Центральные банки и их деятельность. Центральные банки и основы их деятельности

Первые центральные банки (ЦБ) возникли 300 лет назад (шведский Риксбанк в 1668г.), но повсеместное распространение и современное значение они приобрели только в последние десятилетия XX века.

Главным звеном банковской системы любого государства является центральный банк страны. В различных государствах такие банки называются по-разному: народные, государственные, эмиссионные, резервные, Федеральная резервная система (США), Банк Англии, Банк Японии, Банк Италии и др.

Центральные банки возникли как коммерческие банки, наделенные правом эмиссии банкнот. Создание центрального эмиссионного банка было обусловлено процессами концентрации и централизации капитала, переходом к единым национальным Денежным системам. Впоследствии, кроме эмиссии банкнот, за центральными банками закрепилась роль казначея государства, посредника между государством и коммерческими банками, проводника денежно-кредитной политики государства. Будучи коммерческими, центральные банки были национализированы, и в настоящее время капитал центральных банков полностью или частично принадлежит государству.

Во всех развитых странах действует несколько законов, в которых сформулированы и закреплены задачи и функции центрального банка, а также определены инструменты и методы их осуществления.

В некоторых государствах главная задача центрального банка излагается в конституции. Как правило, основным правовым актом, регулирующим деятельность национального банка, служит закон о центральном банке страны, он устанавливает организационно-правовой статус последнего, процедуру назначения или выборов его руководящего состава, статус во взаимоотношениях с государством и национальной банковской системой. Данным законом закрепляются полномочия центрального банка как эмиссионного центра страны.

Наряду с законом о центральном банке взаимодействия между центральным банком и банковской системой регулируются законом о банковской деятельности. Такой закон определяет основные права и обязанности кредитных институтов по отношению к центральному банку.

Центральные банки развитых стран классифицируются по степени их независимости в решении вопросов денежной политики с помощью различных объективных и субъективных факторов.

К субъективным факторам относятся сложившиеся взаимоотношения между центральным банком страны и правительством с учетом неформальных контактов руководителей. Среди множества объективных факторов оценки независимости центральных банков можно выделить пять важнейших:

  • - участие государства в капитале центрального банка и в распределении прибыли;
  • - процедура назначения (выбора) руководства банка;
  • - степень отражения в законодательстве целей и задач центрального банка;
  • - права государства на вмешательство в денежно-кредитную политику;
  • - правила, регулирующие возможность прямого и косвенного финансирования государственных расходов центральным банком страны.

Что касается первого фактора оценки, то состав собственников капитала центрального банка при проведении денежно-кредитной политики существенно не влияет на его независимость.

В соответствии со вторым фактором порядок выбора (назначения) и, главным образом, отзыва руководства центрального банка страны влияет на степень политической независимости последнего от органов государственного управления. Назначение на пост управляющего центральным банком производится монархом, президентом, парламентом. Может провести свою кандидатуру и правительство, но в этом случае оно должно опираться на парламентское большинство. Это обычная практика, и во многих странах именно правительство официально предлагает парламенту кандидатуру главы центрального банка.

Третий фактор определяет, с одной стороны, рамки свободы деятельности центрального банка; с другой - его законодательно установленные полномочия. В большинстве развитых стран (Австрии, Германии, Дании, Нидерландах, России, Франции, Швейцарии, Японии) основные цели и сфера деятельности центрального банка отражены в конституции или подробно изложены в законах о центральном банке и банковской деятельности. В ряде стран (например, в США, Швеции и Италии) формулировка задач центрального банка в законодательстве дана только в общих чертах. Тем не менее, это несущественно для определения степени независимости Центрального банка.

Фактор подробности определения законодательством целей и задач центрального банка играет второстепенную роль, и его влияние необходимо рассматривать только в совокупности с анализом традиций и условий функционирования центрального банка.

От четвертого фактора (наличия установленного законодательством права государственных органов отклонять решения руководства центрального банка, а со стороны центрального банка - обязательства координировать проводимые мероприятия с общей стратегией государственного регулирования) прежде всего, зависит политическая независимость центрального банка.

Наиболее зависимыми от государственных органов являются центральные банки Франции и Италии, где законодательно закреплено право правительства на вмешательство в деятельность центральных банков. В законодательствах Великобритании, Японии, Швеции, Нидерландов чётко установлено право государственных органов отменять решения центрального банка, а также инструктировать его.

Наиболее зависимы центральные банки Германии и Швеции. В законодательстве этих стран отсутствуют нормы, разрешающие правительству вмешиваться в денежно-кредитную политику, проводимую центральным банком.

В Финляндии центральный банк традиционно замкнут на законодательную власть, играет влиятельную роль и выступает поставщиком высших государственных деятелей. В Италии роль центрального банка повышается за счёт стабильности его руководства на фоне постоянной смены правительств.

Несколько на более высокой ступени независимости находятся центральные банки Австрии и Дании. Законодательство этих стран не содержит формального права государства на вмешательство в денежно-кредитную политику центрального банка, однако обязывает его координировать свою стратегию с политикой правительства. Центральные банки ФРГ и Швейцарии являются наиболее независимыми. В законодательстве этих стран отсутствует право государства на вмешательство в денежную политику центрального банка.

Пятый фактор независимости центрального банка выражается в наличии законодательного ограничения кредитования правительства и влияет как на экономическую, так и на политическую независимость центрального банка.

Данный фактор имеет значение только при наличии системы непосредственного финансирования правительства центральным банком. Такая система распространена в большинстве развитых стран мира. Исключение составляют США и Великобритания, где государственные займы распределяются на открытом рынке. Наиболее независимы центральные банки Австрии, Германии и Нидерландов.

Независимость центрального банка имеет свои пределы. «Это связано с тем, что между центральным банком и правительством не должно быть принципиальных противоречий, поскольку тогда экономическая политика была бы неэффективной.

13.1. Возникновение и сущность центральных банков

13.2. Задачи и функции центральных банков

13.3. Цели, методы и инструменты денежно-кредитной политики

13.4. Организационная структура центральных банков

13.5. Операции центрального банка

13.6. Роль банковского надзора в обеспечении стабильности банковской системы

13.1. Возникновение и сущность центральных банков

В ранний период развития капиталистических отношений отсутствовало четкое разграничение между центральными (эмиссионными) и коммерческими банками. Последние широко практиковали выпуск банкнот как один из источников мобилизации капитала. По мере развития кредитной системы происходил процесс централизации банкнотной эмиссии в немногих крупных коммерческих банках, в результате чего монопольное право выпуска банкнот закрепилось за одним банком. Такой банк получил название эмиссионного или национального, а в дальнейшем – центрального банка (ЦБ), что соответствовало его положению в кредитной системе.

В настоящее время практически во всех странах во главе кредитных систем стоит центральный банк, хотя имеют место и исключения из данной практики. Так, в некоторых странах нет центральных банков, а эмиссионные функции выполняют специально созданные институты, например, Управление денежного обращения (Карренси борд) в Сингапуре, Валютное агентство в Саудовской Аравии. Существует практика функционирования центрального банка, выступающего эмиссионным центром нескольких государств. Например, Банк государств Центральной Африки выполняет функции центрального банка одновременно в пяти африканских странах, в каждой из которых у него свое отделение.

В современном государстве центральный банк является ключевым элементом его финансово-кредитной системы. Он выступает проводником официально денежно-кредитной политики. Сущность банков заключается в посредничестве между государством и остальной экономикой, в регулировании кредитных потоков.

