Новые виды страховых услуг на российском рынке. Перспективы развития рынка страхования в россии

Сейчас средняя цифра предлагаемых на страховом рынке РФ страховых продуктов приближается к 200. Если сравнивать, например, с США, то там количество предлагаемых страховщиками страховых продуктов превышает 3000. Страховые компании в России «осторожничают» и предлагает какие-то новые варианты страхования не очень часто. К экзотическим и редким видам страхования в РФ вполне можно отнести ветеринарное страхование, о котором мы уже писали ранее.

Для России этот риск сейчас действительно остается экзотическим, хотя во множестве европейских стран данный страховой продукт является обязательным видом страхования.

А вот некоторые крупные страховые компании в РФ планируют запустить страхование ответственности велосипедистов, но при этом пока до дела не дошло. Оценить долю рынка по таким видам страхования пока что невозможно, так как в официальной статистике их не выделяют в отдельные группы.

Сами по себе нестандартные виды страхования не влияют на формирование доходности в страховом сегменте. Такие страховые продукты в большей степени являются для страховой компании реальной возможностью привлечь еще больше клиентов среди узкого круга тех, кому может понадобиться узкоспециализированный полис страхования.

Запуск любого нового страхового продукта является серьезными инвестиционными вложениями страховщика, которые при этом подвержены высоким рискам. Есть реальные примеры, когда выведение на страховой рынок нового продукта оказывалось для страховой компании настоящим провалом. Сейчас на рынке страхования можно выделить всего около 20 продуктов, которые покрывают нестандартные риски.

Основное отличие в сферах развития страхования у нас и в зарубежных странах в том, что в России отношение к страхованию в целом менее доверительное. В понимании российского потенциального страхователя страхование рассматривается не как полезный инструмент, а как дополнительная финансовая нагрузка. С таким отношением к страхованию вообще достаточно сложно сделать востребованным какой-либо вид необязательного страхования. Примером может послужить страхование жизни, на рост востребованности которого ушло более двух десятков лет. И до сих пор львиная доля страхователей является всего лишь клиентами банков, для которых страхование жизни является навязанной обязательной услугой.

Ветеринарное страхование животных в данный момент активно пытается развиваться на российском страховом рынке. Несколькими годами ранее попытки развить этот страховой продукт уже предпринимались, но провалились. Сейчас страховые компания работают над продуктом в сторону расширения рисков покрытия и возможностей полиса.

В России около 50% граждан имеют домашних животных. Каждому из них вполне могла бы понадобиться страховка для своего домашнего любимца. ВСЖ набирает обороты, но до уровня ДМС ему еще добираться долго. И если в сфере ДМС коммерческие клиники весьма охотно идут к сотрудничеству, то ветеринарные клиники пока к таким нововведениям не готовы, им это интересным не кажется.

Появляются также так называемые «похоронные полисы», которые покрывают расходы родственников или близких людей на похороны застрахованного лица. Впрочем, это не новая идея – такой вариант страхования существовал еще в советский период и был разработан в первую очередь для тех граждан, которые не желали копить деньги на собственное погребение.

Среди прочих экзотических видов страхования также можно выделить страхование киберрисков. В век цифровых технологий ущерб от кибератак может быть сравним разве что со стихийным бедствием. В зарубежных странах востребованность данного вида страхования растет, а в Российской Федерации можно посчитать количество оформленным полисов на пальцах одной руки.

В России проходит стадию турбулентности. Страховым фирмам доводится не только регулярно сталкиваться с необходимостью реагировать на глобальные перемены в экономическом состоянии рынка, но также, они вынуждены оценивать риски, возникающие у партнеров по бизнесу, их клиентов или акционеров.

Главным драйвером роста страхового рынка в России за минувшие четыре года считается инвестиционное страхование жизни, и заинтересованность к виду данного страхования не прекращает увеличиваться. Динамика увеличения связана с наличием у граждан достаточных средств и стремления в активы на фондовом рынке на фоне сохранения невысоких ставок по депозитам. Помимо этого, на формирование программ инвестиционного страхования жизни оказывает большое влияние активность банков-агентов в связи с излишней ликвидностью.

В секторе личного страхования, также можно будет отследить положительную динамику в размере примерно 5-10%, а страхование имущества, в лучшем случае, продемонстрирует слабоположительную динамику в размере 1-2%, а страхование ответственности прибавит около 5-6%.

Кроме этого, ещё одним из драйверов роста может выступить ипотечное страхование на благодаря бурному росту объемов ипотечного кредитования населения.

На рынке добровольного предполагается увидеть рост на уровне не ниже медицинской инфляции.

