Экономика Ливии. Проблемы и перспективы развития экономики Ливии

Экономика Ливии
Валюта Ливийский динар (LD)
Международные
организации
ОПЕК , COMESA
Статистика
ВВП ▲ $41.50 billion (2014)
Рост ВВП 0,5 %
ВВП на душу населения 10 335
Инфляция (ИПЦ) менее 1 %
Индекс человеческого развития (ИЧР) 0,760 (2011)
Экономически активное население 1.438 миллион (2014)
Уровень безработицы 30% (2004), 20.70% (2009), 19.5% (2011)
Основные отрасли нефтеперерабатывающая, пищевая, текстильная промышленность
Внешняя торговля
Экспорт $10,51 млрд (2015)
Статьи экспорта нефтепродукты, природный газ, химикаты
Импорт $11,24 млрд (2015)
Статьи импорта машины и оборудование, потребительские товары, продовольствие
Государственные финансы
Государственный долг 6,6% ВВП (2015)
Внешний долг $5,244 млрд (31 декабря 2014)
Государственные доходы $10,19 млрд (2015)
Государственные расходы $24,85 млрд (2015)
Если не оговорено иное, все данные указаны в долларах США

Валюта

Общая характеристика экономики

Основные отрасли промышленности: нефтедобывающая промышленность и нефтеперерабатывающая , добыча подземной пресной воды, пищевая , текстильная , цементная, металлургическая . Наибольшую долю валовой промышленной продукции даёт нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность. Транспорт - автомобильный , морской , трубопроводный .

По данным Мирового банка (World Bank), экономика Ливии по объёму ВВП - $ 62,36 млрд (2009) занимает 63 место в мире, в то же время, по объёму ВВП на душу населения Ливия входит в первые 50 стран мира - $ 9714 (2009), 49 место в мире. Импорт - продукты питания, машины, текстиль, транспортное оборудование (Италия - 22,3 %; Германия - 12,0 %; Великобритания - 8,9 %; Франция - 6,8 %; Тунис - 5 %). Экспорт - нефть и нефтепродукты (Италия - 41,3 %; Германия - 16,6 %, Испания - 10 %; Турция - 6 %; Франция - 3,6 %).

В конце XX в. государственные предприятия производили около 90 % всей промышленной продукции. Доля промышленности в ВВП - около 60 %; В конце 1970-х годов были значительно расширены порты Триполи и Бенгази . После проведённой в середине 1990-х годов модернизации значительно расширились возможности портов Мисурата , Расами-эль-Ануф, Эс-Сидер и Эз-Зувайтина. Ливия располагает собственным грузовым флотом (включая танкеры) общим тоннажем свыше 70 тыс. т.

До 1993 было проложено 1800 километров трубопроводов и каналов, построены дороги и водохранилища.

Доминирующую роль в ливийской промышленности прочно удерживает нефтегазовая промышленность. Именно благодаря скачкообразному росту этих доходов ливийское государство в 1970-80-х гг. щедро финансировало обширные планы развития. Главные их успехи свелись к расширению и модернизации экономической и социальной инфраструктуры, комплексов переработки нефти (годовые мощности установок для её прямой перегонки составляют до 17,4 млн т) и газа, преимущественно экспортной ориентации, созданию центров производства базовой, крупнотоннажной продукции органической химии (полиэтилена, поливинилхлорида, карбамида и др.). Прочие индустриальные отрасли (выпуск потребительских товаров для внутреннего рынка, сборка сельскохозяйственной, строительной, автомобильной техники) зависят от ввоза иностранного оборудования, сырья, комплектующих и зачастую - от зарубежной рабочей силы. Несмотря на резкие перепады поступлений от нефти и газа во 2-й пол. 1980-х и в 1990-е гг., они оставались базой экономики и общества, обеспечивая ливийскому населению первенство по средним доходам на африканском континенте, а государству - монопольному владельцу недр - ключевую роль в реализации подавляющего большинства проектов. Началом нефтедобычи считается 1970 год, когда была создана Национальная нефтяная корпорация (National Oil Corporation), однако геолого-разведочные работы начались ещё в 1955 году. Экспорт нефти начался в 1961 году. Из-за обвинений ливийского руководства в поддержке международного терроризма в 1986 году американские нефтяные компании покинули Ливию. В экспортных доходах нефтяная составляющая достигает 95 %. Нефтедобыча дает до 40 % ВВП. Доказанные запасы нефти - 29,5 млрд баррелей (5,1 миллиарда тонн), что обеспечивает Ливии 1-е место в Африке и 5-е среди членов ОПЕК. Добыча нефти - 1,4 млн баррелей в сутки, что составляет 2 % мирового производства нефти. Из этого объёма экспортируется около 1,26 млн баррелей в сутки, половина которых идет в Италию. Мощности нефтепереработки - 348 тыс. баррелей в сутки. Правительство Ливии прилагало усилия к расширению и диверсификации отраслевой структуры промышленности. В начале 1970-х годов появились новые отрасли промышленности, включая производство цемента и металлоизделий. В последующие годы был заключен ряд контрактов с западноевропейскими, югославскими и японскими фирмами на строительство нескольких атомных и тепловых электростанций, а также предприятий тяжелой индустрии. При этом предусматривалось, что часть этих предприятий будет использовать в качестве сырья сырую нефть. Среди крупнейших предприятий обрабатывающей промышленности выделяются металлургический комбинат в Мисурате, выпускавший до 1,5 млн т стали и проката в 1996 году, заводы по производству труб и электрокабелей; налажена сборка автомобилей и тракторов. Легкая и пищевая промышленность развиты слабо. Традиционные отрасли производства включают добычу морских губок, выпаривание соли в прибрежной зоне и различные ремесленные производства: изготовление изделий из кожи, меди, олова, керамики и ковроткачество. Имеются также небольшие предприятия по обработке сельскохозяйственной продукции, древесины, производству бумаги, табачных изделий, тканей и мыла.

