Налоговая тайна. Налоговая тайна: правовой режим охраны Понятие и правовой режим налоговой тайны

Налоговая тайна не подлежит разглашению, за исключением случаев, которые предусмотрены федеральным законом (п. 2 ст. 102 ПК РФ).

Законодатель предусмотрел ограниченный режим доступа к информации, составляющей налоговую тайну, путем установления исчерпывающего перечня субъектов, обладающих в силу закона правом обращения к налоговым органам за предоставлением сведений, составляющих налоговую тайну, в указанных в законе целях . Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица в соответствии с утвержденными перечнями. Так, в настоящее время порядок доступа к конфиденциальной информации налоговых органов, государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, уполномоченных лиц и других пользователей осуществляется в соответствии с приказом МНС России от 03.03.2003 № БГ-3-28/96. Перечень таких лиц определяется федеральными законами, межведомственными соглашениями и иными актами, названными в предыдущем параграфе.

Практика применения норм законодательства о налоговой тайне довольно сложна и разнообразна.

Так, предоставление налоговым органом соответствующих сведений органам следствия является законным взаимодействием контролирующих и правоохранительных органов в пределах их компетенции и не может быть признано разглашением налоговой тайны (см. постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2011 № 17 АП-1737/201 l-AK).

Однако запросы, по форме и содержанию не отвечающие установленным требованиям, исполнению нс подлежат . Например, запрос органа прокуратуры должен содержать обоснование конкретной цели получения информации от налогового органа, определенной предметом надзора и полномочиями прокурора в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации". Запросы органов прокуратуры о предоставлении сведений и материалов, отнесенных законодательством РФ к конфиденциальной информации, не содержащие соответствующего законодательству РФ обоснования вообще или фактически без обоснования, по мнению ФНС России , должны оставляться налоговыми органами без исполнения, как не соответствующие указанному Закону, НК РФ, Федеральному закону "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Порядку доступа к конфиденциальной информации налоговых органов, утвержденному приказом МНС России от 03.03.2003 № БГ-3-28/96. Такое решение должно приниматься, если запрос направлен :

  • – для проведения неидентифицированной проверки (не по установлению нарушений определенных лиц и не в связи с поступившей в орган прокуратуры информацией о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором);
  • – для планирования и организации надзорной деятельности;
  • – для анализа состояния законности или при иных производных запросах.

Федеральным законом от 21.11.2011 № 329-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции" Закон РФ "О налоговых органах Российской Федерации" дополнен ст. 7.1, которой определено, что налоговые органы в соответствии с нормативными правовыми актами РФ о противодействии коррупции представляют имеющиеся у них сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера по запросам руководителей и других должностных лиц федеральных государственных органов, перечень которых определяется Президентом РФ, и высших должностных лиц субъектов РФ (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ).

Перечень должностных лиц федеральных государственных органов, уполномоченных запрашивать указанные сведения, до настоящего времени Президентом РФ не определен. До утверждения Президентом РФ указанного перечня необходимо руководствоваться следующим.

Согласно положениям ст. 7.1 Закона "О налоговых органах Российской Федерации" сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются налоговыми органами в соответствии с нормативными правовыми актами РФ о противодействии коррупции.

К категории данных актов относятся Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", которым определено, что проверка достоверности и полноты сведений осуществляется в порядке, устанавливаемом Президентом РФ (ст. 8), и Указ Президента РФ от 21.09.2009 № 1065 "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению".

Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденным Указом от 21.09.2009 № 1065, предусмотрено, что правом направления соответствующих запросов обладают только перечисленные в Положении лица.

В соответствии с п. 20 Положения руководители государственных органов и организаций, в адрес которых поступил запрос, обязаны организовать исполнение запроса в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ и представить запрашиваемую информацию. С учетом вышеизложенного в ходе проведения проверки в соответствии с Указом от 21.09.2009 № 1065 федеральный государственный орган, осуществляющий проверку, имеет право доступа к сведениям, составляющим налоговую тайну. При этом согласие проверяемого лица на предоставление этих сведений в соответствии с п. 2 ст. 102 ПК РФ и ст. 7.1 Закона "О налоговых органах Российской Федерации" не требуется.

Сведения, поступившие в государственные органы в соответствии с законодательством РФ о противодействии коррупции, составляют налоговую тайну. В связи с этим па государственные органы распространяются положения п. 6 ст. 102 ПК РФ.

Аналогичная позиция отражена в письмах Минфина России от 25.07.2012 № 03-02-07/2-107 и ФНС России от 31.08.2012 № ЕД-4-3/14509® "О представлении налоговыми органами сведений о налогоплательщике".

В соответствии с п. 7 ст. 102 НК РФ положения настоящей статьи в части запрета на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, требований к специальному режиму храпения указанных сведений и доступа к ним, ответственности за утрату документов, содержащих указанные сведения, или за разглашение таких сведений распространяются на сведения о размере и об источниках доходов работников (их супругов и несовершеннолетних детей) организаций с государственным участием, поступившие в государственные органы в соответствии с нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ. Доступ к указанным сведениям, составляющим налоговую тайну, в государственных органах, в которые такие сведения поступили в соответствии с нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, имеют должностные лица, определяемые руководителями этих государственных органов.

Положения ст. 102 НК РФ в части определения состава сведений о налогоплательщиках, составляющих налоговую тайну, запрета на разглашение указанных сведений, требований к специальному режиму хранения и доступа к указанным сведениям, а также ответственности за утрату документов, содержащих указанные сведения, либо разглашение таких сведений распространяются на сведения о налогоплательщиках, полученные организациями, подведомственными федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному по контролю и надзору в области налогов и сборов, осуществляющими ввод и обработку данных о налогоплательщиках, а также на работников указанных организаций.

В целях совершенствования организационно-технического и информационного обеспечения деятельности ФНС России и ее территориальных органов распоряжением Правительства РФ от 21.12.2011 № 2293-р создано федеральное казенное учреждение "Налог-Сервис" ФНС России, предметом и целями деятельности которого являются организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности ФПС России и ее территориальных органов, а также осуществление дополнительного профессионального образования федеральных государственных гражданских служащих системы налоговых органов РФ. Основные виды деятельности ФКУ "Налог-сервис" следующие:

  • – централизованный ввод сведений из налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности, представленных налогоплательщиком на бумажном и электронном носителях, а так же по телекоммуникационным каналам связи;
  • – централизованный ввод сведений из иных документов, представляемых в налоговые органы на плановой основе, в том числе в соответствии со ст. 85 НК РФ;
  • – централизованный ввод документов переменной структуры (счета-фактуры, книги покупок/продаж, выписки банков), которые получены налоговыми органами в результате процедуры истребования;
  • – централизованная печать и (или) массовая рассылка налогоплательщикам налоговых документов по имущественным налогам, в том числе в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи;
  • – администрирование технического, программного и информационного обеспечения автоматизированной информационной системы ФНС России (ЛИС Налог);
  • – оказание услуг Контакт-центра, включая анализ обращений пользователей и актуализацию информационного обеспечения работы Контакт-центра;
  • – централизованное архивное хранение в бумажном и электронном виде документов, поступающих или образующихся в результате деятельности налоговых органов;
  • – формирование архивных фондов, осуществление учета, хранения научно-технической обработки архивных документов, образовавшихся в результате деятельности налоговых органов;
  • – обеспечение мероприятий но защите информации;
  • – оказание справочно-библиографических, методических (методологических) услуг.

