Финансовой категории и определяет их. Финансовые категории

Финансовые отношения - это сложная система отношений, возникающих в процессе выполнения экономическими категориями финансов своих функций: распределительной и контрольной.

Что же представляют собой финансовые категории и в чем их принципиальное отличие от других экономических категорий?

В чем же суть этой специфики? Специфика финансовых категорий заключается в том, что в основе их функционирования лежит определенный вид экономических отношений, а именно - финансовые отношения.

С другой стороны, не всякая экономическая категория является финансовой, так как в основе их функционирования могут лежать другие специфические экономические отношения, отличные от финансовых.

Финансовые категории в полной мере отвечают всем тем критериям, предъявляемым к экономическим категориям, о которых упоминалось ранее. Они представляют собой наиболее общие, фундаментальные понятия финансовой науки, отражают особую сферу экономических общественных отношений - финансовую. Они имеют четко выраженное специфическое общественное назначение - посредством их финансы могут выполнять свои функции. Финансовые категории независимо от конкретных форм их воплощения на практике являются порождением материального производства на определенной ступени его развития и поэтому имеют объективный характер.

Финансовые отношения представляют собой сложные отношения, возникающие в процессе функционирования всего комплекса финансовых категорий. Это делает возможным и объективно необходимым выражение всей совокупности финансовых отношений через систему финансовых категорий. Остановимся на ней подробнее.

Исходя из состава финансовых отношений, лежащих в основе финансов как экономической категории;

Исходя из стадий процесса общественного воспроизводства;

На базе субъектов финансовых отношений;

Исходя из стадий производственного цикла хозяйствующего субъекта и др.

Рассмотрим комплекс финансовых категорий, функционирующихв каждой из четырех групп финансовых отношений .

В процессе осуществления финансовых взаимоотношенийхозяйствующих субъектов с государством функционируют такие финансовые категории , как доходы и расходы, налоги и отчисления, ссудный процент, основные и оборотные средства .

В экономической теории все они рассматриваются только с одной стороны - как экономические категории. При этом происходит полное игнорирование их финансового характера.

Таким образом, многие финансовые категории пронизывают все сферы финансовых отношений хозяйствующих субъектов, что позволяет сделать определенные выводы и построить адекватную им систему финансовых категорий. Задача сложная, но вполне выполнимая.



Итак, система финансовых категорий , по нашему мнению, включает в себя следующие группы .

Прежде всего - это доходы . Доходы как финансовая категория представляют собой часть финансовых отношений, возникающих между различными субъектами этих отношений по поводу формирования централизованных и децентрализованных целевых фондов денежных средств этих субъектов. Они могут быть различными в зависимости от субъектов финансовых отношений: доходы предприятия, государства, частного лица, работника фирмы и т.п.

Доходы могут выступать в разных формах: в виде выручки, прибыли, налоговых поступлений, заработной платы, дивидендов, процентов и пр. Они являются элементарными финансовыми категориями, то есть доход как финансовая категория включает в себя целый комплекс более простых вторичных финансовых категорий (прибыль, налоги, дивиденды, зарплата, выручка, целевые поступления, мобилизация внутренних ресурсов в строительстве, устойчивые пассивы, паевые взносы членов трудового коллектива и др.).

Второй важнейшей группой финансовых категорий является группа, объединенная в рамках такой категории, как расходы . Расходы как финансовая категория представляют собой часть финансовых отношений, возникающих между различными субъектами этих отношений по поводу использования их доходов и поступлений по целевому назначению. Сюда включаются амортизация, заработная плата, налоги, отчисления, различные платежи (в том числе и страховым компаниям), санкции, проценты и пр.

Третья группа финансовых категорий включает в себя целевые фонды денежных средств . Фонды денежных средств представляют собой такую финансовую категорию, характерной чертой которой является обособление части денежных средств в составе совокупного общественного продукта и связанных с ней финансовых отношений на основе целевого назначения и относительной самостоятельности их функционирования. Мы выделяем их в отдельную группу финансовых категорий, так как они полностью удовлетворяют требованиям, предъявляемым к экономическим (в том числе и финансовым) категориям: имеют специфическое общественное назначение, их существование объективно обусловлено, они являются своего рода кирпичиками фундамента финансовой науки, объединяющими относительно однородные явления.

К таким фондам относятся уставный фонд, объединяющий в себе фонды основных и оборотных средств, фонд накопления и фонд потребления, образующийся при распределении прибыли, страховые и резервные фонды, общегосударственные денежные фонды - бюджетный и внебюджетные (пенсионный, социального страхования, медицинского страхования и пр.), амортизационный фонд, отраслевые централизованные фонды денежных средств, фонд капитального ремонта, благотворительные фонды, фонды общественных организаций и др.