Нефтедобыча

В экспортных доходах нефтяная составляющая достигает 95 %. Нефтедобыча дает до 40 % ВВП . Доказанные запасы нефти - 29,5 млрд. баррелей (5,1 миллиарда тонн), что обеспечивает Ливии 1-е место в Африке и 5-е среди членов ОПЕК . Добыча нефти - 1,4 млн баррелей в сутки, что составляет 2 % мирового производства нефти . Из этого объёма экспортируется около 1,26 млн баррелей в сутки, половина которых идет в Италию. Мощности нефтепереработки - 348 тыс. баррелей в сутки .

Началом нефтедобычи считается 1970 год, когда была создана Национальная нефтяная корпорация (National Oil Corporation ), однако геолого-разведочные работы начались ещё в 1955 году. Экспорт нефти начался в 1961 году. Из-за обвинений ливийского руководства в поддержке международного терроризма в 1986 году американские нефтяные компании покинули Ливию.

Морской транспорт обеспечивает экспорт нефти и почти все внешнеторговые перевозки. Крупнейшие нефтяные месторождения: Серир , Ваха и Зельтен . Порты общего назначения: Триполи , Бенгази , нефтяные - (Марса-эль-Брега), Рас-эль-Ануф , Эс-Сидер, Марса-эль-Харига, Эз-Зувайтина. Транспортировка нефти и газа по территории Ливии осуществляется разветвлённой системой трубопроводов , общая протяженность которых более 5 тыс. км, пропускная способность - более 180 млн т. в год.

Добыча газа

Сельское хозяйство в Ливии

Помимо добычи нефти, важной составляющей экономики является сельское хозяйство. Сельское население возделывает землю в узкой прибрежной полосе Триполитании, используя зимой атмосферные осадки, а летом - орошение из колодцев. Вокруг Триполи, в районе распространения товарного садоводства, выращивают цитрусовые, финики, оливки и миндаль. В южных оазисах для орошения полей используются воды подземных источников. При наличии достаточного количества осадков на периферии возвышенностей возделывают ячмень. Пахотные земли составляют лишь 1 % площади страны, и только 1 % из них входит в зону искусственного орошения. С 1979 ведутся работы по сооружению «великой искусственной реки» - водовода, рассчитанного на переброску вод 250 подземных скважин из оазисов Тазербо и Сарир в пустыне Сахара к побережью страны. В Киренаике на плато Барка-эль-Байда возделывают зерновые культуры, маслины и плодовые деревья. Ливия располагает 8 млн га пастбищных земель в Триполитании и 4 млн га - в Киренаике. В районе плато Эль-Ахдар в Киренаике живут кочевники-скотоводы.

Добыча пресной воды

В 1950-х годах во время проведения нефтеразведок в южной части Ливии под песками пустыни

10:29 — REGNUM За последние полгода объем добычи нефти в Ливии существенно увеличился. Об этом сегодня, 7 марта, в кулуарах энергетической конференции CERAWeek в американском Хьюстоне журналистам заявил глава американской нефтедобывающей компании Hess Corporation Джон Хесс . По его словам, в целом производство черного золота в стране повышается, но его масштабы все еще невелики.

Хесс отметил, что его компания — часть крупнейшего концессионного соглашения по добычи нефти в Waha, гигантском нефтяном месторождении. Глава американской компании назвал это месторождение «оазисом» и обратил внимание на то, что производство нефти восстановлено. В то же время, как отметил руководитель Hess, на этом месторождении добыча может достигать 80 тыс. баррелей в сутки, но компания получает 8%. То есть деятельность по добычи нефти в Ливии увеличилась за последнее время, но все же в целом объемы производства совсем невелики.