Центральный банк подотчетен парламенту или специальной парламентской комиссии. Назначение управляющего центрального банка может производиться монархом, президентом, парламентом, но правительство, опирающееся на парламентское большинство, вправе представить свою кандидатуру.

Независимость центрального банка определяет его роль в экономических и политических процессах в стране. Экономическая независимость предполагает возможность центрального банка использовать имеющиеся в его распоряжении институты без существенных ограничений. Его политическая независимость определяется уровнем самостоятельности в отношениях с органами государственного управления при выборе и проведении денежно-кредитной политики.

13.2. Задачи и функции центральных банков

Основная задача центрального банка – сохранение стабильной покупательной способности национальной денежной единицы и обеспечение бесперебойности денежных платежей и расчетов в стране. Например, центральный банк Германии обязан в соответствии с законом обеспечивать стабильность национальной валюты; Банк Франции – сохранять стабильность цен.

Деятельность Банка России ориентируется, согласно закону, на пять основных задач, согласно которым он призван быть:

эмиссионным центром страны , т. е. пользоваться монопольным правом выпуска банкнот;

органом регулирования экономики денежно-кредитными методами, т. е. проводить денежно-кредитную и валютную политику;

«банком банков» т.е. совершать операции не с торгово-промышленной клиентурой, а преимущественно с банками данной страны: хранить их кассовые резервы, размер которых устанавливается законом; предоставлять им кредиты (кредитор последней инстанции); осуществлять контроль и надзор;

банком правительства , т. е. поддерживать государственные экономические программы и размещать государственные ценные бумаги, предоставлять кредиты и выполнять расчетные операции для правительства, хранить (официальные) золотовалютные резервы;

главным расчетным центром страны, выступая посредником между другими банками страны при выполнении безналичных расчетов.

Для решения этих задач центральный банк выполняет определенные функции. В экономической науке до сих пор нет однозначного подхода к определению функций центральных банков.

Согласно Федеральному закону о «Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ Банк России выполняет следующие функции:

– во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

– монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

– утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;

– является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

– устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

– устанавливает правила проведения банковских операций;

– осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации;

– осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

– принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациями лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

– осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

– регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

– осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

– организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

– определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими лицами;

– устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;

– принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

– устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;

– проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

– осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом;

– является депозитарием средств Международного валютного фонда в валюте Российской Федерации, осуществляет операции и сделки, предусмотренные статьями Соглашения Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом;

– осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Клиентами центрального банка являются юридические и физические лица. Особенность деятельности центрального банка состоит в том, что она не связана непосредственно с предприятиями реального сектора экономики. Главные клиенты для центрального банка – это кредитные организации; обслуживать клиентов, не являющихся кредитными организациями, можно только в тех регионах, где нет кредитных учреждений.

Банковские операции центральный банк может выполнять и для представительных и для исполнительных органов центральной власти, местного самоуправления, их учреждений и организаций, государственных внебюджетных фондов, воинских частей. В соответствие с законодательством среди клиентов – физических лиц в Российской Федерации могут быть военнослужащие, служащие Банка России и иные лица.

В международной и внешнеэкономической деятельности клиентами центрального банка выступают центральные банки других стран, международные банки, международные валютно-финансовые организации. .

Клиентом центрального банка может быть и правительство страны, для которого по его поручению проводится прогнозирование денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений. Например, Банк России во взаимодействии с правительством РФ разрабатывает и проводит единую денежно-кредитную политику в стране

13.3. Цели, методы и инструменты денежно-кредитной политики

Денежно-кредитная политика представляет собой совокупность мер, направленных на изменение количества денег в обращении, объема банковских кредитов, процентных ставок, на валютный курс, платежный баланс и, следовательно, на состояние экономики страны.

Объективной стороной денежно-кредитной политики выступают спрос и предложение на денежном рынке; субъективной – центральный банк как проводник денежно-кредитной политики государства и коммерческие банки. Для регулирования массы денег в обращении центральный банк использует денежные агрегаты, уменьшая или увеличивая их объем, меняя их структуру в общей массе денег в денежном обороте. В процессе осуществления кредитной политики центральный банк проводит регулирование денежного оборота посредством кредитной экспансии и кредитной рестрикции.

Благодаря кредитной экспансии центральный банк увеличивает ресурсы коммерческих банков, которые в результате выдаваемых кредитов повышают общую массу денег в обороте. С помощью кредитной рестрикции центральный банк ограничивает возможности коммерческих банков по выдаче кредитов и уменьшает количество денежных ресурсов в экономике.

Денежно-кредитная политика центрального банка реализуется с помощью определенных методов, которые выражают собой совокупность способов, инструментов воздействия субъектов денежно-кредитной политики на объекты денежно-кредитной политики для достижения поставленных целей. В рамках денежно-кредитной политики применяются прямые и косвенные методы.

Прямые методы носят характер административных мер в форме различных директив центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цен на финансовом рынке. Их реализация дает наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля центрального банка над ценой или максимальным объемом депозитов и кредитов, особенно в условиях экономического кризиса

В настоящее время Банк России применяет в основном косвенные методы, предполагающие использование рыночных механизмов регулирования.

В зависимости от объекта воздействия методы денежно-кредитной политики классифицируются на: влияющие непосредственно на денежное предложение, и регулирующие спрос на денежном рынке.

Под предложением денег понимается денежная масса, находящаяся в обращении и складывающаяся из соответствующих денежных агрегатов. Методы регулирования денежного предложения зависят от целей, которые ставятся в рамках денежно-кредитной политики конкретной страны. Так, если целью денежно-кредитной политики является поддержание на неизменном уровне количества денег в обращении, то проводится жесткая рестрикционная политика преимущественно методами количественных ограничений.

Целью денежно-кредитной политики государства может быть и поддержание фиксированной ставки процента, с тем чтобы стимулировать или, наоборот, сдерживать инвестицию. Такая политика называется гибкой и в случае ее выбора регулирование денежного предложения будет допускать колебания денежной массы в зависимости от изменения ставки процента.

Спрос на деньги как объект денежно-кредитной политики формируется из спроса на деньги как средство обращения и спроса на деньги как средство сохранения стоимости

Спрос на деньги как средство обращения определяется уровнем номинального ВВП (прямо пропорционально), т. е. чем больше ВВП, тем больше совершается сделок и требуется денег для их реализации.

Спрос на деньги как на средство сохранения стоимости зависит от величины номинальной ставки процента (обратно пропорционально). Таким образом, общий спрос на деньги зависит от номинальной ставки процента и объема номинального валового внутреннего продукта.

Методы денежно-кредитной политики могут быть общими, т. е. воздействующими в целом на состояние кредитных отношений в стране, и селективными , т. е. направленными на регулирование отдельных видов кредита, кредитования отдельных отраслей или предприятий, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков и т. д.

Общие методы являются преимущественно косвенными оказывающими влияние на денежный рынок в целом. К общим методам денежно-кредитной политики относятся:

регулирование норм обязательных резервов;

учетная политика, или политика регулирования процентных ставок ЦБ;

операции на открытом рынке, или купля-продажа государственных ценных бумаг.

. Обязательные резервы – установленная часть ресурсов коммерческих банков, которые они в обязательном порядке должны держать на резервном счете в центральном банке. Этот метод предполагает прямое воздействие на величину банковских ресурсов, поскольку увеличение нормы обязательных резервов ограничивает возможности кредитования и депозитной эмиссии.