Из данной классификации финансовых категорий следует один важный теоретический вывод.

Вывод К. Маркса о том, что развитие простых категорий приводит к возникновению их групп как более сложного понятия, в свою очередь, из диалектического движения групп возникает ряд, а диалектическое движение рядов порождает всю систему в целом, полностью применим и к системе финансовых категорий. Иными словами, функционирование и движение простых финансовых категорий по мере развития товарно-денежных отношений и государства ведет к возникновению более сложных категорий.

Финансы как сложная и многообразная категория объединяют в себе движение всей совокупности категорий, отражающих финансовые отношения в целом. Эта система финансовых категорий характеризует внутреннюю структуру той части производственных отношений, которая связана с образованием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Иными словами, финансовая категория в хозяйственной практике функционирует в виде конкретных финансовых рычагов и стимулов, а также определенных финансовых показателей, характеризующих деятельность, как отдельного хозяйствующего субъекта, так и государства в целом.

Поэтому сущность любой финансовой категории должна анализироваться в двух аспектах :

во-первых , как финансовой категории;

во-вторых , как внешней реальности, то есть финансового инструмента, активно используемого людьми в процессе их производственной деятельности.

Такой подход имеет важное значение для эффективного использования финансовых категорий на практике.

Таким образом, финансы обладают некими признаками, которые выделяют их из множества других денежных отношений. Финансы - это совокупность денежных отношений, одним из участников которых является государство, посредством которых осуществляются формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для выполнения государством принятых на себя конституционных функций по решению экономических, социальных, политических и иных задач.


Тема 2. Генезис и эволюция финансов. Классическая теория финансов

Можно выделить две крупные стадии, характерные для становления и развития науки о финансах. Первая, начавшаяся во времена Римской империи и закончившаяся в середине XX века, нашла свое теоретическое оформление в так называемой классической теории финансов. На смену этой стадии пришла вторая, логику, которая выражает неоклассическая теория финансов. Суть первой теории состоит в доминанте государства в финансах; суть второй теории - в доминанте финансов частного сектора (точнее, речь здесь идет преимущественно о финансах с позиции крупных компаний и рынков капитала).

Ввиду исключительной продолжительности первой стадии принято выделять в ней отдельные периоды. Один из ведущих теоретиков финансовой науки XIX в., профессор Гейдельберского университета К. Рау (1792 - 1870) выделил три периода в ее развитии:

Ненаучное состояние;

Переход к научной обработке;

Научный (рациональный) период.

Период ненаучного состояния был самым продолжительным - историки финансовой науки относят начало этого периода ко времени Древней Греции и Рима. В те годы господствовал патриархальный взгляд, согласно которому государство рассматривалось в части аккумулирования средств на общественные нужды как обыкновенное частное лицо. Доходы государства складывались из нескольких источников, основным из которых была плата за пользование государственными землями, рудниками, рынками, пристанями и т.п. Направления расходования государственных средств также не отличались большим разнообразием. В то время не было нужды в сложной финансовой системе, так как виды и направления государственных расходов были весьма немногочисленными.

Значительный вклад в систематизацию знаний о финансах был сделан итальянскими учеными; более того, по мнению известного петербургского ученого А. И. Буковецкого, именно в городах Верхней Италии в XV в. произошло собственно зарождение финансовой науки. Так, вопросами систематизации знаний в области финансов занимались такие видные ученые, как Д. Карафа (? - 1487), Н. Макиавелли (1480 - 1540), Дж. Ботеро (1540 - 1617) и другие.

Это были годы раннего меркантилизма, открывшего эпоху первоначального накопления капитала. Основная идея этого течения выражалась в активном вмешательстве государства в хозяйственную жизнь.

Труды итальянских ученых дали толчок к появлению подобных работ и в других странах. Впервые определенную систематизацию финансов выполнил французский ученый Ж. Боден (1530 - 1596), выделивший семь основных источников государственных доходов: домены, воинская добыча, подарки друзей, дань союзников, торговля, пошлины с воза и вывоза, налоги с поданных. Английский философ и экономист Т. Гоббс (1588 - 1679) активно пропагандировал идею косвенного налогообложения, У. Петти (1623 - 1687) разрабатывал идею о стимулировании развития хозяйственной жизни путем разумной налоговой политики, Дж. Локк (1632 - 1704) предлагал заменить все налоги одним - поземельным.

