Мсфо определение. Концептуальные основы отчетности по мсфо: для чего созданы и как ими пользоваться? Затраты по займам

Во всем мире компании (предприятия) составляют и представляют финансовую отчетность. Социальные, экономические и правовые условия, национальные традиции ведения бухгалтерского учета, ориентация национальных стандартов на разных пользователей финансовой отчетности в разных странах привели к тому, что кажущиеся одинаковыми формы отчетности различаются по методике формирования и содержанию экономических показателей.

В условиях интеграции национальной экономики стран, создания совместных предприятий, проникновения капитала за границу появляется объективная необходимость нивелировать эти различия путем сближения правил бухгалтерского учета и процедур, связанных с подготовкой и представлением финансовых отчетов.

Международные стандарты учета – это система взаимосвязанных документов, регламентирующих принципы, методы и категории учета.

Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) – это свод правил, методов, терминов и процедур бухгалтерского учета, носящих рекомендательный характер.

Целью финансовой отчетности является представление необходимой полезной информации всем потенциальным пользователям, заинтересованным в получении сведений о финансовом положении, результатах хозяйственной деятельности компании либо консолидированной группы компаний, эффективности управления и степени ответственности руководителей за порученное дело.

При разработке учетных стандартов обобщался опыт разных стран. МСФО отличаются многовариантностью подходов к решению учетных проблем (например, возможность использовать несколько методов начисления амортизации основных средств, несколько методов учета запасов, несколько вариантов оценки финансовых вложений). Они постоянно дорабатываются и изменяются, принимаются новые.

Принципы, на которых базируются МСФО, таковы:

  • достоверность – экономическая информация должна достоверно и адекватно отражаться в бухгалтерском учете;
  • номинальная оценка – все операции учитываются в бухгалтерском учете в денежной оценке "по номиналу" соответствующих валют с пересчетом, при необходимости, по официально сложившемуся курсу;
  • осторожность – в бухгалтерском учете с большой осторожностью подходят к прогнозам, поскольку учитываются реальные, достоверные затраты;
  • полнота в учете или отсутствие компенсации – происходящие операции должны отражаться полно во всей совокупности данных без какой-либо компенсации;
  • разграничение отчетных периодов – затраты и доходы строго разграничиваются по периодам, к которым они относятся;
  • постоянство бухгалтерских методов – применяемые методы в учете должны быть постоянными и не меняться произвольно;
  • непрерывность – учет ориентирован на то, что предприятие будет функционировать непрерывно или достаточно продолжительный период;
  • двойная запись – применение в бухгалтерском учете системы двойной записи (одновременно по дебету и кредиту корреспондирующих счетов);
  • ответственность – каждый исполнитель в бухгалтерском учете ведет свой участок работ, за который несет полную ответственность;
  • контроль.

МСФО разрабатывает Совет по международным стандартам финансовой отчетности. СМСФО был создан в 1973 г. профессиональными организациями бухгалтеров из девяти стран (Австралия, Канада, Франция, Германия, Япония, Мексика, Голландия, Великобритания и Ирландия). Первоначально в комитет входили семь высококвалифицированных специалистов, которые заложили основу разработки стандартов учета. Первые опыты показали целесообразность унификации учета в международном масштабе.

Сейчас Совет включает более 100 членов профессиональных бухгалтерских организаций – членов Международной федерации бухгалтеров (МФБ). СМСФО является независимым органом частного сектора, целью которого определены унификация принципов бухгалтерского учета, используемых компаниями для составления финансовой отчетности во всем мире.

К настоящему времени разработано более 40 учетных стандартов, касающихся различных аспектов ведения учета.

Цели СМСФО таковы:

  • – разработка и публикация (в соответствии с общественными интересами) МСФО, которые должны соблюдаться при представлении финансовых отчетов, и помощь в их повсеместном принятии и соблюдении;
  • – работа по совершенствованию и гармонизации правил, стандартов и процедур учета, связанных с представлением финансовых отчетов.

СМСФО работает благодаря финансовой поддержке со стороны профессиональных бухгалтерских и других организаций, входящих в его Правление, МФБ и взносам от компаний, финансовых институтов, бухгалтерских фирм и других организаций. Кроме того, СМСФО получает доход от продажи своих публикаций.

МСФО в разных странах используются по-разному, а именно:

  • – в качестве национальных стандартов (Кувейт, Латвия, Мальта, Пакистан, Хорватия);
  • – в качестве национальных стандартов, но с условием, что для вопросов, не затронутых в международных стандартах, разрабатываются национальные стандарты (Малайзия, Папуа-Новая Гвинея);
  • – в качестве национальных стандартов, однако в некоторых случаях возможна их модификация в соответствии с национальными особенностями (Албания, Бангладеш, Барбадос, Замбия, Зимбабве, Кения, Колумбия, Польша, Судан, Таиланд, Уругвай, Ямайка);
  • – национальные стандарты на основе МСФО с дополнительными их разъяснениями (Китай, Иран, Словения, Тунис, Филиппины);
  • – национальные стандарты на основе МСФО, однако некоторые стандарты могут быть более детализированными, чем МСФО (Бразилия, Индия, Ирландия, Литва, Мавритания, Мексика, Намибия, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Сингапур, Словакия, Турция, Франция, Чехия, Швейцария, ЮАР);
  • – национальные стандарты на основе МСФО, за исключением того, что каждый национальный стандарт включает в себя положение, в котором национальный стандарт сравнивается с МСФО (Австралия, Дания, Италия, Новая Зеландия, Швеция, Югославия).