Страховые сборы выезжающих за границу возрастут согласно результатам года на 21% по сравнению с 2017 годом. Помимо этого, прогнозируется дальнейшее увеличение доли онлайн страхования, изменения страховых продуктов с целью их дистрибуции с помощью Интернет-сайтов и мобильных приложений.
Возможно также продолжение развития внедрения новых партнерских продуктов с банками, ритейлерами и онлайн-партнерами. Конкретными драйверами розничного рынка в среднесрочной перспективе также могут стать продукты по страхованию финансовых и киберрисков клиентов. Диапазон подобных видов продуктов расширяется.

Ключевые риски на рынке страхования

Ключевые риски для российского рынка страхования сосредоточены в сегменте , где на фоне роста активности автоюристов, естественной инфляции стоимости ремонта и неизменных тарифов продолжается увеличение убыточности.

Подразумевается, что, каско возможно даже продемонстрирует «слабоотрицательную динамику» на уровне 2-3%, а ОСАГО, скорее всего, останется либо на уровне 2017 года, либо покажет небольшой минус.
Страховые компании ранее уже многократно жаловались на недобросовестных посредников-автоюристов, отслуживающих ДТП, которые выезжают на место аварии, скупают у их участников требования, выплачивают им небольшое количество денег прямо на месте, а после этого, через судебный процесс взыскивают со страховщиков большие суммы.

В 2018 году не ожидается введение значительных законодательных нововведений, ограничивающих влияние автоюристов и мошенников на рынок ОСАГО. Согласно прогнозам, при сохранности текущего состояния судебной и правоохранительной практики в части ОСАГО, а также неизменных тарифов, в 2018 году кризис на рынке ОСАГО только усилится.

По мере развития натуральной выплаты страховщикам придется столкнуться с возникновение станций технического ремонта, работающих на автоюристов. Более того, при продаже электронных полисов ОСАГО мошенничество с «фирмами-клонами», фишинговыми операциями и подделке коэффициентов, влияющих на расчет тарифа, в 2018 году продолжится.

Отечественные страховщики также ожидают сокращение количества игроков на страховом рынке в 2018 году. Несмотря на то, что принято полагать, что большая часть работы по очистке рынка от ненадежных страховщиков уже была закончена. Основной поток «на выход» закончился год назад. Предполагается что в настоящее время количество страховых фирма будет уменьшаться в основном с помощью слияния и поглощения и продажи портфелей. Число страховщиков, в случае уменьшения будет сокращаться не десятками, а единицами.

Страховой рынок – область развития спроса и предложения на страховые услуги. Он отображает взаимоотношения между разными страховыми фирмами (страховщиками), предлагающими соответствующие услуги, а также юридическими и физическими лицами, нуждающиеся в страховой защите (страхователями).

Таким образом, как и любой рынок товаров, работ или услуг, страховой рынок подвергается цикличности, логичным финансовым колебаниям в увеличении и уменьшении стоимости на страховые услуги. Все взаимоотношения между игроками страхового рынка регулируются ГК РФ и Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Действующий в России страховой рынок представляет из себя непростую концепцию с большим количеством связей среди его участников.

Страхование в России за минувшие годы прошло существенное развитие – сформированы условия с целью улучшения концепции страховой защиты имущественных интересов граждан, компаний и государства в целом, но на Российском страховом рынке также остаётся ряд существенных проблем, от разрешения которых зависит не только его устойчивое положение, но и существование в дальнейшем.

Основные проблемы развития рынка страхования:

  1. Опровержение факта того, что страхование может выступать стратегическим звеном экономики государства. Опираясь на это, страховые услуги не только теряют свою значимость, но и становятся невыгодными.
  2. Недостаток инвестиционных инструментов. Из-за того, что страховые ресурсы поддаются регулировке государства, то при отклонении от установленных правил со стороны страховых компаний это может стоить им лицензии на право занятия страховой деятельностью.
  3. Внедрение обязательных видов страхования.
  4. Развитие долговременного страхования жизни.
  5. Областное расхождение и малое развитие инфраструктуры страхового рынка.

Однако, стоит помнить то, что у любой проблемы есть пути решения. Существует решение, а значит и есть перспектива. Перспективные направления развития страхового рынка России достаточно сложно предсказать, по той причине, что они во многих случаях зависят от состояния экономики страны, уровня её развития, благосостояния и страховой культуры населения.

Так, исходя из всего изложенного, можно сделать вывод, о том, что страхование играет важную роль не только в жизни человека, но и в жизни государства. Ведь именно страхование увеличивает инвестиционный запас страны, который решает вопросы социального и обеспечения.

УДК: 368
Тема: Перспективы развития страхового рынка в России
Theme: Prospects for the development of the insurance market in Russia.

Аннотация: В статье рассмотрены перспективные и прибыльные направления развития рынка страховых услуг, представлены растущие, стагнирующие и уменьшающиеся сегменты развития страховой отрасли, сформулированы основные проблемы, способствующие торможению развития рынка.

Ключевые слова: страхование, перспективы развития, рынок страхования, страховые услуги.

