В настоящее время нормативное финансирование рассматривается в нашей стране как один из основных финансовых механизмов в модернизации системы образования. Способы финансирования образовательных учреждений Нормативное финансирование образования кратко

Или ее произвольный аналог).

1.Законодательная основа и институциональные предпосылки применения норматива финансирования в образовании

Норматив бюджетного финансирования в образовании был введен Законом «Об образовании» РФ (от 05.01.1996г.). Статья 41 закона устанавливала, что «финансирование образовательных учреждений осуществляется на основе государственных и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения».

С принятием нового законодательства, связанного с изменением принципов разграничения бюджетных полномочий и реформой административной системы, меняется и представление о бюджетных нормативах финансирования в образовании. Законом №122-ФЗ внесены изменения в Закон РФ «Об образовании», которые закрепляют новый подход к нормативам бюджетного финансирования в образовании. «Финансирование федеральных образовательных учреждений осуществляется на основе федеральных нормативов финансирования государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждений - на основе федеральных нормативов и нормативов субъекта Российской Федерации. Данные нормативы определяются по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения в расчете на одного обучающегося, воспитанника, а также на иной основе (статья 41.п.2 Закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 г.).

В связи с передачей на уровень субъекта Федерации ответственности за обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в образовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам возможности разработки и принятия нормативов на местном уровне ограничиваются.

Размер субвенций определяется в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации, в размере, «необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов» (cтатья 29 п.6(1) Закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 г.).

Органами местного самоуправления могут быть установлены нормативы финансирования муниципальных ОУ за счет средств местных бюджетов, в первую очередь нормативы расходов на содержание зданий и коммунальных расходов. Развивая логику нового законодательства, местный уровень может принимать нормативы расходов, осуществляемых за счет собственных средств, которые выходят за рамки «реализации основных общеобразовательных программ». Новое законодательство (федеральные законы №№ 122-ФЗ, 131-ФЗ, 95-ФЗ), связанное с разграничением бюджетных полномочий, относит определение нормативов финансирования в образовании на уровень субъекта Федерации, практически снимая вопрос о федеральных нормативах.

В условиях меняющегося законодательства подушевое бюджетное финансирование должно обеспечить гарантию того, что каждый учащийся вне зависимости от места проживания, возможностей бюджета того муниципалитета, где он проживает, и прочих условий, получит образовательную услугу стандартного качества и объема. При этом должны быть учтены индивидуальные особенности учащегося, которые выражаются в особенностях программ, по которым обучается ребенок (общие программы, программы для детей с девиантным поведением и др.).

Переход на нормативный характер формирования бюджетов образовательных учреждений и распределения бюджетных средств на подушевой основе не требует внесения изменений в существующее федеральное законодательство. И Закон «Об образовании», и вводимое законодательство по разграничению бюджетных полномочий, и бюджетное законодательство дают возможность реализовать нормативный принцип.

Так как субвенция должна обеспечить реализацию основных образовательных программ, то ее расчет должен определяться потребностями в бюджетных средствах, достаточных для этой реализации. То есть региональный закон о субвенциях должен не только содержать абсолютные значения тех сумм, которые будут перечислены муниципалитетам на выполнение этого полномочия субъекта, но и порядок расчета нормативов для осуществления этого расходного обязательства.

Расчет образовательных субвенций по ряду субъектов Федерации на 2004 год показал, что до тех пор, пока регионы будут подменять подушевые нормативы финансирования средними расходами по муниципалитету, существует вполне объективная опасность уменьшения финансирования образовательных учреждений.

В отсутствие финансовых нормативов в областях субвенции рассчитывались по правилам межбюджетных перечислений, то есть как средние значения бюджетных расходов на образование по муниципалитетам, умноженные на число учащихся. Порядок расчета образовательной субвенции в региональных законах, как правило, отсутствует, так как он ничем не отличается от порядка расчета трансфертов и других межбюджетных перечислений.

При формировании межбюджетных отношений (образовательные субвенции регулируются в первую очередь законодательством о межбюджетных отношениях) объемы перечисляемых средств ограничены только бюджетными возможностями. То есть уменьшение финансирования вполне реально, особенно в связи с сокращением численности учащихся. Именно поэтому оптимальным представляется вариант, при котором уже при расчете образовательной субвенции на региональном уровне используется норматив бюджетного финансирования как гарантированной финансовой нормы выполнения образовательных стандартов.

Введением норматива бюджетного финансирования достигается справедливость и прозрачность при формировании бюджета и распределении финансовых средств. В то же время повышения эффективности их использования можно достичь только при сочетании этих условий с расширением самостоятельности в распоряжении средствами самого образовательного учреждения. В этом контексте подушевое нормативное финансирование имеет хорошие перспективы как формы повышения эффективности государственных бюджетных услуг.

Одно из направлений правительственной программы реструктуризации бюджетного сектора предполагает участие организаций различных организационно-правовых форм в предоставлении государственных (муниципальных) услуг и нацеливает на формирование нового набора бюджетных инструментов, основными из которых являются нормативно-подушевое финансирование и государственный (муниципальный) социальный заказ. «Нормативно-подушевое финансирование подразумевает возмещение (путем предоставления субсидий) расходов организации на оказание стандартизируемых услуг конкретным категориям потребителей по единым нормативам, рассчитываемым в административном порядке, в том числе - в соответствии с утвержденными отраслевыми нормативами финансовых затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг».

Еще одно возможное направление применения нормативов связано с концепцией «бюджетирования, ориентированного на результат». Перевод финансирования основных расходов на нормативную основу создает базу для выделения остальных средств на основе «программно-целевого принципа», связанного с достижением конкретных результатов. Развитие этого направления должно ориентироваться на создание стимулов улучшения качества образовательной услуги, повышенного финансового обеспечения тех, кто добивается лучших результатов и т.д. Без введения стандартизированных расходов так называемого нулевого бюджета, который практически и появляется при финансировании по нормативу, сравнение качества работы невозможно. При этом должна возрасти роль самого образовательного учреждения, его администрации в эффективном расходовании ресурсов для достижения максимума результата.

2. Методические подходы

к планированию бюджетных средств на образование и распределению их

на подушевой основе

Методические подходы состоят из двух взаимосвязанных частей, которые позволяют сформулировать:

Порядок планирования и формирования бюджета образования с применением подушевых нормативов и коэффициентов удорожания;

Порядок доведения бюджетных средств до уровня школы и распределение их на подушевой основе.

Такой подход учитывает вводимые законодательством разграничения бюджетных полномочий между уровнями бюджетной системы в области общего образования, особенности финансового обеспечения этих полномочий, а также требования к процедурам по реализации этих полномочий.

Методика планирования финансовых средств при определении норматива бюджетного финансирования на одного учащегося базируется на учете следующих положений:

Планирование осуществляется на основе определения стоимости стандартной бюджетной услуги на учащегося;

Учитывается специфика контингента обучаемых (наличие коррекционных классов, обучение на дому, типы образовательных программ и др.);

В нормативе осуществляется учет законодательно определенных натуральных норм (наполняемость классов, санитарные нормы и др.);

Для определения стоимости стандартной образовательной услуги используются нормы федерального законодательства, обязательные для исполнения и влияющие на стоимость образовательной услуги;

Учет различий в стоимости образовательной услуги по ступеням обучения, по видам образовательных программ, по типам и видам образовательных учреждений осуществляется при помощи коэффициентов удорожания;

Учет сложившихся региональных особенностей (на основе рекомендуемых федеральным законодательством норм по введению дополнительных ставок) осуществляется путем введения дополнительных коэффициентов.

Методика и порядок доведения бюджетных средств до уровня школы и распределения их на подушевой основе решает следующие задачи:

Определение порядка доведения финансовых ресурсов до нижестоящего уровня, порядка формирования бюджета муниципалитета с использованием подушевых нормативов;

Выделение финансовых ресурсов образовательному учреждению в объеме, определенном по нормативу и числу учащихся, и на основе сметы, составленной образовательным учреждением;

Усиление экономической самостоятельности и автономии ОУ.

При этом нормативно-подушевой принцип может быть применен на всех уровнях формирования бюджета и его доведения до бюджетополучателя: региональном, муниципальном уровне образовательного учреждения.