Все эти услуги вынесены ФНС России на аутсорсинг. Работники ФКУ "Налог-Сервис" не имеют статуса государственного гражданского служащего и не являются работниками налоговых органов. При этом по роду своей деятельности зачастую работают со сведениями, составляющими налоговую тайну. В связи с этим п. 5 ст. 102 НК РФ распространяет положения ст. 102 НК РФ на сведения о налогоплательщиках, полученные организациями, подведомственными федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному по контролю и надзору в области налогов и сборов, осуществляющими ввод и обработку данных о налогоплательщиках, а также на работников указанных организаций. При этом следует учесть, что федеральными законами не предусмотрена возможность представления налоговыми органами сведений, отнесенных НК РФ к налоговой тайне :

  • – полномочным представителям Президента РФ по федеральным округам (см. письмо ФНС России от 11.06.2009 № МН-22-6/469@ "О предоставлении информации");
  • – Министерству промышленности и энергетики РФ (для целей подготовки доклада Правительству РФ об итогах реализации соглашений о разделе продукции; см. письмо Минфина России от 25.08.2009 № 03-06-03-06/1);
  • – адвокатам (см. Определение Конституционного Суда РФ от 30.09.2004 № 317-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ламбина Александра Ивановича на нарушение его конституционных прав статьей 102 Налогового кодекса Российской Федерации");
  • – журналистам (см. письмо ФНС России от 20.10.2011 № ПА-3-12/3437).

Сложности составляет критерий мотивированности запроса. Дело в том, что все запросы налогового органа, адресованные третьим лицам (и наоборот), о предоставлении сведений о налогоплательщике должны одновременно являться мотивированными и отвечать критериям налоговой тайны. И, соответственно, разрешенная мотивированность запроса должна коррелироваться с соблюдением режима налоговой тайны и сохранности сведений о налогоплательщике, в отношении которого направлен запрос. Так, например, такое требование предусмотрено при запросе налоговым органом у банков в порядке п. 2 ст. 86 НК РФ справок о наличии счетов в банке, об остатках денежных средств на счетах, данных об операциях на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей), данных об остатках электронных денежных средств и переводах электронных денежных средств.

Однако, по мнению судебных органов , содержание термина "мотивированный" в смысле п. 2 ст. 86 НК РФ должно раскрываться в системной связи с положениями п. 1 ст. 102 НК РФ ("налоговая тайна") . Любая информация о конкретном содержании проводимых контрольных мероприятий не может содержаться в мотивировке адресованного банку запроса, поскольку подпадает под режим налоговой тайны (ст. 102 НК РФ), разглашение которой законодательно запрещено, в том числе банкам . Следовательно, банк не вправе требовать от налогового органа дополнительной расшифровки мотивировки запроса.

Существуют и случаи, при которых разглашение налоговой тайны возможно и не является нарушением. К примеру, возможность разглашения налоговой тайны допускается, например, в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве" (см., например,

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 09.11.2009 № А43-12945/2009-31-360).

При представлении налоговым органом сведений указанным лицам следует руководствоваться нормами п. 8 и 9 ст. 69 Федерального закона "Об исполнительном производстве" (письмо Минфина России от 26.11.2008 № 03-02-07/2-207).

Таким образом, но запросу судебного пристава-исполнителя налоговый орган в том числе обязан предоставить информацию о расчетном счете, обозначенном налогоплательщиком в заявлении о возмещении НДС (см. постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 14.12.2010 по делу № А53-8277/2010).

  • – использование или передача другому лицу производственной тайны (упоминание этого понятия исключено из абз. 2 п. 2 ст. 102 ПК РФ);
  • – предоставление налоговым органом ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков сведений об участниках этой группы, составляющих налоговую тайну (п. 2.1 ст. 102 ПК РФ).

Налоговая тайна не подлежит разглашению, за исключением случаев, которые предусмотрены федеральным законом (п. 2 ст. 102 НК РФ).

В соответствии с НК РФ режим налоговой тайны снимается:

  • – в отношении любых сведений о налогоплательщике с его письменного заявления об отнесении сведений о нем к категории общедоступных;
  • – в отношении сведений о финансовом состоянии должника, с даты опубликования в средствах массовой информации сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (ст. 126 и 128 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)");
  • – в отношении годовой бухгалтерской отчетности акционерных обществ с даты опубликования годовой бухгалтерской отчетности в средствах массовой информации (п. 1 ст. 97 и п. 1 ст. 103 ГК РФ, п. 1 ст. 48, п. 3 ст. 88 и п. 1 ст. 92 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах", письмо Минфина России от 07.12.2007 №07-05-06/311);
  • – в отношении годовых отчетов и бухгалтерских балансов обществ с ограниченной ответственностью, публично разместивших облигации и иные эмиссионные ценные бумаги, после их опубликования (ст. 49 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"), а также иной раскрытой информации об их деятельности, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными актами (Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг");
  • – в отношении сведений доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (в объеме, установленном законодательством РФ) с даты размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления, государственных корпораций, Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, или опубликования в средствах массовой информации (ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Указ Президента РФ от 08.07.2013 № 613 "Вопросы противодействия коррупции");
  • – в отношении сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности, в объеме установленном законодательством РФ о выборах, с даты опубликования в средствах массовой информации (размещения на стендах) (ст. 102 ПК РФ, п. 3 ст. 61 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", п. 5 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации", п. 9 ст. 44 Федерального закона от 18.05.2005 № 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"),

Налоговая тайна (ст. 102 НК РФ) - это любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:

1. являющихся общедоступными, в том числе ставших таковыми с согласия их обладателя - налогоплательщика;

2. об идентификационном номере налогоплательщика;

3. о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;

4. предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств, в соответствии с международными договорами (соглашениями);

5. предоставляемых избирательным комиссиям, в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности.

Разглашение налоговой тайны - это, в частности, использование или передача другому лицу информации, составляющей коммерческую тайну (секрет производства) налогоплательщика и ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа внутренних дел, следственного органа, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей. Не является разглашением налоговой тайны предоставление налоговым органом ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков сведений об участниках этой группы, составляющих налоговую тайну.