Annotation: Prospective and profitable directions of development of the insurance services market are considered in the article, growing, stagnating and decreasing segments of development of the insurance industry are presented, basic problems are formulated that contribute to the inhibition of market development.

Keywords: insurance, development prospects, insurance market, insurance services.

Литература

  1. Агентство страховых новостей (Электронный ресурс)- Режим доступа: http://www.asn-news.ru/(дата обращения: 24.05.2018)
  2. Бизнес сервис Википедия страхования (Электронный ресурс) — Режим доступа: http://wiki-ins.ru/ (дата обращения: 23.05.2018)
  3. Рейтинговое агентство RAEX (Эксперт РА) (Электронный ресурс) -Режим доступа: https://raexpert.ru/ (дата обращения: 24.05.2018)
    Щербакова Л. Н., 2018

По итогам 2018 года прирост отрасли составил порядка 15 процентов, а выручка компаний стала больше на 13 процентов. Жалобы страховщиков на истощение капитала, однако не подтвердились, поскольку цифры показывают явное снижение объема выплат по страховым случаям, - почти на 7 процентов. В отрасли наметилась явная реструктуризация. Несмотря на агрессивную политику включения страховок в автокредитование, на первое место по содержанию этого сектора услуг вышло страхование жизни.

Учитывая активную пропаганду частного финансового обеспечения и мощную поддержку государственного института прогнозы по отрасли на 2019 год – рост не менее 10 процентов. Стоит отметить и вмешательство корпоративного сектора. Правда, в компаниях модели страхования выглядят по-разному. Часть предприятий покрывает страховые вознаграждения за счет собственной прибыли, а часть обществ перекладывает эти расходы на своих сотрудников (например, «Газпром»).

Динамика рынка страхования 2018 года сменяется стагнацией. Потребители несколько переоценили свои возможности, появилась практика страховых выплат. Добровольное страхование автотранспорта перетекло в разряд обязательного ОСАГО, резко сократилось число договоров КАСКО. Все больше популярности приобретает страхование жизни. При этом страхователи все больше стремятся включить в контракты членов своих семей ввиду нестабильности в кризис и ухудшающейся экологии. С нижних позиций возвращается в отрасль страхование в поездках. Вывод этого вида страхования в онлайн финансирование добавил процент потребителя с наращиванием до минимальных 20% уже в первом квартале 2019 года. Несколько незаметным выглядит на фоне остальных страхование предпринимательских рисков.

🔴Отраслевые риски

Безусловное отношение страховых компаний к финансовому сектору ставит перед компаниями первоочередную задачу оценки рисков. Даже гиганты отрасли видят основную проблему в недооцененности страховых премий по ОСАГО. Динамика страхового рынка страхования сегодня показывает перевес выплат по этому виду договоров над выручкой. На помощь в этом направлении пришел регулятор. По инициативе ЦБ в 2019 году повышается диапазон базовых тарифов. Крайний правый предел увеличен до 20 процентов. Этот задел видится потребителям как фактически очередное повышение. Для страховых компаний это возможность регулировать убытки через корректировку своих тарифов. Работа регулятора в этом отношении продолжится. Рост же количества контрактов КАСКО пока что поддерживается программами франшизы с компенсацией до 20% финансовой нагрузки на плательщика сборов.

📖Как развивалось и поддерживалось российское страхование


В отечественном страховом законодательстве явно прослеживается перенятие опыта европейских стран. Граждане и компании должны понимать, что государство не обладает возможностью, да и не обязано покрывать все риски, возникающие в результате снижения ответственности собственников имущества или техногенных факторов. Таким образом население все больше переводится на рельсы личного планирования финансов.


💻Электронное страхование

Анализ показателей страхового рынка по видам страхования показывает новый и явный катализатор развития отрасли. Это заключение полисов через удаленные сервисы. Успешная практика ЕОСАГО натолкнула компании на выдачу электронных полисов по страхованию путешественников в поездках. Это действительно быстро и удобно. Правда, для того чтобы сравнить тарифы клиентам придется пройти большую часть процедуры оформления. В этом отношении «хромает» и ЕОСАГО, не представляющий прозрачной картины для соискателя.

После запуска системы электронного страхования потребители получили в свое распоряжение оперативный сервис без очередей и зависимости от времени работы офисов. Компании в свою очередь увеличили выручку за счет относительно недорого содержания облачных сервисов.

👥Участники рынка

Оценка современного состояния рынка страхования показывает активное участие государства в поддержке отечественных компаний и санации недобросовестных участников рынка. По итогам анализа динамики рынка в первом полугодии 2018 года ушли из отрасли 11 компаний. Устранение было самостоятельным, по больше части из-за нехватки собственного капитала на поддержание резерва. Учитывая равные условия для всех участников рынка, рейтинг страховщиков в 2019 году серьезно не изменится. Согласно практике, все новые игроки обладают серьезным капиталом и финансовой поддержкой. Примером таких участников является Сбербанк с выделенной группой ипотечного страхования. Результат появления сервиса «Клик дом» является закономерным, созданным под реалии и потребности клиентов.