На региональном уровне это выражается в формировании целевых образовательных субвенций на обеспечение образовательного процесса, расчет которых должен осуществляться с применением подушевых нормативов.

На муниципальном уровне при формировании бюджетов образовательных учреждений должны использоваться нормативы (областные или собственные, муниципальные), позволяющие формировать бюджеты образовательных учреждений на тех же принципах.

При формировании бюджетов образовательных учреждений с применением подушевых нормативов может применяться только два показателя: величина норматива на одного обучающегося по типу программы и ступени обучения и число обучающихся по этим программам. Расходы на содержание зданий учитываются дополнительно.

Доведение финансовых ресурсов с одного уровня бюджетной системы до другого, вплоть до образовательного учреждения, осуществляется исключительно по этим двум показателям. Использование статей бюджетной классификации на этапе формирования бюджетов не рекомендуется. Выделение средств образовательному учреждению также осуществляется «единой суммой», без разбивки по статьям.

В том случае, если этот принцип нарушается и муниципалитеты или образовательные учреждения получают бюджетные средства не единой цифрой, а с делением на статьи бюджетной классификации, деформируется сама цель нормативного подушевого финансирования - финансирование по учащимся, получателям образовательной услуги, рост самостоятельности образовательных учреждений в принятии решений.

Елена СОБОЛЕВА, исполнительный директор Национального фонда подготовки кадров:

Внедрение нормативного бюджетного (подушевого) финансирования - актуальнейший вопрос для всех без исключения российских регионов. В соответствии с законодательством, принятым летом 2003 года, субъекты Российской Федерации предоставляют муниципалитетам субвенции для финансирования общеобразовательных учреждений. Однако рассчитываются они по-разному, что не всегда удовлетворяет требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации. Между тем накоплен успешный опыт по внедрению нового финансового механизма в системе общего образования нескольких российских регионов - участников проекта «Реформа системы образования», который финансируется из средств займа Международного банка реконструкции и развития и реализуется Национальным фондом подготовки кадров с 2002 года. Так, в Самарской области, Чувашской Республике, Ярославской области (регионах с разным уровнем экономического развития) уже несколько лет школы успешно финансируются по подушевому принципу, а директора самостоятельно решают вопросы планирования и использования бюджетных средств в существующих законодательных рамках. Таким образом, региональные органы управления образованием получили реальный экономический инструмент построения эффективной образовательной сети, а директора - большую не только финансовую, но и академическую автономию.

Надеемся, что представленные аналитические материалы и рекомендации будут полезны как руководителям региональных и муниципальных органов управления образованием, так и всем школьным директорам.

Финансирование образовательных учреждений не всегда производится денежным способом. Как и во всей российской экономике широкое распространение получили различные денежные и неденежные формы расчетов.

При традиционном способе финансирования финансовые органы перечисляют средства на счета государственного органа управления образованием – главного распорядителя кредитов. При этом денежные средства перечисляются раздельно по защищенными и незащищенными статьям. Орган управления образованием распределяет их между учреждениями, определяет, какую сумму какому учреждению перечислить, а также направление (статью экономической классификации) расходования средств (рис. 4).


Рис. 4. Способы финансирования учреждений образования

Как правило, в число защищенных статей расходов входят следующие:

Заработная плата;

Начисления на заработную плату;

Питание учащихся;

Коммунальные расходы.

При этом на муниципальном уровне чаще всего дальнейшего перечисления средств образовательным учреждениям не происходит. Лишь небольшая доля образовательных учреждений имеет все права юридических лиц, такие как собственные расчетные счета в банках.

В таких случаях средства находятся на счетах Централизованной бухгалтерии органа управления образованием, которая осуществляет все расчеты за образовательные учреждения.

Часто используется вексельный способ финансирования. В бюджет поступают векселя различных предприятий, банков, и финансовые органы передают их органам управления образованием вместо денежных средств. При этом векселя передаются по определенной номинальной стоимости с указанием конкретных сроков их погашения. Орган управления образованием, получив вексель, может:

Дождаться погашения векселя и предъявить его на погашение;

Передать вексель подведомственному учреждению образования для оплаты расходов за выполненные работы и услуги;

Продать на рынке ценных бумаг банку или предприятию (как правило, потеряв часть номинальной стоимости);

Взять в банке ссуду под залог векселя (соответственно, уплатив проценты за пользование ею).

Передача векселя от одного векселедержателя другому оформляется соответствующим договором, актом приема-передачи с указанием номинальной стоимости, серии и номера ценной бумаги, надписанием в векселе нового владельца. Чем длительнее срок обращения векселя, тем ниже его рыночная стоимость по сравнению с номинальной, поэтому дисконт при реализации векселя может достигать 30–40% от номинальной стоимости.

При получении денег по векселю средства распределяются аналогично традиционному порядку финансирования.

Орган управления образованием может использовать непосредственную оплату векселем за предоставленные услуги, выполненные работы подведомственным образовательным учреждениям (например, подрядной строительной организации за произведенный ремонт), которая в дальнейшем самостоятельно реализует полученный вексель (рис. 5).

Рис. 5. Вексельный способ финансирования образовательных учреждений

Последний вариант близок к такой форме расчетов, каквзаимозачеты .

Цель взаимных зачетов – сокращение неплатежей. При таком способе финансирования заключается договор между кредитором образовательного учреждения, органом управления образованием и финансовым органом. Участие самого образовательного учреждения в договоре возможно, но необязательно. Если образовательное учреждение работает в условиях хозяйственной самостоятельности, оно после взаимозачета получает от органа управления образованием уведомление о финансировании.

Во взаимозачете можно выделить три этапа:

1. Финансовый орган засчитывает задолженность предприятия-налогоплательщика по уплате в бюджет налогов, включая штрафы и пени (в части, зачисляемой в соответствующий бюджет).

2. Затем эта сумма засчитывается финансовым органом в качестве финансирования органа управления образованием как главного распорядителя кредитов подведомственным учреждениям.

3. Поставщик товаров, предприятие, оказавшее услуги или выполнившее работы, погашает задолженность образовательных учреждений в счет зачтенных налогов, штрафов, пени. Составляется соответствующий акт сверки с образовательным учреждением (органом управления образованием) (рис. 6).

На практике возникают и многоступенчатые схемы, когда погашается задолженность по налогам одного предприятия, а задолженность образовательные учреждения имеют другому предприятию. В этом случае число участников договора увеличивается, и эти предприятия производят дополнительные расчеты между собой.


В связи с принятием Налогового кодекса взаимозачеты официально запрещены. Однако распространено так называемое целевое финансирование. В этом случае открываются специальные счета, и действия по аналогичному договору сопровождаются движением денежных средств по этим счетам. Так как такие счета открываются, как правило, в одном банке, то реального перечисления денежных средств не производится.

Рис. 6. Финансирование образовательных учреждений методом взаимозачетов

С введением в действие Бюджетного кодекса РФ появился новый способ финансирования – казначейская система исполнения бюджета: образовательные учреждения в первую очередь полностью обеспечивают расходы по защищенными бюджетным статьям.

При финансировании учреждений через органы казначейства главный распорядитель кредитов – орган управления образованием – отстраняется от процедуры собственно финансовых перечислений. Его функции сводятся к тому, что он определяет суммы, подлежащие перечислению, составляет реестр (заявку на финансирование) по каждому учреждению с указанием статей расходов.

Бюджетные средства в этом случае перечисляются финансирующим органом напрямую на банковские счета учреждений, минуя промежуточное звено – орган управления. На счета Централизованной бухгалтерии поступают лишь денежные средства для финансирования расходов образовательных учреждений, обслуживаемых самой Централизованной бухгалтерией.

Однако казначейские органы в ряде случаев могут и сами стать Централизованной бухгалтерией для образовательных учреждений, производя со своих счетов оплату по договорам образовательных учреждений за поставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги. При этом устанавливается порядок предоставления таких договоров на оплату в органы казначейства (рис. 7).


Рис. 7. Казначейская система исполнения бюджета

Процедура согласования кассового плана финансирования проходит в три этапа:

1. Орган управления образованием представляет в казначейство проект сводного кассового плана финансирования по укрупненным показателям на очередной финансовый месяц.