Поступившие в налоговые органы, органы внутренних дел, следственные органы, органы государственных внебюджетных фондов или таможенные органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа. Утрата документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения, либо разглашение таких сведений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.

Доступ к сведениям , составляющим налоговую тайну, в государственном органе, в который такие сведения поступили в соответствии с законодательством РФ о противодействии коррупции, имеют должностные лица, определяемые руководителем этого государственного органа.

Рассматривая правовой режим налоговой тайны, отметим, что режим ограничения доступа к информации установлен ст. 9 ФЗ от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Следовательно, правовое регулирование налоговой тайны осуществляется не только Налоговым кодексом РФ (далее - НК РФ), где дано ее определение, но и названным Законом. Пунктом 4 ст. 9 Закона № 149-ФЗ налоговая тайна включена в понятие «иная тайна», в отношении которой применяется режим конфиденциальности информации. Названная статья также содержит бланкетную норму права, согласно которой условия отнесения информации к сведениям, составляющим такую тайну, обязательность соблюдения в отношении нее конфиденциальности, а также ответственность за ее разглашение устанавливаются федеральными законами.

Перечни должностных лиц, которые имеют доступ к сведениям, отнесенным к налоговой тайне, устанавливают соответственно Федеральная налоговая служба (ФНС), Федеральная таможенная служба (ФТС) и МВД России (п. 3 ст. 102 НК РФ).

Порядок доступа государственных органов, органов МСУ, организаций, уполномоченных лиц и других пользователей к конфиденциальной информации налоговых органов, составляющей налоговую тайну, установлен приказом Министерства по налогам и сборам. Названная информация предоставляется только на основании запроса, оформленного в письменном виде на бланках установленной формы, и направляется фельдсвязью, почтовыми отправлениями, курьерами, нарочными или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с реквизитами, позволяющими идентифицировать факт обращения пользователя в налоговый орган. Подпись должностного лица, имеющего право направлять запросы в налоговые органы, подтверждается печатью канцелярии пользователя.

ТАЙНА НАЛОГОВАЯ - налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами налоговой полиции, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений: разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; об идентификационном номере налогоплательщика; о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения; предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам). Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами налоговой полиции, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа налоговой полиции, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей. Поступившие в налоговые органы, органы налоговой полиции, органы государственных внебюджетных фондов или таможенные органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа. Утрата документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения, либо разглашение таких сведений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.

47. Понятие и основание налогово-правовой ответственности. Место налогово-правовой ответственности в системе юридической ответственности

Предупредительные меры и меры пресечения, применяемые к налогоплательщикам в финансовой сфере, как правило, пред­шествуют осуществлению мер финансовой и правовой ответ­ственности за совершение налоговых нарушений, т. е. опережа­ют реализацию финансовых санкций, наложение администра­тивных и дисциплинарных взысканий, применение уголовного наказания.

Проблема юридической ответственности в сфере налогообло­жения (ответственности за нарушения налогового законо­дательства10) является в настоящее время весьма актуальной и привлекает внимание как ученых-юристов", так и экономис-

тов12. Не остается в стороне от анализа и исследования судебной практики по применению мер финансовой ответственности и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации13. Не остав­ляет, разумеется, равнодушными данная тема и самих налого­плательщиков (физических и юридических лиц).

Проблема ответственности за налоговые правонарушения является комплексной и должна разрешаться посредством ана­лиза и совершенствования действующего административного, финансового, уголовного и гражданского законодательства.

^ Основанием правовой ответственности является правонару­шение, характеризующееся всеми свойственными такому пра­вовому явлению признаками (противоправность, виновность, наличие причинной связи между противоправным действием и непосредственно наступившими его отрицательными послед­ствиями, наказуемость действия или бездействия).

В зависимости от вида и характера правонарушения разли­чаются и виды правовой ответственности. Традиционно в теории права выделяют административную, уголовную, дис­циплинарную, гражданскую и материальную ответственность.

Весьма важным является вопрос об основании ответственнос­ти в налоговой сфере - в случае налогового правонарушения. Нарушения налогового законодательства могут служить основа­ниями для привлечения физического либо юридического лица к различным видам правовой ответственности. Следовательно, существует система законодательных и других нормативных актов, устанавливающих финансовую, административную, уго­ловную и дисциплинарную ответственность налогоплательщи­ков за совершенные ими налоговые правонарушения:

Закон Российской Федерации “Об основах налоговой сис­темы в Российской Федерации” от 27 декабря 1991 г." (с по­следующими изменениями и дополнениями);

Закон Российской Федерации “О Государственной налого­вой службе Российской Федерации” от 21 марта 1991 г.15 (с последующими изменениями и дополнениями);

Кодекс РСФСР об административных правонарушениях;

Уголовный кодекс РСФСР;

Таможенный кодекс Российской Федерации от 18 июня 1993 г. (содержит более 30 статей, в которых законодателем установлена ответственность за нарушения порядка исчисления и уплаты налогов, пошлин и сборов).

В данной сфере действуют также и другие законы, посвящен­ные отдельным налогам, указы Президента Российской Федера­

ции, иные подзаконные нормативные акты, содержащие разъ­яснения по применению санкций и процедуре реализации мер правовой ответственности за налоговые правонарушения16.

Согласно Закону Российской Федерации “Об основах налого­вой системы в Российской Федерации” основанием ответствен­ности налогоплательщика и органа Государственной налоговой службы является совершенное ими правонарушение, состоящее в неисполнении либо ненадлежащем исполнении налогопла­тельщиком обязательств перед бюджетом, либо в нарушении органом (должностными лицами) Государственной налоговой службы прав и интересов налогоплательщика (п. 7 ст. 11).

Термин "экономическая информация" достаточно широко употребляется, под ним подразумевают информацию о процессах производства, распределения, обмена и потребления благ. Важнейшими характеристиками и наименьшими смысловыми единицами экономической информации являются показатели и величины, представляющие собой количественные характеристики свойств отображаемых объектов.

В соответствии со ст. 102 НК РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:

  1. разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;
  2. об идентификационном номере налогоплательщика;
  3. о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;
  4. предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам);
  5. предоставляемых избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности .

Защита конфиденциальной экономической информации позволяет выявить три основных подхода, которые использовались в законодательстве при определении состава сведений, защищаемых в режиме той или иной тайны: первый подход предполагает прямое перечисление в законодательстве сведений, составляющих тайну. Подобным образом определяется состав информации, охраняемой в режиме государственной тайны; второй подход основывается на предоставлении права собственнику (обладателю) информации самому определить состав охраняемых сведений. Данный подход используется в режимах служебной и коммерческой тайн; третий подход вообще не предусматривает установления какого-либо перечня охраняемой информации.