Несмотря на бурное развитие способов, и методов пополнения государственной казны, имевшее место к началу XVII века во многих феодальных государственных, наука о финансах еще не стала общепризнанной. Более того, один из величайших мыслителей того периода, Н. Макиавелли, выражая сомнение в самой возможности существования финансовой науки, аргументировал свою позицию тем, что подобной науке следовало бы иметь какие-нибудь неопровержимые истины, положения, но поскольку их нет, а все сводится лишь к известному навыку и ловкости в обирании граждан, то нет и самой науки. По меткому выражению В. А. Лебедева, теория финансов Средневековья сводилась к следующему несложному положению: «бери, где можно и как можно больше».

Лишь к середине XVIII в. с появлением работ физиократов постепенно начало формироваться понимание того, что подобная разбойничья политика государства в области финансов бесперспективна, что государственное хозяйство должно руководствоваться общими экономическими законами.

XVIII век вообще считается переломным в плане становления и укрепления науки о финансах - именно второй половиной XVIII в. многие ученые датируют появление систематизированной финансовой науки как самостоятельного направления. В эти годы как раз и начался так называемый научный, или рациональный, период в ее развитии. Хотя толчок этому был дан работами физиократов, первые представители систематизированной финансовой науки немецкие ученые Й. Юсти (1720 - 1771) и Й. Зонненфельс (1732 - 1817) были специалистами в области камеральных наук. К камеральным относили науки, имевшие отношение к государственной казне, то есть извлечению доходов для нужд государства: сельское хозяйство, горное дело и др. Финансовая наука входила в этот перечень, поскольку аккумулировала общие сведения о способах получения доходов для нужд государства.

В своей работе «System der Finanzwesens» (1766) Юсти рассматривал сущность финансовой науки в более широком аспекте, поскольку привел в ней учения о доходах государства, его расходах, об управлении камеральными делами, о кредите. Именно Юсти впервые предложил определенные правила для разработки налоговой политики (в дальнейшем большую известность получат правила, сформулированные А. Смитом):

Налоги не должны вредить человеческой свободе и промышленности;

Налоги должны быть справедливы и равномерны;

Налоги должны иметь основательные поводы;

Не должно быть очень много касс и много служащих по взиманию налогов.

Заслуга Юсти и в том, что в отличие от большинства камералистов он уделял существенное внимание не только пополнению казны, но и государственным расходам и предлагал следующее руководящее правило: расходы должны сообразовываться с доходами и всем имуществом, а также приносить обоюдное благо для государя и его подданных.

С работой Юсти перекликается работа Зонненфельса «Grundsatze der Polizei, Handlung und Finanz» (1765), трактовавшего финансовую науку как собрание правил для взимания государственных доходов наиболее выгодным способом. Зонненфельс особо обращал внимание на умеренность сборов с подданных, кроме того, в отличие от Юсти, который отдавал предпочтение доменным доходам, нежели налогам, он ратовал за налоги, считая их нормальным источником доходов государства.

В дальнейшем работа в оформлении нового научного направления значительно интенсифицировалась - уже к концу XIX в. главным образом усилиями представителей немецкой экономической школы сложилось вполне однозначное толкование термина «финансы» и сформировалась структура одноименного научного направления. Произошло окончательное оформление так называемой классической теории финансов, представлявшей собой свод административных и хозяйственных знаний по ведению финансов государства и публичных союзов; в основе этих знаний - систематизация и развитие методов добывания и расходования необходимых средств.

Одно из наиболее коротких и емких определений этого направления дал профессор Павийского университета (Северная Италия) Л. Косса, труды которого в области финансов были весьма популярны в Европе в конце XIX - начале XX в.: «Финансовая наука - есть теория государственного имущества. Она обучает лучшим правилам, по которым следует составлять его, управлять и пользоваться им».

Следует обратить внимание на две особенности сформировавшейся финансовой науки. Во-первых, финансы однозначно трактовались как средства государства: в дальнейшем сферу их приложения расширили - под финансами стали понимать средства, принадлежащие публичным союзам (муниципалитетам, графствам, землям, общинам и др.). Во-вторых, финансы не сводились только к денежным средствам; под финансами понимались любые средства государства, полученные в виде денег, материалов, услуг.