Обязательные резервы в историческом аспекте рассматривались центральными банками в качестве экономического инструмента, призванного обеспечить коммерческим банкам достаточную ликвидность в случае массового изъятия депозитов, предотвратить неплатежеспособность коммерческого банка и тем самым защитить интересы его клиентов, вкладчиков и корреспондентов. В современных условиях изменение нормы обязательных резервов коммерческих банков, или резервных требований, является наиболее простым инструментом, применяемым в целях быстрого регулирования денежно-кредитной сферы, уровня ликвидности банковского сектора.

Механизм действия этого инструмента в следующем: если центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению свободных ресурсов банков, которые они могут использовать для проведения ссудных операций. Это вызывает мультипликационное уменьшение денежного предложения, поскольку при изменении норматива обязательных резервных меняется величина депозитного мультипликатора. В свою очередь при уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликационное расширение предложения денег.

Фонд обязательных резервов, создаваемый ЦБ РФ, обеспечивает не столько ликвидность конкретного банка, сколько совокупную банковскую ликвидность. Размер обязательных резервов устанавливается в процентном отношении к сумме средств, привлеченных коммерческими банками, а норма резервирования определяется советом директоров Банка России.

Учетная политика проводится ЦБ посредством установления и пересмотра официальной базовой ставки двух основных видов: ставки по редисконтированию(переучету ценных бумаг) и ставки по рефинансированию(кредитованию банковских учреждений) .

Ставка по редисконтированию или учетная ставка эта плата взимаемая ЦБ при покупке у коммерческих банков ценных бумаг до наступления сроков оплаты.

Ставка рефинансирования ЦБ является инструментом, с помощью которого Банк России воздействует на процентные ставки по депозитам и кредитам, предоставляемым кредитными организациями юридическим и физическим лицам. Поэтому в своей процентной политике коммерческие банки ориентируются на ставку рефинансирования.

Повышая учетную ставку, центральный банк побуждает коммерческие банки к уменьшению заимствований у него, что приводит к сокращению кредитных операций в стране. Наоборот, снижение ставок делает кредиты доступными и способствует расширению кредитных операций коммерческих банков.

Банк может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций в зависимости от срока, надежности и классности ценных бумаг, а также исходя из сроков кредитования, вида обеспечения кредитов, и т,д., а также проводить процентную политику без фиксации процентной ставки.

Изменение ставки рефинансирования влияет на финансовое положение населения: при понижении ставки рефинансирования ЦБ с одной стороны выиграют заемщики, а с другой стороны проигрывают вкладчики российских банков. Ставка рефинансирования всегда доходит почти до уровня инфляции.

По состоянию на 1.11.2012 г. учетная ставка (ставка рефинансирования) Банка России составила 8,25 %.

Операции на открытом рынке – это операции центрального банка по купле-продаже ценных бумаг в банковской системе. Покупая или продавая государственные долговые обязательства, центральный банк воздействует на ликвидность коммерческих банков и других кредитных институтов, уменьшая ее в случае продажи ценных бумаг или, наоборот, увеличивая ликвидные ресурсы банков в случае покупки ценных бумаг у последних.

При покупке Центральным банком ценных бумаг у коммерческих банков соответствующие суммы поступают на их резервно-корреспондентские счета, т.е. увеличивается величина минимальных резервов и, следовательно, появляется возможность расширения активных, в том числе ссудных, операций с клиентурой. В случае продажи Центральным банком ценных бумаг коммерческим банкам, наоборот, сумма зарезервированных ими средств уменьшается, а в банковской системе в целом происходит сокращение кредитных ресурсов либо повышение их стоимости, что отражается на величине общей денежной массы. Таким образом, регулируя спрос и предложение на ценные бумаги, Центральный банк влияет не только на величину резервов коммерческих банков, их кредитоспособность, но и на совокупный объем денежной массы в регионе.

Операции на открытом рынке совершаются виде прямых покупок или продаж и в виде купли-продажи на срок с обязательством обратного выкупа на заранее оговоренных условиях (операция РЕПО).

Сущность операции РЕПО заключается в том, что Банк России может предоставлять денежные средства первичному дилеру на рынке ценных бумаг для закрытия короткой открытой позиции (т. е. когда обязательства больше, чем требования) взамен государственных ценных бумаг. Дилер принимает на себя обязательство обратного выкупа тех же ценных бумаг через определенный период времени, но по другой цене. Срок сделки РЕПО фиксирован и составляет два дня. Рынок РЕПО является достаточно эффективным краткосрочным инструментом денежно-кредитной политики Банка России и одним из косвенных инструментов поддержания ликвидности рынка государственных ценных бумаг.

В Российской Федерацииоперации на открытом рынке предполагают куплю-продажу ЦБ РФ ценных бумаг (государственных облигаций и других обязательств). К государственным ценным бумагам относятся ценные бумаги двух уровней: ценные бумаги федерального уровня и ценные бумаги субъектов Федерации.

С 30-х годов ХХ в.в. денежно кредитной политике ЦБ стали применять валютное регулирование, как реакция на «бегство капиталов» в условиях кризиса. Под валютным регулированием понимается управление валютными потоками и внешними платежами, формирование валютного курса национальной денежной единицы.

– состояния платежного баланса;

– состояния экспорта и импорта;

– доли внешней торговли в ВВП;

– дефицита бюджета и источников его покрытия;

– экономической и политической ситуации и др.

Реальный валютный курс определяется свободным предложением по купле и продаже валюты на валютных биржах. Инструментом валютного регулирования является валютная интервенция , суть которой состоит в том, что центральный банк вмешивается в операции на валютном ранке в целях воздействия на курс национальной валюты путем купли или продажи иностранной валюты.

Помимо валютной интервенции центральный банк использует административные меры, регулирующие валютный курс в направлении укрепления денежного обращения и повышения эффективности межгосударственных экономических отношений. Например, введение «валютного коридора» способствует регулируемости валютного курса.

Российская денежно-кредитная политика сориентирована на использование косвенных методов воздействия: уровень процентных ставок ЦБ РФ должен влиять на уровень процентных ставок коммерческих банков; нормативы обязательных резервов и рефинансирование – на объемы и структуру операций банков; установление ориентиров роста денежной массы и операции на открытом рынке – на объемы денежного обращения; интервенции на валютном рынке – на курс рубля по отношению к иностранным валютам. Количественные ограничения в виде лимитов на рефинансирование банков или регламентирование проведения отдельных видов операций могут в соответствии с российским законодательством применяться Банком России только в исключительных случаях.

Банк России самостоятельно определяет параметры и время действия инструментов денежно-кредитной политики (процентные ставки, виды и объемы резервных требований, лимиты и порядок совершения операций и др.).

Таким образом, денежно-кредитная политика играет большую роль в государственном регулировании экономики. Применение различных методов может быть эффективным при условии, если они взаимосвязаны с налоговой и бюджетной политикой и другими формами государственного регулирования экономики.

13.4. Организационная структура центральных банков

В практике функционирования центральных банков можно выделить три модели их построения: традиционная, американская и европейская. Наибольшее распространение получила традиционная модель, примером которой являются банки стран Латинской Америки, Южной и Юго-Восточной Азии, многих стран Африки, стран Восточной и Центральной Европы (включая Россию).