Концепция обеспечения безопасности деятельности налоговых органов, утвержденная Приказами ФСНП России и МНС России соответственно от 12 и 13 октября 2000 г. N ВА-3033 и N БГ-6-24/802, к числу основных задач, решаемых в процессе обеспечения безопасности деятельности налоговых органов, относит выявление каналов утечки из налоговых органов информации, составляющей налоговую тайну. Разглашение информации, составляющей налоговую тайну, определено в качестве одной из основных угроз безопасности деятельности налоговых органов. Внешнюю угрозу в данном случае составляют противоправные устремления криминальных элементов на получение конфиденциальной информации налоговых органов, внутреннюю - нарушение режима обращения со служебными документами и материалами, создающее предпосылки к утечке служебной информации.

Ограничение режима доступа к информации, полученной налоговыми органами, которое было введено путем установления исчерпывающего перечня субъектов, обладающих в силу закона правом обращения к налоговым органам за предоставлением указанных сведений, как правило, объясняется специальным правовым статусом информации, составляющей налоговую тайну.

Распространение информации, полученной налоговыми органами, может нанести ущерб интересам как отдельных граждан , частная жизнь которых является неприкосновенной и охраняется законом, так и организациям, чьи коммерческие и иные интересы могут быть нарушены в случае произвольного распространения в конкурентной или криминальной среде значимой для бизнеса конфиденциальной информации.

За прошедшее десятилетие, начиная с 1998 г., с момента введения в действие части первой НК РФ и определения понятия "налоговая тайна" в системе налоговых органов произошли глобальные изменения, в том числе связанные и со значительным увеличением их функций. На расширение сферы деятельности налоговых органов также повлияло вступление в силу следующих Федеральных законов:

  • от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";
  • от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ";
  • от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
  • от 11 ноября 2003 г. N 138-ФЗ "О лотереях";
  • от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".

В настоящее время налоговые органы обладают следующими полномочиями:

  • осуществляют государственную регистрацию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств;
  • представляют в делах о банкротстве и процедурах банкротства интересы Российской Федерации;
  • осуществляют контроль и надзор за проведением лотерей, а также за соблюдением организаторами азартных игр требований действующего законодательства.

Функции налоговых органов, предусматривающие ведение единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГРЮЛ и ЕГРИП), лотерей, государственного реестра всероссийских лотерей, предоставление сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, а также совершение юридически значимых действий для участников гражданского оборота, коренным образом повлияли на основные принципы деятельности налоговых органов.

Кроме того, налоговые органы обладают уникальным опытом сбора и обработки различных сведений, а также их предоставления заинтересованным лицам как на бумажных носителях, так и в электронном виде. Примером тому является деятельность налоговиков:

  • по выдаче выписок из ЕГРЮЛ и ЕГРИП;
  • предоставлению удаленного доступа к указанным информационным ресурсам;
  • реализации запросной системы к сведениям о юридических лицах на сайте Федеральной налоговой службы;
  • размещению на сайте ФНС России сведений о документах, поданных на государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы организаций, а также сведений, содержащихся в государственном реестре.

На сайте Федеральной налоговой службы РФ размещены реестр лицензий на осуществление деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, реестр лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр, государственный реестр всероссийских лотерей, единый государственный реестр лотерей. Сайт содержит онлайн-сервисы, позволяющие неограниченному кругу лиц найти интересующие их юридические лица, адрес своей налоговой инспекции, а также получить информацию о собственной задолженности по имущественному, транспортному и земельному налогам.

При установлении режима налоговой тайны использовался подход, который не предусматривает образования какого-либо перечня защищаемой информации. Основное отличие налоговой тайны заключается в том, что конфидентами в данном случае обозначены не частные практики и коммерческие организации , а соответствующие государственные органы , их должностные лица, а также привлекаемые ими специалисты и эксперты. Поэтому сведения, составляющие налоговую тайну, следует относить к профессиональной тайне сотрудников налоговых, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов и лиц, содействующих налоговому администрированию. В качестве разновидности профессиональной тайны налоговую тайну рассматривают и некоторые другие специалисты.

В соответствии с ч. 2 ст. 102 НК РФ налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, следственными органами, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа внутренних дел, следственного органа, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей.

Содержание информации, защищаемой в режиме налоговой тайны, и ее источники

В часть первую НК РФ включена ст. 102, содержащая нормы, которые определяют состав информации, составляющей налоговую тайну , и режим ее хранения.

Рассматривая содержание информации, защищаемой в режиме налоговой тайны, необходимо прежде всего определить, что представляет собой информация в целом.

При этом необходимо отметить, что при охране информации в режиме налоговой тайны материальный носитель значения не имеет. Бумажные носители, на которых осуществляется составление документов бухгалтерского и налогового учета и отчетности, актов проверок, постановлений, протоколов, требований, решений налоговых органов, являются общепринятыми и наиболее распространенными. На бумажных носителях составляются документы, на которых присутствуют так называемые факсимильные идентификаторы юридического или физического лица, а именно подписи и печати. Магнитные и электронные носители стали использоваться для целей документирования налоговозначимой информации сравнительно недавно.

В соответствии со ст. 102 НК РФ сведениями, информацией, охраняемой в режиме налоговой тайны, могут быть любые сведения, прежде всего по форме - это может быть любая письменная (электронная) информация о налогоплательщике, ставшая известной должностному лицу налогового органа при исполнении им законных полномочий. Например, в необходимых случаях при осмотре документов могут производиться фото- и киносъемка, видеозапись, а также снятие копии с документов и другие действия. Содержание таких сведений также может быть любым, т.е. включать в себя не только сведения, непосредственно связанные с вопросами налогообложения, но и иную информацию, правовая охрана которой предусмотрена различными нормативно-правовыми актами (например, личная, семейная, коммерческая тайны).

В комментарии к ст. 102 НК РФ С.Д. Шаталов отмечает: "Чтобы гарантировать налогоплательщику конфиденциальность представляемой им в налоговые и таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов (далее - контролирующие органы), а также собираемой о нем контролирующими органами информации, в частности, для того, чтобы она не могла попасть к конкурентам или криминальным элементам, рассматриваемая статья предусматривает, что большинство сведений о нем квалифицируются как составляющие налоговую тайну и, следовательно, защищаются контролирующими органами от распространения и несанкционированного доступа. Рассматриваемая статья "закрывает" все сведения о налогоплательщике, за исключением прямо поименованных".

Отличительным признаком информации, охраняемой в режиме налоговой тайны, служит то, что сведениями, ее составляющими, являются только сведения о лице (налогоплательщике - физическом либо юридическом лице), т.е. это может быть любая информация, относящаяся к конкретному лицу.