2. Казначейство его анализирует, сопоставляет с прогнозом поступления доходов на планируемый месяц и определяет лимит финансирования главного распорядителя кредитов в целом.

3. В пределах лимита главный распорядитель кредитов – орган управления образованием составляет кассовый план (реестр) на месяц по каждому образовательному учреждению и передает его в казначейство для формирования платежных поручений.

Естественно, что при этом способе финансирования не только директор образовательного учреждения, но и руководитель органа управления образованием теряет многие рычаги оперативного воздействия на ситуацию и не сможет маневрировать финансовыми ресурсами. У органа управления образованием значительно возрастает количество документов, представляемых в органы казначейства.

Положение же руководителя образовательного учреждения осложняется еще и тем, что органы казначейства включают в общий объем бюджетных средств и заработанные учреждением средства, что не оставляет возможности для маневра и самому образовательному учреждению. Более того, такие действия стимулируют образовательные учреждения либо сокращать внебюджетную деятельность, либо уводить «в тень» такие источники финансирования.

Формальными задачами этого способа финансирования становятся сокращение сроков прохождения средств от бюджетодателя до бюджетополучателя и усиление контроля за целевым расходованием расходов, а также обеспечение полного финансирования (защищенных статей бюджета: то есть «хотели как лучше, а получилось как всегда».

В условиях централизации бухгалтерского учета, когда школы не имеют в штате бухгалтера и текущего счета, а банковские и кассовые документы подписывает непосредственно руководитель управления образованием, существует ошибочное мнение о том, что директор школы не является распорядителем кредитов.

Директор школы как распорядитель кредитов имеет право:

Заключать договоры на поставку товаров и оказание услуг и трудовые соглашения на выполнение работ, которые должны в обязательном порядке визироваться главным бухгалтером централизованной бухгалтерии;

Получать в установленном порядке авансы на хозяйственные и другие нужды и разрешать выдачу авансов своим сотрудникам;

Разрешать оплату расходов в счет ассигнований, предусмотренных сметой;

Расходовать в соответствии с утвержденными нормами материалы, продукты и другие материальные ценности на нужды школы; утверждать авансовые отчеты подотчетных лиц, документы по инвентаризации, акты на списание пришедших в ветхость и негодность основных средств и других материальных ценностей в соответствии с действующими положениями; разрешать другие вопросы финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения.

Поэтому именно руководитель образовательного учреждения несет всю полноту ответ­ственности за расходование бюджетных средств строго по целевому назначению.

Руководители образовательных учреждений несут ответственность в установленном порядке за правильное начисление и своевременную выплату заработной платы. Им надо знать вопросы организации расчетов с работниками и трудовое законодательство, регламентирующее условия труда работников образовательных учреждений. Руководитель несет ответственность за правильность составляемой в образовательном учреждении первичной документации, служащей основанием для начисления зарплаты, за представление ее в ЦБ в сроки, обеспечивающие своевременное начисление и выплату.

0

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Санкт-Петербургский государственный

экономический университет»

Кафедра государственных и муниципальных финансов

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Финансы»

«Финансирование системы образования в РФ»

Выполнила: Курбатова М.В.

студентка 3-го курса 2014-2018 срок обучения

направления финансы и кредит

Группа э-1407

Номер зачетной книжки 140502

Научный руководитель: Канкулова М. И.

Оценка научного руководителя

Подпись научного руководителя

Санкт-Петербург

Введение.......................................................................................................................2

Глава 1. Система образования в РФ. Ее социально-экономическая сторона........4

Глава 2. Финансирование образования в России.....................................................7

2.1. Механизм финансирования в общем виде.........................................................7

2.2. Численно-аналитические показатели...............................................................14

Заключение.................................................................................................................27

Список использованной литературы.......................................................................29

ВВЕДЕНИЕ

Я, будучи студенткой 3-го курса СПБГЭУ, очень хотела бы в своей курсовой работе прояснить (в первую очередь для себя) вопрос о финансировании образования в России и его уровне, эта тема касается меня непосредственно. Я обучаюсь на бюджетной основе, соответственно государство РФ полностью оплачивает получение мной высшего образования.

Развитие образования - это государственный потенциал, его будущность.

Повышение качества образования является одним из наиболее приоритетных направлений в социально-экономической сфере развития страны. Наиболее важным аспектом данного направления является финансирование всех ступеней образования.

Невзирая на ежегодное увеличение ассигнований из федерального бюджета на сферу образования, наблюдается недостаток денежных средств для осуществления государственных функций в данной сфере. Дефицит в финансировании способствует появлению и усугублению проблем, связанных с содержанием и качеством образования, доступностью образования для различных слоев населения, полноценным удовлетворением потребностей граждан и другие. Недостаточное финансирование образовательных учреждений также негативно влияет на развитие материальной базы и подготовку высоко квалифицированных специалистов, приводит к эмиграции научно-педагогического персонала заграницу, снижает уровень социально-экономического развития государства, его конкурентоспособность на мировом рынке.

Образование наряду с наукой являются залогом экономического роста, они также отображают уровень благосостояния государства, его граждан.

При условиях рыночных реформ вопрос о финансировании образовательных учреждений остается одной из основных задач государственного бюджета.

ГЛАВА 1.СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В РФ.ЕЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТОРОНА

В этой главе я хочу описать, как устроена система образования в нашей стране, из каких элементов она состоит и как они функционируют.

Система образования является одним из самых важных социальных институтов, который затрагивает интересы всего населения РФ. Ее главная задача в развитии государства -сформировать его человеческий потенциал и повысить качество экономических, социальных и духовных отношений в обществе. Право на получение образования согласно ФЗ «Об образовании в РФ» одно из главнейших и неотъемлемых прав гражданина РФ. Значительное внимание уделяется подготовке специалистов и совершенствованию учебного процесса, его модернизации.

Образовательные учреждения, осуществляющие воспитание, обучение и (или) исполняющие образовательную программу представляют собой основной тип института образования. По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, общественных и религиозных организаций). Но действие законодательства в сфере образования, конечно, охватывает все виды образовательных учреждений, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.

Не так давно (а именно с 29.12.2012) вступил в силу федеральный закон «Об образовании в РФ». Он пришел на замену двум основным законам: «Об образовании» (1992 год) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996 год). Какие же изменения произошли в системе образования, согласно новому закону? Их я указала ниже:

−По новому закону государство обязано обеспечить каждого бесплатным общим образованием в рамках федеральных государственных образованных стандартов (ФГОС). При этом платные образовательные услуги не могут заменять обучение, которое финансируется из бюджета, отмечается в документе. В противном случае образовательная организация обязана вернуть все деньги обучающемуся или его родителям;

−Результаты единого государственного экзамена (ЕГЭ) будут действовать пять лет. Раньше результаты ЕГЭ были действительны до 31 декабря года, следующего за годом выпуска;

−Дошкольное образование становится первым уровнем в системе образования.

−Муниципалитеты обязаны будут предоставить ребенку место в первом классе.

−Изменяется система профессионального образования. Теперь в систему высшего образования входят бакалавриат, специалитет и магистратура, а также послевузовское профессиональное образование. Училища переходят в систему среднего профессионального образования в качестве первой ступени подготовки квалифицированных рабочих и служащих. Согласно закону, среднее профобразование должно быть общедоступным;

−Учителя получают особый статус. Новый закон впервые

законодательно закрепляет особый статус педагогического работника.

Аттестация после девятого класса является обязательной - экзамен сдается в форме ОГЭ.

На данный момент контроль за образованием в Российской Федерации на федеральном уровне выполняют Министерство образования и науки Российской Федерации и подчиненная ему Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки.

Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные и дополнительные образовательные программы:

  • дошкольная образовательная организация;
  • общеобразовательная организация;
  • профессиональная образовательная организация;
  • образовательная организация высшего образования;
  • организация дополнительного образования;
  • организация дополнительного профессионального образования.

ГЛАВА 2.ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

В этой главе речь пойдет о финансировании образования в РФ; его источниках, способах и т.д.