Лидером рейтинга остается долгое время остается «СОГАЗ» - дочерняя компания банковской структуры «Газпромбанк». За ним следуют три аналогичных предприятия, созданных кредитными институтами. Это ООО СК «Сбербанк страхование жизни», ООО СК «ВТБ страхование» и АО «АльфаСтрахование». На четвертом и пятом местах по объемам привлеченных страховых премий сохраняют позиции чисто страховые компании «Ресо» и «Ингосстрах». Замыкает десятку лидеров ООО СК «РГС-жизнь».


Рынок российского страхования к 2019 году все больше приобретает европейскую модель, приобщается к единой финансовой системе. Для обеспечения рисков гражданам и бизнесу нужно думать самостоятельно. Для этого страховщики и государственный институт разработали все необходимые возможности и инструменты.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Добрый день. Виктор Никольский – кредитный аналитик «Standard&Poor’s» у нас в гостях. Здравствуйте.

В. НИКОЛЬСКИЙ - Добрый день.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – О страховании на российском рынке в 2012 году мы говорим. Может быть и в этом году. Что нового нас ждет, нового много достаточно всего. И давайте мы начнем с агрострахования. То есть страхование сельхозпроизводителей.

В. НИКОЛЬСКИЙ - Я хотел бы начать с неких вводных концепций, которые очень характерны для развития всех новых видов страхования в России. Если в Европе новые виды и рост существующих видов в определенной степени обусловлены экономическими отношениями, развитием экономических отношений, потребностью страхования, то в России исторически сложилось и в царской и советской и в современной России страхование, обязательное страхование вводится сверху.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – То есть в Европе это суды.

В. НИКОЛЬСКИЙ - Это не только суды.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Не застраховался – тебе иск на несколько миллионов, миллиардов…

В. НИКОЛЬСКИЙ - Это более развитая финансовая система. Банки не возьмут что-то в залог, если это правильным образом не застраховано.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – У нас кстати соответствует, что ипотека, что автомобили.

В. НИКОЛЬСКИЙ - Соотношение кредитов например, к ВВП если сравнивать Россию и развитые страны, в России гораздо меньше. В этом смысле именно такая форма внедрения обязательных видов наверное имеет смысл, потому что если пойти по пути развитых стран и развивать экономические отношения, культуру страхования, это очень долгий процесс. Мы в определенной степени здесь занимаемся тем, что развитие носит догоняющий характер. И третий момент мне кажется очень важный, у нас все импульсы в развитии определенных видов появляются после того, как какие-то масштабные события катастрофического характера происходят. В частности агрострахование получило очень сильный импульс после засухи прошлого года, когда было уничтожено порядка 17% посевов. И государство выделило на поддержку сельхозпроизводителей 40 млрд. рублей из бюджета. В качестве незапланированных трат. В результате этого возникло ощущение, что действительно необходимо изменить существующую практику страхования сельхозпроизводителей. И буквально два дня назад финальный текст закона был опубликован, но с нашей точки зрения в определенной степени этот закон является существенным компромиссом с трех сторон: со стороны государства, сельхозпроизводителей, и страхователей. И там остались существенные нерешенные проблемы. По сравнению со сложившейся практикой, со следующего года этот закон вступит в силу, 50% премий, которые субсидируются государством, они будут перечисляться напрямую страховой компании. Если раньше эта сумма доводилась до сельхозпроизводителей и дальше он передавал в страховую компанию, то сейчас это будет напрямую.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Не все читали этот закон, основная суть этого закона это субсидирование, помощь, дополнительные деньги. Любой сельхозпроизводитель может прийти в любую страховую компанию, где есть проблемы по агрострахованию и не спрашивая на то разрешение от государства, застраховать посевы свои, животных.

В. НИКОЛЬСКИЙ - Совершенно верно. Государство хочет помочь сельхозпроизводителю сделать это, облегчить его ношу с точки зрения страховых взносов.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – С тем, чтобы в случае возникновения каких-то катаклизмов природных не платить 40 млрд.

В. НИКОЛЬСКИЙ - Убрать с себя ответственность дополнительно отвечать по убыткам…

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – И 50% наши.

В. НИКОЛЬСКИЙ - Причем государство заплатит напрямую страховой компании. То есть раньше тоже было субсидирование, но получалось так, что государство говорит, я заплачу, не сейчас, ближе к концу года. То есть сельхозпроизводитель был вынужден брать кредит, платить за это проценты, обычно подписание договора сельхозстрахования весна. Когда у сельхозпроизводителей очень много трат. И это было очень сложно, порочная была практика. В существующей схеме этого происходить не будет, с другой стороны возникает более существенный вопрос, в случае неоплаты премий по договору страхования он не вступает в силу. Например, если у нас бюджет будет не очень хорошо соблюдать платежную дисциплину…

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – А это возможно?