Причем данные сведения должны быть получены налоговыми органами исключительно при соблюдении своих служебных обязанностей. Сведения о налогоплательщике, полученные должностным лицом не в связи с осуществлением им своих полномочий, налоговой тайной не являются. В этом случае отсутствует само основание отнесения сведений к налоговой тайне, так как любое третье лицо тем же способом может получить такую информацию о налогоплательщике без каких-либо препятствий.

Основным источником налоговозначимой информации является сам налогоплательщик (плательщик сборов), которого законодательство о налогах сборах обязывает к ее предоставлению.

Согласно подп. 4, 5, 7 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны:

  • представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете ";
  • представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
  • предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в предусмотренных случаях и в порядке, установленном НК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели - обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту учета:

  • об открытии или закрытии счетов - в 10-дневный срок;
  • обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях - в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;
  • обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, - в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;
  • об объявлении несостоятельности (банкротстве), о ликвидации или реорганизации - в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения;
  • об изменении своего места нахождения или места жительства - в срок не позднее 10 дней с момента такого изменения.

В соответствии со ст. 82 НК РФ в качестве гарантии сохранности такой информации в налоговом законодательстве выступает норма, согласно которой при осуществлении налогового контроля сбор, хранение, использование и распространение налоговыми органами информации о налогоплательщике, составляющей профессиональную тайну, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну, признается недопустимым.

В соответствии со ст. ст. 24, 85, 86, 90, 93 НК РФ устанавливается обязанность для определенных физических лиц и организаций предоставлять сведения о налогоплательщике, известные им. Данная обязанность может быть установлена для налоговых агентов, банковских организаций, свидетелей и просто физических лиц. Непредставление налоговым органам информации влечет ответственность в соответствии со ст. 129 НК РФ. Информация, полученная от данных лиц, охраняется в режиме налоговой тайны, но только в той части, в которой она касается непосредственно налогоплательщика.

Информацию, необходимую для постановки налогоплательщиков на учет, налоговые органы получают от органов регистрации. Согласно ст. 85 НК РФ к ним относятся органы, которые осуществляют регистрацию организаций и индивидуальных предпринимателей; органы, лицензирующие частнопрактикующих нотариусов, детективов и охранников; органы, регистрирующие физических лиц по месту жительства; органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния физических лиц; органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию недвижимого имущества; органы опеки и попечительства, воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и иные аналогичные учреждения; органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и частнопрактикующие нотариусы; органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с использованием этих ресурсов.

Эти органы обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения:

  • о зарегистрированных (перерегистрированных) или ликвидированных (реорганизованных) организациях - в течение 10 дней после регистрации (перерегистрации) или ликвидации (реорганизации) организации;
  • о физических лицах, которые зарегистрировались или прекратили свою деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, - в течение 10 дней после выдачи свидетельства о регистрации, его изъятия либо истечения срока действия;
  • о физических лицах, которым выданы лицензии, свидетельства или иные подобные документы - частным нотариусам, частным детективам и частным охранникам либо у которых отозваны или прекратили действие указанные документы, - в течение 10 дней;
  • о фактах регистрации либо о фактах рождения и смерти физических лиц - в течение 10 дней после регистрации указанных лиц или фактов;
  • о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе или о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах, и их владельцах - в течение 10 дней после регистрации имущества;
  • о предоставлении прав на пользование природными ресурсами - в течение 10 дней после регистрации (выдачи соответствующей лицензии, разрешения) природопользователя;
  • об установлении опеки над физическими лицами, признанными судом недееспособными, об опеке, попечительстве и управлении имуществом малолетних, иных несовершеннолетних физических лиц, физических лиц, ограниченных судом в дееспособности , дееспособных физических лиц, над которыми установлено попечительство в форме патронажа, физических лиц, признанных судом безвестно отсутствующими, а также о последующих изменениях, связанных с указанной опекой, попечительством или управлением имуществом, - не позднее пяти дней со дня принятия соответствующего решения;
  • о нотариальном удостоверении права на наследство и договоров дарения - не позднее пяти дней со дня соответствующего нотариального удостоверения.

Правовой режим доступа к информации, защищаемой в режиме налоговой тайны

Основываясь на этимологическом толковании слова "режим", предлагается понимать его как установленный порядок жизни и деятельности для достижения каких-либо целей.

В юридической литературе правовой режим определяется и как социальный режим некоторого объекта, закрепленный правовыми нормами и обеспеченный совокупностью юридических средств, и как порядок регулирования, который выражен в комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний, создающих особую направленность регулирования.

В целях сохранения конфиденциальности получаемой налоговыми органами информации о налогоплательщиках правоохранительным органам при направлении запросов о предоставлении сведений, составляющих налоговую тайну , необходимо указывать конкретные обстоятельства, в связи с которыми возникла необходимость в получении указанных сведений, и мотивировать, что необходимость в предоставлении данной информации связана с исполнением обязанностей, возложенных на запрашивающее должностное лицо. Порядок предоставления конфиденциальной информации несколько различается в зависимости от того, какие органы за ней обращаются.

Законодательством не предусмотрена возможность предоставления имеющихся в налоговых органах библиотек, архивов, фондов, баз и банков данных, содержащих конфиденциальную информацию, сторонним организациям. Действующее законодательство предусматривает лишь возможность получения конфиденциальной налоговой информации. Прежде всего такая информация может быть предоставлена таможенным органам , органам государственных внебюджетных фондов и органам федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям , сотрудники которых сами имеют доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну.

Одной из важнейших составляющих режима правовой защиты информации является установление юридической ответственности за нарушение порядка формирования ресурсов налоговозначимой информации и режима налоговой тайны. В данном случае (за подобные правонарушения) будут применяться следующие виды юридической ответственности: налоговая (финансовая), административная, уголовная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность .

Разглашением налоговой тайны признается виновное противоправное, в нарушение режима защиты соответствующей конфиденциальной информации, действие (бездействие) должностного лица налогового (таможенного) органа, в результате которого она стала доступна третьим лицам.

Доступ к налоговой тайне имеют суды общей юрисдикции РФ и арбитражные суды РФ. При производстве по делам, возникающим в связи с оспариванием ненормативных актов, решений и действий (бездействия) налоговых органов и должностных лиц налоговых органов, при производстве по делам об административных правонарушениях , отнесенных к подведомственности соответствующих судов (ст. 29 АПК РФ; ст. 22 ГПК РФ), может возникать потребность в привлечении сведений о налогоплательщике в качестве доказательств . В этих случаях материалы, содержащие данные сведения, предоставляются налоговым органом по мотивированному письменному запросу судьи непосредственно в суд (ст. 66 АПК РФ; ст. 57 ГПК РФ).

