификация международной организации труда (МОТ) и др.

В России классификаторы образуют Единую систему классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации РФ(ЕСКК) , созданную по постановлению правительства в 1970-х годах и продолжающую развитие на основании Приказа Госстандарта России от 24.11.1999 № 504 "О развитии Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации. В состав ЕСКК входят: общероссийский классификатор (ОК); отраслевые; региональные, единые для данной территории; локальные.


Общероссийский классификатор - классификатор, принятый Госкомстатом России и обязательный для применения при межотраслевом обмене информацией и в общероссийских унифицированных формах документов (УФД). Общероссийский классификатор не должен противоречить соответствующим международным классификаторам.

Существует около 40 классификаторов общефедерального значения, которые условно делятся на 4 группы:

1. Классификаторы трудовых и природных ресурсов, например ОК профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР).

2. Классификаторы информации о структуре экономики (СООГУ) и административно-территориальном делении страны (СОАТО).

3. Классификаторы информации о продукции и услугах (ОК промышленной и сельскохозяйственной продукции - ОКП, ОК строительной продукции).

4. Классификаторы технико-экономических показателей (ОКТЭП), управленческой документации (ОКУД), единиц измерения (ОКЕИ) и др.

В случае отсутствия необходимого классификатора приступают к разработке локального классификатора по правилам определенной системы классификации.

Разработка локальных классификаторов состоит из четырех этапов:

1. Определение перечня и количества объектов, подлежащих кодированию. На этом этапеопределяются объекты, подлежащие кодированию. Ими могут быть работающие, материалы, подразделения, оборудование, предприятия, организации и т. д. Затем по каждой номенклатуре устанавливается полный список всех позиций, подлежащих кодированию.

2. Систематизация объектов по определенным классификационным признакам.

3. Определение правил обозначения объектов кодирования (выбор системы кодирования).

4. Разработка кодовых обозначений и положений по их ведению и внесению в них изменений. Осуществляется непосредственное присвоение объектам кодовых обозначений, т.е. выполняется процесс кодирования - присвоение условных обозначений различным позициям номенклатуры. Заканчивается этот этап составлением классификатора, который оформляется в виде справочника.

Важными средствами информационного обеспечения, прежде всего в таких видах деятельности, как экономика, статистика, банковское дело, таможенное дело, внешнеэкономическая деятельность и др. являются классификаторы технико-экономической и социальной информации, необходимые для обеспечения интегрированной обработки данных в автоматизированных информационных системах.

Классификаторы технико-экономической и социальной информации являются нормативными документами. Классификатор содержит систематизированный свод наименований объектов, представленных как классификационные группировки, и присвоенные им коды.

Классификации и кодированию подлежат социальные и экономические объекты и их свойства, информация о которых используется в деятельности органов власти и управления и содержится в унифицированных формах документов. Классификация конкретных форм управленческих документов и их коды устанавливаются Общероссийским классификатором управленческой документации (ОКУД).

В настоящее время разработано и действует 37 общероссийских и продолжающих действовать общесоюзных классификаторов. Совокупность классификаторов технико-экономической и социальной информации, а также научно-методических и нормативно-технических документов по их разработке, ведению и внедрению, а также служб, осуществляющих работы по классификации и кодированию, составляют Единую систему классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК ТЭИ).

В зависимости от области применения классификаторы подразделяются на: общероссийские, отраслевые и классификаторы предприятий.

Все классификаторы с точки зрения содержания подразделяются на три группы:

  • 1. Классификаторы информации об управленческих документах, задачах, решаемых в автоматизированных системах управления, видах деятельности, экономических и социальных показателях:
    • · Общероссийский классификатор стандартов (ОКС);
    • · Общероссийский классификатор продукции (ОКП);
    • · Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД);
    • · Общероссийский классификатор валют (ОКВ);
    • · Общероссийский классификатор единиц измерения (ОКЕИ);
    • · Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД).- и др.
  • 2. Классификаторы информации об организационных структурах:
    • · Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления (ОКОГУ);
    • · Общероссийский классификатор предприятий и организаций (ОКПО);
    • · Общероссийский классификатор экономических районов (ОКЭР);
    • · Общесоюзный классификатор отраслей народного хозяйства (ОКОНХ);
    • · Общесоюзный классификатор пунктов погрузки и выгрузки на железнодорожном, речном, морском, воздушном и автомобильном транспорте (ОКППВ) и др.
  • 3. Классификаторы информации о населении и кадрах:
    • · Общероссийский классификатор информации по социальной защите населения (ОКИСЗН);
    • · Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО);
    • · Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР);
    • · Общероссийский классификатор информации о населении (ОКИН) и др.

Структура и содержание классификатора технико-экономической и социальной информации на примере Общероссийского классификатора управленческой документации (ОКУД) выглядят следующим образом.