В. НИКОЛЬСКИЙ - Такое может быть.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Это может быть чисто гипотетически или есть какие-то конкретные факты, которые говорят о том, что это вполне вероятно.

В. НИКОЛЬСКИЙ - На самом деле это вполне вероятно. И как к этому будут подходить страховые компании, пока поскольку сложившейся практики нет, не очень ясно. А договор страхования не будет вступать в силу, либо выплаты будут осуществляться только после полной оплаты премий. То есть, есть такой нюанс, который до конца непонятен. Еще один момент. С 2013 года возможно будет государственная поддержка страхования сельскохозяйственных животных, чего не было раньше. Концепция на развитие животноводства в этом законе отражена. С другой стороны те ограничения, которые вводятся на сам договор страхования, они говорят о том, что наверное несмотря на то, что это закон был восторженно принят всеми, там остались очень существенные проблемы. Например, убыток, который считает страховым, это неурожай более 30%. То есть у нас крупнейший неурожай 2010 года было 17%. Понятно, что они были как-то распределены, у кого-то 10%, а у кого-то 50-60. Но проблема в том, что цифра 17% она показательная. Это средняя температура по больнице. Но здесь если у сельхозпроизводителей 17% убытка, то никакое страхование возмещение не получает. Если он застраховался в рамках этой программы и не докупил дополнительное покрытие у страховой компании за совсем другие деньги.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Это франшиза такая.

В. НИКОЛЬСКИЙ - Да, даже я бы сказал, там в законе есть и оговорка про франшизу, то есть 30% неурожайных, дальше наступает страховой случай. Так еще в пределах этого страхового случая сельхозпроизводитель может выбрать определенную франшизу. То есть еще уменьшить возможность получения возмещения.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Эти 30% тоже франшиза и это наверное…

В. НИКОЛЬСКИЙ - Это ненаступление страхового случая.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Я так полагаю, это сделано для того чтобы снизить ставку.

В. НИКОЛЬСКИЙ - Да.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – И это наверное существенно снижает ставку.

В. НИКОЛЬСКИЙ - Абсолютно. Если страховать недобор в целом, с минимальной 5% неурожайности и больше страховой случай, то ставка получается очень существенная. До 10% от объема застрахованного посева.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – А здесь?

В. НИКОЛЬСКИЙ - Оценки разные. Но порядка 2-3% плюс 50% субсидируется государством. То есть получается в итоге 1-1,5%. Это большая разница. Но в итоге защита, которую сельхозпроизводитель получает за эти 1-2%, по большому счету, то есть представим себе 17% неурожайность, ну это маловероятно, по всем хозяйствам, существенные убытки, реально эта защита не покроет такой убыток, который был в прошлом году.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Это очень с большой натяжкой, потому что это все-таки средняя температура по больнице. Но понятно, что потеряв 25, даже 28 и 29%, а когда такие цифры, еще вопрос как считать. Когда все пропало понятно, а когда то ли 29, то ли 31.

В. НИКОЛЬСКИЙ - Экспертиза теперь будет оплачиваться страховой компанией, это существенное изменение по сравнению с предыдущей практикой. Когда сам сельхозпроизводитель должен был доказывать страховой компании, сколько у него действительно погибло. Пока еще нет сложившейся практики, как это будет работать, как будут работать эти страховые экспертизы, но теперь понятно хотя бы, кто это будет оплачивать. Страховые компании в этом отношении отступили. Есть ощущение из этого закона, что он скорее исходил из той суммы, сколько государство готово потратить на субсидирование сельхозпроизводителей, сейчас в бюджете стоит 5 млрд. Хотя бы это возможность развивать, как-то прививать это, пусть начальный какой-то этап развития, но здесь мы хотя бы как-то движемся в направлении того, что сам сельхозпроизводитель будет понимать.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Боюсь, что может все произойти ровно наоборот, когда сельхозпроизводители потеряют 10-15-20% урожая и придут в страховую компанию, ничего не получат и полностью разочаруются.