Информация, необходимая для принудительного исполнения взыскания, предоставляется судебным приставам-исполнителям (государственным служащим , которые в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве " исполняют судебные акты и акты других органов). В случае отсутствия информации о должнике, необходимой для принудительного исполнения, судебный пристав-исполнитель направляет мотивированный письменный запрос в налоговый орган об ИНН, о номерах счетов, о наименовании и месте нахождения банков и кредитных организаций , в которых находятся эти счета. Такая информация составляет объект налоговой тайны. Однако по запросу судебного пристава-исполнителя она должна быть предоставлена налоговым органом в трехдневный срок.

Контрольная работа

по дисциплине «Налоговое право»

на тему «Правовой режим сведений, составляющих налоговую тайну»

Введение

Понятие налоговой тайны в законодательстве Российской Федерации

Общая характеристика правового режима сведений, относящихся к налоговой тайне по законодательству РФ

Заключение


Введение

Актуальность темы работы определена тем, что введение ограниченного режима доступа к информации, полученной налоговыми органами путем установления исчерпывающего перечня субъектов, обладающих в силу закона правом обращения к налоговым органам за предоставлением указанных сведений, как правило, объясняется специальным правовым статусом информации, составляющей налоговую тайну.

Согласно распространенному мнению упомянутый специальный правовой статус предопределен интересами налогоплательщика. Ведь в процессе осуществления налоговыми органами функций, установленных Налоговым кодексом и иными федеральными законами, в их распоряжении оказывается значительный объем информации об имущественном состоянии каждого налогоплательщика. А распространение данной информации может нанести ущерб интересам как отдельных граждан, частная жизнь которых является неприкосновенной и охраняется законом, так и юридических лиц, чьи коммерческие и иные интересы могут быть нарушены.

Цель данного исследования рассмотреть правовой режим сведений, составляющих налоговую тайну.

Данная цель достигается путем решения следующих задач:

.Раскрыть понятие налоговой тайны в законодательстве Российской Федерации.

.Дать общую характеристику правового режима сведений, относящихся к налоговой тайне по законодательству РФ.

При написании работы были использованы такие способы научного познания как анализ, синтез, метод толкования правовых норм т.д.

В структурном плане работа состоит из введения, двух параграфов, заключения и библиографического списка.

1. Понятие налоговой тайны в законодательстве Российской Федерации

При рассмотрении данного вопроса стоит отметить, что информация, а также содержащиеся в ней сведения носят неоднородный характер, в этой связи существует объективная необходимость создавать особый правовой режим использования, хранения и передачи информации, и, соответственно, охраны информации. Федеральный закон от 27 июля 2006г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определяет, что информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения (п.1 ст.5).

При этом, согласно ст. 102 Налогового Кодекса РФ «налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений: являющихся общедоступными, в том числе ставших таковыми с согласия их обладателя - налогоплательщика; об идентификационном номере налогоплательщика; о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения; предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам); предоставляемых избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности.

При этом, отметим, что говоря о налоговой тайне как институте сферы правового регулирования налоговых отношений, необходимо отметить, что в научной литературе ей уделено достаточное внимание. В частности, М.Ю. Костенко пишет, что налоговая тайна - это «охраняемая федеральным законом не общедоступная информация о налогоплательщике и ином лице, ставшая известной налоговому и иному органу государственной власти и местного самоуправления, их должностным лицам, а также любому другому лицу, в силу исполнения прав и обязанностей, установленных налоговым законодательством».

По определению М.А.Колодезной, недавно проведшей исследование этой темы, налоговая тайна есть «охраняемая федеральным законом конфиденциальная (необщедоступная или ограниченного доступа) информация о налогоплательщике или ином лице, ставшая известной налоговому органу, органу внутренних дел, следственному органу, органу государственного внебюджетного фонда и таможенному органу, их должностным лицам, а также любому другому лицу, в силу исполнения прав и обязанностей, установленных налоговым законодательством».

По мнению А.В. Торшина, в режиме налоговой тайны, исходя из ее источников, защищается информация о налогоплательщиках и плательщиках сборов, предоставляемая ими самими, налоговыми агентами, органами регистрации и банками налоговым органам, таможенным органам, органам государственных внебюджетных фондов и органам налоговой полиции в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Кроме того, к ней относится информация, получаемая этими органами в процессе осуществления налогового контроля, оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности и составляющая их профессиональную тайну, а также - передаваемая им в рамках информационного обмена, в том числе международного, контролирующими и правоохранительными органами иностранных государств.

Однако в любом случае все теоретические характеристики сводятся к легальной дефиниции «налоговая тайна».

По поводу информации, составляющей налоговую тайну, могут складываться различные правоотношения, связанные со сбором, получением, хранением, распространением, защитой такой информации, а также ответственностью за неправомерное ее разглашение и использование. Институт налоговой тайны является комплексным, включающим в себя нормы не только налогового, но и информационного, административного, уголовного и других отраслей права.

Основным признаком сведений, составляющих налоговую тайну, отличающим ее от других видов тайн, является то, что сведения о налогоплательщике должны быть получены налоговым органом при исполнении своих полномочий. Сведения о налогоплательщике, полученные должностным лицом не в связи с осуществлением им своих полномочий, налоговой тайной не являются. В этом случае отсутствует само основание отнесения сведений к налоговой тайне, так как любое третье лицо тем же способом может получить такую информацию о налогоплательщике без каких-либо препятствий.

Правовое значение налоговой тайны состоит в том, что она обеспечивает защиту прав и законных интересов налогоплательщиков в отношении информации, отнесенной законодательством к налоговой тайне.

Данный правовой институт тесно пересекается с институтом банковской тайны, что влечет за собой как определенные плюсы для налогоплательщика - так как финансовые учреждения не спешат расставаться с принадлежащей им информацией, так и определенные минусы - законные основания у налоговых органов для истребования определенной доли информации у банков все-таки есть.

В заключении также хотелось бы повторить некоторые практические выводы: налогоплательщики имеют возможность затребовать информацию о добросовестности/недобросовестности контрагента у ИФНС; информация, составляющая налоговую тайну, может быть раскрыта достаточно широкому кругу лиц, в том числе приставам-исполнителям и взыскателю, у которого есть исполнительный лист; требования налоговых органов о предоставлении информации, составляющей банковскую тайну, должны содержать все формальные реквизиты в соответствии с законодательством.

Таким образом, из сказанного, можно сделать следующий вывод: в ст.102 НК РФ предусмотрен закрытый перечень сведений, исключаемых из объекта налоговой тайны. Вместе с тем, единого критерия разграничения сведений, составляющих налоговую тайну, и сведений, таковой не являющихся, законодателем не предусмотрено.