2.1 МЕХАНИЗМ ФИНАНСИРОВАНИЯ В ОБЩЕМ ВИДЕ

Вначале мне бы хотелось описать механизм финансирования образования.

Наше государство в лице федеральных, региональных и местных органов управления является собственником государственных и муниципальных образовательных учреждений. Таким образом, государственное либо муниципальное финансирование являет собой основу получения гражданином образования в пределах установленных стандартов. Ничто так не показывает уровень государственного регулирования образования, как объем бюджетных средств, направленный на его финансирование. Государственное и муниципальное финансирование зависит от различных факторов: от государственного устройства и общей системы государственного управления; законодательного распределения ответственности за виды образования.

Средства федерального бюджета РФ представляют собой основной источник финансирования расходов на образование. Эти средства направляются на финансирование образовательных учреждений федерального ведения, а также на реализацию федеральных образовательных программ и в качестве поддержки для нуждающихся в финансировании образования регионов. В соответствии с российским законодательством осуществляется финансирование деятельности образовательных учреждений.

Финансирование федеральных государственных образовательных учреждений осуществляется на основе федеральных нормативов финансирования государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений на основе федеральных нормативов и нормативов субъекта Российской Федерации. Эти нормативы должны быть установлены в соответствии с видом, типом и категорией образовательного учреждения в расчете на одного обучающегося либо на другой основе. Для отдельных образовательных учреждений(например, малокомплектных сельских) предусмотрены нормативы финансирования, независящие от количества обучающихся.

Правительство Российской Федерации определяет нормативы финансирования федеральных государственных образовательных учреждений.

Органы местного самоуправления могут установить нормативы по финансированию муниципальных образовательных учреждений за счет средств местных бюджетов. Образовательные учреждения могут быть профинансированы юридическими и физическими лицами, также аккумулировать денежные ресурсы путем предоставления платных услуг. Привлечение дополнительных средств вовсе не должно означать снижения объемов финансирования из бюджетов различных уровней. Одним из стабильных источников поступления денежных средств является сдача в аренду помещений, которые принадлежат на праве собственности учебному учреждению, если это не мешает учебному процессу. Дополнительным источником финансирования выступают денежные средства международных организаций, как на безвозмездной основе, так и для осуществления различных международных программ. Также образовательные учреждения могут предоставлять платные услуги. К ним относятся:

  1. Образовательные услуги:

−изучение предметов, которые не предусмотрены в плане;

−услуги психологической помощи;

−курсы по подготовке для дальнейшего поступления в вуз;

  1. Дополнительные услуги по развитию: разные секции, кружки по интересам и т.д.
  2. Спортивно - оздоровительные услуги: организация секций и групп, направленных на укрепление здоровья детей.

Величина ассигнований напрямую зависит от величины доходов

бюджета того или иного уровня. Бюджетный Кодекс РФ определяет порядок финансирования российских образовательных учреждений, а также устанавливает границы применения нормативов финансовых затрат и минимальную бюджетную обеспеченность. Бюджетные расходы в области экономических статей полностью детализированы, это вызвано необходимостью усилить контроль со стороны финансирующих и административных органов за их целевым использованием. Специальный государственный орган в пределах выделенных из бюджета средств определяет объем ассигнований и распределяет расходы на календарный финансовый год.

Такие учреждения как детские дома, детские дома-школы, школы-интернаты для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, коррекционные детские дома и школы для детей с отклонениями в развитии находятся на полно государственном обеспечении.

Существуют два способа финансирования при помощи ассигнований:

−«Нетто-бюджет» - применяется при финансировании денежных средств из бюджета на покрытие четко определенных затрат

−«брутто-бюджет» -способ для обеспечения финансирования организаций, полностью находящихся на бюджетном финансировании. Бюджетные средства предоставляются на все виды расходов.

Способ финансирования образования «брутто-бюджет». Куда же далее перераспределяются бюджетные средства? Выделенные accигнoвания идут на содержание учебных заведений, для оплаты товаров, работ и услуг, которые выполняют физические и юридические лица по государственным и муниципальным кoнтрактам. Расходы на образование являются расходами на социальные нужды, определяющимися на основе принципов сметного планирования и финансирующиеся на конкретные виды затрат. Показатели деятельности учреждений, которые характеризуют обслуживаемые контингенты(количество учащихся, учебных групп, классов, количество воспитанников) представляют собой основу расчетов расходов образовательных учреждений. При этом учитывается время функционирования в течение года. Эти показатели расчетные. Денежный расход насчитывается по норме, которая обеспечивает функционирование и развитие учебного учреждения. Главным условием расходования бюджетных средств является строгое их регламентирование по назначению. Образовательное учреждение не вправе использовать средства на цели, которые не предусмотрены в смете. В состав затрат сметы образовательных учреждений входят:

−оплата труда;

−начисления на оплату труда;

−командировочные и иные компенсационные выплаты работникам; −оплата товаров, работ и услуг;

−капитальный и текущий ремонт;

−приобретение оборудования и предметов длительного пользования.

Также необходима поддержка общества в сторону проводимой образовательной политики, восстановление активного участия и ответственности государства в данной сфере, и, конечно, усовершенствование образования с выделением ресурсов и их рациональным использованием.

Образование - это одно из важнейших социальных благ, финансируя его, государство вкладывает в будущее своего населения. Принципы образования согласно статье 43 Конституции РФ:

−все бесплатно должны обеспечиваться дошкольным воспитанием, общим средним образованием и начальным профессиональным образованием;

−бесплатным средним профессиональным образованием и высшим профессиональным образованием должны обеспечиваться те, кто прошел соответствующий конкурсный отбор на объявленных условиях.

На основе вышеприведенных принципов должно основываться финансирование образования. Основными источниками финансирования образовательных учреждений в условиях рыночной экономики, как я уже упоминала выше, остаются бюджеты бюджетной

системы РФ:

−средства федерального бюджета; −средства бюджетов субъектов РФ;

−средства местных бюджетов.

Вместе с тем, учитывая особенности и значимость образовательных услуг, в рыночной экономике финансирование социальной сферы имеет многоканальный характер (см. Рисунок 2).

Рисунок 2 - Каналы финансирования образовательных услуг

С учетом указанных каналов финансирования, необходимо уточнить две основных модели, базирующиеся на принципах: принцип «бесплатного» государственного образования; принцип «платности» - роль государства ограничена (услугу оплачивают граждане).

Я считаю необходимым уточнить данную точку зрения и представить источники финансирования системы образования на следующей схеме (см.

Рисунок 3).

Рисунок 3 - Источники финансирования образовательных услуг

Изменения в системе образования должны быть нацелены на решение таких вопросов, как:

−доступность образования для различных социальных слоев населения;

−осуществление структурных сдвигов в увязке с требованиями рынка труда;

−повышение качества образовательных услуг;

−финансирование материально-технической базы образования в целях его модернизации.

Финансовый механизм системы образования в общем виде можно представить как систему целевого регулирования процессов формирования, распределения и использования финансовых ресурсов образовательных учреждений в рамках указанных элементов (см. Таблица 1).

Таблица 1 - Финансовый механизм системы образования

Финансовые методы

Финансовые рычаги

Нормативноправовое обеспечение

Информационнометодическое обеспечение

Финансовый анализ; планирование и прогнозирование; - финансовое обеспечение деятельности; - финансовое регулирование; бюджетирование; - инвестирование;

Кредитование;

Финансовый контроль и учет; введение новых систем оплаты труда; - система расчетов; -

Ассигнования;

Субсидии;

Субвенции; - бюджетные инвестиции;

Амортизация;

Арендная плата; - стипендия процентная ставка; - кредиты и займы;

Налоговые льготы и отсрочки и др.

Конституция РФ;

Кодексы; - Федеральное законодательство; - нормативные акты

Правительства РФ; - нормативные акты федеральных министерств, агентств, служб; - нормативноправовые акты региональных органов власти и управления; - нормативные документы вузов; - прочие.

Финансовый учет и отчетность; - управленческий учет и отчетность; - налоговый учет и отчетность; - внутренняя финансовая документация; - информация о внешней среде; - информация об источниках финансирования.