Период становления и развития классической теории финансов, продолжавшийся почти двести лет, закончился в середине XX в. Накануне Второй мировой войны и сразу же после нее ситуация в мировой экономике начинает резко меняться - по мере развития рыночных отношений роль государства и публичных союзов в экономике снижается. Развитие и интернационализация рынков капитала, повышение роли транснациональных корпораций, процессы концентрации в области производства, усиление значимости финансового ресурса как основополагающего в системе ресурсного обеспечения любого бизнеса привели в середине XX в. к необходимости теоретического осмысления роли финансов на уровне основной системообразующей ячейки любой экономической системы, то есть на уровне хозяйствующего субъекта. Усилиями представителей англо-американской финансовой школы теория финансов получила абсолютно новое наполнение по сравнению с изложенными выше взглядами ученых XVIII - XIX вв.

Неоклассическая теория финансов

Сороковые и пятидесятые годы ХХ в. можно назвать началом принципиально новой стадии в развитии финансовой науки в трактовке ее логики и содержания. Именно в эти годы получает свое оформление неоклассическая теория финансов, суть которой состоит в теоретическом осмыслении и обосновании роли и механизмов взаимодействия рынков капитала и крупнейших национальных и транснациональных корпораций в международных и национальных финансовых отношениях.

С определенной долей условности можно утверждать, что неоклассическая теория финансов базируется на четырех исходных тезисах (посылках):

Экономическая мощь государства, а значит, и устойчивость его финансовой системы в значительной степени определяются экономической;

Мощью частного сектора, ядро которого составляют крупные корпорации;

Вмешательство государства в деятельность частного сектора минимизируется;

Из доступных источников финансирования, определяющих возможности развития крупных корпораций, основными являются прибыль и рынки капитала;

Интернационализация рынков капитала, товаров, труда приводит к тому, что общей тенденцией развития финансовых систем отдельных стран является стремление к интеграции.

В наиболее общем виде неоклассическую теорию финансов можно определить как систему знаний об организации и управлении финансовой триадой: ресурсы, отношения, рынки. Ключевыми разделами, послужившими основой формирования этой науки и (или) вошедшими в нее составными частями, являлись: теория полезности, теория арбитражного ценообразования, теория структуры капитала, теория портфеля и модель ценообразования на рынке финансовых активов, теория ценообразования на рынке опционов и теория предпочтений ситуаций во времени.

Обращение внимания на рынки капитала и крупнейшие компании не случайно. Как показывает мировой опыт, в реальной рыночной экономике особую роль играют акционерные общества. Удельный вес их в общем числе предприятий различных форм собственности может быть сравнительно небольшим, однако значимость с позиции вклада в создание национального богатства страны исключительно высока. Так, в США в настоящее время 10 % компаний являются акционерными обществами, 10 % - товариществами, 80 % - небольшими компаниями, находящимися в индивидуальной собственности; вместе с тем на долю каждой из выделенных групп компаний приходится соответственно 80, 13 и 7 % общего объема реализации продукции и услуг. Еще более существен уровень концентрации капитала и значимости отдельных компаний в развитых странах Азии (например, в Южной Корее), где буквально считанное число суперкорпораций контролирует, по сути, всю национальную экономику. Точно так же велика роль финансовых рынков; именно эти рынки являются катализатором многих экономических потрясений (например, Великая депрессия в США в 30-е годы, недавние финансовые кризисы в Южной Америке, Азии, Японии и др.).

«Financia» и «Financia categories» представляли собой самые употребляемые слова того времени, так как были связаны с самой дорогой вещью тех времен, а именно с золотом. В переводе с латинского языка они означают обязательную уплату денег и совокупность всех оплачиваемых денежных операций соответственно.

Однако где-то эти термины пользовались большой популярностью, но в странах Германии 18-19 века, разговоры о золоте, и все что с ним было связано, пытались не заводить, так как последние были связаны с взяточничеством, насилием и вымогательством.

Шло время, экономика стран развивалась, и в начале 19 века, Франция достигает небывалого экономического развития. Так как буржуазия Франции пользовалась большой популярностью, она решила изменить экономику путем Революции 1796 года. Известный финансист Ротшильд выдвинул современное толкование термина «категории финансов» являются совокупностью денежных операций, которые были необходимы для удовлетворения самых важных потребностей государства, а также для удовлетворения интересов общественных групп. В настоящее время финансы представляют одну из самых важных категорий экономики, которая отражает все действительные экономические отношения, возникающие в процессе планирования использования денежных средств.

Категории финансов являются характеристикой некоторой формы отношений, которые занимаются перераспределением и распределением части ВВП и национального дохода государства. Финансы всегда представляют денежные отношения, однако, не любые, а только финансовые отношения. Финансы или их непосредственное участие, в каком либо процессе всегда поддерживается различными правовыми актами, в то время как нефинансовые отношения правовой поддержки не имеют. Участники (субъект) финансовых отношений всегда самостоятельно определяют все нюансы условий обмена, также его размеры.