2. Общая характеристика правового режима сведений, относящихся к налоговой тайне по законодательству РФ

Итак, рассматривая правовой режим налоговой тайны, отметим, что режим ограничения доступа к информации установлен ст. 9 ФЗ от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Следовательно, правовое регулирование налоговой тайны осуществляется не только Налоговым кодексом РФ (далее - НК РФ), где дано ее определение, но и названным Законом. Пунктом 4 ст. 9 Закона № 149-ФЗ налоговая тайна включена в понятие «иная тайна», в отношении которой применяется режим конфиденциальности информации. Названная статья также содержит бланкетную норму права, согласно которой условия отнесения информации к сведениям, составляющим такую тайну, обязательность соблюдения в отношении нее конфиденциальности, а также ответственность за ее разглашение устанавливаются федеральными законами.

Перечни должностных лиц, которые имеют доступ к сведениям, отнесенным к налоговой тайне, устанавливают соответственно Федеральная налоговая служба (ФНС), Федеральная таможенная служба (ФТС) и МВД России (п. 3 ст. 102 НК РФ).

Порядок доступа государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, уполномоченных лиц и других пользователей к конфиденциальной информации налоговых органов, составляющей налоговую тайну, установлен приказом Министерства по налогам и сборам РФ (далее - МНС России). Названная информация предоставляется только на основании запроса, оформленного в письменном виде на бланках установленной формы, и направляется фельдсвязью, почтовыми отправлениями, курьерами, нарочными или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с реквизитами, позволяющими идентифицировать факт обращения пользователя в налоговый орган. Подпись должностного лица, имеющего право направлять запросы в налоговые органы, подтверждается печатью канцелярии пользователя.

В случае отсутствия в запросе ссылки на положение федерального закона, устанавливающего право пользователя на получение конфиденциальной информации, печати или неуказания в нем цели, связанной с исполнением пользователем определенных федеральным законом обязанностей, для достижения которой ему необходимо использовать запрашиваемую конфиденциальную информацию, такой запрос по форме и содержанию не отвечает требованиям упомянутого Порядка и исполнению не подлежит. Интересно, что, по мнению налоговых органов, подтверждение гербовой печатью подписи должностного лица, имеющего право направлять запросы в налоговые органы от имени правоохранительного органа, не требуется.

Согласно пп. 8 п. 1 ст. 32 НК РФ соблюдение налоговой тайны и обеспечение ее сохранности являются обязанностью налоговых органов, а налогоплательщики и плательщики сборов соответственно имеют право на соблюдение и сохранение налоговой тайны (пп. 13 п. 1 ст. 21 НК РФ). Пунктом 9 ст. 84 НК РФ установлено, что сведения о налогоплательщике с момента его постановки на учет являются налоговой тайной. Поэтому требования о соблюдении налоговой тайны могут быть заявлены налогоплательщиком в любой момент, а не только по окончании налоговой проверки, в устной или письменной форме.

Как следует из легитимного определения налоговой тайны, к ее разглашению относятся использование или передача другому лицу не только производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа внутренних дел, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей, но и иных сведений, например данных регистров налогового учета (ст. 313 НК РФ).

В то же время данные, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), т.е. адрес, сведения о размере уставного капитала, о полученных лицензиях и т.п., не относятся к сведениям, составляющим налоговую тайну, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с абз. 2 ст. 6 ФЗ № 129-ФЗ (сведения о документе, удостоверяющем личность, банковских счетах).

Также объектом, на который распространяется режим налоговой тайны, будет являться информация о наличии либо отсутствии денежных средств на банковском счете налогоплательщика.

Конечно, стоит отметить, что федеральное законодательство предусматривает ограниченный режим доступа к такой информации путем установления исчерпывающего перечня субъектов, обладающих в силу закона правом обращения к налоговым органам за предоставлением сведений, составляющих налоговую тайну. Кроме того, Конституционный суд РФ указал, что в п.3 ст.6 Федерального закона от 31 мая 2002г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» закреплены права адвоката, среди которых - возможность собирать необходимые для оказания юридической помощи сведения, в том числе запрашивать документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, а также иных организаций, обязанных выдавать адвокату запрошенные им документы или их заверенные копии. Однако адвокат не включен законодателем в число лиц, имеющих доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну.

Вызывает интерес в связи с этим постановление ФАС Московского округа от 31 января 2008г. по делу № А40-29632/07-149-226. Судьи встали на сторону судебного пристава-исполнителя, который запросил в налоговой инспекции бухгалтерскую отчетность организации за последние три года. Это было необходимо для выяснения платежеспособности данной организации, финансового состояния и определения рыночной стоимости ее обязательств. Организация была дебитором должника, в отношении которого велось дело.

Однако налоговики отказались выдать соответствующие сведения. Они сослались на то, что такая информация может быть затребована только в отношении налогоплательщика-должника и не должна выдаваться на руки лицам, не имеющим доступа к налоговой тайне (по их мнению, именно такие лица были указаны в запросе). В итоге на руководителя налоговой инспекции был наложен штраф.

Понятно, что согласно ст. 69 Федерального закона от 2 октября 2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (с последними изменениями от 7 декабря 2011г.) право получить необходимые сведения у судебного пристава-исполнителя есть. Запрос судебного пристава-исполнителя должен соответствовать форме, содержащейся в Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, утвержденной Приказом Федеральной службы судебных приставов России от 10 декабря 2010г. № 682.

Налоговики должны предоставить запрошенные сведения в течение семи дней со дня получения запроса, и это правильно. Однако отказ при этом адвокатам вправе получать те же сведения неоправданно ужесточает режим охраны налоговой тайны, приводя к нарушению прав граждан, в случае, если у этих граждан есть претензии к неплатежеспособной организации, в порядке судебно-процессуальной защиты нарушенных прав. В конце концов, эти сведения можно охранять в режиме адвокатской тайны.

Установлен Порядок доступа к конфиденциальной информации налоговых органов, утвержденный приказом МНС России от 3 марта 2003г. № БГ-3-28/96. К обоснованию, которое следует в обязательном порядке привести в запросе о предоставлении конфиденциальной информации, этот документ относит, в частности: находящееся в производстве суда, правоохранительного органа дело с указанием его номера; проведение правоохранительным органом оперативно-розыскных мероприятий или проверки по поступившей в этот орган информации с указанием даты и номера документа, на основании которого проводятся оперативно-розыскное мероприятие или проверка информации. Существует утвержденный Приказом МВД РФ от 26 декабря 2003г. № 1033 специальный перечень должностных лиц системы МВД России, пользующихся правом доступа к налоговой тайне.