Структуру Банка России составляет центральный аппарат, 59 главных управлений, 19 национальных банков, 5 отделений Московского ГТУ, 1165 рассчетно-кассовых центров, Центральное хранилище и сеть межрегиональных хранилищ.

Функциональная структура Банка России представлена коллегиальным органом – Национальным банковским советом (НБС), возглавляемым председателем Банка России. В него входят 12 человек, которые за исключением председателя, не являются его служащими. Решения НБС принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов при кворуме в 7 человек. В его компетенцию входит рассмотрение наиболее важных вопросов, связанных с совершенствованием банковской системы, утверждением проекта основных направлений денежно-кредитной политики, годового отчета Банка России.

Органом управления Банка России является Совет директоров, возглавляемый председателем Банка России. В Совет директоров входят Председатель Банка России и 12 членов. Члены Совета директоров работают на постоянной основе в Банке России. Они назначаются Государственной Думой на должность сроком на четыре года по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации.

Председательствует на заседаниях Совета директоров Председатель Банка России, в случае его отсутствия – лицо, его замещающее, из числа членов Совета директоров. Протокол заседания Совета директоров подписывается председательствовавшим и одним из членов Совета директоров.

Для участия в заседаниях Совета директоров могут приглашаться руководители территориальных учреждений Банка России.

Совет директоров заседает не реже одного раза в месяц. Его заседания назначаются Председателем Банка России или лицом его замещающим, или по требованию не менее трех членов Совета директоров.

Совет директоров утверждает структуру Банка России, положения о структурных подразделениях и учреждениях Банка России, уставы организаций Банка России, порядок назначения руководителей структурных подразделений и организаций Банка России; устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации; выполняет и иные функции в соответствии с законом о центральном банке.

По принципам организации и управления американская модель существенно отличается от других моделей. Наиболее известным и характерным ее примером служит Федеральная резервная система США. Созданная в 1913 году она дважды реформировалась – в 30 и 80-е годы

Организационная структура ФРС состоит из рабочих органов трех уровней – Совета управляющих ФРС, двенадцати Федеральных резервных банков и банков – членов ФРС. Кроме того, составной частью ФРС являются два комитета: Федеральный комитет открытого рынка (ФКОР) и Федеральный консультационный совет (ФКС) (см. рис. 13.1).

Таким образом, Федеральная резервная система – это не центральный банк, а группа банков, двенадцать из которых наделены особыми правами регулирования в отношении других членов группы. В количественном отношении членами ФРС являются менее 40 % банков США и доля их сокращается. На долю банков – членов ФРС приходится более 85 % активов банковской системы США, что превращает систему Федерального резерва в центральный банк.

Рис. 13.1. Организационная структура ФРС

13.5. Операции центрального банка

Операции ЦБ представляют собой конкретное проявление его функций на практике и проводятся для выполнения стоящих перед ним задач. Их подразделяют на активные и пассивные.

Источником ресурсов центральных банков служат вклады казначейства и коммерческих банков, которые могут помещать на беспроцентные счета в центральных банках часть своих кассовых резервов, в том числе и обязательные.

Учет казначейских векселей служит в большинстве стран главным инструментом краткосрочного кредитования центральным банком государства.

Краткосрочные ссуды коммерческим банкам предоставляются под обеспечение простыми и переводными векселями, ценными бумагами и другими активами.

Вложения в государственные ценные бумаги могут осуществляться центральными банками с различными целями. Во-первых, покупка центральными банками государственных облигаций в большинстве развитых стран служит главной и единственной формой кредитования правительства для покрытия бюджетного дефицита. Во-вторых, главной целью покупки центральными банками государственных облигаций является регулирование ликвидности банковской системы и управления государственным долгом в ходе проведения денежно-кредитной политики.

Центральный банк Российской Федерации также не вправе предоставлять кредиты для финансирования дефицита бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов; согласно законодательству Банк России не может также покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении.

Ежегодно банк России составляет годовую финансовую отчетность, которая отражает операции, выполняемые им в рамках установленных полномочий.

13.6. Роль банковского надзора в обеспечении стабильности банковской системы

Банковский надзор – это система мер, с помощью которых государство обеспечивает стабильное и безопасное функционирование кредитных организаций, предотвращающих дестабилизирующие тенденции в развитии всей банковской системы.

Банк России определяет банковский надзор как «совокупность действий, осуществляемых органом банковского надзора в рамках установленной компетенции.

Основными видами надзора являются дистанционный документарный (посредством анализа отчетности – текущий надзор) и инспекционный (посредством проверок на месте – последующий надзор). По результатам надзора применяются предупредительные (превентивные) и принудительные меры воздействия.

Инспекционные проверки подразделяются на комплексные (не реже одного раза в два года), тематические (с учетом целевого назначения и степени проблемности), плановые (организуемые по плану, утвержденному руководством Банка России), внеплановые (по указанию Председателя Банка России либо других уполномоченных лиц). В ряде случаев проверки могут проводиться по координации с налоговыми, правоохранительными и другими органами. По результатам проверок составляет акт с указанием нарушений. О необходимости их устранения кредитным организациям направляются обязательные для исполнения предписания, в случае невыполнения в установленный срок или создания этими нарушениями угрозы интересов кредиторов (вкладчиков), применяются соответствующие меры воздействия. К ним относятся:

– взыскание штрафов;

– требование осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитных организаций, в том числе изменение структуры ее активов, замены руководителей и др.;

– введение запрета на проведение отдельных банковских операций на срок до одного года;

– назначение временной администрации по управлению кредитной организацией на срок до шести месяцев и др., вплоть до отзыва лицензии.

После отзыва лицензии на проведение банковских операций кредитная организация должна быть ликвидирована в соответствии с требованиями закона «О банках и банковской деятельности», в случае признания ее банкротом – в соответствии с требованиями ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

Ключевое значение для развития в России банковского регулирования и надзора имеет внедрение Базельских соглашений, нацеленных на эффективное управление банковскими рисками и предусматривающих унификацию требований и стандартов банковской деятельности во всех странах. Данная унификация осуществляется международными финансово-кредитными организациями: МБФ, Всемирным банком, Банком международных расчетов. Под эгидой последнего был создан Комитет по банковскому регулированию и надзору (Комитет Кука), членом которого Банк России стал в 1996 году.


Укрепление банковской системы обеспечивается надлежащим банковским надзором, который осуществляет мониторинг (наблюдение, оценка и прогноз состояния) за деятельностью банков и применение мер реагирования по результатам его анализа осуществлять другие мероприятия по поддержанию стабильности денежно-кредитной системы.

Центральный банк в любом государстве занимает особое место в кредитно-финансовой системе. В отличие от коммерческих банков и других кредитных организаций центральный банк представляет собой государственный орган, отвечающий за объем денежной массы и кредитов, предоставляемых экономике в целом. Возникновение центральных банков относится к середине XIX -- началу XX в., поскольку именно в этот период правительства большинства стран законодательно закрепляют за определенными банками контроль над эмиссией денег в обращение. Институт центрального банка формировался постепенно и прошел довольно длительный период эволюции.

Трудно сказать, где и когда впервые появился центральный банк. Одни экономисты считают началом дату создания банка, который впоследствии стал выполнять функции центрального. В соответствии с таким критерием первым центральным банком стал Риксбанк -- Банк Швеции, основанный в 1668 г. Банк Англии был образован в 1694 г., Банк Франции -- в 1800 г.