Таким образом, финансирование образовательных учреждений за счет федерального бюджета осуществляются в соответствии с функциональной классификацией, в которой группа «Образование» включает следующие расходы:

−дошкольное образование детей раннего возраста и содержание ДОУ;

−начальное общее, основное общее, среднее общее образование;

−начальную профессиональную подготовку в ССУЗ, СПТУ, межшкольных учебных комбинатах, учебно-производственных мастерских;

−образование в образовательных учреждениях среднего профессионального образования;

−расходы на высшее профессиональное образование;

−профессиональную переподготовку и повышение квалификации,

−молодежную политику и организацию оздоровительной кампании для детей.

2.2. ЧИСЛЕННО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Далее я бы хотела от теории перейти к реальным показателям. Приём в государственные и муниципальные профессиональные образовательные организации и образовательные организации и образовательные организации высшего образования в 2015 году представлены на рисунке 4.

Рисунок 4 - Прием в государственные и муниципальные профессиональные образовательные организации в 2015 году.

Число принятых на обучение в образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена, больше всего приходится на бюджеты субъектов РФ и составляет на 2015 год 323,4 тыс. человек.

Рисунок 5 - Прием в государственные и муниципальные образовательные организации высшего образования в 2015 году

Число принятых на обучение в государственные и муниципальные образовательные организации высшего образования большинство осуществляется с полным возмещением затрат на обучение и составляет 569,9 тыс. человек в 2015году.

По результатам анализа показателей в области высшего профессионального образования можно определить ключевые проблемы структуризации высшего экономического образования в России:

1)дефицитное государственное финансирование высших учебных заведений, приводящее к развитию подготовки специалистов в технических вузах по широкому сектору непрофильных специальностей;

2) низкая оплата труда преподавателей;

3) снижение уровня научно-экономической и методической подготовки преподавателей;

4) повышение уровня коррупции и взяточничества в государственных вузах (взимание платы за бюджетные места, приём на ЕГЭ и оценки на экзаменах);

5) усиление конкуренции вузов при приёме студентов на специальности юридического, экономического и управленческого профилей без учёта сокращения потребностей в таких специалистах;

6) резкое снижение качества заочного (дистанционного) обучения специалистов в малых городах и районах, связанное с недостаточностью материально-технической базы, и отсутствие штатного состава преподавателей, имеющих учётную степень;

7) проблемы трудоустройства бакалавров и специалистов на предприятиях, в организациях и учреждениях отраслей экономики по профилю приобретённой в вузе специальности;

Что касается расходов на образование, то, к 2016 году наблюдается значительное сокращение расходов всех уровней бюджетов бюджетной системы РФ (Таблица 3).

Доля социальных расходов государства в ближайшие 3 года будет значительно снижена, и пропорционально данному снижению возрастет финансирование национальной безопасности, правоохранительной

деятельности и обороны.

Таблица 3 - Расходы консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов на образование на 2014-2016 гг.,

млрд. руб.

Наименование

Отклонение

Консолидированный бюджет РФ и бюджет ГВБФ

Федеральный бюджета

Бюджеты ГВБФ

территориальных ГВБФ

Консолидированный бюджет субъектов РФ

Консолидированный бюджет РФ и бюджет государственных внебюджетных фондов в 2016 году по сравнению с 2015 годом сократился на 1378, 17 млрд. руб. Из них расходы федерального бюджета сократились на 22,04 млрд. руб. за анализируемый период. Данное сокращение вызвано завершением софинансирования региональных программ и передачи финансирования по статье «Образование» с федерального уровня на региональный. Также это связано с завершением софинансирования региональных программ по повышению заработной платы учителям.

«По ряду разделов, таких как образование, здравоохранение, физическая культура и спорт, назначается сокращение бюджетных расходов. Наибольший объем расходов по социально важным направлениям политики государства передан на уровень субъектов федерации, именно там происходит концентрация ресурсов на эти цели, именно там происходит увеличение

расходов» - заявил министр финансов Антон Силуанов.

Большая часть федеральных расходов на образование сосредоточена на финансирование высшего и послевузовского профессионального образования, что объясняется передачей в ведение субъектов Российской Федерации образовательных учреждений среднего профессионального образования (см.

Таблица 4)

Таблица 4 - Динамика состава расходов федерального бюджета на 2014 - 2018 годы, млн. руб

Наименование

в % к предыдущему

Образование, в

Дошкольное образование

Общее образование

Начальное профессиональное образование

Среднее професси- ональное образование

Профессиональ ная подготовка, переподготовка

и повышение

квалификации

послевузовское профессиональн ое образование

Молодежная

политика и

оздоровление людей

Прикладные научные исследования в области образования

Другие вопросы в области

образования

Как видно из таблицы, самая большая часть в расходах федерального -это высшее и послевузовское профессиональное образование, 86 % или 507 390, 2 млн. руб. от общего объёма расходов на 2016 год. Самой малой частью в расходах является начальное профессиональное образование всего лишь 0, 8% или 4 469, 2 млн. руб. на 2016 год.

Мировой опыт показывает, что система образования может нормально функционировать и развиваться, а также создавать условия для обеспеченности всего населения общим средним образованием, при условии удельного веса расходов в данной сфере не ниже 5-7 % от ВВП(учитывая при этом особенности конкретного государства). По отношению к ВВП динамика расходов на образование представлено в Таблице 5.

Таблица 5 - Отношение ВВП к динамике расходов на образование в России за 2011-2016 года (в текущих ценах), млрд. руб.

Показатель

Расходы федерального бюджета

в том числе:

на образование

в % к расходам бюджета

Расходы консолидированного бюджета

в том числе:

на образование

в % к расходам

консолидированного бюджета

Из таблицы мы можем сделать вывод о том, что удельный вес(в процентах) расходов на образование к ВВП значительно ниже нормы, заданной мировой практикой. К тому же, данный показатель почти не пересекает границы одной сотой части по отношению в процентах к ВВП Таким образом, напрашивается вывод о том, что сегодняшняя система образования требует финансирования для дальнейшего функционирования и развития. Это и является одной из значительных проблем всей системы образования. Следовательно, необходимо создать программы, нацеленные на повышение бюджетного и внебюджетного финансирования образования, совместно с их рациональным использованием. Недостаточное финансирование образовательных учреждений является следствием снижения материально-технического обеспечения учреждений, низкого уровня оплаты преподавательского труда, в связи с чем сокращается число квалифицированных преподавателей, что выделяет следующую проблему - качество образования.

В общем, наблюдается отрицательная тенденция образовательных учреждений: их количество сокращается, тогда как количество желающих обучаться увеличивается. К тому же, на сегодняшний день происходит сокращение бюджетных расходов. Наибольший объем расходов по социально важным направлениям политики государства передан на уровень субъектов федерации. Непосредственно там происходит концентрация ресурсов на эти цели национальной безопасности и правоохранительной деятельности, именно там осуществляется увеличение расходов.

Объёмы бюджетных ассигнований из федерального бюджета на период

2015-2022 годы на реализацию Федеральной целевой программы отражены на Рисунке 6.

Рисунок 6 - Объёмы бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы на 2015-2022 гг., млн. руб.

До 2018 года объёмы бюджетных ассигнований скачут из года в год. Причиной этому может служить сокращение расходов на образование в связи с увеличением расходов на национальную оборону и национальную безопасность и правоохранительную деятельность. Также сокращение расходов в 2016 и 2018 годах может быть связано с передачей финансирования по разделу «Образование» с федерального уровня на региональный. Несмотря на данные сокращения, наблюдаются позитивные тенденции объёмов бюджетных ассигнований. С 2019 года расходы бюджета на финансирование образования стабильно растут. К 2022 году объём бюджетных ассигнований составляет 225 319, 2 млн. руб. по сравнению с 2016 годом. Можно сделать вывод о том, что к 2022 году все отрасли образования будут на новом, более качественном уровне.

В рамках Федеральной целевой программы «Развитие образования» на 2015-2022 годы заложены 7 основных подпрограмм, целями и задачами которых являются, в основном, модернизация систем образования в целом, улучшение качества образовательных услуг и повышение научно-технического уровня. Объёмы бюджетных ассигнований на реализацию подпрограмм и ФЦП из средств федерального бюджета отражены в Таблице 6.