Можно условно выделить некоторую информацию, которая подлежит охране в качестве налоговой тайны:

сведения о финансово-хозяйственной деятельности организации: содержание договоров организации; себестоимость выпускаемой продукции, структура цены; бюджет организации; данные о доходах организации и объемах продаж; информация о составе и размерах имущества организации, денежных средствах, запасах на складе сырья, материалов; данные о товарно-денежных оборотах; сведения о банковских операциях (и о состоянии счетов), о кредитах, долговых обязательствах; содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности (что относится к коммерческой тайне в силу п.4 ст.10 Федерального закона от 21 ноября 1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»); плановые и фактические показатели финансово-хозяйственной деятельности, особенно рентабельность; результаты маркетинговых исследований;

сведения о структуре организации: организационная структура организации и функции подразделений; информация о персонале, адреса, домашние и мобильные телефоны руководства и сотрудников организации, в том числе размер оплаты труда;

сведения об отношениях организации с клиентами и партнерами: состав поставщиков, партнеров, потребителей; списки представителей и посредников организации; сведения о подготовке и ведении переговоров.

В настоящее время государственные органы могут получить интересующую их информацию только в определенных законом случаях и только на бумажных носителях. Иначе обстоит дело с получением бизнес-структурами сведений о конкретной компании, имеющихся у налоговых органов. Как уже отмечалось, указанные сведения крайне востребованы бизнес-структурами по объективным причинам, но существует запрет на законное получение упомянутых сведений.

Одной из важнейших составляющих режима правовой защиты информации является ответственность за нарушение налоговой тайны. Ч.4 ст.102 НК РФ определяет два вида нарушений режима налоговой тайны: - разглашение налоговой тайны и утрата документов, в которых есть сведения, являющиеся налоговой тайной организации. За эти нарушения виновные привлекаются к ответственности. Однако привлечение к такой ответственности возможно только в случае, когда лицо, допустившее нарушение режима налоговой тайны, было обязано в соответствии с законодательством его соблюдать.

Понятия разглашение дано в ст.102 НК РФ не совсем четко. Так, разглашение определяется как использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа государственного внебюджетного фонда, органа внутренних дел или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей. Большинство авторов отмечают ущербность такого определения. Дело в том, что круг сведений составляющих налоговую тайну гораздо шире, и включает помимо сведений, составляющих коммерческую и производственную тайны, также и другие сведения о налогоплательщике. Кроме того, разглашение может выражаться не только в использовании и передаче сведений, но также в придании их огласке, например путем публикации в средствах массовой информации. Поэтому под разглашением предлагается понимать виновное противоправное нарушение режима налоговой тайны, выразившееся в действии (бездействии) должностного лица налогового органа, органа внутренних дел или таможенного органа, в результате которого она стала доступна третьим лицам.

За нарушение правового режима налоговой тайны установлена административная и уголовная ответственность: ст. 13.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях «Разглашение информации с ограниченным доступом» - наложение штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 руб., на должностных лиц - от 4000 до 5000 руб.; ст. 183 Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ) «Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну» - лишение свободы на срок до 10 лет; ст. 137 УК РФ «Нарушение неприкосновенности частной жизни» - лишение свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет.

Кроме того, налоговые и иные вышеназванные органы, обязанные соблюдать налоговую тайну, несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей в соответствии со ст. 16 Гражданского кодекса РФ. Должностные лица названных органов могут быть привлечены к материальной и дисциплинарной ответственности (ст.ст. 192-195 и 238 Трудового кодекса РФ соответственно).

Исключения из режима налоговой тайны должны быть в обязательном порядке предусмотрены федеральным законом. Например, представление источниками формирования кредитной истории информации, определенной ст. 4 ФЗ № 218-ФЗ, в бюро кредитных историй не является нарушением служебной, банковской, налоговой или коммерческой тайны.

Таким образом, нами рассмотрены особенности правового режима налоговой тайны в Российской Федерации.

правовой налоговый тайна уголовный

Заключение

Итак, можно сделать следующий вывод по данной работе. Одним из важнейших признаков объекта налоговой тайны является то, что сведения, ее составляющие, являются только сведения о лице (налогоплательщике), т.е. это может быть любая информация, относящаяся к конкретному лицу. В литературе приводится классификация конфиденциальных сведений по субъекту ими обладающему на «свои» тайны и «чужие» тайны. «Свои» тайны представляют собой сведения, относящиеся к конкретному лицу, под «чужими» же тайнами понимают сведения, доверенные лицам в связи с осуществлением ими профессиональной деятельности (такими лицами могут быть, например, врачи, адвокаты, аудиторы).

Гарантией сохранности такой информации в налоговом законодательстве выступает норма, предусмотренная ст. 82 НК РФ, в соответствии с которой при осуществлении налогового контроля сбор, хранение, использование и распространение налоговыми органами информации о налогоплательщике составляющей профессиональную тайну, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну, признается недопустимым.

Список использованной литературы

1.Налогового кодекса Российской Федерации: федер. закон: [от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (в ред. от 28.07.2012 г.)] // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3824

.Об информации, информационных технологиях и о защите информации: федер. закон: [от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ (в ред. от 28.07.2012 г.)] // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 31 (часть I). - Ст. 3448

.Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации: федер. закон: [от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «» (в ред. от 21.11.2011 г.)] // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 23. - Ст. 2102

.Об утверждении Порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов: Приказ МНС РФ: [от 3 марта 2003 г. № БГ-3-28/96] // Российская газета. - 2003. - 3 апр. - № 63 (специальный выпуск),

.Дуканов, С.С. Современное видение понятия "налоговая тайна" / С.С. Дуканов // Российский налоговый курьер. - 2010. - № 9. - С. 13-15.

.Зрелов, А. Новые споры вокруг налоговой тайны / А. Зрелов // Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров. - 2012. - № 4. - С. 18-22.

.Кирилина, В.Е. Правовой режим налоговой тайны / В.Е. Кирилина // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2010. - № 4. - С. 12.

.Колодезная, М.А. Финансово-правовое регулирование отношений в сфере налоговой тайны: Автореф. дис. … канд. юрид. наук / М.А. Колодезная. - Саратов, 2012. - 28 с.

.Комлева, А.А. Налоговая тайна / А.А. Комлева // Бюджетный учет. - 2009. - № 2. - С. 13-15.

.Костенко, М.Ю. Налоговая тайна: Научно-практическое пособие / М.Ю. Костенко. - М.: Изд-во БЕК, 2009. - 123 с.

.Смирнова, Е.Е. О налоговой тайне / Е.Е. Смирнова // Налоговый вестник. - 2008. - № 1. - С.11-15.

.Торшин, А.В. Правовой режим информации, составляющей налоговую тайну: Автореф. дис. … канд. юрид. наук / А.В. Торшин. - М., 2009. - 24 с.