Значение центрального банка состоит в том, что он несет ответственность за проведение денежной политики и стабильность банковской системы в целом. С этой точки зрения временные рамки возникновения и формирования центральных банков смещаются на более поздние сроки. Например, Банк Франции становится ответственным за проведение денежно-кредитной политики только в 1945 г., после его национализации. Значительно раньше функции центрального банка стал выполнять Банк Англии, оставаясь акционерным банком. Национализация в 1946 г. предоставила ему широкие полномочия по контролю над деятельностью других банков. Как правило, европейские центральные банки достаточно длительный период времени вплоть до 1940-х гг. одновременно выполняли функции обычных банков, открывая счета для частных клиентов, кредитуя эмиссию ценных бумаг, предоставляя другие банковские услуги торгово-промышленным компаниям и частным лицам. В ходе эволюции их коммерческая активность постепенно сокращалась. В отличие от европейских своеобразный центральный банк США в виде Федеральной резервной системы был создан в 1913 г. специально для выполнения общих экономических функций.

Сложилась традиция особенности национального центрального банка рассматривать в сопоставлении с Банком Англии, который служит своего рода эталоном. Формирование института центрального банка в Англии оказало достаточно заметное влияние на создание центральных банков в других странах. Более того, считается, что основы монетарной теории были заложены экономистами, обсуждавшими проблемы английской банковской и денежной политики. Поэтому, не умаляя опыт стран континентальной Европы и США, который во многом оказывается более интересным, воспользуемся той же логикой, тем более что взгляд на английскую модель может оказаться полезным для понимания роли, которую центральные банки играют в современных финансовых системах.

Если в 1900 г. центральные банки существовали в 18 странах (всего в мире насчитывалось 30 независимых государств), то в 2000 г. -- более чем в 170 странах. Несмотря на исторические и экономические особенности, роль центральных банков различных стран по существу соответствует классической английской модели, хотя принята несколько иная терминология. Центральный банк выполняет функции государственного органа проведения денежно-кредитной политики, банка банков и банка правительства. Однако дело не только в терминологии. В ходе эволюции функции центрального банка не оставались неизменными. В прошлом суть денежного контроля сводилась к обеспечению экономики деньгами. Центральный банк должен был придать эластичность деньгам и банковским резервам, т. е. изменять предложение денег в ответ на изменения спроса на деньги со стороны реального сектора экономики. В настоящее время центральный банк рассматривается как институт, отвечающий за разработку и проведение денежно-кредитной политики, изменяющий предложение денег для достижения экономических целей, например таких, как экономический рост, стабильность цен и сдерживание инфляции.

Функция банка банков шире, чем кредитор последней инстанции в критической ситуации. Через корреспондентские счета, открытые в центральном банке, банки проводят платежи и расчеты. Расчетная сеть центрального банка не является единственным способом проведения безналичных расчетов. Тем не менее благодаря регулированию процесса проведения платежей и надзору за банками центральный банк обеспечивает нормальную работу и гарантирует стабильность финансовой системы.

Роль центрального банка как банка правительства также претерпела определенные изменения. Исторически со времени своего зарождения центральные банки привлекали ресурсы для кредитования правительственных расходов. Государство получало эмиссионный доход благодаря исключительному, монопольному праву центрального банка создавать деньги, а также прибыль от коммерческой деятельности банка. В настоящее время центральные банки почти не занимаются кредитованием правительств. Во многих странах, в том числе и в России, существуют законодательные ограничения права центрального банка предоставлять кредиты правительству для финансирования бюджетного дефицита, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, а также проводить банковские операции с лицами, не являющимися банковскими организациями. Эмиссионная деятельность центрального банка более определяется целями денежно-кредитной политики, нежели соображениями сеньоража. Центральные банки выполняют в основном задачи так называемого фискального агента государства, т. е. ведут счета казначейства и управляют государственным долгом.

Один из ключевых вопросов политики заключается в том, до какой степени ответственность за выполнение всех трех функций должна лежать на одном институте. В 1995 г. был проведен исчерпывающий анализ аргументов «за» и «против» разделения функций денежной политики и банковского надзора и не было найдено убедительных доводов в пользу той или иной модели, согласующихся с тем, что примерно половина из 27 исследуемых стран разделила эти функции между различными государственными институтами, возложив на центральный банк лишь ответственность за стабильность цен, а другая половина объединила.

Центральный банк – главный государственный банк первого уровня, главный эмиссионный, денежно-кредитный институт любой страны независимо от того, называется ли он государственным, народным или национальным.
Центральные банки занимают особое место, выполняя роль главного координирующего и регулирующего органа всей кредитной системы страны, выступают государственными органами экономического управления.
Исходя из этого центральные банки выполняют следующие основные функции:

· монопольно осуществляют эмиссию банкнот;

· являются банком банков; осуществляют надзор за деятельностью банков;

· банкиром правительства;

· проводят денежно-кредитное регулирование;

· осуществление расчетов.

Эмиссионная функция центрального банка является старейшей и одной из наиболее важных функций. За центральными банками как представителем государства законодательно закреплена эмиссионная монополия только в отношении банкнот, то есть общенациональных кредитных денег, которые являются общепризнанным окончательным средством погашения долговых обязательств. Монополия на эмиссию национальной денежной единицы дает возможность центральному банку держать под контролем ликвидность кредитных институтов.
Главной клиентурой центрального банка являются коммерческие банки, выступающие как бы посредниками между экономикой и центральным банком. Центральный банк хранит свободную денежную наличность коммерческих банков, то есть их кассовые резервы. Исторически эти резервы помещались коммерческими банками в центральный банк в качестве гарантийного фонда для погашения депозитов.
Центральный банк осуществляет надзор, поддерживая необходимый уровень стандартизации и профессионализма в национальной кредитной системе.
Как банк правительства центральный банк должен поддерживать государственные экономические программы и размещать государственные ценные бумаги, предоставлять кредиты и выполнять расчетные операции для правительства.
От имени правительства центральный банк регулирует резервы иностранной валюты и золота, является традиционным хранителем государственных золотовалютных резервов. Он осуществляет регулирование международных расчетов, платежных балансов, участвует в операциях мирового рынка ссудных капиталов и золота. Центральный банк, как правило, представляет свою страну в международных и региональных валютно-кредитных организациях.
Все функции центрального банка тесно взаимосвязаны. Кредитуя государство и банки, центральный банк одновременно создает кредитные орудия обращения, осуществляя выпуск и погашение правительственных обязательств, воздействует на уровень ссудного процента.
Названные функции центрального банка можно свести к следующим основным функциям: регулирующей, контролирующей и информационно-исследовательской.
К регулирующей функции относится: регулирование денежной массы в обращении. Это достигается путем сокращения или расширения наличной и безналичной эмиссии и проведения дисконтной политики, политики минимальных резервов, открытого рынка, валютной политики.
Контролирующая функция тесно связана с регулирующей. Центральный банк получает обширную информацию о состоянии того или иного банка при проведении, например, политики минимальных резервов или редисконтирования. Контролирующая функция включает определенные требования к качественному составу банковской системы, то есть процедуру допуска кредитных институтов на национальный банковский рынок. Сюда относятся также разработка набора необходимых для кредитных институтов экономических коэффициентов, норм и контроль за ними.
Всем центральным банкам присуща информационно-исследовательская функция, то есть функция научно-исследовательского, информационно-статистического центра. Во многих странах эта функция отмечена в законодательном порядке.
Свои функции центральный банк осуществляет через банковские операции – пассивные и активные.
Пассивными называются операции , с помощью которых образуются банковские ресурсы, активными – операции по размещению банковских ресурсов.
Пассивные операции:



· эмиссия;

· хранение кассовых резервов кредитных учреждений;

· хранение официальных золотовалютных резервов страны;

· обязательные резервы коммерческих банков;

· ведение счетов государственных органов и бюджета;



· счета в расчетах;

· счета иностранных банков;

· капитал и резервы банка.