ОКУД содержит информацию об унифицированных системах документации и формах документов, разрешенных к применению в народном хозяйстве. Он предназначен для решения следующих задач:

  • · регистрации форм документов;
  • · упорядочения информационных потоков в народном хозяйстве;
  • · сокращения количества применяемых форм;
  • · исключения из обращения неунифицированных форм документов;
  • · обеспечения учета и систематизации унифицированных форм
  • · документов на основе их регистрации;
  • · контроля за составом документов и исключения дублирования
  • · информации, применяемой в сфере управления;
  • · рациональной организации контроля за применением унифицированных форм документов.

Объектами классификации в ОКУД являются общероссийские (межотраслевые, межведомственные) унифицированные формы документов, утверждаемые министерствами (ведомствами) Российской Федерации - разработчиками унифицированных систем документации (УСД).

В ОКУД приведены наименования и кодовые обозначения унифицированных форм документов, входящих в утвержденные унифицированные системы документации, например:

Приведем для примера основные документы УСОРД с кодовыми обозначениями по ОКУД:

  • 0273060 - заявление об увольнении;
  • 0221052 - должностная инструкция для категорий ИРТ и служащих аппарата управления предприятия;
  • 0284070 - объяснительная записка;
  • 0227103 - правила внутреннего трудового распорядка аппарата управления предприятия;
  • 0222152 - штатное расписание аппарата управления предприятия;
  • 0211112 - приказ о создании предприятия;
  • 0271020 - анкета (кадровая);
  • 0276030 - график отпусков;
  • 0283110 - приказ о поощрении;
  • 0273110 - приказ об увольнении;
  • 0229140 - регистрационно-контрольная карточка.

Код унифицированной формы документа в ОКУД состоит из семи цифровых десятичных знаков и контрольного числа (КЧ).

В ОКУД принята иерархическая классификация с тремя ступенями.

Каждая позиция классификатора состоит из двух блоков:

  • · блока идентификации;
  • · блока наименований объекта классификации.

Идентификация унифицированной формы производится через классификацию. Код унифицированной формы документа в ОКУД строится следующим образом:

Здесь первые две цифры обозначают класс форм, следующие две цифры - подкласс форм, следующие три цифры - регистрационный номер, а последняя цифра - контрольное число.

Например, код Расчетной ведомости по страховым взносам в Пенсионный фонд - 09010046 читается таким образом:

  • 09 - Унифицированная система документации Пенсионного фонда;
  • 01 - Документация по учету и распределению средств;
  • 004 - Расчетная ведомость по страховым взносам в Пенсионный фонд;
  • 6 - Контрольное число.

В кодовом обозначении унифицированной формы документа отражены следующие признаки классификации:

  • · первый и второй знаки (класс форм) - принадлежность унифицированной формы документа к соответствующей унифицированной системе документации;
  • · третий и четвертый знаки (подкласс форм) - общность содержания множества форм документов и направленность их использования;
  • · пятый, шестой и седьмой знаки - регистрационный номер унифицированной формы документа внутри подкласса;
  • · восьмой знак - контрольное число.

Блок наименований объекта классификации представляет собой запись наименования конкретной унифицированной формы документа.

Кроме того, в Унифицированной системе отчетно-статистической документации (06 класс) помимо кодового обозначения унифицированной формы документа, контрольного числа и наименования формы, содержатся также "индекс" и "периодичность" представления в связи с необходимостью обеспечения преемственности обозначений, сложившихся в органах государственной статистики.

Коды ОКУД в соответствии с ГОСТ 6.38-90 "Унифицированные системы документации. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов" проставляются в унифицированных формах документов на верхнем поле документа справа.

Другой классификатор, имеющий прямое отношение к документам и определенное значение для работников аппарата управления, - "Общесоюзный классификатор предприятий и организаций" (ОКПО), поскольку каждый документ должен содержать определенный код по этому нормативу. Объектами классификатора являются только предприятия и организации, которые обладают правами юридического лица, как основные источники возникновения и потребления информации, а также входящие в объединения. Этот классификатор содержит коды министерств, ведомств и отраслей народного хозяйства и их наименования, что придает ему качества универсального норматива. Кроме того, ОКПО прямо сопрягается с унифицированной системой документации (УСД) по средствам кодового обозначения всех ОРД, создаваемых и передаваемых тем или иным предприятием или организацией на все уровни управления.

Классификатор ОКПО имеет следующую схему построения:

ОКПО способен сопрягать основные, необходимые для обработки управленческой документации реквизиты, оформительской зоны в соответствии с ГОСТ 6.38-90.

Каждый работник управления должен иметь необходимые сведения по структуре и использованию этих нормативов.

В повседневной работе ОКПО может использоваться в следующих ситуациях:

  • · ликвидация учреждения;
  • · потеря им прав юридического лица по тем или иным причинам;
  • · объединение учреждений;
  • · переименование учреждений;
  • · изменение территориально-административного расположения учреждения;
  • · перевод учреждения в другое министерство, ведомство;
  • · ввод в действие нового учреждения;
  • · образование нового учреждения в результате разукрупнения.

Эти два классификатора предоставляют исполнителям информацию о заполнении реквизитов и кодов, обязательность которых предусмотрена ГОСТ 6.38-90.