Чаще всего это происходит во время процессов купли-продажи, оформление кредитов или иных операций.
Однако понять сущность категории финансов можно только через современное объяснения термина финансов. Финансы в современно мире – это экономические отношения, которые участвуют в создании и распределении централизованных и децентрализованных фондов, которые выполняют все основные функции государства, а также занимаются вопросами расширения воспроизводства. Воспроизводство включает в себя как малый бизнес, так и большой.

Структура финансовых категорий включает в себя централизованные финансы, которые участвуют в создании денежных фондов, накапливаемых в национальной государственной бюджетной системе; децентрализованные финансы – денежные отношения, которые регулируют кругооборот и среду денежных предприятий.
Итогом к выше сказанному, можно сказать одно, что ни одно высокоразвитое государство, не сможет управлять своей экономикой без финансовых отношений. Так как именно они способствуют постоянной динамике, росту, улучшению качества предлагаемых продуктов на рынке как легкой, так и тяжелой промышленности.

Финансовая система - это совокупность различных сфер или звеньев финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве. (рисунки 7, 8)

Финансовая система включает в себя: финансы предприятий и организаций, страхование, государственные финансы. Все составляющие финансовой системы различаются методами формирования и использования фондов денежных средств.
Государственные финансы - это централизованные фонды денежных ресурсов, которые создаются путем распределения, перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства. Связь общегосударственных финансов и финансов предприятий объясняется не только тем, что они имеют единый источник своего формирования, созданный в сфере материального производства, но и из бюджета на свое воспроизводство. Тут и взаимосвязь, и взаимозависимость звеньев финансовой системы.
Главной составляющей государственных финансов является государственный бюджет.
Государственный бюджет - централизованный доход государства (роспись доходов и расходов).
Бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной. В доходной части показываются источники поступления денежных средств и их количественные характеристики. В расходной части указываются направления, сферы в которых расходуются деньги, и их количественные параметры. По размерам государственного бюджета можно судить об уровне экономического развития страны.
Если расходы превышают доходы, то это дефицит.
Если расходы равны доходам, то это бездефицитный бюджет.
Если доходы превышают расходы, то это профицит.
Главным источником бюджета являются налоги (70-80%), остальная часть таможенные пошлины, государственный заем, денежная эмиссия.
Внебюджетные фонды - совокупность финансовых ресурсов, имеющих строго целевое назначение и находящиеся в распоряжении федеральных, региональных или местных органов самоуправления.
Посредством формирования внебюджетных фондов происходит перераспределение национального дохода органами власти и управления в пользу определенных групп населения и приоритетных сфер экономики.
К внебюджетным фондам относятся: Пенсионный фонд (ПФ), фонд социального страхования (ФСС), фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС).К внебюджетным экономическим фондам относятся: отраслевые и межотраслевые фонды научно-исследовательских и опытно- конструкторских разработок (НИОКР),фонды развития жилищной сферы и т.д. В настоящее время произошло объединение средств внебюджетных фондов. С 2001 года введен единый социальный налог. Он предназначен для мобилизации средств на реализацию прав граждан: на государственную пенсию, социальное обеспечение и медицинскую помощь. Налог платят работодатели, производящие выплаты наемным работникам. Налоговой базой является сумма доходов выплаченных работникам за налоговый период (не входят в налогооблагаемую базу: государственные пособия, компенсационные выплаты, командировочные расходы в пределах установленных норм, сумма единовременной материальной помощи и т.д.) Не включаются в налогооблагаемую базу доходы, не превышающие 20000 рублей, и возмещение на приобретение медикаментов. Налогооблагаемая база определяется нарастающим итогом с начала года на каждого работающего. Налогоплательщики производят уплату авансовых платежей в срок, установленный для получения заработной платы в банке за истекший месяц, но не позднее 15 числа следующего месяца. Фонд занятости как самостоятельный фонд упразднился с 1.01.2000 и его функции переданы Министерству труда. Внебюджетные фонды в определенной мере служат резервом денежных средств.
Государственный кредит
В целях бесперебойного финансирования многообразных потребностей общества, государство может привлекать к покрытию своих расходов свободные средства предприятий, организаций и граждан.
Для дополнительного пополнения денежными ресурсами экономику страны государство может прибегнуть к эмиссии денег. Но эта мера не очень часто используется, т.к. чрезмерная эмиссия может привести к росту инфляции, обесценению денежных средств, росту цен, снижению жизненного уровня населения.
Следующим средством привлечения финансовых ресурсов государством является - государственный заем. Кредиторами выступают юридические и физические лица, заемщиком - государство. Государство продает на финансовом рынке облигации, казначейские обязательства и другие виды государственных ценных бумаг. Финансовый рынок является составной частью финансовой системы.
В настоящее время наиболее значительным по объему в составе финансового рынка является рынок ценных бумаг. Государство выпускает следующие виды ценных бумаг: ГКО (государственные краткосрочные облигации), ОФЗ (облигации государственного займа), ОГСЗ (облигации государственного сберегательного займа). Эти средства пополняют государственный долг.
Государственный долг представляет собой сумму выпущенных, но не погашенных государственных займов с начислением по ним процентов на определенную дату или определенный срок.
Государственный долг может быть внешним и внутренним. Внешний долг - это задолженность по внешним займам. Внутренний долг - это задолженность по внутренним займам. Отказ государства оплачивать свои долги называется дефолт.
Страхование - это особая социально-экономическая структура, где объектом купли - продажи выступает страховая защищенность.
Функции страхования:
1) формирование фонда денежных средств осуществляемая как плата за риски, которые берут на себя страховые компании. Страхование может быть добровольным и обязательным;
2) формирование инвестиционного потенциала страны. Страховой фонд страховых компаний - это временно свободные денежные средства, которые можно инвестировать в производство, недвижимость, банки, ЦБ и др;
Фонды страхования обеспечивают возмещение убытков от стихийных и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению.
Основные виды страхования:
1) социальное страхование (формирование пенсионного фонда);
2) имущественное страхование (дома, автомобили, урожай, животных и др.);
3) личное страхование (страхование жизни, детей)
4) международное страхование (страховые полисы лечения за границей);
5) страхование вкладов граждан.
Финансы предприятий и организаций
Финансы предприятий представляют собой часть финансовой системы, ее звено и характеризуют денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием денежных ресурсов по выполнению своих обязательств перед государством, другими предприятиями и фирмами, работниками и т.д.
Финансы предприятий занимают определенное и ключевое положение потому, что это реальный сектор экономики, здесь создаются материальные блага, производятся товары и оказываются услуги. Возникают следующие денежные отношения, направленные на образование уставного капитала и распределение доходов. Отношения, связанные договорными обязательствами с другими предприятиями, распределение прибыли, инвестирование средств в акции, облигации и др. ценные бумаги, получением дивидендов и др.; Отношения со страховыми организациями; отношения с государственным бюджетом; отношения с банками и др. В условиях рыночной экономики осуществляет свою деятельность на началах коммерческого расчета,целью которого являются получение прибыли.