Активные операции:

o покупка драгоценных металлов и иностранной валюты;

o средства на счетах, в депозитах иностранных банков;

o кассовая наличность;

o выдача кредитов коммерческим банкам;

o кредиты правительству;

o покупка государственных ценных бумаг;

o финансирование государства;

o фонды банка.

В банковской системе России ЦБ РФ (ЦБР) определён как главный банк страны и кредитор последней инстанции. Он находится в государственной собственности и на него возложены функции общего регулирования деятельности каждого коммерческого банка в рамках единой денежно – кредитной системы страны. Центральный банк призван приводить их деятельность в соответствие с общей экономической стратегией и выступает ключевым агентом государственной денежно-кредитной политики, при этом со стороны ЦБР используются в первую очередь экономические методы управления и только в отдельных случаях административные.
Принципы организации и деятельности Центрального банка РФ (Банка России), его статус, задачи, функции, полномочия определяются Конституцией Российской Федерации, Законом о Центральном Банке и другими федеральными законами.
Организационная структура Банка России

Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления.
В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, необходимые для осуществления деятельности банка.
Органы управления Банком России
Высшим органом Банка России является Совет директоров – коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и осуществляющий руководство и управление Банком России.
Совет директоров выполняет следующие функции:
1) во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и обеспечивает выполнение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;
2) утверждает годовой отчет Банка России и представляет его Государственной Думе;
3) рассматривает и утверждает смету расходов Банка России на очередной год, а также произведенные расходы, не предусмотренные в смете;

Понятие “банка банков” означает, что все кассовые резервы концентрируются в ЦБ и их поступление в хозяйственный оборот происходит посредством пополнения кассы коммерческих банков через учреждения ЦБ. Все банки осуществляют безналичные расчеты через посредство ЦБ, а в случае необходимости - получают кредиты ЦБ. В итоге и наличный, и безналичные обороты денежных средств концентрируются в ЦБ и его учреждениях.

Основные цели Центрального Банка РФ:

1. Защита и обеспечение устойчивости национальной валюты;

2. Развитие и укрепление банковской системы;

3. Обеспечение эффективности и бесперебойного функционирования системы расчетов.

Функции Центрального Банка РФ:

1. Проведение единой государственной и кредитной политики;

2. Монопольно осуществляет эмиссию наличных денег;

3. Является кредитором последней инстанции, или Банком банков;

4. Устанавливает правила проведения расчетов, банковских операций, ведения бухг.учета в банках;

5. Регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитных организаций;

6. Осуществляет надзор за деятельностью банковской системы, выдает и отзывает лицензии на осуществление банковской деятельности;

7. Осуществляет валютное регулирование и валютный контроль и пр.

Характерными для ЦБ являются следующие функции:

1. эмиссия и контроль денежного обращения;

2. расчетный и резервный центр банков;

3. управление государственным долгом и исполнение государственного бюджета;

4. выполнение роли “кредитора последней инстанции”;

5. установление экономики обоснованных лимитов и нормативов деятельности банков, в том числе ставки ЦБ по кредитам;

6. определение приоритетных целей денежно-кредитной и валютной политики;

7. проведение научных исследований;

8. определение правовых основ и принципов функционирования кредитно-финансовых институтов, рынков кратко- и долгосрочных операций, а также видов платежных документов;

9. формирование эффективного механизма денежно-кредитного регулирования экономики;

В соответствии с вышеуказанными функциями строятся и активно-пассивные операции ЦБ. Важнейшимисточником его ресурсов (пассивные операции) является:

1. эмиссия денежных знаков, составляющая одну из основных статей пассива его баланса;

2. остатки средств на резервных корреспондентских счетах банков, счетах правительственных структур и организаций;

3. капитал и резервы банка.

Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:

1. процентные ставки по операциям Банка России;

2. нормативы обязательных резервов коммерческих банков;

3. операции на открытом рынке;

4. рефинансирование банков;

5. валютное регулирование;

6. установление ориентиров роста денежной массы;

7. прямые количественные ограничения деятельности коммерческих банков.

14. Коммерческие банки и их деятельность. Функции коммерческого банка. Классификация банковских операций.

Современные коммерческие банки - банки, непосредственно обслуживающие предприятия и организации, а также население - своих клиентов. Коммерческие банки выступают основным звеном бан-ковской системы. Независимо от формы собственности коммерческие банки являются самостоятельными субъектами экономики. Их отношения с клиентами носят коммерческий характер. Основная цель функционирования коммерческих банков - получение максимальной прибыли.

Согласно банковскому законодательству банк - это кредитная организация, которая имеет право привлекать денежные средства физических и юридических лиц, размещать их от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности и осуществлять расчетные операции по поручению клиентов1. Таким образом, коммерческие банки осуществляют (должны осуществлять) комплексное обслуживание клиентов, что отличает их от специальных кредитных организаций небанковского типа, выполняющих ограниченный круг финансовых операций и услуг. В отличие от банка кредитные организации производят лишь отдельные банковские операции. Коммерческий банк, как и любой другой банк, выполняет функции:

Аккумуляции (привлечения) средств в депозиты;

Их размещения {"инвестиционная функция:

Расчетно-кассового обслуживания клиентов. Коммерческие банки выступают прежде всего как специфические

кредитные институты, которые, с одной стороны, привлекают временно свободные средства хозяйства; с другой - удовлетворяют за счёт этих привлеченных средств разнообразные финансовые потребности предприятий, организаций и населения.

Экономическую основу операций банка по аккумуляции и размещению кредитных ресурсов составляет движение денежных средств как объективного процесса, оказывающего влияние на формирование и использование ссужаемых стоимостей. Организуя этот процесс, коммерческий банк выступает коммерческим предприятием, обеспечивающим выгодное помещение аккумулированных кредитных ресурсов.

В последние годы, как в нашей стране, так и в мировой банковской практике, эксперты отмечают наличие двух, на первый взгляд взаимоисключающих, тенденций: универсализацию и специализацию, банковской деятельности, подчеркивая, что со специализацией банков усиливаются тенденции к универсализации их деятельности. Традиционно занимавшиеся в большей степени тем или иным кругом операций, коммерческие банки вторгаются в смежные сферы деятельности. Следовательно, вид коммерческого банка (универсальный, отраслевой, специального назначения, региональный и т. п.) определяется наряду с содержанием его операций также степенью развития экономики страны, кредитных отношений, денежного и финансового рынков.

Коммерческие банки большинства западных стран выполняют

сейчас различные операции для удовлетворения финансовых потреб

ностей всех типов клиентов от мелкого вкладчика до крупной ком

пании. Крупные учреждения банков осуществляют для своих клиен

тов по некоторым оценкам до 300 видов операций и услуг. К ним

относятся: ведение депозитных счетов, безналичные переводы

средств, прием сбережений, выдача разнообразных ссуд, купля-про

дажа ценных бумаг, операции по доверенности, хранение ценностей

в сейфах и др. Благодаря этому коммерческие банки постоянно и

неразрывно связаны практически всеми звеньями воспроизводствен

ного процесса.