Между тем. еще несколькими днями ранее стало известно, что Ливия сократила добычу нефти до 663 тыс. баррелей в сутки с 700 тыс. баррелей в день. из-за беспорядков в стране. Как заявил член совета директоров ливийской Национальной нефтяной корпорации (NOC) Джадалл Алаокали , основные потери пришлись на Waha oil company. Алаокали подчеркнул, что ливийская нефтекомпания уменьшила добычу нефти почти в два раза — на 35 тыс. баррелей в сутки до 40 тыс. баррелей.

Ливия — один из самых неспокойных регионов мира. Заключая сделку о сокращении объемов добычи черного золота, члены ОПЕК даже пошли навстречу Ливии, как и Нигерии, и не стали требовать от этих стран уменьшать производство нефти: оно и так значительно упало из-за вооруженных конфликтов. В Ливии вооруженный конфликт начался в феврале 2011 года в качестве одного из этапов «арабской весны». В Бенгази, втором городе по величине в стране, начались антиправительственные выступления. Митингующие требовали ухода лидера Джамахирии полковника Муаммара Каддафи , который более 40 лет правил страной. В Ливии началось военное противостояние правительственных войск и повстанцев. Контроль над восточной частью страны постепенно падал. 19 марта 2011 года началась иностранная военная операция против режима Каддафи, в которой приняли участие вооруженные силы Великобритании, Франции, США, Канады, Бельгии, Италии, Испании, Дании. В результате Каддафи был убит, страна погрузилась в гражданскую войну. Регионы страны оказались под контролем разных группировок. В апреле 2016 году уже бывший президент США Барак Обама заявил, что самой серьезной ошибкой его президентства было отсутствие подготовки к последствиям свержения лидера Ливии полковника Муаммара Каддафи.

Все это, безусловно, не могло не повлиять на энергетическую отрасль Ливии, в частности, на нефтяной сектор. В стране находятся самые крупные запасы нефти в Африке (около 48 млрд баррелей). Но из-за событий 2011 года производство черного золота здесь заметно сократилось, а экспорт снизился с 1,6 млн баррелей несколько раз (была 12 экспортером в мире). С портами, из которых некогда отправлялись грузы на экспорт, тоже проблемы: с декабря 2014 года порты то работают, то оказываются заблокированными, так как на них часто нападают радикальные исламисты.

Кроме того, в стране одновременно действуют избранный на всеобщих выборах парламент в Тобруке, находящийся недалеко от Бенгази (на востоке), и происламский Всеобщий национальный конгресс в Триполи (на западе). После многочисленных трудностей в Триполи при поддержке ООН удалось создать правительство национального согласия. Однако восточный парламент его не поддержал.

Все это не позволяет нефтепроизводству Ливии активно развиваться. Из-за войны многие крупные компании были вынуждены свернуть свою деятельность. Пострадала нефтяная инфраструктура. Помимо этого, страна несет также финансовые потери за простой сектора: за последние 3 года Ливия потеряла в $100 млрд.

Что касается деятельности американских компаний в Ливии, то ConocoPhillips, Marathon Oil и Hess поспешили вернуться в страну в 2003 году, когда были сняты экономические санкции с режима Каддафи. Компании стремились поставлять нефть в порт Сидра, который ранее экспортировал до 300 тыс. баррелей в сутки. Однако после 2011 года его не раз захватывали боевики, и его работа приостанавливалась. Эти события негативно сказались на трех американских компаниях, которые владеют долей акций, связанных с портом.

Министр энергетики России Александр Новак предположил, что в этом году цены на нефть стабилизируются на уровне 60 долларов за баррель. Первый месяц действия соглашения показал, что его участники выполняют взятые обязательства на 80-90%. Причем, ряд стран, включая Саудовскую Аравию, даже сокращают добычу с опережением графика. Тем не менее, цена на нефть пока «топчется» в районе 55 долларов за «бочку». Многие специалисты настроены менее оптимистично по сравнению с нефтяными чиновниками. Среди угроз соглашению, главной из которых является наращивание добычи, а не ее сокращение, называют трех членов ОПЕК: Ливию, Нигерию и Иран.

Никто не обвиняет нефтяников этих стран в мошенничестве, потому что им по разным причинам официально разрешено не снижать добычу. Иран, например, согласился не добывать больше 4 млн бар./сутки. Это значит, что Тегерану даже разрешили нарастить добычу на 90 тыс. бар./сутки. Нигерия в прошлом году, пусть и не по своей воле, а из-за подрывной деятельности исламистских боевиков в дельте реки Нигер, уже и так значительно сократила добычу.