В. НИКОЛЬСКИЙ - Здесь еще такой момент и законодатель обратил на это внимание, дело в том, что даже если посмотреть на компании, которые мы рейтингуем на российском рынке, рейтинги не очень высокие и понятно, что обращаются к нам компании самые лучше из крупнейших компаний. И закон фактически прописан на очень развитый страховой рынок. То есть на высокую сознательность страховой компании. Среди крупных страховых компаний эта сознательность действительно высокая, среди небольших, которые на самом деле занимаются псевдострахованием, здесь вопрос не предоставления страховой услуги, а осваивания неких финансов. Я поясню. Дело в том, что крупная страховая компания в России все равно вынуждена использовать перестрахование на Западе потому что капитал не позволяет удерживать существенные риски, и здесь закон не описывает, какую часть риска страховая компания может оставить у себя, а какую обязана передать на Запад. Здесь возникают определенные возможности, как были случаи, когда страховая компания страховала гигантский риск, ничего не передавала и потом просто не платила. В определенном смысле закон говорит о том, что будут созданы фонды как в союзе автостраховщиков. Которые в случае неисполнения обязательств одной компанией будут выплачивать. Но приводит это на самом деле к обратному. Поскольку если есть фонд, который гарантирует, то я буду выбирать наименьший тариф и может быть наихудшую компанию, которая предоставляет мне абсолютно одинаковые по сравнению со всеми виды страхования. В общем, проблем и в этом законе и секторе, к сожалению еще осталось очень много.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Если я правильно знаю, раньше был некий лимит и если сельхозпроизводитель приходил слишком поздно, а лимит уже был выбран, он не мог воспользоваться программой субсидирования. Сегодня как закон вступит в силу…

В. НИКОЛЬСКИЙ - Этот вопрос не решен. То есть вопрос о 5 млрд. решен, то есть эта сумма, которую готовы…

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Но это тоже распределяется как-то по регионам. И вот приходит сельхозпроизводитель, а сумма уже выбрана. Что тогда?

В. НИКОЛЬСКИЙ - Тогда видимо, необходимо приобретать страховой продукт за собственные деньги сельхозпроизводителя.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Вы не считаете этот закон шагом вперед.

В. НИКОЛЬСКИЙ - Наверное, это такой очень компромиссный как нам кажется, шаг вперед. Он действительно позволит развивать отношения сельхозпроизводителей, страховых компаний, государства, но как нам кажется концептуально проблему административного урегулирования убытков сельхозпроизводителей не решил. То есть я думаю, что конечно он будет меняться, в ближайшие два года мы думаем, что он будет видоизменяться, подстраиваться под существующую практику.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Давайте наш эфир построим следующим образом. Первую часть посвятим компаниям, а вторую – людям. Если говорить о компаниях, это закон о страховании особо опасных объектов. Здесь что хотелось бы вам отметить?

В. НИКОЛЬСКИЙ - Так же как с агрострахованием, ОПО после аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, погибли люди, была произведена самая крупная выплата по ущербу компании РОСНО, порядка 200 миллионов долларов. И после этого действительно активно заработал законотворческий процесс в отношении ОПО. Закон принят, в следующем году он реально начнет уже работать. Страховое покрытие достаточно сильно дифференцировано, то есть в зависимости от опасности объекта, от потенциальной угрозы людям варьируется от 10 миллионов до 6,5 млрд. рублей.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Это выплаты людям за потерю…

В. НИКОЛЬСКИЙ - Это лимит. Предприятие крупное, у которого есть опасное производство, если по оценке ущерб может быть более 6 млрд. рублей, лимит, ответственность будет на этом уровне. И страхование будет на этом уровне.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Но это выплата ущерба сотрудникам, третьим лицам, имущество третьих лиц.

В. НИКОЛЬСКИЙ - Совершенно верно.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Без экологии.

В. НИКОЛЬСКИЙ - Экологии нет, да. Средняя сумма по расчетам союза страховщиков ответственности порядка 260 миллионов рублей. То есть средний опасный объект опасен на эти 260 миллионов рублей.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Особо опасные объекты Саяно-Шушенской ГЭС и лифт в доме.

В. НИКОЛЬСКИЙ - Совершенно верно. Всего насчитали отдельных опасных объектов, оценки от 330 тысяч до 365.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Особо опасных объектов. Несколько объектов могут быть на балансе одного предприятия. Давайте завершим тему страхования особо опасных объектов. Точнее говоря гражданской ответственности владельцев ОПО. Потому что по закону само имущество отдельная история. А страхуется гражданская ответственность…

В. НИКОЛЬСКИЙ - Страхуется на усмотрение владельца. Как мы сказали порядка 365 тысяч оценочно опасных объектов в России. Ожидания по страховой премии на ближайший год от 20 до 30 млрд. рублей. Это то, сколько соберут. Так, чтобы приблизительно сравнивать с рынком, у нас весь рынок в итоге в 2010 году мы прогнозируем 630-680 млрд.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Что значит вы прогнозируете в 2010 году?

В. НИКОЛЬСКИЙ - Прошу прощения на конец 2011 года. Где-то 650 средняя оценка.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Но это все вместе.

В. НИКОЛЬСКИЙ - Это все рисковое страхование. Кроме ОМС. Соответственно это достаточно существенная сумма. Где-то 5% от риска, который может дать существенный рост рынка в 2012 году. Мы ожидаем, что в ближайшие один-два года закон начнет работать. И соответственно будет накапливаться некая практика по его применению. Что неизбежно приведет к тому, что он будет корректироваться.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Это премия. Без учета выплат.