Таблица 6 - Объёмы бюджетных ассигнований на реализацию

подпрограмм и ФЦП из средств федерального бюджета, млн. руб.

Подпрограммы

Объём бюджетных ассигнований, млн. руб.

Подпрограмма 1. Развитие профессионального образования

Подпрограмма 2. Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей

Подпрограмма 3. Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования

Подпрограмма 4. Вовлечение молодежи в социальную практику

Подпрограмма 5. Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на

2013-2020 годы и прочие мероприятия в области образования государственной программы "Развитие образования" на 2013-

ФЦП 6. "Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы"

ФЦП 7. Федеральная целевая программа "Русский язык" на

2011-2015 годы

Как видно из таблицы, на реализацию всех подпрограмм и ФЦП объёмы бюджетных ассигнований из федерального бюджета составляют 4 134 329, 9 млн. руб. Самые большие расходы приходятся на Подпрограмму 1 «Развитие профессионального образования» и составляют 3 812 771, 0 млн. руб. или 92,2% от общей суммы бюджетных ассигнований. Следом по объёму бюджетный ассигнований приходится на Подпрограмму 2 «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей» и составляет 148 950, 0 млн. руб. или 3, 6 % от общей суммы бюджетных ассигнований. А меньше всего на ФЦП 7 «Русский язык» на 2011-2015 годы и составляют 1 606, 2 млн. руб. или 0, 04% от общей суммы соответственно.

Можно систематизировать основные тенденции как положительных, так и отрицательных явлений в системе высшего образования в России, которые представлены в Таблице 7.

Таблица 7 - Основные тенденции в системе высшего образования России

Положительные

Отрицательные

Переход на уровневую подготовку кадров, сопровождающийся повышением конвертируемости высшего образования России

Утрата самобытных черт российского высшего образования, его фундаментальности и

привилегированности

Значительный рост доступности высшего образования для современной молодёжи

Снижение социального статуса и оценки обществом труда работников высшей школы

Массовая разработка и внедрение «инновационных образовательных программ» и образовательных стандартов европейского образца в процесс обучения студентов

Рост «ножниц» между выпуском специалистов и потребностями в них рынке труда из-за неустойчивого характера взаимосвязей образования практики

Усиление контроля за соблюдением образовательных стандартов со стороны Рособрнадзора

Процесс обучения всё слабее учитывает особенности социально-экономического развития страны и всё в меньшей степени направлен на развитие креативной личности

Создание электронной информационнообразовательной среды и на её основе развитие дистанционного образования

Снижение значимости коммуникационного аспекта взаимоотношений преподавателя и студента

Обострение конкурентной борьбы между региональными ВУЗами

Конкурентная борьба в региональных вузах смещается в область снижения требований к качеству исходного «материала»

Рост заинтересованности части молодёжи в получении достойной занятости на базе добротного образования

Переориентация части молодёжи на зарубежные вузы из-за разочарования в отечественном образовании

Массовое внедрение вузами общедоступных сайтов и развитие процесса преобразования традиционных вузовских структур в службы маркетинга и правового обеспечения инноваций

Таким образом, на основе выявленных тенденций в высшем образовании, можно предположить о будущих перспективах в его развитии: Высока вероятность продолжения движения вузов по пути коммерциализации собственных разработок, научных и образовательных проектов, так как в противном случае произойдет полное исчерпание еще имеющихся научных заделов н творчески мыслящих научно-педагогических кадров по целому ряду направлений вузовской деятельности;

  1. В маркетинге вузовских услуг существуют связанные процессы, где один процесс может подавлять другой. Потому возможно продолжение подавления научной деятельности образовательным процессом, если каждому преподавателю независимо от его научной активности как в настоящее время будет планироваться практически одинаковая по объему учебная нагрузка;
  2. Трудно ожидать развития конкуренции между региональными вузами за счет улучшения качества и снижения цены вузовских услуг пока существует формальная оценка результатов их деятельности со стороны Минобрнауки РФ;
  3. В связи с переходом на уровневую подготовку кадров возможна окончательная трансформация рынка продавца в рынок покупателя стандартизированных вузовских услуг, чтоне позволяет надеяться на значительное повышение социального статуса и оценки обществом труда работников высшей школы, обслуживающих наиболее массовый в ближайшем будущем сегмент образовательного рынка — бакалавра.

На сегодняшний день можно выделить следующие позитивные тенденции российского образования:

−гуманизация и гуманитаризация образовательного процесса, направленные на переход к гуманным, демократическим отношениям между педагогами и учащимися;

−вариативность и разноуровневость содержания образования, введение новых специальностей и специализаций, учебных дисциплин, востребованных изменившимися социально-экономическими условиями (право, основы экономики, основы психологии и педагогики, информатика и др.);

−разработка новых образовательных стандартов, учебных планов и программ, учебно-методических комплексов по предметам;

−дифференциация сети учреждений образования, становление негосударственных образовательных учреждений;

−разработка и внедрение в образовательный процесс систем обеспечения и управления качеством образования; использование учреждениями образования дополнительных источников финансирования, таких как доходы от собственной коммерческой деятельности, средства спонсоров, благотворительные средства.

Таким образом, государственная программа «Развитие образования» на 2015-2022 годы призвана ускорить модернизацию российского образования, результатом которой станет достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям. В программе заложены механизмы стимулирования необходимых системных изменений в образовании.

На сегодняшний день необходимо обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики для экономического роста страны и улучшения уровня и качества жизни населения. Повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного социально ориентированного развития страны.

Заключение

Какие выводы можно сделать по итогу выполненной работы?

В современном мире образование рассматривается как один из краеугольных камней стабильного и высокоэффективного развития общества, удовлетворения современных и будущих потребностей человечества, решения экономических, социальных, экологических и других проблем.

Довольно негативным аспектом в области образования является состояние финансирования образования и науки. Следует кардинально изменить и обновить качество предоставляемых услуг, материальную базу, провести компьютеризацию учебных заведений, внедрить информационные технологии, обеспечить современные подходы к подготовке и повышению квалификации педагогических кадров, ввести новые экономические и управленческие методы развития образования. Все эти проблемы требуют первоочередного решения.

К сожалению, происходит сокращение бюджетных расходов. К 2016 году наблюдается значительное сокращение расходов всех уровней бюджетов бюджетной системы РФ. Наибольший объем расходов по социально важным направлениям политики государства передан на уровень субъектов федерации, именно там происходит концентрация ресурсов на эти цели национальной безопасности и правоохранительной деятельности, именно там происходит увеличение расходов.

Статистический анализ выявил как позитивные, так и негативные тенденции в российском образовании. За последние годы в России число образовательных учебных заведений уменьшилось на 1697, 2 тыс. единиц, общеобразовательных учреждений - на 16, 4 тыс. единиц. Наибольший удельный вес в сокращении занимает число образовательных учреждений начального профессионального образования. Расширение сети негосударственных вузов привело к значительному росту количества высших учебных заведений. Но за последний год число вузов уменьшилось на 34 тыс. единиц, что вызвано изменением законодательства в сфере образования и демографическим провалом, а также сокращением спроса на ряд специальностей, что доказывает общий спад численности обучающихся. В основном, наблюдается увеличение числа негосударственных учреждений и сокращение государственных, что обусловлено недостаточностью средств бюджета, направленного на финансирование образования.

Необходимо найти способы увеличения бюджетного и внебюджетного финансирования образования, которые смогут сочетаться с рациональным их использованием. Дефицит в финансировании образовательных учреждений ведет к снижению материально-технического обеспечения учреждений, низкому уровню оплаты преподавательского труда, что приводит к сокращению числа квалифицированных преподавателей, что выявляет дополнительную проблему - качество образования.

Необходимо принять меры по обеспечению российского населения образованием высокого качества в условиях меняющихся запросов граждан, а также потенциальных изменений в развитии социума и экономики для лучшего уровня жизни и, конечно, экономического роста. Повысить эффективность исполнения молодежной политики в соответствии с инновационным социально ориентированным развитием страны.