Что касается Ливии, которая, как считают многие экономисты, является самой большой угрозой соглашению, то в этой многострадальной стране уже пять лет бушует гражданская война между центральными правительствами (сейчас Правительство национального единства – GNA) и многочисленными милициями и сепаратистами, вооруженными до зубов. Чаще всего бои идут как раз за месторождения нефти, терминалы и нефтеперерабатывающие заводы, главный источник доходов государства.

Члены ОПЕК должны снизить добычу нефти на 1,5 млн бар./сутки, а нефтедобывающие страны, не входящие в картель, еще на 600 тыс. Эти цифры и ожидания от выполнения соглашения уже подняли цену на нефть выше 50 долларов за баррель, однако специалисты отмечают, что эффект воздействия соглашения на рынок уже начал выдыхаться. В любом случае, деятельность трех перечисленных выше стран будет продолжать сдерживать цены на «черное» золото.

Конечно, такой вариант возможен лишь в том случае, если Триполи удастся восстановить свою нефтяную промышленность. Практически все нефтяные месторождения, НПЗ и терминалы на особенно богатом нефтью востоке страны сейчас находятся под контролем так называемой Национальной армии Ливии NLA под командованием генерала Халифы Хафтара. Ливийские нефтяники возобновили работу и наращивают добычу. За непродолжительный период времени: с сентября прошлого по январь этого годов добыча нефти в Ливии увеличилась, заявил на пресс-конференции в Лондоне президент национальной нефтяной компании National Oil Company (NOC) Мустафа Саналла, с 300 до 715 тыс. бар./сутки. Представитель GNA хвалился в минувшие выходные, что она превысила 750 тыс. бар./сутки. Так много нефти в Ливии не добывалось уже три года, с октября 2014 года, когда добыча составляла 850 тыс. бар./сутки.

Правительство национального единства Ливии объявило о планах нарастить добычу нефти к концу 2017 года как минимум до 1 млн бар./сутки. Некоторые экономисты прогнозируют на конец года и 1,5 млн бар./сутки, но, скорее всего, это слишком завышенные цифры и добыча если и превысит миллион баррелей, то ненамного.

Конечно, маловероятно, что наращивание добычи ливийскими нефтяниками будет проходит равномерно, по нарастающей. Например, на этой неделе проблемы с электричеством на месторождении Сарир привели к тому, что добыча сократилась на 60 тыс. бар./сутки.

В 2011 году, перед свергжением Муамара Каддафи, Ливия добывала 1,6 млн бар./сутки. Для того, чтобы вернуться к этому уровню, Триполи потребуется, по словам Саналлы, от 100 до 120 млрд долларов иностранных инвестиций для восстановления разрушенной инфраструктуры и разведки и освоения новых месторождений. Самые серьезные разрушения на терминале Эль Сирт, где сейчас в рабочем состоянии лишь 5 из 19 резервуаров. Во вторник правительство объявило, что существовавший с 2011 года мораторий отменен и что иностранные инвесторы могут вкладывать деньги в ливийскую «нефтянку».

Конечно, для соглашения о снижении добычи нефти и цен на нее очень важны темпы, с которыми будет восстанавливаться нефтяная промышленность Ливии. В основном, это будет зависеть от политической обстановки в стране, которая далека от стабильности. Кроме местных разборок, не следует забывать и об «Исламском государстве», силы которого в Ливии представляют реальную и существенную силу. Отряды джихадистов были выбиты в декабре из Сирта, но это поражение не означает разгром радикального исламизма в стране. Наблюдатели уверены, что ИГ сейчас перегруппирует силы и еще даст о себе знать.

ООН и Запад поддерживают Правительство национального единства Ливии. Москва тоже поддерживает GNA и заявляет, что поддерживает контакты со всеми силами в Ливии. Правда, на Западе в последние недели утверждают, что Кремль склоняется к поддержке Халифы Хафтара, который, в свою очередь, на стороне так называемого Восточного парламента. Напомним, что после захвата исламистами Триполи Палата представителей (HoR) переехала на восток страны, в Тобрук.

Самым плохим для Ливии и, естественно, для ее нефтяного сектора станет попытка NLA свергнуть слабое Правительство нацединства. Такой вариант будет означать полномасштабную гражданскую войну и будет на руку ИГ и прочим радикалам. Однако именно такой сценарий развития событий, пусть и теоретически, наиболее предпочтителен для ОПЕК и не входящих в него нефтедобывающих стран, стремящихся к восстановлению цен на «черное» золото.

Ливия стала головной болью для европейских нефтяных компаний, затяжной конфликт вынудил BP присоединиться к Total и списать инвестиции на миллионы долларов в этой стране.