В. НИКОЛЬСКИЙ - Но статистики выплат пока нет, здесь сложно сказать, какими они будут. Если посмотреть на практику того же ОСАГО, в момент введения ОСАГО было очень прибыльным, первые наверное два года, на третий год фактически убытки догнали, начали догонять премии, по некоторым регионам он уже начинал быть убыточным. Но ОСАГО это массовый вид страхования, где обращаемость очень высокая. По ОПО здесь может быть один существенный какой-то страховой случай, в результате которого, то есть здесь может быть ситуация, может за весь год практически не быть крупных убытков. А может быть один, но существенный крупный. И в результате этого соотношение выплат и премий оно будет очень волатильное.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Для примера, по Саяно-Шушенской ГЭС.

В. НИКОЛЬСКИЙ - Там погибло 75 человек, если исходить из стоимости жизни в два миллиона, то фактически ответственность только по жизни была бы 150 миллионов рублей.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Но она не в центре города.

В. НИКОЛЬСКИЙ - Если произошло бы не дай бог разрушение плотины, я думаю, что выплаты были бы совершенно другого порядка. В целом я могу сказать, что на реконструкцию Саяно-Шушенской ГЭС, ремонтные работы порядка 40 млрд. рублей было потрачено. Опять же это имущество, которое не входит в ОПО. Но тут сложно говорить. Если бы выплаты по ОПО были именно по жизни, это было бы 150 миллионов, плюс расходы дополнительные.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – А общий лимит ответственности какой?

В. НИКОЛЬСКИЙ - Самый высокий или в целом.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – В целом.

В. НИКОЛЬСКИЙ - Сумма получается очень большая – порядка 7 триллионов рублей. Мы сравнивали это с ОСАГО, опять же в ситуации, если все придут и возьмут по максимуму. Это сравнимо с ответственностью по ОСАГО, тоже порядка 7-8 триллионов. Но это не произойдет, потому что это значит, что все одновременно приходят и просят выплаты.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – То есть если все миллионы владельцев…

В. НИКОЛЬСКИЙ - Все 13 миллионов владельцев автомобилей.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Мы считали 30 с лишним.

В. НИКОЛЬСКИЙ - Да, да. Соответственно эта ситуация маловероятная. Так же как использование всего лимита по ОПО.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Не получилось на две части разбить эфир. И давайте очень коротко обязательное страхование ответственности транспортников перед пассажирами.

В. НИКОЛЬСКИЙ - Эффективно мы движемся в направлении суммы 2 миллиона рублей оценка жизни, так же как у нас сделано в воздушном кодексе. Предполагается, что это будет распространяться на всех перевозчиков, автобус, маршрутка, речное судно и железная дорога. Сейчас после катастрофы с Булгарией, работа интенсифицировалась и ожидается, что это будет принято очень скоро. Пока есть определенные проблемы в законе, связанные со сроками действия договора например, не очень понятно, как это будет тарифицироваться. Есть практика в авиации, но вы понимаете, что авиация и маршрутка это разные степени вероятности каких-то столкновений, аварий. Авиация контролируемая, маршрутка в меньшей степени. Есть определенные позитивные сдвиги. Понятно, что возможно закон позволит отфильтровать рынок от недобросовестных перевозчиков. Создать единую базу перевозчиков. Действительно защитить пассажиров. Но пока это вещь, которая находится в работе.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – То есть вы немножко меня удивило, сказав, что еще куча всяких вопросов не разрешено. Мне казалось, что все уже решено, закон вступает в силу.

В. НИКОЛЬСКИЙ - Вопрос тарификации в ОПО он обсуждается до сих пор. Хотя уже есть предложения по тарифам. Там есть разные лобби от промышленников, страховых компаний, которые постоянно находятся в клинче в отношении, насколько этот тариф экономически обоснован. Мы предполагаем, что в части страхования перевозчика ситуация может быть очень похожей, потому что обширный пласт компаний совершенно различных может быть затронут.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – То есть вопрос тарифов это вопрос принципиальнейший. Пока этот вопрос не решен, говорить о страховании…

В. НИКОЛЬСКИЙ - Эффективно он решен в авиации. И на самом деле там тоже до сих пор идут споры, какие тарифы обоснованы, не делает ли это наших перевозчиков неконкурентоспособными по сравнению с другими компаниями. То есть тут есть очень большой пласт экономических взаимоотношений, который этим законом будет затронут.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – И пока эти вопросы не решены, говорить о том, что закон…

В. НИКОЛЬСКИЙ - Вступит и начнет реально работать…

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Рановато.