Контрольные вопросы

1) что является экономической основой функционирования финансов?
2) каково необходимое условие возникновения финансов?
3) назовите признаки финансов как экономической категории;
4) возникают ли финансовые отношения на стадиях производства, обмена и потребления воспроизводственного процесса? Обоснуйте свой ответ;
5) что такое финансовые ресурсы? Чем они отличаются от денежных ресурсов, зарплаты, кредитных ресурсов?
6) возможно ли внутриотраслевое перераспределение финансовых ресурсов в условиях рыночной экономики?
7) каким образом (обособленно или во взаимосвязи) действую распределительная и контрольная функции финансов?
8) что такое государственные финансы? Какое место они занимают в общей финансовой системе страны?
9) какие звенья, исходя из их функционального назначения, можно выделить в составе государственных финансов? Каковы причины, обусловливающие их выделение?
10) сущность финансов предприятий. Общее с государственными финансами.

Ответственность сторон при расчетах.

В процессе расчетов, участвующие 3 стороны могут нарушить какие-либо обязательства. Например:

Поставщики, при нарушении графика поставки платят неустойку за недопоставленную в срок продукцию, при срыве графика платят штраф от всей суммы продукции, если поставили не все, что должны были также выплачивают неустойку.

Покупатели, при несвоевременной оплате выплачивают пеню (процент от невыплаченной суммы на каждый день).

Банк, при нарушении срока зачисление и перевода сумм, при ошибках в расчетах, адресах и.т.п, банк должен возместить сумму ущерба.

В Росси начиная с 1992 года, когда началась реформа, постоянно осуществляется совершенствование безналичных расчетов, Это выразилось в том, что увеличился объем безналичных расчетов от 50-60 % до 70- 80 % и вместе с этим уменьшение теневой экономики. Прекратились такие действия, как отправка фальшивых авизо.

Раздел 2: Теоретические основы финансов.