Операции коммерческого банка представляют собой конкретное проявление банковских функций на практике. По российскому законодательству к основным банковским операциям относят следующие:

Привлечение денежных средств юридических и физических лиц во вклады до востребования и на определенный срок;

Предоставление кредитов от своего имени за счет собственных и привлеченных средств;

Открытие и ведение счетов физических и юридических лиц;

Осуществление расчетов по поручению клиентов, в том числе банков-корреспондентов;

Инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание клиентов;

Управление денежными средствами по договору с собственником или распорядителем средств;

Покупка у юридических и физических лиц и продажа им иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

Осуществление операций с драгоценными металлами в соответствии с действующим законодательством;

Выдача банковских гарантий.

Главным звеном банковской системы любого государства является центральный банк страны. В различных государствах эти банки называются по-разному: государственные, народные, эмиссионные, резервные. Центральные банки возникли как коммерческие банки, наделенные правом эмиссии банкнот.

В конце XIX - начале XX в. в большинстве стран эмиссия всех банкнот была сосредоточена в одном эмиссионном банке, который стал называться центральным эмиссионным, а затем - просто центральным банком. В самом названии отражается роль банка в кредитной системе любой страны: центральный банк становится центром банковской системы. Создание центрального эмиссионного банка было обусловлено процессами концентрации и централизации капитала, переходом к единым национальным денежным системам. Первичная обязанность центрального банка в рыночной экономике - защищать покупательную способность национальной валюты и помогать нормальному функционированию финансовых рынков.

Собственность центрального банка чаще всего является государственной. Осуществляя свою деятельность на макроуровне, он отражает общенациональный интерес, проводит политику не в интересах того или иного региона, той или иной группы отраслей экономики или предприятий, а в интересах государства в целом. При этом центральный банк не ставит своей задачей получение прибыли.

ЦБ подотчетен непосредственно парламенту или образованной последним специальной банковской комиссии. Управляющий ЦБ не входит в правительство, и его назначение не совпадает по срокам с формированием нового кабинета. Назначение может делаться монархом, президентом, парламентом, но правительство, опирающееся на парламентское большинство, обычно может провести свою кандидатуру (часто оно ее официально предлагает). Высшее руководство ЦБ может быть не ограничено в сроке пребывания в должности (в Дании, Финляндии, Норвегии) или назначаться на длительный срок, например на 7 лет - в Ирландии, Австралии, Канаде, Нидерландах, на 8 лет - в ФРГ.

Степень независимости ЦБ обусловлена его задачами, которые в любой стране обычно определяются как поддержание денежно-кредитной и валютной стабильности в целях обеспечения антиинфляционного экономического роста. Правительство озабочено прежде всего краткосрочными и среднесрочными целями, приближением очередных выборов, и это может вступать в противоречие с долговременными интересами всего государства. Относительно независимый ЦБ в такой ситуации должен выступать своеобразным противовесом.

С другой стороны, независимость ЦБ имеет объективные пределы, так как принципиальные противоречия с правительством могли бы свести на нет эффективность проводимой последним экономической политики. Поэтому есть тенденция к усилению влияния правительства в лице, прежде всего, министра финансов. Во многих странах высшие полномочия правительства и министерства финансов по отношению к ЦБ закреплены законодательно.

Вместе с тем центральные банки имеют официальное право на высказывание собственного мнения, обладают рядом преимуществ, а право прямых приказов министерством финансов используется крайне редко. Какие бы функции ни возлагались на ЦБ, он всегда является органом регулирования, сочетающим черты банка и государственного ведомства.

Принципиальное значение имеет ограничение возможности правительства пользоваться средствами ЦБ. Во многих странах прямое кредитование правительства практически отсутствует (в США, Канаде, Японии, Великобритании, Швеции, Швейцарии) или законодательно ограничено (в ФРГ, Франции, Нидерландах).

Традиционно центральный банк выполняет четыре основные функции: осуществляет монопольно эмиссию банкнот, является банком банков, банкиром правительства, проводит денежно-кредитное регулирование и банковский надзор.

Методы денежно-кредитной политики центрального банка разнообразны. Наиболее широко используются:

  • - изменение процентных ставок, по которым центральный 5анк предоставляет кредиты коммерческим банкам (официальной учетной ставки, ставки рефинансирования, ломбардной ставки);
  • - изменение норм обязательных резервов банков;
  • - операции на открытом рынке, т. е. операции по купле-продаже государственных облигаций, векселей и других ценных бумаг;
  • - политика валютной интервенции, т. е. покупка-продажа иностранной валюты.

Указанные методы денежно-кредитного регулирования можно назвать общими, так как они влияют на операции всех коммерческих банков и на рынок ссудных капиталов в целом.

Кроме того, могут применяться также выборочные (селективные) методы, направленные на регулирование отдельных форм кредита (например, потребительского) или кредитование различных отраслей (жилищного строительства, экспортной торговли). К выборочным методам относятся:

  • - прямое ограничение размеров банковских кредитов для отдельных банков или ссуд (так называемые "кредитные потолки");
  • - регламентация условий выдачи конкретных видов кредитов, в частности установления маржи, т. е. разницы между суммой обеспечения и размером выданной ссуды, разницы между ставками по депозитам и ставками по кредитам.

Центральный банк выполняет функции главного регулирующего органа платежной системы страны. Он организует межбанковские расчеты, координирует и регулирует организацию расчетных (в том числе клиринговых) систем, служит расчетным центром банковской системы.

К основным направлениям надзора и контроля центрального банка над коммерческими относятся: выдача лицензий на осуществление банковской деятельности, на проведение отдельных видов операций (валютных, с ценными бумагами, с драгоценными металлами); проверка и анализ финансовой отчетности, предоставляемой банками, ревизии на местах; установление систем экономических нормативов, контроль за их соблюдением.

Центральный банк является органом валютного контроля, проводником государственной валютной политики. Он определяет режим обменного курса национальной валюты и осуществляет его регулирование, проводит операции по управлению официальными золотовалютными резервами, регулирует международные расчеты, платежный баланс, контролирует движение валюты как внутри страны, так и за границей, принимает участие в разработке прогноза и организует составление платежного баланса. Центральный банк участвует в подготовке международных соглашений по соответствующим вопросам, сотрудничает с центральными банками других стран, а также с международными и региональными валютно-кредитными организациями, представляет страну в этих организациях.

Все функции центрального банка взаимосвязаны. Кредитуя коммерческие банки, он одновременно создает кредитные орудия обращения; осуществляя выпуск и погашение правительственных обязательств, воздействует на уровень ссудного процента. Это определяет особое положение, которое занимает центральный банк в банковской системе, и создает объективные предпосылки для выполнения им важнейшей функции - функции денежно-кредитного регулирования.

Статус, цели, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Центрального банка РФ законодательно определяются Конституцией РФ, Законом о Центробанке и другими федеральными законами.

Согласно Конституции РФ главной задачей Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля.

В соответствии со ст. 3 Закона о Центробанке основными целями деятельности Банка России являются:

  • - защита и обеспечение устойчивости рубля;
  • - развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
  • - обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Реализация этих целей осуществляется Банком России независимо от органов государственной власти (ст. 75 Конституции РФ, ст. 5 Закона о Центробанке). Получение прибыли не входит в цели деятельности Банка России.