Согласно сообщению британской нефтяной компании во II квартале было принято решение о списании почти $600 млн, так как непрекращающиеся с 2011 г. боевые действия практически полностью остановили кампанию по разведке.

Неожиданное событие стало основной причиной того, что прибыль BP оказалась ниже ожиданий аналитиков.

"Это просто трудно для нас, чтобы сделать там что-то прямо сейчас, - сказал главный исполнительный директор BP Боб Дадли. – ВР осознает, что другие нефтяные компании списали ливийские активы, в то время как у некоторых их просто нет".

Всего три месяца назад французский нефтяной гигант Total стал первой европейской компанией, объявившей о списании ливийских активов на $755 млн.

И это очень плохой знак для других компаний, таких как Eni и Repsol, которым, видимо, еще предстоит объявить о списаниях.

В 2011 г. в Ливии началась гражданская война. И ситуация в Ливии не улучшает, несмотря на бомбардировку Египтом позиций боевиков террористической организации "Исламское государство".

Есть серьезная вероятность прекращения поставок из Ливии вообще, а также проблемы с транспортировкой. В начале февраля президент США Барак Обама направил в Конгресс США обращение с просьбой разрешить применение военной силы против ИГ сроком на три года.

В результате боевых действий прекратили работу многие нефтяные месторождения и терминалы. Крупнейшие порты, занимающиеся экспортом, закрыты с декабря, а в феврале боевики захватили месторождение Аль-Мабрук, которое эксплуатирует Total.

Из-за постоянных боев в стране многократно упали объемы добываемой нефти. В начале текущего года они достигали лишь 180 тыс. баррелей, хотя еще в сентябре 2014 г. Ливия постепенно увеличивала добычу и производила около 800 тыс. баррелей в сутки. Сейчас добыча составляет около 400 тыс. баррелей в сутки.

До начала конфликта в этой стране, в феврале 2011 г., суточная добыча нефти достигала 1,6 млн баррелей.

Нефтяные объекты – это единственный на текущий момент в Ливии источник постоянного дохода. За последние два года вокруг них развернулась полномасштабная война между различными группами исламистов.

Официальным властям удавалось как-то сдерживать аппетиты лидеров повстанцев, отказавшихся признавать новое правительство страны. Однако, как правило, эта проблема решалась с помощью легализации вооруженных группировок с помощью предоставления им статуса "охранников нефтяных объектов" и выплаты денежных средств.

При этом новоиспеченные охранники далеко не всегда лояльны к своим нанимателям. Так, в конце июня прошлого года группа вооруженных охранников из числа бывших повстанцев атаковала штаб-квартиру в Триполи, которая принадлежала силам по охране нефтяных объектов (Petroleum Facilities Guard).

Ливия погрязла в войне и политических интригах, с тех пор как был убит Муаммар Каддафи в 2011 г.

Гражданская война вспыхнула между признаваемым на международном уровне правительством, расположенным на востоке страны, и боевиками, известными как "Рассвет Ливии", которые контролирует столицу страны Триполи.

Нефть уже давно стала важным сектором экономики страны, в которой расположены крупнейшие в Африке нефтяные запасы.

Зародившись в 1950-е гг., нефтяная промышленность Ливии добывала более 3 млн баррелей в сутки в конце 1960-х гг. Незадолго до смерти Каддафи в 2011 г. страна экспортировала 1,3 млн баррелей в сутки, добывая 1,6 млн баррелей в сутки.

"Существовало негласное соглашение между различными группировками не подрывать добычу нефти, – говорит Ричард Маллинсон, аналитик консалтингового агентства Energy Aspects. - Теперь группировки поняли, что контроль над нефтью – это настоящая власть".

Нестабильность повлияла и на другие западные энергетические компании в стране. В конце декабря компания Wintershall Holding GmbH свернула добычу в Ливии из-за боев в Сидре, который находится рядом с терминалами в Рас-Лануфе и Зутина, которые она использовала.

Немецкая компания заявила, что она инвестировала более $2 млрд в Ливию для достижения мощности добычи в 90 тыс. баррелей. Австрийская компания OMV AG заявила, что ее бизнес в Северной Африке также пострадал из-за беспорядков. Компания является партнером по разработке нефтяных месторождений в Центральной и Южной Ливии, где, по ее данным, добыча в прошлом году в среднем составляла 8 тыс. баррелей в сутки.

В настоящий момент Eni продолжает работать в Ливии, несмотря на постоянно растущие риски. Как и итальянская компания, испанская Repsol пока не списывает ливийские активы, хотя признала, что пострадала от производственных простоев.

BP вернулась в Ливию в 2007 г. после более чем 30-летнего перерыва, подписав контракт на $900 млн по разведке в районе, площадь которого сопоставима с Бельгией. Соглашение было частью международных усилий по содействию экономическому восстановлению Ливии.