В завершение мне бы хотелось процитировать В. В Путина: «Убеждён, у нас единое понимание того, что качественное, современное образование - это залог устойчивого развития нашей с вами страны, основа для самореализации конкретного человека, основа для расширения социальных и экономических возможностей всех граждан страны, стратегический ресурс России, который мы должны укреплять и в полной мере использовать».

Список использованной литературы

Доступен в полной версии работы

Скачать: У вас нет доступа к скачиванию файлов с нашего сервера.

Перевод бюджетного финансирования образования на норма­тивную основу является одним из приоритетных, если не „ самым приоритетным" направлением модернизации образования. В рам­ках формирования эффективных экономических отношений в об­разовании Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г. предусмотрены следующие мероприятия:

Введение нормативного бюджетного финансирования общего среднего и начального профессионального образования с учетом обеспечения государственных образовательных стан­дартов и необходимых условий образовательного процесса;

Разработка дифференцированных нормативов бюджетного финансирования учреждений (организаций) высшего и, в перспективе, среднего профессионального образования, от­ражающих характер реализуемых ими образовательных про­грамм.

Следует отметить, что задача перехода к нормативному бюджетному финансированию образования ставилась и раньше. Еще в 1989 г. при введении в практику уже упоминавшихся новых условий хозяйствования предусматривался перевод финансирова­ния образования на долговременные стабильные нормативы . Вопросы разработки нормативов финансирования для плани­рования финансирования постоянно были в центре внимания и ор­ганов управления образованием, и исследователей. Но нормативы не были разработаны и внедрены в практику.

Нормативный подход к организации финансирования образова­ния был заложен в Законе «Об образовании». Финансирова­ние федеральных государственных образовательных учреждений, в соответствии с законодательством, должно было осуществлять­ся на основе федеральных нормативов финансирования государ­ственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образователь­ных учреждений - на основе федеральных нормативов и нормати­вов субъектов Российской Федерации. Данные нормативы должны определяться по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения в расчете на одного обучающегося, воспитанника, а также на иной основе. Для малокомплектных сельских и рассмат­риваемых в качестве таковых органами государственной власти и органами управления образованием образовательных учреждений норматив финансирования должен учитывать затраты, не завися­щие от количества обучающихся 3 .

3 В настоящее время нет общепринятого критерия отнесения образователь­ных учреждений к категории малокомплектных.

Переход к нормативному финансированию предусматривался в документах и материалах по реформированию и модернизации экономических отношений в сфере образования:

Проектом „ Реформа образования в Российской Федерации: концепция и основные задачи очередного этапа" предусматривался переход к нормативному финансированию и ресурсному обеспечению образования;



Государственным советом в 2001 г. при формировании эф­фективных экономических отношений в образовании была поставлена задача ввести нормативное бюджетное финанси­рование общего среднего и начального профессионально об­разования с учетом обеспечения государственных образова­тельных стандартов и необходимых условий образовательно­го процесса;

Планом действий Правительства Российской Федерации в об­ласти социальной политики и модернизации экономики на 2000-2010 гг. в рамках поэтапного внедрения механизмов нормативного подушевого финансирования предусматривал­ся переход на прозрачную систему финансирования общего образования на основе федерального, регионального и местного нормативов его финансового обеспечения;

Федеральной целевой программой развития образования на 2006-2010 годы в рамках внедрения новых моделей фи­нансирования образовательных организаций всех уровней об­разования предусматривается введение нормативного поду­шевого финансирования;

На заседании Государственного совета 24 марта 2006 г., по­священного проблемам образования, была в очередной раз подчеркнута необходимость формирования новых управлен­ческих технологий и финансовых механизмов, более активно­го внедрения нормативно-подушевого финансирования. Откуда же такое стремление к финансовому инструменту, не получившему широкой практической апробации? Все дело, с моей точки зрения, в оценках нормативного финансирования.

Нормативный метод финансирования образования оценивается как более эффективный по сравнению со сметным финансирова­нием, основным недостатком которого считается неэффективное, неэкономное расходование бюджетных средств. В частности, нор­мативный метод определения объемов финансирования образова­тельных учреждений в сравнении с другими способами расчетов считается обладающим наибольшими потенциальными возможно­стями для определения плановых сумм в максимальном приближении к реальным затратам, связанных с оказанием образователь­ных услуг, нормативное финансирование является спо­собом оптимизации деятельности системы образования.

К преимуществам нормативного финансирования относят и повышение экономической защищенности образовательных учреждений, суще­ственное снижение влияния субъективных факторов при распреде­лении финансовых ресурсов, повышение самостоятельности обра­зовательных учреждений и их заинтересованности в эффективном и законном использовании выделенных средств и др.

Подытоживая оценки преимуществ нормативного финансиро­вания образования, можно представить их в виде некоторого перечня. Нормативное финансирование:

Является средством для выравнивания условий доступа молодежи к обеспеченному государственным финансированием образованию - обучение каждого учащегося обеспечивается из бюджета одинаковой суммой средств;

Повышает обоснованность и планируемость финансирования образовательных учреждений из бюджета - величина норматива обосновывается на стадии ее разработки, а планирова­ние объемов финансирования образовательных учреждений становится в значительной степени технической процедурой;

Рассматривается как гарантия того, что соответствующие денежные средства в образовательное учреждение придут, а их объем будет определяться численностью учащихся и стабильными нормативами, а не административными реше­ниями;

Должно стать также основой бюджетной политики, поскольку нормативы финансирования нужно выполнять не только на стадии исполнения бюджета, но и при его формировании;

Должно повышать активность образовательных учреждений в повышении эффективности использования бюджетных средств;

Является фактором оптимизации сети образовательных учре­ждений, развития элементов конкуренции между ними и т. д.

Несмотря на поставленные еще в 1992 г. задачи и положи­тельные оценки нормативного подушевого финансирования, ши­рокого распространения этот инструмент пока не получил. На ос­нове подушевых нормативов финансируются общеобразовательные учреждения в Чувашской Республике, Самарской и Ярославской областях. Идет работа по переходу на нормативное финансирова­ние в Санкт-Петербурге. Работа в этом направлении осуществля­ется и в других регионах. Нормативы используются в процессе определения сумм, перечисляемых из региональных бюджетов в бюджеты муниципальных образований для финансирования образования.

Не сомневаясь в справедливости положительных сторон нормативного финансирования, следует отметить, что каких-либо оценок его преимуществ перед сметным финансированием, кроме эмпирических (умозрительных, ожидаемых), в литературе, как правило, не приводится. Поэтому затруднительно определить, насколько (именно насколько!) нормативное финансирование лучше критикуемого действующего порядка финансирования.

Кроме того, в ряде случаев положительные оценки норматив­ного подушевого финансирования на практике подтверждения не получают. Например, в Самарской области введение нормативов не привело, как ожидалось, к развитию самостоятельности школ, по­скольку жесткое штатное расписание и не менее жесткие сметы по ремонту помещений оставили руководителям школ совсем немного

места для свободы маневра средствами. Несмотря на сокра­щение численности персонала за период с 1997 по 2003 г., реальная заработная плата учителей снизилась, а общая сумма расходов на образование увеличилась лишь на 6%. За этот же период доля финансовых поступлений из регионального бюджета сократилась и возросла доля муниципального и внебюджетного финансирова­ния. Кроме того, как показали собственные исследования автора, в Самарской области нормативное финансирование в полном смыс­ле этого слова не применялось. Существовало множество нормативов, различающихся по величине не только по районам области, но и по отдельным образовательным учреждениям. В Чувашской Республике не наблюдается признаков улучшения показателей эффективности финансирования образования. Численность персона­ла сокращается, но медленнее, чем численность учащихся. Не появилось признаков решения проблемы привлечения молодых преподавателей, доля учителей старше 50 лет продолжает увеличиваться. Разрыв между заработной платой в системе образования и за ее пределами увеличился. В Ярославской области, несмотря на непродолжительный опыт внедрения нормативного финансиро­вания, уже наметились процессы упразднения классов для отста­ющих учеников из-за высокой стоимости обучения и низкой наполняемости, под вопросом оказалась судьба специальных программ по музыке, театру и искусству.

В качестве последствия нормативного финансирования отмечается также существенное изменение финансового положения об­разовательных учреждений. Результаты такого изменения оцениваются неоднозначно.

Следует учитывать и то обстоятельство, что нормативное фи­нансирование порождает ряд проблем, о которых говорят обычно гораздо менее охотно. Отсутствие ясного понимания этих проблем и их последствий препятствуют широкому применению норматив­ного финансирования в образовании.

ТЕМА 3. ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ

3.2. Финансирование образования

Источниками финансирования образования являются:

Государственный бюджет;
- поступления от платных образовательных услуг;
- научно-техническая деятельность образовательных учреждений и коммерческая реализация ее результатов,
- предпринимательская деятельность образовательных учреждений, не связанная с образованием и научно-технической деятельностью.

Государственное и муниципальное финансирование образования составляет 3,2% ВВП, из средств предприятий и населения по различным каналам в сферу образования поступает 1,7% ВВП. В 90-е гг. произошло резкое падение финансирования образования, вызванное неблагоприятной макроэкономической ситуацией. По уровню финансирования образования Россия заметно отстает от индустриально развитых стран мира. Так, затраты на одного студента в конце 90-х гг. составляли 300 долл. в год, в США – 18 тыс. долл 19 .

Государственное финансирование

Общие расходы на содержание учреждений образования России в последние годы составляют примерно 12% общих расходов консолидированного бюджета. Основная доля расходов приходится на территориальные бюджеты: из федерального бюджета на образование выделяется около 4% его расходов, из бюджетов субъектов РФ - около 20% их расходов.

Расходы на образование в соответствии с бюджетной классификацией включают затраты на общее образование, на воспитание детей и подростков, на культурно-просветительскую работу и на подготовку кадров. В общей сумме расходов на образование затраты на детские дошкольные учреждения составляют примерно 15%, на общее среднее образование - 41%, на школы-интернаты - 8%, на среднее специальное образование - 10,5%, на высшее образование - 11,5%.

В общей сумме бюджетного финансирования средние школы на 99% финансируются из бюджетов субъектов РФ, на 1% - из федерального бюджета. Высшие учебные заведения на 96% финансируются из федерального бюджета и на 4% - из территориальных бюджетов 20 .

Законом предусмотрено, что финансирование образования входит в компетенцию Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В компетенции РФ находятся:

Доля федерального бюджета, направляемая на финансирование образования;
- формирование федерального бюджета в части расходов на образование;
- создание федеральных фондов развития образования;
- установление налоговых льгот, стимулирующих развитие образования;
- определение федеральных нормативов финансирования образования в зависимости от количества учащихся, воспитанников, минимальных размеров ставок заработной платы и должностных окладов работников образовательных учреждений и государственных органов управления образованием.

В компетенции субъектов РФ находится формирование их бюджетов в части расходов на образование и установление региональных нормативов финансирования образования. В компетенции органов местного самоуправления - формирование местных бюджетов и фондов развития образования, разработка и принятие местных нормативов финансирования образования.

Бюджетное финансирование получают и негосударственные образовательные учреждения с момента их государственной регистрации, но существует дискриминация негосударственного и смешанного секторов образования.

Финансирование учреждений образования осуществляется на основе государственных и местных нормативов финансирования в расчете на одного обучающегося или воспитанника по каждому типу образовательного учреждения. Федеральные нормативы финансирования должны утверждаться ежегодно Государственной думой одновременно с принятием закона о федеральном бюджете на очередной год и быть минимально допустимыми. Региональные и местные нормативы финансирования должны учитывать специфику образовательного учреждения и быть достаточными для покрытия средних по данной территории текущих расходов.

Схема финансирования государственных и муниципальных образовательных учреждений определяется типовым положением о соответствующем виде образовательного учреждения.

Расходы на общеобразовательные школы являются основными в общих расходах на образование. Они включают затраты на текущее содержание (зарплата, учебные, канцелярские и хозяйственные расходы, расходы на командировки и др.), приобретение оборудования и инвентаря, капитальный ремонт и строительство новых зданий. Расходы на текущее содержание школ определяются исходя из среднегодового количества классов и среднегодового количества педагогических ставок на один класс.

Расходы на школы-интернаты определяются по числу воспитанников, количеству классов и педагогических ставок. В отличие от общеобразовательных школ здесь дополнительно предусматриваются штат воспитателей и некоторые другие расходы.

Финансирование детских дошкольных учреждений зависит от среднегодового числа детей, количества групп и часов пребывания одного ребенка в детском учреждении. Статьи расходов - зарплата работников учреждения, питание воспитанников, игрушки, канцелярские и хозяйственные расходы, оборудование, пособия. Плата родителей составляет примерно 20% общих расходов детских дошкольных учреждений.

Финансирование подготовки кадров включает финансирование учреждений профессионально-технического образования, среднего специального образования, высших учебных заведений. Бюджетные ассигнования высшей школе направляются в основном государственным учебным заведениям. Расходы определяются отдельно по каждому ВУЗу (с учетом специфических условий их работы) исходя из среднегодового числа студентов, норм их материального обеспечения, ставок заработной платы преподавателей и других показателей. Финансирование высшего образования осуществляется на основе следующих принципов:

1) компенсационный принцип: нехватка средств государственного (регионального) бюджета должна быть компенсирована дополнительными законодательно определенными полномочиями, предоставленными ВУЗу государством (местными властями);
2) принцип наделения высшей школы дополнительными правами в налогообложении;
3) принцип ориентации на вложение средств в развитие высшей школы как субъекта рыночной экономики: инвестирование в перспективные направления деятельности ВУЗа, поддержка развития предпринимательства в высшей школе;
4) реинвестиционный принцип - предоставление высшей школе права на предпринимательский оборот госбюджетных средств в целях увеличения инвестиционных возможностей;
5) принцип равнозначности государственных и негосударственных высших учебных заведений исходит из того, что негосударственные учебные заведения обеспечивают удовлетворение потребностей в образовании, более чутко реагируют на рыночную конъюнктуру, способствуют повышению уровня конкурентности высшего образования, обеспечивают разгрузку государственной системы высшей школы.

Доходы от платной образовательной деятельности

Государственные учреждения образования имеют право выполнять дополнительные платные услуги. К дополнительным платным услугам населению относятся: обучение по дополнительным образовательным программам и платным специальностям, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, углубленное изучение отдельных предметов и т.д. Например, общеобразовательная школа по существующему законодательству имеет право:

Привлекать дополнительные средства за счет организации платных факультативных курсов по углубленному изучению отдельных предметов, специальных лекций и консультаций с приглашением высококвалифицированных специалистов из других организаций, дополнительных занятий физической культурой и спортом;
- предоставлять населению за дополнительную плату образовательные услуги повышенного качества путем снижения наполняемости классов ниже нормативного уровня;
- реализовывать изделия и услуги, полученные в процессе воспитания учеников при выполнении ими заказов предприятий и организаций;
- сдавать в аренду школьные помещения и т.д.

Для негосударственного образовательного учреждения платная образовательная деятельность является основным источником финансирования. Она не рассматривается как предпринимательская, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат по обеспечению образовательного процесса.

Доходы от научно-технической деятельности и коммерческой реализации ее продукта

Образовательное учреждение может получать доходы от выполнения заказов на научно-техническую продукцию как от органов государственной власти, так и коммерческих структур. Доход может быть получен также от реализации учебных изданий, обучающих компакт-дисков, словарей и т.п.

Доходы от предпринимательской деятельности

Предпринимательская деятельность образовательного учреждения - сдача в аренду основных фондов и принадлежащего ему другого имущества, торговля покупными товарами, оказание посреднических услуг, долевое участие в деятельности других предприятий и организаций, приобретение акций, облигаций и других ценных бумаг и получение доходов по ним, ведение иных внереализационных операций, приносящих доход.

Привлечение образовательным учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и абсолютных размеров его финансирования из бюджета.

Спонсорская поддержка

В настоящее время спонсорские средства на поддержку учебных структур относятся после уплаты налогов на чистую прибыль предприятий. Это делает спонсорскую помощь крайне невыгодной для предприятий. Требуется изменить существующий порядок, создать стимулы спонсорской поддержки учреждений образования.

19 Поиск. - 1997. - №13. - С.9.