В настоящее время в России национальные стандарты разрабатываются с учетом требований МСФО. Тем не менее, различия между ними до сих пор имеют место, в частности:

  • – по МСФО финансовый год может не совпадать с календарным. Более того, система налогообложения США разрешает фирмам самостоятельно устанавливать сроки финансового года. В российской практике такие подходы исключены. Финансовый год установлен совпадающим с календарным;
  • – в российской системе бухгалтерского учета используется национальная валюта – рубль;
  • – отчетность межнациональной компании подготавливается в валюте страны, где находится их штаб-квартира, но чаще всего – в долларах США, а дочерних предприятий этих компаний – в национальной валюте страны пребывания;
  • – в плане счетов англо-американской модели нумерация счетов отсутствует, счета следуют по степени ликвидности – от наиболее ликвидных видов имущества и обязательств к наименее ликвидным. В российском Плане счетов последовательность обратная. Аналогично размещение статей бухгалтерских балансов;
  • – есть различия в написании чисел, обусловленные национальными традициями. Так, в англо-американской отчетности запятая разделяет разряды целых чисел, а точка отделяет дробную часть от целой. Например, в отчетности по МСФО указывается число в виде 24,376.85, а в российской – 24 376,85;
  • – в российской системе бухгалтерского учета (в отличие от южноамериканской модели) нет процедуры, позволяющей корректировать все статьи баланса на индекс инфляции. Это снижает достоверность финансовой отчетности в процессе ее сравнения за разные периоды;
  • – по МСФО исправление ошибок допускается только методом "черное сторно", т.е. предыдущая ошибочная запись корректируется только в сторону увеличения. В российской практике допускается использование метода "красное сторно".

Развитие внешнеэкономических связей государств, широкая инвестиционная политика настоятельно требуют взаимопроникновения, взаимосвязи, что приводит к взаимообогащению национальных и международных стандартов. На основе национальных стандартов каждой организацией разрабатывается своя стратегия хозяйственной деятельности на определенном рынке продукции, работ и услуг.

Новый Закон о бухучете № 402-ФЗ предполагает, что Положения по бухгалтерскому учету будут заменяться новационными "стандартами бухгалтерского учета". Определенная часть нового закона посвящена порядку их разработки и утверждения. Они будут делиться на федеральные и отраслевые, причем и те и другие обязательны и должны соответствовать "уровню развития науки и практики". За их основу будут браться международные стандарты учета.

Федеральные стандарты независимо от вида экономической деятельности устанавливают:

  • 1) определения и признаки объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, условия принятия их к бухгалтерскому учету и списания их в бухгалтерском учете;
  • 2) допустимые способы денежного измерения объектов бухгалтерского учета;
  • 3) порядок пересчета стоимости объектов бухгалтерского учета, выраженной в иностранной валюте, в валюту РФ для целей бухгалтерского учета;
  • 4) требования к учетной политике, в том числе к определению условий ее изменения, инвентаризации активов и обязательств, документам бухгалтерского учета и документообороту в бухгалтерском учете, в том числе виды электронных подписей, используемых для подписания документов бухгалтерского учета;
  • 5) план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения, за исключением плана счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядка его применения;
  • 6) состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе образцы форм бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах и состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств;
  • 7) условия, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность даст достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период;
  • 8) состав последней и первой бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней;
  • 9) состав последней бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней;
  • 10) упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства.

Федеральные стандарты могут устанавливать специальные требования к бухгалтерскому учету (включая учетную политику, план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения) организаций бюджетной сферы, а также требования к бухгалтерскому учету отдельных видов экономической деятельности.

Отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности.

План счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядок его применения утверждаются нормативным правовым актом Банка России.

Рекомендации в области бухгалтерского учета принимаются в целях правильного применения федеральных и отраслевых стандартов, уменьшения расходов на организацию бухгалтерского учета, а также распространения передового опыта организации и ведения бухгалтерского учета, результатов исследований и разработок в области бухгалтерского учета.

Стандарты экономического субъекта предназначены для упорядочения организации и ведения им бухгалтерского учета. Необходимость и порядок разработки, утверждения, изменения и отмены стандартов экономического субъекта устанавливаются этим субъектом самостоятельно. Они применяются равным образом и в равной мере всеми подразделениями экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения.

Экономический субъект, имеющий дочерние общества, вправе разрабатывать и утверждать свои стандарты, обязательные к применению такими обществами. Стандарты указанного субъекта, обязательные к применению основным обществом и его дочерними обществами, не должны создавать препятствия осуществлению такими обществами своей деятельности.

Федеральные и отраслевые стандарты не должны федеральному закону о бухучете. Отраслевые стандарты не должны противоречить федеральным стандартам. Рекомендации в области бухгалтерского учета, а также стандарты экономического субъекта не должны противоречить федеральным и отраслевым стандартам.

Практическая реализация вышеперечисленных положений Закона о бухучете № 402-ФЗ позволит еще больше сблизить российскую практику бухгалтерского учета со сложившейся международной практикой учета.

1. Международные стандарты финансовой отчетности: сущность и значение

2. Международные стандарты финансовой отчетности: структура, иерархия, содержание, порядок применения

1. Международные стандарты финансовой отчетности: сущность и значение

Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) представляют собой систему общепринятых требований, принципов, правил и процедур, которые определяют общий подход к составлению финансовой отчетности, полезной широкому кругу заинтересованных пользователей, и устанавливают единые требования к признанию, оценке и раскрытию финансово-хозяйственных операций.

Исторически сложилось так, что в каждой стране создавались соб-ственные стандарты учета и отчетности, отвечающие, в первую оче-редь, требованиям, которые выдвигают к отчетности ее основные пользователи.

Развитие международной торговли , появление много-национальных компаний, глобализация рынка капитала , глобализация экономических процессов и информационных технологий вызвала потребность в гармонизации финансовой отчетности компаний раз-ных стран. Это было обусловлено необходимостью получения и предоставления прозрачной, полезной, информативной, сопоставимой, однородной финансовой информации, понятной широкому кругу заинтересованных пользователей. Именно с этой целью было решено разработать международные стандарты финансового учета и отчетности, которые должны были обеспечить единую методологическую базу и установить основные принципы учета, в соответствии с которыми предприятия могли бы вести финансовый учет.

На сегодняшний день международно признанной является финансовая отчетность, составленная либо по МСФО, либо по ГААП США, поскольку только отчетность, подготовленная по этим стандартам, признается большинством фондовых бирж мира: ОПБУ США — для аме-риканских, МСФО — для неамериканских. В этой связи, в зависимости от того в котировальный лист какой биржи хочет войти фирма, и выбирается соответствующая модель учета.

Разработка и использование МСБУ и МСФО в практической деятельности:

Позволяют обеспечить единый подход к формированию качественной, прозрачной, сравнимой и достоверной отчетности в разных странах;

Помогают инвесторам и акционерам из разных стран качественнее анали-зировать отчетность потенциальных получателей инвестиций (опять же из разных стран), подготовленную согласно единым принципам, а значит, сопоставимую;

Позволяют фирмам, выходящим на фондовые площадки в разных странах, готовить не несколько комплектов финансовой отчетности (отдельно для ка-ждой национальной биржи), а ее единый набор для всех бирж, т.е. снижают за-траты на привлечение капитала ;


Повышают общую культуру управления, внутри транснациональных корпо-раций, улучшают систему их внутреннего контроля и аудита .

2. Международные стандарты финансовой отчетности: структура, иерархия, содержание, порядок применения

МСФО представляют собой совокупность взаимосвязанных документов, которые включают в себя:

Предисловие к положениям МСФО;

Концептуальные основы или Принципы подготовки и представления финансовой отчетности;

Собственно стандарты;

Разъяснения к стандартам или интерпретации.

Все они образуют единую систему и не могут применяться по отдельности, вместе с тем, каждый документ как элемент системы имеет определенное назначение.

В Предисловии кратко излагаются цели и порядок деятельности Совета (Комитета) по МСФО, а также разъясняется порядок разработки и применения МСФО.

Концептуальные основы определяют порядок подготовки и представления финансовой отчетности для внешних пользователей. Здесь рассматриваются такие вопросы, как цели финансовой отчетности, основополагающие допущения и качественные характеристики, определяющие полезность отчетной информации, приводятся определения, порядок признания и измерения элементов финансовой отчетности. Сами по себе они не являются стандартами. Концептуальные основы служат базой для разработки положений стандартов, определяют подход к составлению и представлению финансовой отчетности и обуславливают возможность применения профессиональных суждений при решении разного рода вопросов.

Собственно международные стандарты финансовой отчетности представляют собой принятые в общественных интересах положения о порядке подготовки и представления финансовой отчетности по отдельным разделам учета.

Разъяснения к МСФО дают однозначное толкование неясных положений стандартов и обеспечивают их единообразное применение.

В качестве вопросов для разъяснений обычно избираются те, которые связаны:

Либо с применением существующих стандартов, имеющих практическую направленность и представляющих наибольший интерес для пользователей,

Либо возникающих по мере раз-вития экономических отношений.

Наивысшим приоритетом обладает стандарт международной отчетности и обязательные приложения к нему.

МСФО может сопровождаться приложениями, которые не являются частью стандарта:

Основы для выводов;

Иллюстративные примеры;

Таблицы соответствий (между новой и старой редакциями стандарта);

Руководства по внедрению стандарта.

Наконец , в основе МСФО лежат Принципы подготовки и представления отчетности в соответствии с МСФО, которые не являются стандартом и фор-мально не входят в иерархию МСФО.

Ключевым аспектом при разработке новых стандартов, интерпретаций и при-ложений является их соответствие указанным Принципам.

Каждый стандарт посвящен отдельной теме и имеет следующую структуру:

Цель — раскрывает проблемы учета, а также цель публикации данного стандарта;

Сфера употребления — определяет границы стандарта, указывает условия, при которых он не действует. Также может содержать информацию о прекращении действия ранее изданных стандартов в связи с выходом новых;

Определение - раскрывает содержание основных терминов, встречающихся в тексте стандарта;

Описание сущности — является самой большой частью, чаще всего состоит из нескольких разделов, в которых изложены основные прин-ципы решения проблем;

Раскрытие информации — обязательная часть стандарта, содержа-щая информацию, которая должна быть обязательно раскрыта в финан-совой отчетности, примечаниях к ней, учетной политике;

Дата вступления в силу — указывается дата введения данного стан-дарта в действие;

Дополнения — являются необязательной частью, в которой приво-дятся подробные объяснения к отдельным пунктам стандарта.

Каждый стандарт содержит информацию следующего характера:

Объект учета — предоставляется определение объекта учета и ос-новных понятий, связанных с этим объектом;

Признание объекта учета — приводятся критерии отнесения объек-тов учета к разным элементам отчетности;

Отображение в финансовой отчетности — раскрытие информации об объектах учета в разных формах финансовой отчетности.

На практике выделяют следующие случаи применения МСФО в условиях современного уровня развития и гармонизации бухгалтерского учета и отчетности:

Использование МСФО наряду с национальными стандартами;

Адаптация национальных стандартов к МСФО;

Применение МСФО в качестве национальных стандартов.

Тема 8. Совет по международным стандартам финансовой отчетности: структура, порядок работы

1. Совет по международным стандартам финансовой отчетности: общие сведения, цели и задачи

2. Структура и порядок назначения членов Совета по международным стандартам финансовой отчетности

3. Порядок разработки и принятия международных стандартов финансовой отчетности

1. Совет по международным стандартам финансовой отчетности: общие сведения, цели и задачи

С целью создания и совершенствования единых унифицированных стандартов финансо-вой отчетности для всех стран мира 29 июня 1973 г. в результате между-народного соглашения была образована независимая негосударствен-ная организация со штаб-квартирой в Лондоне — Ко-митет по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО) (International Accounting Standards Committee, IASC). В состав Комитета вошли представители 10 крупнейших мировых держав: Австралии, Ка-нады, Франции, Германии, Японии, Мексики, Голландии, Великобри-тании, Ирландии и США.

В 2001 г. Комитет был преобразован в Совет по международным стандартам финансовой отчетности (СМСФО) (International Accounting Standards Board, IASB).

Комитет или Совет по МСФО (СМСФО) представляет собой независимую, неправительственную профессиональную организацию, членами которой являются бухгал-терские (аудиторские) организации разных стран.

Цель деятельности СМСФО заключается в:

1. разработке в общественных интересах единого комплекта высококачественных, понятных (доступных для понимания) и применимых на практике глобальных стандартов бухгалтерского учета, предусмат-ривающих формирование качественной, прозрачной и сравни-мой информации в финансовой отчетности с целью оказания помощи участникам мировых рынков капитала и другим поль-зователям информации в принятии экономических решений;

2. внедрении, широком распространении стандартов, контроле за их соблюдением и обеспечении их единообразной интерпретации;

3. активной работе с органами, устанавливающими националь-ные стандарты, для достижения конвергенции этих стандартов с МСФО в интересах высококачественного решения учетных задач.

До 2000 г. КМСФО ставил задачу гармонизации национальных бухгалтерских стандартов. Этот процесс представлял собой выработку КМСФО качественных решений учетных задач, которые затем должны были использоваться в качестве основы для унификации национальных стандартов.

Предусмотренный новым Уставом процесс конвергенции предполагает выработку СМСФО совместно с национальными регулирующими органами решений учетных задач, которые обеспечивают наиболее эффективную и каче-ственную подготовку и представление информации в финан-совой отчетности.

Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) - это набор международных стандартов бухгалтерского учета, в которых указывается, как конкретные виды операций и другие события должны отражаться в финансовой отчетности. МСФО публикуются Советом по международным стандартам финансовой отчетности, и они точно определяют, как бухгалтеры должны вести и презентовать счета. МСФО были созданы для того, чтобы иметь «общий язык» бухгалтерского учета, потому что стандарты бизнеса и ведение учета могут отличаться как от компании к компании, так и от страны к стране.

Целью МСФО является поддержание стабильности и прозрачности в финансовом мире. Это позволяет предприятиям и индивидуальным инвесторам принимать квалифицированные финансовые решения, поскольку они могут точно видеть, что происходит с компанией, в которую они хотят инвестировать.

МСФО являются стандартными во многих частях мира, включая Европейский Союз и многие страны Азии и Южной Америки, но не в Соединенных Штатах. Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) находится в процессе принятия решения о принятии стандартов в Америке. Страны, которые больше всего выигрывают от стандартов, - это те, которые ведут международный бизнес и инвестируют в него. Эксперты предполагают, что глобальное внедрение МСФО позволит сэкономить деньги на альтернативных сравнительных издержках, а также позволит более свободно передавать информацию.

В странах, которые приняли МСФО, как компаниям, так и инвесторам, выгодно использовать эту систему, поскольку инвесторы с большей вероятностью вкладывают деньги в компанию, если деловая практика компании прозрачна. Кроме того, стоимость инвестиций при этом обычно ниже. Компании, которые ведут международный бизнес, больше всего выигрывают от МСФО.

Стандарты МСФО

Ниже приведен список действующих стандартов МСФО:

Концептуальные основы финансовой отчетности
МСФО/IAS 1 Представление финансовой отчетности
МСФО/IAS 2 Запасы
МСФО/IAS 7
МСФО/IAS 8 Учётная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки
МСФО/IAS 10 События после окончания отчётного периода
МСФО/IAS 12 Налоги на прибыль
МСФО/IAS 16 Основные средства
МСФО/IAS 17 Аренда
МСФО/IAS 19 Вознаграждения работникам
МСФО/IAS 20 Учёт государственных субсидий, раскрытие информации о государственной помощи
МСФО/IAS 21 Влияние изменений обменных курсов валют
МСФО/IAS 23 Затраты по займам
МСФО/IAS 24 Раскрытие информации о связанных сторонах
МСФО/IAS 26 Учёт и отчетность по пенсионным планам
МСФО/IAS 27 Отдельная финансовая отчетность
МСФО/IAS 28 Инвестиции в ассоциированные и совместные предприятия
МСФО/IAS 29 Финансовая отчетность в гиперинфляционной экономике
МСФО/IAS 32 Финансовые инструменты: представление информации
МСФО/IAS 33 Прибыль на акцию
МСФО/IAS 34 Промежуточная финансовая отчетность
МСФО/IAS 36 Обесценение активов
МСФО/IAS 37 Резервы, условные обязательства и условные активы
МСФО/IAS 38 Нематериальные активы
МСФО/IAS 40 Инвестиционное имущество
МСФО/IAS 41 Сельское хозяйство
МСФО/IFRS 1 Первое применение МСФО
МСФО/IFRS 2 Платёж, основанный на акциях
МСФО/IFRS 3 Объединения бизнеса
МСФО/IFRS 4 Договоры страхования
МСФО/IFRS 5 Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращённая деятельность
МСФО/IFRS 6 Разведка и оценка запасов полезных ископаемых
МСФО/IFRS 7 Финансовые инструменты: раскрытие информации
МСФО/IFRS 8 Операционные сегменты
МСФО/IFRS 9 Финансовые инструменты
МСФО/IFRS 10 Консолидированная финансовая отчётность
МСФО/IFRS 11 Совместная деятельность
МСФО/IFRS 12 Раскрытие информации об участии в других предприятиях
МСФО/IFRS 13 Оценка справедливой стоимости
МСФО/IFRS 14 Счета отложенных тарифных разниц
МСФО/IFRS 15 Выручка по договорам с покупателями
SICs/IFRICs Постановления об интерпретации стандартов
МСФО для малых и средних предприятий

Представление финансовой отчетности в соответствии с МСФО

МСФО охватывают широкий спектр учетных операций. Существуют определенные аспекты деловой практики, для которых МСФО устанавливают обязательные правила. Основы МСФО – это элементы финансовой отчетности, принципы МСФО и виды основных отчетов.

Элементы финансовой отчетности в соответствии с МСФО: активы, обязательства, капитал, доходы и расходы.

Принципы МСФО

Основополагающие Принципы МСФО:

  • принцип начисления. В соответствии с этим принципом события отражаются в том периоде, когда они произошли, независимо от движения денежных средств.
  • принцип непрерывности деятельности, который подразумевает, что компания продолжит работу в ближайшем будущем, и у руководства нет ни планов, ни необходимости сворачивать деятельность.

Отчетность в соответствии с МСФО должна содержать 4 отчета:

Отчет о финансовом положении : он также называется балансом. МСФО влияют на то, как взаимосвязаны между собой компоненты баланса.

Отчет о совокупном доходе : это может быть одна форма, или ее можно разделить на отчет о прибылях и убытках мсфо и отчет о прочих доходах, включая имущество и оборудование.

Отчет об изменениях капитала : также известен как отчет о нераспределенной прибыли. Он отражает изменения в прибыли за данный финансовый период.

Отчет о движении денежных средств : в этом отчете суммируются финансовые транзакции компании за данный период, при этом денежные потоки разделяются на потоки по операционной деятельности, инвестициям и финансированию. Рекомендации по данному отчету содержатся в МСФО 7.

В дополнение к этим базовым отчетам, компания также должна представить приложения со сводкой своей учетной политики. Полный отчет часто рассматривается в сравнении с предыдущим отчетом, чтобы показать изменения в прибыли и убытках. Материнская компания должна создавать отдельные отчеты для каждой из своих дочерних компаний, а также консолидированную финансовую отчетность МСФО.

Сравнение стандартов МСФО и американских стандартов (GAAP)

Существуют различия между МСФО и общепринятыми стандартами бухгалтерского учета других стран, которые влияют на расчет финансового соотношения. Например, МСФО не так строги при определении выручки и позволяют компаниям быстрее сообщать о доходах, поэтому, следовательно, баланс в рамках этой системы может показывать более высокий поток доходов. МСФО также имеют другие требования к расходам: например, если компания тратит деньги на разработку или инвестиции на будущее, она не обязательно должна показывать их как расход (т.е. их можно капитализировать).

Еще одна разница между МСФО и ГААП заключается в определении порядка учета запасов. Есть два способа отслеживать запасы: FIFO и LIFO. FIFO означает, что самая последняя единица запасов остается непроданной до продажи предыдущих запасов. LIFO означает, что самая последняя единица запасов будет продана первой. МСФО запрещают LIFO, в то время как американские и другие стандарты позволяют участникам свободно их использовать.

История МСФО

МСФО возникли в Европейском союзе с намерением распространить их на всем континенте. Идея быстро распространилась по всему миру, поскольку «общий язык» финансовой отчетности позволил расширить связи по всему миру. Соединенные Штаты еще не приняли МСФО, так как многие рассматривают американские ОПБУ как «золотой стандарт». Однако, поскольку МСФО становятся более глобальной нормой, ситуация может измениться, если SEC примет решение о том, что МСФО подходят для американской инвестиционной практики.

В настоящее время около 120 стран используют МСФО, и 90 из них требуют, чтобы отчетность компаний полностью была представлена в соответствии с требованиями МСФО.

МСФО поддерживаются Фондом МСФО. Миссия Фонда МСФО (IFRS) - «обеспечить прозрачность, подотчетность и эффективность на финансовых рынках по всему миру». Фонд МСФО (IFRS) не только обеспечивает и контролирует стандарты финансовой отчетности, но также делает различные предложения и рекомендации тем, кто отклоняется от практических рекомендаций.

Целью перехода на МСФО является максимальное упрощение международных сопоставлений. Это сложно, потому что каждая страна имеет свой собственный набор правил. Например, US GAAP отличаются от канадских GAAP. Синхронизация стандартов бухгалтерского учета во всем мире является непрерывным процессом в международном сообществе бухгалтерского учета.

Трансформация финансовой отчетности в соответствии с МСФО

Один из основных методов подготовки финансовой отчетности в соответствии с требованиями МСФО – это трансформация.

Основные этапы трансформации финансовой отчетности в соответствии с МСФО:

  • Разработка учетной политики;
  • Выбор функциональной валюты и валюты представления;
  • Расчет начальных балансов;
  • Разработка модели трансформации;
  • Оценка корпоративной структуры компании с целью определения дочерних, ассоциированных, аффилированных и совместных предприятий, включенных в бухгалтерский учет;
  • Определение особенностей бизнеса компании и сбор информации, необходимой для расчета корректировок трансформации;
  • Перегруппировка и реклассификация финансовых отчетов по национальным стандартам до МСФО.

Автоматизация МСФО

Трансформацию финансовой отчетности МСФО на практике сложно представить без ее автоматизации. Существуют различные программы на платформе 1С, которые позволяют автоматизировать данный процесс. Одним из таких решений является «WA:Финансист». В нашем решении существует возможность транслировать данные бухгалтерского учета, осуществлять мэппинг на счета плана счетов МСФО, делать различные корректировки и реклассификации, осуществлять элиминацию внутригрупповых оборотов при консолидации отчетности. Кроме того, настроены 4 основных отчета МСФО:

Фрагмент Отчета о финансовом положении МСФО в «WA: Финансист»: закладка мсфо «Основные средства».

Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО)

Основные стандарты

Все чаще звучат призывы о необходимости принятия глобальных стандартов отчетности, которые позволили бы обеспечить финансовую прозрачность компаний и избежать повторения кризисных ситуаций на мировом рынке. Роль таких стандартов призваны играть Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), которые получают все большее распространение в мире, в странах, как с развитыми, так и с развивающимися рынками. Большинство стран мира сейчас движутся в направлении перевода

своих систем учета на международные стандарты. Многие страны, как и Россия, находятся лишь в начале этого пути.

В России произошли большие подвижки в процессе внедрения МСФО

в практику. Министерством финансов Российской Федерации одобрена и активно реализуется Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, которая предполагает постепенный переход к международным стандартам.

Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО; IFRS англ. International Financial Reporting Standards) -- набор документов (стандартов и интерпретаций), регламентирующих правила составления финансовой отчетности, необходимой внешним пользователям для принятия ими экономических решений в отношении предприятия. Это правила, устанавливающие требования к признанию, оценке и раскрытию финансово-хозяйственных операций для составления финансовых отчетов компаний во всем мире. Стандарты финансовой отчетности обеспечивают сопоставимость бухгалтерской документации между компаниями в общемировом масштабе, а также являются условием доступности отчетной информации для внешних пользователей.

Разработкой и совершенствованием международных стандартов учета занимается специальная организация - Комитет по международным стандартам бухгалтерского учета, созданный 29 июня 1973 года в соответствии с соглашением бухгалтерских органов Австралии, Канады, Франции, Германии, Японии, Мексики, Нидерландов, Объединенного королевства и Ирландии, а также США. Деятельность Комитета направляется Советом, состоящим из представителей 13 стран и 4 организаций.

Комитет по международным стандартам бухгалтерского учета определяет свои задачи следующим образом:

· формулировать и публиковать в интересах общественности

стандарты бухгалтерского учета, которые необходимо соблюдать при составлении финансовых отчетов, и способствовать их всемирному внедрению и соблюдению;

· проводить общую работу по улучшению и гармонизации правил,

стандартов бухгалтерского учета и методик составления и подачи финансовых отчетов.

Процесс разработки и утверждения международных стандартов включает множество этапов и аналитических стадий. В том числе изучение национальных и региональных бухгалтерских требований и практики, а также других соответствующих материалов, детальный анализ всех вопросов, связанных с темой разрабатываемого стандарта, публикацию и обсуждение проекта международного стандарта учета организациями-представителями различных стран, внесение необходимых корректировок и изменений и последующее утверждение стандарта Комитетом.

Международные стандарты бухгалтерского учета представляют собой совокупность положений, разработанных Комитетом международных бухгалтерских стандартов (IASC), членами которого являются бухгалтеры из более 80 стран. Целью разработки и внедрения международных стандартов является улучшение и гармонизация законодательства, стандартов бухгалтерского учета и порядка составления финансовой отчетности во всем мире.

Каждый стандарт включает, как правило, следующие разделы:

· введение, отражающее общее содержание стандарта, его цели и задачи;

· определения, позволяющие избежать двусмысленности в трактовке;

· объяснения, рассматривающие понятия и их трактовку с точки зрения поставленных целей;

· описание методологических проблем, путей и возможностей их решения;

· предписания, связанные с практической реализацией стандарта;

· дату вступления в силу.

Каждый стандарт предусматривает несколько равных по возможностям, но дающих различные результаты вариантов. При этом их применение не носит жестко регламентированного характера.

Международные стандарты были разработаны с целью удовлетворения потребностей большинства пользователей, принимающих экономические решения (например, о приобретении, сохранении или продаже пакетов акций). Для этих целей были выделены семь основных групп пользователей - инвесторы, служащие, кредиторы, поставщики, покупатели, правительство, общественность. Стандарты являются международно признаваемыми, а также позволяют избежать привязки к модели учета какой-либо отдельной страны. В полной мере международными стандартами руководствуются только транснациональные корпорации, для которых применять национальные методы учета каждой страны не представляется возможным.

В настоящее время вопросами стандартизации и унификации стандартов учета и отчетности занимаются следующие организации:

· Совет по международным стандартам финансовой отчетности;

· Межправительственная рабочая группа экспертов по

международным стандартам учета и отчетности при ООН;

· Европейская Комиссия;

· Комиссия по ценным бумагам и биржам США;

· Совет по разработке финансовых учетных стандартов.

Основу разработки международных стандартов бухгалтерского учета составляют те процедуры, которые исторически сложились в англо - язычных странах, главным образом в США и Великобритании.

Процедура создания нового международного учетного стандарта отличается известной консервативностью, обстоятельностью, занимает относительно продолжительный отрезок времени и состоит из 6 циклов:

1-й цикл - формирование Подготовительного комитета (Steering Committee).

2-й цикл - разработка проекта стандарта.

3-й цикл - подготовка рабочего проекта положений стандарта.

4-й цикл - утверждение Правлением рабочего проекта положений стандарта.

5-й цикл - составление плана разработки международного стандарта.

6-й цикл - подготовка проекта международного стандарта.

Международный стандарт бухгалтерского учета считается принятым, если его одобрили три четверти членов правления. Утвержденным текстом всех международных стандартов считается текст, опубликованный Комитетом на английском языке. Все официальные переводы подготавливаются при участии специалистов СМСФО. В настоящее время официально переведены МСФО на 4 языка (немецкий, русский, французский и польский). Идет работа над официальным переводом на китайский, японский, португальский и испанский языки. Неофициально международные стандарты переведены на более чем 30 языков.

Прежде всего, необходимо отметить, что применение Международных стандартов финансовой отчетности базируется на двух принципах: непрерывности деятельности и начисления.

Принцип непрерывности деятельности предполагает, что предприятие действует и будет продолжать действовать в обозримом будущем (по крайней мере в течение 1 года). Отсюда следует, что предприятие не имеет ни намерения, ни необходимости ликвидировать или сокращать масштабы своей деятельности. Поэтому активы предприятия отражаются по первоначальной стоимости без учета ликвидационных расходов. Если же существует такое намерение или необходимость, то финансовая отчетность должна констатировать этот факт в следующем порядке:

· отражать оценку имущества по ликвидационной стоимости;

· производить списание активов, которые не могут быть получены в полном объеме;

· осуществлять начисление обязательств в связи с прерыванием

договоров и экономическими санкциями.

Принцип начисления исходит из того, что доходы и расходы предприятия отражаются по мере их возникновения, а не по мере фактического получения или выплаты денежных средств или их эквивалентов. Таким образом, этот принцип предполагает:

· признание результата операции по мере ее совершения;

· отражение операций в отчетности того периода, в котором они были осуществлены;

· формирование информации об обязательствах к оплате и обязательствах к получению, а не только о фактически произведенных и полученных платежах.

МСФО не являются догмой, они носят лишь рекомендательный характер, т.е. не являются обязательными для принятия. Чаще всего конкретная страна применяет традиционный национальный бухгалтерский учет, адаптированный к нескольким или большинству международных стандартов.

Перечень международных стандартов включает в себя следующие стандарты:

МСФО 1.Представление финансовой отчетности.

МСФО 2.Запасы.

МСФО 3.Консолидированная финансовая отчетность (заменен ИСФО 27 и 28).

МСФО 4.Учет амортизации (заменен МСФО 16 и 38).

МСФО 5.Информация, подлежащая отражению в финансовой отчетности (заменен МСФО 1).

МСФО 6.Учет воздействия изменяющихся цен (заменен МСФО 15).

МСФО 7.Отчеты о движении денежных средств.

МСФО 8.Чистая прибыль или убыток за определенный период времени, фундаментальные ошибки и изменения в учетной политике.

МСФО 9.Затраты на исследования и разработки (заменен МСФО 38).

МСФО 10.Условные события и события, произошедшие после отчетной даты (частично заменен МСФО 37).

МСФО 11.Договоры подряда.

МСФО 12.Налоги на прибыль.

МСФО 13.Отражение оборотных активов и краткосрочных обязательств (заменен МСФО 1).

МСФО 14.Сегментная отчетность.

МСФО 15.Информация, отражающая влияние изменения цен.

МСФО 16.Основные средства.

МСФО 17.Аренда.

МСФО 18.Выручка.

МСФО 19.Вознаграждения работникам.

МСФО 20.Учет правительственных субсидий и отражение информации о правительственной помощи.

МСФО 21.Влияние изменения валютных курсов.

МСФО 22.Объединение компаний.

МСФО 23.Затраты по займам.

МСФО 24.Раскрытие информации о связанных сторонах.

МСФО 25.Учет инвестиций (заменен МСФО 40).

МСФО 26.Учет и отчетность по программам пенсионного обеспечения (пенсионным планам).

МСФО 27.Сводная финансовая отчетность и учет инвестиций в дочерние компании.

МСФО 28.Учет инвестиций в ассоциированные предприятия.

МСФО 29.Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции.

МСФО 30.Раскрытие информации в финансовой отчетности банков и аналогичных финансовых институтах.

МСФО 31.Финансовая отчетность об участии в совместной деятельности.

МСФО 32.Финансовые инструменты: раскрытие и предоставление информации.

МСФО 33.Прибыль на акцию.

МСФО 34.Промежуточная финансовая отчетность.

МСФО 35.Прекращаемая деятельность.

МСФО 36.Обесценение активов.

МСФО 37.Резервы, условные обязательства и условные активы.

МСФО 38.Нематериальные активы.

МСФО 39.Финансовые инструменты: признание и оценка.

МСФО 40.Инвестиционная собственность.

МСФО 41.Учет в сельском хозяйстве.

В настоящее время действуют еще 5 новых стандартов финансовой отчетности, пока не имеющих самостоятельных номеров в данном перечне:

МСФО 1.Первое применение МСФО.

МСФО 2.Выплаты долевыми инструментами.

МСФО 3.Объединения бизнеса.

МСФО 4.Договоры страхования.

МСФО 5.Выбытие внеоборотных активов, удерживаемых для продажи, и прекращенная деятельность.

Использование МСФО необходимо по следующим причинам:

Во-первых, формирование отчетности в соответствии с МСФО является одним из важных шагов, открывающих российским организациям возможность приобщения к международным рынкам капитала. Общеизвестно, что капитал, особенно иностранный, требует прозрачности финансовой информации о деятельности компаний и отчетности менеджмента перед инвесторами. До тех пор, пока иностранный инвестор не будет иметь возможность проследить и понять через финансовую отчетность, как используется представленный им капитал, Россия останется зоной повышенного риска и, соответственно, будет проигрывать другим странам в привлечении финансовых ресурсов с международных рынков.

В современном мире МСФО постепенно становятся своеобразным ключом к международному рынку капитала. Если компания имеет соответствующую отчетность, она получает доступ к источникам средств, необходимых для развития, но это не означает автоматического предоставления искомых ресурсов, путь к ним достаточно долог и труден. Однако эта компания попадает в число тех избранных, кто при соблюдении прочих условий, может рассчитывать на иностранное финансирование. Если же компания не имеет требуемой отчетности, то она, с точки зрения западного инвестора, не заслуживает доверия и не может рассматриваться, как конкурентоспособная в соревновании с другими соискателями капитала.

Во-вторых, международная практика показывает, что отчетность, сформированная согласно МСФО, отличается высокой информативностью и полезностью для пользователей.

С самого начала стандарты разрабатываются исходя из потребностей конкретных пользователей. При выборе того или иного методического подхода основным критерием служит полезность информации для принятия экономических решений. Не случайно, неотъемлемой частью международных стандартов финансовой отчетности является документ "Основы подготовки и представления финансовой отчетности", определяющий, среди прочего, на кого рассчитана отчетность, каковы потребности пользователей и качественные характеристики финансовой информации, делающие ее полезной этим пользователям. Полезность отчетности, составляемой по МСФО, подтверждает тот факт, что уже сегодня основные фондовые биржи мира допускают представление таких отчетов иностранными эмитентами для котировки ценных бумаг.

В-третьих, использование МСФО позволяет значительно сократить время и ресурсы, необходимые для разработки новых национальных правил отчетности. Эти стандарты закрепляют достаточно длительный опыт ведения бухгалтерского учета и отчетности в условиях рыночной экономики. Они сформированы как результат труда и поиска не одного поколения бухгалтеров-исследователей, представителей разных научных школ. Стандарты учитывают запросы и опыт работы с отчетностью предпринимателей, банковских и других финансовых структур, финансовых аналитиков, профсоюзов, правительственных организаций, представители которых с 1981 г. образуют Консультативную группу в рамках Комитета по МСФО. МСФО не только сокращают расходы компаний по подготовке своей отчетности, но и позволяют снизить затраты по привлечению капитала. Известно, что рыночная цена капитала определяется двумя основными факторами: перспективной отдачей и рисками. Некоторые из рисков действительно характерны для деятельности самих компаний, однако есть и такие, которые вызваны недостатком информации, отсутствием точных сведений об отдаче капиталовложений. Одной из причин информационной недостаточности является отсутствие стандартизированной финансовой отчетности, которая, сохраняя капитал, фактически приумножает его. Это объясняется тем, что инвесторы согласны получать чуть более низкие доходы, зная, что большая открытость информации снижает их риски.

Эти преимущества во многом обеспечивают стремление различных стран к использованию МСФО в национальной практике учета.

О системе Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) и разъяснений к ним, которые введены в действие на территории РФ, мы рассказывали в нашей . А что понимается под концептуальными основами финансовой отчетности?

МСФО: концептуальные основы финансовой отчетности

Концептуальные основы финансовой отчетности - это документ, который принят Советом по МСФО, однако не является ни международным стандартом (IFRS, IAS), ни разъяснениями (IFRIC, SIC).

Концептуальные основы не устанавливают конкретные нормы и правила оценки или раскрытия информации в финансовой отчетности. Более того, ни одно из положений Концептуальных основ не имеет преимущественной силы над положениями конкретных МСФО. Это значит, что при возникновении противоречий между требованиями конкретного стандарта и Концептуальными основами, руководствоваться нужно правилами конкретного МСФО.

Тем не менее, Концептуальные основы являются одним из основополагающих документов в системе МСФО, они устанавливают принципы, которые лежат в основе подготовки и представления бухгалтерской финансовой отчетности по международным стандартам.

Назначение Концептуальных основ состоит в следующем:

  • содействовать Совету по МСФО при разработке будущих стандартов и пересмотре существующих МСФО;
  • содействовать Совету по МСФО в дальнейшей гармонизации нормативных актов, стандартов бухгалтерского учета и процедур, касающихся представления финансовой отчетности;
  • содействовать национальным органам, разрабатывающим стандарты финансовой отчетности, в разработке национальных стандартов;
  • содействовать составителям финансовой отчетности в применении МСФО и рассмотрении вопросов, которые еще не урегулированы конкретным МСФО;
  • содействовать аудиторам в формировании мнения о соответствии финансовой отчетности требованиям МСФО;
  • содействовать пользователям финансовой отчетности в интерпретации информации, содержащейся в отчетности;
  • предоставить информацию о подходе Совета по МСФО к написанию международных стандартов.

В Концептуальных основах рассматриваются следующие вопросы:

  • цель финансовой отчетности;
  • качественные характеристики полезной финансовой информации;
  • определения, принципы признания и подходы к оценке элементов, из которых составляется финансовая отчетность;
  • концепции капитала и поддержания величины капитала.

По своей структуре Концептуальные основы разделены на 3 главы:

Глава Рассматриваемые вопросы (подвопросы)
1. Цель финансовой отчетности общего назначения Цель, полезность и ограничения финансовой отчетности общего назначения:
— информация об экономических ресурсах отчитывающейся организации, требованиях к организации, а также изменениях ресурсов и требований;
— экономические ресурсы и требования;
— изменения экономических ресурсов и требований;
— финансовые результаты, отраженные по методу начисления;
— финансовые результаты, представленные денежными потоками за прошедший период;
— изменения экономических ресурсов и требований, не обусловленные финансовыми результатами
3. Качественные характеристики полезной финансовой информации Качественные характеристики полезной финансовой информации:
— фундаментальные качественные характеристики (уместность, существенность, правдивое представление);
— применение фундаментальных качественных характеристик;
— качественные характеристики, повышающие полезность информации (сопоставимость, проверяемость, своевременность, понятность);
— применение качественных характеристик, повышающих полезность информации.
Ограничение, связанное с затратами на представление полезной финансовой информации
4. Концепция (в редакции 1989 года): оставшийся текст Основополагающее допущение (непрерывность деятельности)
Элементы финансовой отчетности:
— финансовое положение;
— активы;
— обязательства;
— собственный капитал;
— результаты деятельности;
— доходы;
— расходы;
— корректировки, обеспечивающие поддержание капитала
Признание элементов финансовой отчетности:
— вероятность будущей экономической выгоды;
— надежность оценки;
— признание активов;
— признание обязательств;
— признание доходов;
— признание расходов
Оценка элементов финансовой отчетности
Концепции капитала и поддержания величины капитала:
— концепции капитала;
— концепции поддержания величины капитала и определение прибыли