Но долго и успешно поработать не удалось. В компании отмечают, что не знают, смогут ли продолжить буровые работы.

Ливия - индустриальная страна с плановой экономикой. Экономика Ливии во многом зависит от добычи нефти, которая обеспечивает около половины ВВП. С 2000 по 2010 год экономика росла устойчивыми темпами.

Основные отрасли промышленности: нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая, пищевая, текстильная, цементная, металлургическая. Наибольшую долю валовой промышленной продукции даёт нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность. Транспорт - автомобильный, морской, трубопроводный.

По данным Мирового банка (World Bank), экономика Ливии по объёму ВВП - $62,36 млрд (2009) занимает 63 место в мире, в тоже время, по объёму ВВП на душу населения Ливия входит в первые 50 стран мира - $ 9714 (2009), 49 место в мире. Импорт - продукты питания, машины, текстиль, транспортное оборудование (Италия - 22,3%; Германия - 12,0%; Великобритания - 8,9%; Франция - 6,8%; Тунис - 5%). Экспорт - нефть и нефтепродукты (Италия - 41,3%; Германия - 16,6%, Испания - 10%; Турция - 6%; Франция - 3,6%). Внешний долг Ливии на 31 декабря 2009 года составлял $6,491 млрд, на душу населения $1025 или 11 % ВВП.

В конце ХХ в. государственные предприятия производили около 90% всей промышленной продукции. Доля промышленности в ВВП - около 60 %; В конце 1970-х годов были значительно расширены порты Триполи и Бенгази. После проведённой в середине 1990-х годов модернизации значительно расширились возможности портов Мисурата, Расами-эль-Ануф, Эс-Сидер и Эз-Зувайтина. Ливия располагает собственным грузовом флотом (включая танкеры) общим тоннажем свыше 70 тыс. т. До 1993 было проложено 1800 километров трубопроводов и каналов, построены дороги и водохранилища. В Киренаике на плато Барк-эль-Байда возделывают зерновые культуры, маслины и плодовые деревья. В районе плато Эль-Ахдар в Киренаике живут кочевники-скотоводы.

В конце 1990-х годов Ливия перешла к проведению экономической и финансовой реформ, которые предусматривали: частичную либерализацию экономики, преобразование ряда государственных предприятий в государственные акционерные компании, введение плавающего курса ливийского динара и пр. Предусматривалась отмена государственного контроля почти во всех отраслях экономики.

Средний национальный доход на душу населения Ливии выше, чем в любой иной африканской стране. Это позволяет государству финансировать бесплатное здравоохранение, образование, значительную часть жилого фонда и другие социальные услуги на относительно высоком уровне и поддерживать континентальное первенство по большинству компонентов качества жизни. Правда, на многочисленных иностранных работников распространяется лишь малая доля этих благ.

Статистические показатели Ливии
(по состоянию на 2012 год)

Конфликт в Ливии, начавшийся в марте 2011 года, имел множество негативных экономических последствий, основными из которых стали резкое сокращение добычи нефти, разрушение инфраструктуры в результате бомбардировок НАТО, а также отток иностранных рабочих.

История экономики Ливии

До начала разработки месторождений нефти Ливия была одной из беднейших стран Африки и не имела особых перспектив экономического развития. Бoльшая часть ливийцев была занята в сельском хозяйстве, весьма малопродуктивном из-за дефицита осадков и нехватки пригодных для обработки земель. Но уже к середине 1960-х годов благодаря разработке месторождений нефти Ливия встала в один ряд с такими странами, как Венесуэла, Кувейт и Саудовская Аравия. В 1983 доход на душу населения возрос до 8480 долл. Бурное развитие нефтедобывающей промышленности оставило далеко позади все остальные отрасли хозяйства. Национальная промышленность Ливии только начинает формироваться, и до сих пор приходится импортировать продовольствие для удовлетворения потребностей растущего населения. Другая проблема – нехватка квалифицированных кадров. В конце 1980-х годов в Ливии работали более 500 тыс. иностранцев.

Еще в 1955 году, предвидя возможность обнаружения нефти, правительство Ливии приняло закон о нефтяных концессиях. Прибыль должна была делиться поровну между нефтяными компаниями и правительством Ливии, а по истечении определенного установленного срока часть концессии должна была переходить в собственность государства. В 1958 были разведаны первые значительные нефтяные месторождения, а в 1961 началась их эксплуатация. В районе богатых нефтяных месторождений к югу от залива Сидра на основе концессий действуют более 30 нефтяных компаний.