Лекция 1: Сущность и функции финансов.

Отношение финансов и категория финансов сформировались одновременно с возникновением государства, при развитии денежных отношений и при разделении общества на социальные группы, похожие на классы. Наибольшее развитие отношения финансов приобретают при капитализме (кон. XVI - нач. XVII в.) . Финансы - это неотъемлемая часть денежных отношений, а деньги являются материальной основой финансовых отношений. Если деньги - это всеобщий эквивалент, то финансы - это экономический способ распределения и перераспределения ВВП, национального дохода, это также средство контроля за образованием и расходованием фондов денежных средств.

Финансы (от лат. , доход, наличность,) – это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых происходит формирование, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Следовательно, финансы выражают денежные отношения, возникающие между:

- предприятиями , в процессе приобретения товарно-материальных ценностей и в процессе реализации товаров и услуг;

- между предприятиями и вышестоящими организациями , при создании централизованных денежных средств и при их распределении;

- между государством и предприятиями, при уплате налогов ;

- между государством и гражданами ;

- между отдельными звеньями бюджетной системы ;

- между страховыми организациями и клиентами ;

- денежные отношения, определяющие кругооборот фондов внутри предприятия .

2) Функции финансов проявляются в 3-х функциях:


1) распределительная функция, в рамках которой происходит первичное и вторичное распределение доходов. Первичные формируются в материальной сфере, там где создается национальный доход, и распределяются на доходы физических лиц, участвующих в производстве товаров и услуг,и доходы хозяйствующих субъектов. Затем происходит вторичное распределение или перераспределение, оно касается также доходов физических лиц и учреждений, работающих в нематериальной сфере;

2) контрольная функция, в финансовых отношениях контроль занимает значительное место, и организация его зависит от государственного устройства. В России осуществляется президентский контроль, правительственный контроль (в рамках которого есть министерство),финансовый контроль. В структуру министерства финансов входит казначейство – это организация, прямой обязанностью которой является распределение и контроль за бюджетными денежными средствами. Также, в рамках министерства образован финансовый контроль по вертикали управления; парламентский контроль; парламентом может назначаться специальный контроль, в рамках которого образована счетная палата (во главе Степашин) . Особенность: только счетная палата имеет право контролировать ЦБ, так как в странах с рыночной экономикой он отделен от правительства.

3) стимулирующая (регулирующая) функция , выражает регулирование государством финансовых отношений, путем изменения налоговой системы, предоставлением льгот и.т.п

Финансовая система – это совокупность различных звеньев финансовых отношений, каждые из которых характеризуются особенностями в формировании и использовании фонда денежных средств, и различной ролью в общественном воспроизводстве.

Финансовая система имеет 2 подсистемы . В первую входят общегосударственные финансы, которые должны обеспечивать потребности расширенного воспроизводства, на уровне народного хозяйства в целом.

Звенья 1 подсистемы:

Внебюджетные фонды;

Государственный кредит;

Система страхования (страховые фонды) .

2 подсистема включает в себя финансы хозяйствующих субъектов. В этой подсистеме, финансы используются для обеспечения воспроизводства на уровне отдельных предприятий или организаций. Хозяйствующие субъекты подразделяются по организационно-правовым формам (государственные, частные, акционерные, гражданские и.т.д – см. нормативный документ) .

Лекция 2: Государственный бюджет.

». Стоит помнить, что деньги - это бумажные или металлические знаки, которые выполняют функции обращения, меры стоимости. Финансы же представляют собой гораздо более широкую категорию.

В большинстве научных источников термин «финансы» расшифровывают как совокупность экономических отношений, которые возникают в процессе создания и движения денежных фондов различных структур. То есть они охватывают не только денежную, но и товарную сферу деятельности государства, юридических и физических лиц. Финансовые отношения возникают на каждом уровне воспроизводства, обмена и потребления продуктов, услуг и работ. Особенностями финансов являются их неосязаемость и вездесущность, так как они являются неотъемлемой частью любой социально-экономической категории.

Экономическая

У финансов долгая история появления и становления. Они являются одной из важнейших экономических категорий, потому и рассматривать их стоит с точки зрения экономических законов.

В развитии финансов выделяют два основных этапа:

  • Докапиталистическая стадия . В рамках этой формации происходило становление государства, выделением казны из совокупности прочих средств. На этом этапе также зарождаются товарные отношения.
  • Капиталистическая стадия. На этом этапе основная сумма финансов собрана в бюджетах.