Принцип независимости - ключевой элемент статуса Центрального банка РФ - проявляется прежде всего в том, что Банк России не входит в структуру федеральных органов государственной власти и выступает как особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Независимость статуса Банка России отражена в ст. 1, 2 и 5 Закона о Центробанке. Банк России является юридическим лицом и выступает как субъект публичного права. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России осуществляются самим Банком России; изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются. Финансовая независимость Центрального банка Российской Федерации выражается также в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов и не регистрируется в налоговых органах.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, гак же, как и Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства. В соответствии со ст. 5 Закона о Центробанке федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России. В случаях такого вмешательства Банк России информирует об этом Государственную Думу РФ и Президента РФ. Кроме того, Банк России вправе защищать свой статус и полномочия в судебном порядке.

Банк России подотчетен Государственной Думе РФ, которая назначает на должность и освобождает от должности председателя Банка России (по представлению Президента РФ) и членов Совета директоров Банка России, а также назначает аудитора Банка России и утверждает годовой отчет Центрального банка РФ и аудиторское заключение.

Центральный банк РФ представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему входят: центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения и учебные заведения, хранилища, а также другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности, необходимые для успешной деятельности Банка.

Национальные банки республик, входящих в состав Российской Федерации, являются территориальными учреждениями Банка России. Они не имеют статуса юридического лица и не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер, а также выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения Совета директоров Банка России. Задачи и функции территориальных учреждений Банка России определяются Положением об этих учреждениях, утверждаемым Советом директоров.

Высший орган Банка России - Совет директоров. Это коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и управляющий ею. В Совет директоров входят председатель Банка России и 12 членов Совета, которые утверждаются Государственной Думой РФ по представлению председателя Банка. Он является одновременно председателем Совета директоров.

Совет директоров организует работу Банка России и регулирует деятельность коммерческих банков страны. Он утверждает структуру и штаты центрального аппарата Банка России, а также уставы его структурных подразделений.

В полномочия Совета директоров входят изменение ставок по централизованным кредитам, норм резервирования, экономических нормативов; определение условий допуска иностранного капитала в банковскую систему Российской Федерации; другие решения по вопросам, имеющим большое значение как для Банка России, так и для банковской системы и экономики страны в целом.

Наряду с Советом директоров функционирует Национальный банковский совет. В его состав включаются представители Администрации Президента РФ, представители высших органов законодательной и исполнительной власти и эксперты. Общая численность Совета не превышает 15 человек. Члены совета утверждаются Государственной Думой РФ по представлению Председателя Банка России.

Совет регулярно, не реже одного раза в квартал, обсуждает концепцию развития банковской системы и вопросы единой государственной кредитно-денежной политики, включая регулирование денежных ресурсов. Рекомендации Совета учитываются при рассмотрении в Федеральном Собрании РФ законодательных актов по вопросам банковской деятельности, а гакже принимаются во внимание при подготовке решений Совета директоров Банка России.

Денежное обращение регулируется Центральным банком в процессе осуществления денежно-кредитной политики, выражаемой в кредитной экспансии или кредитной рестрикции.

Кредитная экспансия ЦБ РФ увеличивает ресурсы коммерческих банков, которые, выдавая кредиты, повышают общую массу денег в обращении. Кредитная рестрикция влечет за собой ограничение возможностей коммерческих банков по выдаче кредитов и тем самым по насыщению экономики деньгами.

Инструментами кредитной экспансии или рестрикции являются учетная ставка Центрального банка РФ и некоторые неэкономические меры. Официальная учетная ставка (ставка рефинансирования) - это проценты по ссудам, используемым Центральным 5анком РФ при кредитовании коммерческих банков.

Определение размера учетной ставки - один из наиболее важных аспектов кредитно-денежной политики, а изменение учетной ставки выступает показателем изменений в области кредитно-денежного регулирования. Размер учетной ставки обычно зависит от уровня ожидаемой инфляции и в то же время оказывает на инфляцию большое влияние. Когда ЦБ РФ намерен смягчить кредитно-денежную политику или ее ужесточить, он снижает или повышает учетную (процентную) ставку.

На протяжении 1991-1997 гг. учетная ставка неоднократно пересматривалась в диапазоне от 10 до 200% годовых, в зависимости от экономической ситуации в стране.

Коммерческие банки получают в ЦБ РФ ссуды в порядке рефинансирования и переучета векселей. Банк России регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики, используя при этом в качестве инструмента учетную ставку. С 21 января 2000 г. учетная ставка составляла 45%. За период с 2000 по 2011 г. она снижалась более 20 раз, а с мая 2011 г. она составляет 8,25%.

Повышение официальных ставок сокращает возможности коммерческих банков получить ресурсы для кредитования. Это воздействует на сокращение денежной массы. Снижение официальной учетной ставки действует в обратном направлении.

Банк РФ может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Процентные ставки ЦБ РФ представляют собой минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции. ЦБ РФ использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления рубля.

Основные функции Банка России закреплены Законом о Центробанке (ст. 4). Банк России:

  • - во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;
  • - монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
  • - является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их финансирования;
  • - устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
  • - устанавливает правила проведения банковских операций;
  • - осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и государственных социальных внебюджетных фондов;
  • - осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;
  • - принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает лицензии кредитным организациям на осуществление банковской деятельности, приостанавливает их действие и отзывает их;
  • - осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;
  • - регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
  • - осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства РФ все виды банковских операций, необходимых для выполнения функций Банка России;
  • - организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • - определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а гакже с юридическими и физическими лицами;
  • - устанавливает правила бухгалтерского учета отчетности для банковской системы Российской Федерации;
  • - устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
  • - принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;
  • - устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;
  • - проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные, а также выполняет иные функции в соответствии с федеральными законами.

В целях успешной реализации денежно-кредитной политики Центральный банк РФ использует следующие инструменты и методы:

1. Нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России. Обязательные резервы (резервные требования) - это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, или в виде депозитов в Центральном банке РФ, или в иных высоколиквидных формах, определяемых Центральным банком РФ.

Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным (объемным) или относительным (приращению) показателям пассивных операций (депозитов) либо активных операций (кредитных вложений). Использование нормативов может иметь как тотальный характер воздействия - установление ко всей сумме обязательств или ссуд, так и селективный - к их определенной части.

2. Операции на открытом рынке.

При осуществлении этих операций Центральный банк РФ не только реализует направления своей кредитно-денежной политики, но и содействует коммерческим банкам в поддержании на необходимом уровне их ликвидности, т. е. способности своевременно выполнять свои обязательства перед клиентами - как юридическими, так и физическими лицами.

Под операциями на открытом рынке имеется в виду купля-продажа ЦБ казначейских векселей, государственных ценных бумаг, облигаций Банка России. Эмитентом государственных ценных бумаг является Правительство РФ в лице Министерства финансов России.

Центральный банк РФ выполняет роль главного дилера и агента по обслуживанию государственного долга. Операции с ценными бумагами проводят более 50 официальных дилеров, в роли которых выступают коммерческие банки.

3. Рефинансирование кредитных организаций.

Под рефинансированием банков понимается предоставление Центральным банком РФ кредитов коммерческим банкам. Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются Банком России. Рефинансирование может осуществляться путем предоставления ломбардного кредита, кредита под залог векселей и другие виды кредита.