В 1970 году ежегодный объем добычи нефти превышал 160 млн. т, но с середины 1970 годов, после введения правительственных ограничений, он стал сокращаться. Частично ограничения были введены для того, чтобы заставить нефтяные компании принять требования правительства, частично – чтобы не допустить истощения нефтяных ресурсов страны, пока ее экономика не достигла желаемого уровня развития. Среди стран-экспортеров нефти Ливия наиболее последовательно проводила курс на усиление контроля государства над нефтяной промышленностью. В результате соглашений с одними нефтяными компаниями и национализации других правительство Ливии установило контроль над шестью нефтяными компаниями, действующими в стране. В сентябре 1973 под контролем государства оказались и все остальные компании, связанные с добычей и переработкой нефти. В 1973–1974 Ливия наряду с другими членами ОПЕК в четыре раза повысила продажную стоимость нефти. В 1972–1978 ежегодный объем производства нефти достигал 96 млн. т. Однако вслед за двукратным повышением цен на нефть в 1979 в начале 1980-х годов последовало перенасыщение мирового нефтяного рынка. Стремясь удержать цены на прежнем уровне, правительство Ливии было вынуждено пойти на ограничение объемов добычи. К 1985 году уровень добычи нефти упал до 51 млн. т в год, но в последующие 10 лет ее производство вновь выросло. Хотя на 1994–1995 квота, установленная ОПЕК для Ливии, составляла 69 млн. т в год, фактический объем добычи достигал 75 млн. т.

В 1988 году, когда были обнаружены последние значительные месторождения нефти на территории страны, объем запасов нефти оценивался в 3 млрд. т (первое место в мире). Крупнейшие месторождения нефти – Серир, Бахи, Нафура, Рагуба, Интисар, Насер, Ваха, Самах – находятся к югу от залива Сидра и соединены нефтепроводами с побережьем. Отгрузка нефти на экспорт осуществляется через пять терминалов для нефтеналивных танкеров, расположенных в средиземноморских портах Эс-Сидер, Рас-эль-Ануф, Марса-эль-Бурейка, Марса-эль-Харига и Эз-Зувайтина. По запасам природного газа (657 млрд. куб. м) Ливия занимает третье место в Африке. Крупнейшее месторождение Хатейба (339 млрд. куб. м). В 1970 в Марса-эль-Бурейка вошла в строй установка по сжижению природного газа, и с 1971 впервые началась экспортная продажа сжиженного газа. В начале 1990-х годов в нефтегазоносном бассейне Сурт (Сирт) были обнаружены новые запасы природного газа.

Промышленность Ливии

Доминирующую роль в ливийской промышленности прочно удерживает нефтегазовая промышленность. Именно благодаря скачкообразному росту этих доходов ливийское государство в 1970-80-х гг. щедро финансировало обширные планы развития. Главные их успехи свелись к расширению и модернизации экономической и социальной инфраструктуры, комплексов переработки нефти (годовые мощности установок для её прямой перегонки составляют до 17,4 млн т) и газа, преимущественно экспортной ориентации, созданию центров производства базовой, крупнотоннажной продукции органической химии (полиэтилена, поливинилхлорида, карбамида и др.). Прочие индустриальные отрасли (выпуск потребительских товаров для внутреннего рынка, сборка сельскохозяйственной, строительной, автомобильной техники) зависят от ввоза иностранного оборудования, сырья, комплектующих и зачастую - от зарубежной рабочей силы.

Несмотря на резкие перепады поступлений от нефти и газа во 2-й пол. 1980-х и в 1990-е гг., они оставались базой экономики и общества, обеспечивая ливийскому населению первенство по средним доходам на африканском континенте, а государству - монопольному владельцу недр - ключевую роль в реализации подавляющего большинства проектов. Началом нефтедобычи считается 1970 год, когда была создана Национальная нефтяная корпорация (National Oil Corporation), однако геолого-разведочные работы начались ещё в 1955 году. Экспорт нефти начался в 1961 году. Из-за обвинений ливийского руководства в поддержке международного терроризма в 1986 году американские нефтяные компании покинули Ливию.

В экспортных доходах нефтяная составляющая достигает 95%. Нефтедобыча дает до 40% ВВП. Доказанные запасы нефти - 29,5 млрд. баррелей (5,1 миллиарда тонн), что обеспечивает Ливии 1-е место в Африке и 5-е среди членов ОПЕК. Добыча нефти - 1,4 млн. баррелей в сутки, что составляет 2% мирового производства нефти. Из этого объёма экспортируется около 1,26 млн. баррелей в сутки, половина которых идет в Италию. Мощности нефтепереработки - 348 тыс. баррелей в сутки.

Правительство Ливии прилагало усилия к расширению и диверсификации отраслевой структуры промышленности. В начале 1970-х годов появились новые отрасли промышленности, включая производство цемента и металлоизделий. В последующие годы был заключен ряд контрактов с западноевропейскими, югославскими и японскими фирмами на строительство нескольких атомных и тепловых электростанций, а также предприятий тяжелой индустрии. При этом предусматривалось, что часть этих предприятий будет использовать в качестве сырья сырую нефть. Среди крупнейших предприятий обрабатывающей промышленности выделяются металлургический комбинат в Мисурате, выпускавший до 1,5 млн. т стали и проката в 1996 году, заводы по производству труб и электрокабелей; налажена сборка автомобилей и тракторов. Легкая и пищевая промышленность развиты слабо. Традиционные отрасли производства включают добычу морских губок, выпаривание соли в прибрежной зоне и различные ремесленные производства: изготовление изделий из кожи, меди, олова, керамики и ковроткачество. Имеются также небольшие предприятия по обработке сельскохозяйственной продукции, древесины, производству бумаги, табачных изделий, тканей и мыла.

Сельское хозяйство Ливии

Помимо добычи нефти, важной составляющей экономики является сельское хозяйство. Сельское население возделывает землю в узкой прибрежной полосе Триполитании, используя зимой атмосферные осадки, а летом – орошение из колодцев. Вокруг Триполи, в районе распространения товарного садоводства, выращивают цитрусовые, финики, оливки и миндаль. В южных оазисах для орошения полей используются воды подземных источников. При наличии достаточного количества осадков на периферии возвышенностей возделывают ячмень. Пахотные земли составляют лишь 1% площади страны, и только 1% из них входит в зону искусственного орошения. С 1979 ведутся работы по сооружению «великой искусственной реки» – водовода, рассчитанного на переброску вод 250 подземных скважин из оазисов Тазербо и Сарир в пустыне Сахара к побережью страны. К 1993 были проложены 1800 км трубопроводов и каналов, построены дороги и водохранилища. В Киренаике на плато Барка-эль-Байда возделывают зерновые культуры, маслины и плодовые деревья. Ливия располагает 8 млн. га пастбищных земель в Триполитании и 4 млн. га – в Киренаике. В районе плато Эль-Ахдар в Киренаике живут кочевники-скотоводы.

Транспорт Ливии

Действующие железные дороги отсутствуют с 1965 года. Общая протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием – более 28 тыс. км. Главная автомагистраль страны проходит вдоль средиземноморского побережья от Туниса до Египта. Важную роль играет также шоссе, связывающее побережье с Феццаном. Внутренние транспортные связи ограничиваются дорогами, не имеющими твердого покрытия, и авиасообщением. Несколько международных авиалиний обеспечивают сообщение Триполи и Бенгази со странами Европы и США. В 1965 году в Ливии была создана собственная государственная авиакомпания, которая выполняет все внутренние и частично международные авиаперевозки. В 2001 году насчитывалось 136 аэропортов, в т.ч. 58 - с твёрдым покрытием взлётно-посадочных полос.

Морской транспорт обеспечивает экспорт нефти и почти все внешнеторговые перевозки. Крупнейшие нефтяные месторождения: Серир, Ваха и Зельтен. Порты общего назначения: Триполи, Бенгази, нефтяные - (Марса-эль-Брега), Рас-эль-Ануф, Эс-Сидер, Марса-эль-Харига, Эз-Зувайтина. Транспортировка нефти и газа по территории Ливии осуществляется разветвлённой системой трубопроводов, общая протяженность которых более 5 тыс. км, пропускная способность - более 180 млн т. в год.

Крупнейший и самый дорогостоящий ливийский транспортный проект 20-21 вв.: "Великая рукотворная река" - система водоводов с уникальными техническими решениями (из пяти запланированных действуют две её очереди с трубами диаметром до 4 м, общей протяжённостью ок. 2510 км и пропускной способностью до 4,5 млн м3 воды в день) от естественных подземных резервуаров пресной воды во внутренних районах Сахары до городов, аграрных областей на побережье и оазисов.

Валюта и банковская система Ливии

Созданный в 1955 году Центральный банк Ливии обладает исключительным правом денежной эмиссии и контроля за иностранной валютой. В 1972 году был основан Центральный арабский иностранный банк, являющийся зарубежным филиалом Центрального банка. Ливийская арабская иностранная инвестиционная компания отвечает за размещение государственных денежных фондов страны в более чем 45 странах. В 1970 году указом правительства все банки в Ливии были национализированы.

Государственная денежная единица – ливийский динар, состоящий из 1000 дирхамов. Существуют монеты и банкноты разных достоинств, выпуск которых осуществляется Центробанком Ливии. Валюта Ливии полностью привязана к мировым ценам на нефть, поскольку экспорт нефти является основной доходной статьей бюджета страны.

Источник - http://www.stranz.ru/str/164-liv/863-liae.html