В. НИКОЛЬСКИЙ - Да, нам кажется, что это еще потребует некоторого времени.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Так называемое противопожарное страхование, обязательное страхование своего имущества. Не ответственности, а своего собственного имущества, своих квартир, домов и так далее, от пожара, насколько вообще это все реально?

В. НИКОЛЬСКИЙ - Пока что по нормам ГК нельзя вменять обязанность страхования собственного имущества собственнику. Эта норма может быть изменена теоретически, но закон очень социально значимый, даже более чем ОСАГО. Скорее всего это дело не этого года.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – То есть не нужно пугаться, когда различные ведомства говорят о том, что мы введем.

В. НИКОЛЬСКИЙ - Скорее всего, это не произойдет ни в этом, ни в следующем году.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Виктор Никольский, кредитный аналитик рейтинговой компании «Standard&Poor’s» был у нас в гостях. Спасибо вам.

В. НИКОЛЬСКИЙ - Спасибо.

Опубликовано: 25 / 11 / 2018

Всероссийский союза страховщиков () в ходе форума «Страховой бизнес в эпоху перемен» выступил с заявлением о том, что дальнейшее развитие отрасли связано с созданием новых продуктов в разных видах страхования и упрощением урегулирования убытков с использованием IT-систем. Инициатива полностью одобрена и поддержана регулятором.

На сегодняшний день крупные страховщики предпочитают работать наверняка, в их портфеле практически не представлены продукты, ориентированные на узкий круг потребителей — и это, безусловно, экономически оправдано. Но по мере роста интереса к страхованию со стороны населения появление «экзотических» продуктов для успешных игроков рынка станет неизбежной необходимостью.

Сегодняшний заработок страховщиков исключительно на маржинальности в следующем десятилетии уже будет невозможен, цифровизация страхового бизнеса - вопрос ближайших десяти лет.

Согласно статистике

Данные Банка России показывают, что спрос на страховые продукты в стране стремительно растет: количество договоров страхования, заключенных в январе-июне 2018 г. увеличилось до 94,5 миллионов (в годовом сравнении - +6,7%).

При этом цифровизация финансовых рынков - это реальное благо для потребителей, и на страховом рынке она в последнее время происходит достаточно быстро. Так, по данным Российского союза автостраховщиков (), только за первый квартал текущего года 2018 года в сегменте ОСАГО число договоров, заключенных в электронном виде, выросло в 4,5 раза (3,4 млн. полисов «автогражданки» против 745 тыс. за аналогичный период прошлого года).

Однако: количество продуктов на отечественном страховом рынке - порядка двухсот (на рынке США, к примеру, их около трех тысяч); даже крупные страховщики предлагают не более 1-2 новых продуктов в год.

Пример экзотического продукта: страхование домашних питомцев

На российском рынке можно найти лишь пару десятков предложений по страхованию нестандартных рисков, в числе которых - страхование домашних животных. Хотя во многих европейских странах это вид страхования давно является обязательным, у нас он сохраняет статус экзотического.

Эксперты оценивают долю россиян, готовых купить полис страхования здоровья домашнего питомца в 1-5%. Страхование животных - продукт не новый, он запускался многократно, но закрывался из-за невысокого спроса.

На текущий момент на российском рынке представлено порядка 10-ти программ страхования домашних питомцев, причем принимают на страхование обычно породистых животных - членов элитных клубов, участников выставок и соревнованийх.

Базовый страховой тариф (без ветеринарного обслуживания) составляет 5-10 % от стоимости животного, а это обычно немало; если официальной справки о стоимости питомца нет, придется обратиться к независимому оценщику, что тоже весьма недешево.

Но даже готовность владельца платить за страховку сполна не устраняет все проблемы: как правило, каждый страховщик выдвигает дополнительные условия для страхования, основанные на собственном негативном опыте.

Действительно, любой подобный продукт является для страховщика инвестицией, сопряженной с рисками; ошибки возможны как в расчетах объема спроса, так и в тарифах, есть примеры, когда запуск нового продукта из-за недооценки частоты страховых случаев приводил к существенным убыткам.

ВСС и поддержка новых продуктов

В ВСС уверены: пришло время для страховщиков пересматривать свои взгляды и выводить на рынок новые интересные продукты (решения, которые уже существуют на более развитых рынках, появляются постепенно и в России, но пока масштаб инноваций очень скромен).

Среди направлений, знаменующих цифровую эра в страховании, рассматривают:

· телематические решения в страховании;

· спутниковые и космические технологии в страховании;

· страховые приложения для электронных гаджетов;

· технологии BigData (в том числе бюро страховых историй).

Предполагается учитывать также и региональный аспект инноваций в страховании. В рамках объединения с РСА и (Национальный союз страховщиков ответственности ) Всероссийский союз страховщиков запустил IT-дирекцию - направление по созданию единой базы в страховании жилья и по улучшению работы АИС ОСАГО.