Так как финансы являются экономической категорией, то их сущность и основные функции базируются на следующих законах экономики:

  • Закон стоимости.
  • Закон накопления.
  • Закон перераспределения по трудовым затратам.
  • Закон обращения денег.
  • Закон предложения и спроса.

Исходя из этого условия, можно выделить несколько основных признаков финансов:

  • Финансовые отношения носят только денежный характер.
  • Финансовые отношения всегда возникают в процессе распределения ресурсов.
  • Финансы взаимосвязаны с созданием и обращением накоплений и доходов. Все денежные средства в таком случае называются финансовыми ресурсами.

Финансы в качестве экономической категории выполняют три основные функции:

  • Они формируют денежные средства и фонды.
  • С помощью них осуществляется использование и распределение денежных средств и фондов.
  • Они обеспечивают контроль за денежными фондами.

Понятие финансовых ресурсов

Любые экономические отношения базируются и осуществляются с помощью каких-либо ресурсов.
Финансовые ресурсы представляют собой все денежные средства, которые находятся у физически и юридических лиц страны, органов государственной власти и местного самоуправления. Как и у любых ресурсов, у них имеются свои определенные источники, благодаря которым и происходит формирование фондов.

Эти источники можно классифицировать по трем разным уровням:

  • Хозяйствующие субъекты, то есть коммерческие и прочие организации. Финансовые ресурсы формируются за счет получения прибыли, амортизационных процессов, банковских кредитов, процентных платежей, дивидендов по акциям других компаний.
  • Население. В рамках этого уровня финансовые ресурсы складываются из зарплаты, премиальных выплат, надбавок, социальных выплат, расходов на командировки, доходов от участия в предпринимательстве и других источников.
  • Государство. Здесь ресурсы представляют собой совокупность доходов государственных и муниципальных организаций, доходов от приватизации, международной экономической деятельности, налоговых поступлений, кредитов, дотаций и прочих источников.

Отличия системы финансов от финансовой системы

В экономической теории между терминами « » и «финансовая система» проводится черта, которая отделяет эти понятия друг от друга. Однако, как показывает практика, не все могут ответить, в чем же состоит существенное различие между этими категориями.
Итак, система финансов является совокупностью денежных экономических отношений, которые идентичны по своему характеру и выполняют единую функцию в рамках экономической категории. Системы финансов формируются на различных уровнях и классифицируются в зависимости от места воспроизводства, обращения и использования финансовых ресурсов.

Выделяют такие основные системы:

  • Финансы государства и муниципалитета. На этом уровне находятся бюджетная система, внебюджетные фонды, финансовые ресурсы государственных и муниципальных организаций, имущество.
  • Корпоративные финансы или средства предприятий, коммерческих организаций.
  • Финансы банковской инвестиционной сферы, государственный кредит.
  • Международные финансы.
  • Финансовый , который состоит из рынка денег, капитала, кредита, ценных бумаг. Особое значение имеет , потому как именно он является самым активным звеном в процессе обращения финансовых ресурсов.

Финансовая система более подвижна, чем системы финансов, отличается высокой степенью и постоянством развития, регулярным формированием инновационных услуг и инструментов в сфере денежного обращения.

Финансовую систему можно назвать глобальной категорией, ведь она связывает рынки и посредников, обеспечивает движение денежных средств из одной сферы в другую.

Исходя из этого, термин «финансовая система» можно раскрыть следующим образом: это совокупность финансовых институтов, которые действуют согласно имеющимся законам, а также финансовых рынков, объединяющих различных его участников, обеспечивающих свободное движение ресурсов и их перераспределение между различными секторами экономики.

Основные элементы финансовой системы также формируются на трех уровнях - международных отношений, государства, хозяйствующих субъектов и населения. Особенность этой категории состоит в том, что все ее составляющие тесно связаны между собой, а потому развитие или, наоборот, одного уровня влияет на состояние другого уровня.

В настоящее время деятельность финансовой системы основывается на нескольких принципах:

  • От частного сектора и степени его развития зависит благополучие экономики государства.
  • Роль государства в деятельности частного сектора сводится к минимуму, то есть жесткий контроль отсутствует, правила зачастую определяются участниками рынка.
  • Основными источниками финансовых ресурсов являются рынки капитала (в том числе заемного) и .
  • Процессы глобализации, которые влекут за собой интеграцию различных финансовых систем.

Финансы играют огромную роль в рамках любого государства . Они пронизывают буквально каждый сектор экономики и формируются на различных уровнях. От обеспечения финансовыми ресурсами и их достаточностью в экономике страны зависит ее общее развитие и мощь на международной арене.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш