Как написать обращение в налоговый орган. Куда пожаловаться на налоговую инспекцию

Причин для обращения в органы налоговой службы может возникать множество, и не только у предприятий, организаций, но и у физических лиц.

Как правило, текст письма от физического лица составляется в произвольной форме. Оформление же должно соответствовать требованиям делопроизводства, которые регламентируются “Методическими рекомендациями по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти” №76 от 23.12.09г. Письмо составляется на бланке формата А4, иногда допускается формат А5. Левое поле документа должно быть несколько шире для удобства подшивки в папку. В качестве адресата указывается точное наименование территориального органа федеральной налоговой службы, фамилия и инициалы должностного лица, непосредственно к которому отправитель обращается по тому или иному вопросу. Письмо традиционно имеет два информационных блока. Вначале указывается причина обращения, возможно, подтвержденная ссылками на какие-либо документы. Затем излагается непосредственно просьба или требование, направленное на решение возникшей проблемы. В заключительной части указывается дата составления письма, фамилия и инициалы автора. При наличии у отправителя электронной подписи для доставки письма в налоговую можно использовать средства электронного документооборота. Например, программу Контур-Экстерн. Для этого необходимо зайти в меню “Федеральная налоговая служба” и выбрать опцию “Написать письмо”. На экране появится форма подготовки письма.


Далее необходимо заполнить наименования получателя и отправителя, в специальном поле напечатать текст письма. При необходимости программа позволяет вложить файлы объемом не более 15 Мб, воспользовавшись кнопкой “Прикрепить файл”. Если все поля заполнены корректно, а качество прикрепленных файлов соответствует требованиям программы, письмо подписывается электронной подписью и отправляется. Для этого достаточно нажать кнопку “Подписать и отправить”. Успешно доставленный документ отобразится в меню “ФНС” в закладке “Все письма”.


Грамотное и понятное составление различного рода писем и запросов ускорит решение многих проблем, возникающих с органами государственной власти и с федеральной налоговой службой.

Руководители и бухгалтеры в своей работе сталкиваются с неоднозначным толкованием норм действующего законодательства. Будь то новый закон, приказ ФНС или Минфина - нужны дополнительные разъяснения. Где их взять? У первоисточника - в налоговой инспекции. Возникает еще один вопрос: как составить официальный запрос в налоговую ? Чтобы его не вернули и не оставили без рассмотрения.

Законодательная база очень запутана, местами даже для работников ФНС. Существуют не только законы и приказы, но внутренние распоряжения и инструкции, которыми руководствуются работники ФНС. Поэтому получить официальный ответ - это важно, ведь на него можно ссылаться в официальных документах. В спорных вопросах официальный документ может уладить конфликт и не привести к потере репутации (и денег!).

Перед тем как направить запрос в налоговую, необходимо провести подготовительную работу. Во-первых, ознакомиться с уже имеющейся законодательной базой, изучить законы, приказы и официальные разъяснения. Вы будете знать права и обязанности, а это сделает вашу позицию менее уязвимой.

Запрос в налоговую должен отвечать таким критериям: четко, по сути, официальным языком, отвечать требованиям составления запроса. Необходимо также определить форму запроса - устный или письменный.

Устная консультация имеет место тогда, когда вам нужно быстро узнать нужную информацию. При себе вы должны иметь документ, который удостоверяет личность. Тогда инспектор не сможет вам отказать. Ответ вы получите в момент обращения. Это предусмотрено п. 27 Регламента. Вы также можете воспользоваться телефоном.

Обрабатывать письменный запрос налоговый инспектор будет на основании п.п. 33, 34, 37,40,42 Регламента. Образец письменного запроса вы можете посмотреть в приложении 4 к Регламенту.

Официальный запрос в налоговую инспекцию должен иметь:

Физлицо: ФИО, адрес, подпись.

Юрлицо: название, ИНН, адрес, ФИО руководителя, печать.

Узнать «шапку» запроса вы можете по телефону инспекции (например, у секретаря). Звоните за день-два до отправления запроса, ведь начальник инспекции может уйти в отпуск (его могут уволить), за него останется исполняющий обязанности, который будет расписывать почту.

Запрос в налоговую готовьте в двух экземплярах. Одни вы отдаете в канцелярию, на втором они ставят штамп и входящий номер. Это позволит вам потом доказать, что вы действительно отсылали запрос. На вашем экземпляре должна быть дата и ФИО служащего, который принял запрос. Если отсылаете почтой, то обязательно заказным письмом (можно без уведомления). Так у вас останется чек, который вы приложите ко второму экземпляру.

На ответ налоговая инспекция имеет 30 дней. Но запрос может быть исполнен раньше, поэтому возьмите телефон канцелярии, а потом позвоните, чтобы узнать исполнителя. Почту начальник распишет за день-два, еще день необходим на бюрократические проволочки. Такие запросы инспекторы не любят получать, ведь работы хватает и без них, поэтому звоните им, спрашивайте о судьбе запроса, тактично торопите. Так есть шанс получить ответ раньше, ведь, как правило, у инспектора имеются типовые ответы, которые он подстраивает под конкретный запрос.

Судебная практика

Некоторые предприятия отправляют запросы в налоговую , чтобы избежать ответственности (ст. 111 НК РФ). Стоит помнить, что налоговая имеет право разъяснять только порядок заполнения налоговой отчетности. Остальная работа квалифицируется в виде консультации, а поэтому не может быть обстоятельством, которые исключает вину налогоплательщика. Но, общей судебной и административной практики нет. Есть решения судов, когда разъяснения налоговой являлись обстоятельствами, которые освобождали налогоплательщиков от штрафов, хотя вопрос не касался порядка заполнения декларации.


Количество показов: 28363